В соответствии с вышеизложенным, образцы заданий для оценки уровня предметной компетентности при изучении химии в основной общеобразовательной школе могут быть представлены следующей таблицей.
Элементы содержания (содержательные линии)
Примеры заданий на определение уровня предметной компетентности
1.1. Вещества в природе, быту и технике. Различение физических и химических явлений по данным наблюдений и описаний. Употребление терминов чистое вещество, смесь и химическое соединение. Растворы и растворители. Приготовление смесей, способы их разделения и возможности очистки веществ от примесей. Состав смесей (растворов) и расчет количеств компонентов.
*Химическое превращение воды будет наблюдаться при...
1) фильтровании водного раствора поваренной соли
2) растворении в воде уксуса
3) ржавлении железа в воде
4) конденсации водяного пара
*При превращении воды в пар не происходит химической реакции, так как:
1) вода и водяной пар состоят из одинаковых молекул
2) испарение воды требует нагревания
3) при конденсации пара выделяется теплота
4) водяной пар не содержит кислорода
*При растворении иода в спирте молекулы спирта...
1) остаются неизменными
2) окрашиваются в коричневый цвет
3) распадаются на атомы
4) превращаются в молекулы йода
**Составьте план разделения смеси медных, железных и деревянных опилок с помощью подручных средств.
**В двух одинаковых баночках находятся мелкорастертые порошки сахара и соли. Как, не пробуя на вкус, различить эти вещества?
***.Растиранием синих кристаллов медного купороса с желтой порошковой серой можно приготовить краску, неотличимую на вид от зеленой краски, приготовленной из растертого малахита. Расскажите, как отличить подделку
***Проверьте на опыте. Древнеримский ученый Плиний Старший, живший в I веке н.э. писал в одной из своих книг: «…существует своеобразный факт, что если ввести в 5 весовых частей воды больше одной весовой части соли, растворяющее действие воды будет истрачено и больше соль уже не растворится». Проверьте это наблюдение на опыте и по современным табличным данным. Для всех ли солей справедлив такой вывод?
***Для растворения некоторых препаратов в медицине применяют вместо воды 0,85% раствор поваренной соли, называемый физиологическим. Сколько граммов соли попадет в организм человека, если для при использовании для инъекции.
***Содержание солей в морской воде может достигать 3,5% по массе. Каким станет содержание соли (в %), если при выпаривании некоторого количества воды из образца такой воды его масса уменьшилась вдвое?
1.2. Химические элементы.. Соотношение понятий элемент, атом, молекула, простое вещество, сложное вещество и использование этих терминов. Употребление символов химических элементов. Определение числа элементов в составе вещества, числа атомов в структурной единице по формуле. Распознавание простых и сложных веществ по формуле или словесному описанию состава Общие признаки отличия простых веществ металлов и отсутствие их у неметаллов. Отсутствие внешних признаков металлов у их соединений.
*К простому веществу водороду относится высказывание:
1) он содержится в земной атмосфере в больших количествах
2) его нельзя собирать методом вытеснения воды
3) при растворении в воде он образует кислоту
4) его нельзя собрать в пробирку, расположенную дном вниз
*Химический элемент углерод входит в состав вещества, формула
которого...
1) H2SO4
2) Na2СО3
3) СоО
4) UО2
*Вещество состава Н3РО4 не содержит элемента...
1) фтора
2) кислорода
3) фосфора
4) водорода
**Мел при прокаливании разлагается на известь и углекислый газ. Какие элементы содержит мел?
**Справочник указывает,что 100 г яичного желтка содержится 8,6 мг железа. Какую ошибку может сделать при прочтении этих данных человек, не изучавший химии?
*** Джон Дальтон в многотомном труде «Новая система химической философии» (1808) изложил свои взгляды на строение вещества так: «Уже одно наблюдение различных агрегатных состояний вещества должно привести к тому заключению, что все тела состоят из колоссального количества крайне ничтожных частиц, или атомов, связанных между собой более или менее значительной в зависимости от обстоятельств силой притяжения». Могли бы Вы пояснить читателю этого текста современную трактовку этого вопроса?
*** В книге Роберта Бойля “О происхождении форм и качеств” (1666 г.) содержится такое описание: “Хотя атомы серы и ртути в веществе, называемом киноварью, тесно спаяны между собой, совместно улетучиваются при возгонке, не будучи разделяемы огнем… однако, прекрасно известно, что при тесном смешении киновари с железом атомы железа сильнее соединяются с атомами серы, чем эти последние были соединены до того с ртутью, и вследствие этого из ярко-красной киновари мы получаем ртуть”. Опишите происходящее на химическом языке.
1.3.Химические соединения. Валентность. Взаимное соответствие формул соединений и валентности элементов. Смысл индекса элемента в химической формуле. Определение качественного и количественного состава вещества по формуле. Отражение состава вещества в систематическом названии.
*Соединение трехвалентного азота с кислородом имеет формулу:
1) NH3
2) HNO3
3) NO2
4) N2O3
*Соединение состава АВ могут образовать элементы:
1) водород и сера
2) водород и кислород
3) цинк и кислород
4) калий и кислород
*Название "гидрид алюминия" должно соответствовать соединению:
1) алюминия с кислородом
2) алюминия с водородом
3) алюминия с водородом и кислородом
4) алюминия с азотом
** В этом ряду находится пара формул веществ, в которых сера проявляет одинаковую валентность. Найдите их. 1) H2SO4 2) SO2 3) SO3 4) H2S
** Кальциевая соль азотистой кислоты имеет формулу Ca(NO2)2. Формула самой азотистой кислоты...
1) N2O4
2) H2N2O4
3) HNO2
4) NO2
** Элемент свинец никогда не бывает трехвалентным, однако образует известное соединение, формула которого Pb2O3. Каким образом атомы свинца проявляют в этом веществе свою обычную валентность?
*** Анализ некоторых веществ, проведенный в середине XIX века установил формулы некоторых веществ, вызвал горячие споры среди ученых по поводу применимости понятия валентность к некоторым элементам. Этот вопрос был блестяще разрешен русским ученым А.М.Бутлеровым, предложившим для объяснения необычного состава этих веществ использовать значение совершенно обычной валентности составляющих их