Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биология




Пояснительная записка

 

Основные содержательные линии курса биологии предполагают изучение:

· структурно-функциональных связей в биологических системах;

· физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике;

· способов передачи информации в онтогенезе и эволюции живых систем;

· иерархии и разнообразия живых систем как условия сохранения и устойчивого развития биосферы.

Программа поддерживает разные виды деятельности учащихся, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении учениками содержания курса:

- понятийное продвижение (совместная пробно-поисковая деятельность класса или групп учеников, направленная на открытие основных принципов функционирования, организации и развития живых систем;

- экспериментирование: планирование, постановка, проведение и анализ биологических опытов;

- применение открытых принципов к существующему многообразию жизненных форм (проверка учениками своих гипотез с помощью информационного поиска, конкретизация общих принципов на многообразии частных случаев);

- отработка необходимых умений, как практически-прикладного характера, например, умения работать со световым микроскопом, так и мыслительных навыков, например, умения менять способ рассмотрения биологического объекта в зависимости от характера задачи, строить осмысленные гипотезы о живых объектах, исходя из понимания общих принципов и закономерностей их функционирования и развития; на выездных практиках проводятся работы на природе (экологические рейды, натуралистические практики, практикумы по систематике и пр.), в ходе которых учениками применяются знания, умения, способы действий, освоенные во время школьных занятий;

- представление полученного коллективного или индивидуального результата исследования в качестве продукта, предъявляемого другим участникам сообщества: представление проекта на сайте, доклада на конференции и т.п.

Это позволяет развернуть активное освоение учениками содержания биологии в формах учебной, исследовательской и проектной деятельности, и в результате обеспечивает единство их знаний и умений в области биологии, а также в тех смежных областях, где реализуются факультативные образовательные модули.

Раздел 2

Требования к результатам изучения биологии в 6-9 классах

 

Благодаря изучению биологии в 6-9 классах должны быть получены следующие личностные результаты:

· представление о многообразии жизни и сложных взаимосвязях в биосфере, позволяющее вырабатывать осознанную и осмысленную позицию в отношении биологических процессов и явлений, своего места в мире;

· понимание уникальности и уязвимости жизни как природного явления, осознание ценности жизни человека и других живых существ Земли;

· установка на здоровый образ жизни;

· уважительное отношение к мировой и отечественной науке;

· способность продолжать изучение биологии, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.

 

Благодаря изучению биологии в 6-9 классах должны быть получены следующие метапредметные результаты, проверяемые на биологическом материале:

· способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность: формулировать вопрос в проблемной ситуации, искать способы действия для решения новой задачи, контролировать и оценивать ход уяснения содержания;

· умения и навыки экспериментирования (планирования опыта и наблюдения, подбора и использования оборудования и материалов с учётом возможных ограничений экспериментирования, соблюдения правил техники безопасности, описания и интерпретации результатов);

· умение осуществлять информационный поиск для решения задач в учебной, справочной, научно-популярной литературе, в сети Интернет, других поисковых системах;

· умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (тексты, схемы, таблицы, картосхемы, разрезы и пр.);

· умение использовать модели объектов и процессов для оценки воздействия разных факторов на ход процессов и прогнозирования изменений систем (в рамках изученного);

· способность осуществлять содержательное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения; описывать и характеризовать результаты своей исследовательской и практической деятельности, превращая результат своей работы в продукт, предназначенный для других.

Изучение биологии в 6-9 классах должно обеспечивать достижение следующих предметных результатов, проверяемых в соответствии с выделенными содержательными линиями и способами освоения содержания на изученном материале:

 

· понимание структурно-функциональных связей в биологических системах, позволяющее определять функции биологической системы по её текстовому описанию или графическому изображению и описывать особенности биологической структуры по её функции в биологической системе более высокого уровня организации;

· знание и понимание биологического разнообразия как условия сохранения и устойчивого развития биосферы, позволяющее устанавливать принадлежность живых существ к определенному царству и типу (отделу) живой природы; с помощью вспомогательных источников информации устанавливать систематическое положение животного или растения и выявлять структурно-функциональные особенности его организма; оценивать факторы, влияющие на биоразнообразие;

· понимание физиологических процессов организма в их взаимосвязи и динамике, позволяющее предсказывать последствия для организма нарушения одного из основных физиологических процессов путем выявления прямых и обратных, положительных и отрицательных связей; оценивать влияние на организм человека факторов среды; использовать знания о физиологических процессах для обоснования санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни;

· знание и понимание способов передачи информации в онтогенезе и эволюции живых систем, позволяющее использовать знание генетических основ передачи наследственной информации для решения простейших генетических задач, оценки факторов генетического риска, понимания основ селекции и биотехнологии; выявлять значение каждого из этапов размножения и индивидуального развития для самовоспроизведения биологического вида; связывать приспособленность живых существ с особенностями их среды обитания на основе понимания естественного происхождения существующих видов растений и животных, знания механизма эволюционного процесса и доказательств эволюции.

Раздел 3

Примерные задания для итоговой оценки

 

Традиционной особенностью учебного предмета биологии является обилие информации частного характера, мало связанной (или вовсе не связанной) с основными закономерностями, изучаемыми школьниками. Поэтому обычные варианты проверочных работ разного рода практически всегда опираются либо на значительную информированность ученика (проверка памяти), либо на его способность продуцировать гипотезы при отсутствии необходимых оснований для такого продуцирования. От этой порочной практики необходимо уходить.

Итоговая проверка должна показывать а) освоение учеником планируемых метапредметных результатов, т.е. умений и навыков продуктивного мышления, действия и взаимодействия (на материале биологии), б) освоение учеником предметных результатов: уровень владения учеником основными понятиями биологии (по выделенным содержательным линиям), его способность осуществлять действия, заявленные в перечне предметных результатов. Поэтому итоговая проверка должна предполагать минимальную опору на частную информацию (либо содержать эту информацию в самом диагностическом задании) и четкое представление о понятийных средствах, которые должны/могли сложиться у ученика в результате обучения.

Примерные задания для оценки метапредметных результатов

 

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

При сгорании кусочка хлеба образуются угли и зола. При сгорании кусочка сушёной рыбы можно наблюдать не только образование углей и золы, но и почувствовать очень неприятный запах. Антон считает, что так происходит потому, что в сушёной рыбе содержится больше белков, а в хлебе – больше углеводов. Вася думает, что неприятный запах возникает потому, что рыба пропиталась солями, растворёнными в морской воде.

 

1.А.

Планируемый результат – умение различать результат опыта и вывод из опыта (интерпретацию)

 


Подчеркните в тексте одной чертой описание РЕЗУЛЬТАТОВ опытов. Подчеркните двумя чертами описание ВЫВОДОВ из опытов.

 

1. Б.

Планируемый результат – умение планировать опыт в соответствии с гипотезой

 


Что нужно сделать Антону, чтобы доказать свою точку зрения? Дайте развёрнутый ответ.

Ответ:

 

 

Задание 2.

 

Прочитайте текст. Художник нарисовал анимацию по этому тексту.

На рисунке – фрагмент анимации. В чём ошибся художник? Дайте развёрнутый ответ.

Клетка хламидомонады имеет округлую или эллипсовидную форму и одета клеточной стенкой. В клетке имеется одно ядро, хроматофор (пластида), в который погружены глазок и сократительные вакуоли, находящиеся в передней части клетки. На переднем конце расположены также два жгутика, играющие роль органов движения.

В благоприятных условиях хламидомонада интенсивно размножается следующим образом: клетка останавливается, и все ее содержимое, несколько отстав от клеточной стенки, последовательно делится продольно на две, четыре или восемь частей. Эти дочерние клетки образуют жгутики и выходят наружу в виде зооспор, которые после непродолжительного роста сами приступают к такому же размножению.

 

Ответ:

 

 


Примерные задания для оценки предметных результатов

 

Задание 1 (базовый уровень)

 

При подъёме в гору воздух становится разреженным, и в лёгкие человека попадает меньше кислорода. Как это скажется на работе систем органов? Отметьте галочкой правильные утверждения.

¨ Частота вдоха и выдоха уменьшится

¨ Частота вдоха и выдоха увеличится

¨ Частота сердцебиений уменьшится

¨ Частота сердцебиений возрастёт

 

Задание 2 (повышенный уровень)

 

Личинка жука-щелкуна имеет твердое длинное тело длиной до 25 мм желтого или коричневого цвета. Она подгрызает стебли моркови у основания и выедает внутреннее содержимое корнеплода.

Не менее опасный враг моркови - морковная листоблошка. Это мелкое насекомое светло-зеленого цвета. Вред наносят как взрослая листоблошка, так и ее личинки. Как взрослые насекомые, так и личинки листоблошки питаются соком листьев моркови.

Почему урожай корнеплодов моркови в случае поражения морковной листоблошкой не выше, чем при поражении личинками жука-щелкуна, ведь листоблошка не портит корнеплоды?

Выберите три наиболее подходящих высказывания, из которых можно составить ответ на этот вопрос, и запишите их номера (В ПОРЯДКЕ ОБОСНОВАНИЯ ОТВЕТА), например А→Б→В.

А) У листоблошки вред наносят и сами насекомые, и их личинки, поэтому вредителей больше.

Б) Личинки жуков менее проворны, чем листоблошки.

В) Фотосинтезируют листья, а не корни моркови.

Г) Листоблошки зеленого цвета, поэтому птицы их не замечают.

Д) Органические вещества поступают в корень моркови и запасаются в нем.

Е) Эти причины делают листоблошку опасным врагом моркови.

Ж) Ослабление фотосинтеза уменьшает запасание органических веществ.

Ответ: ______________________________________________________





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.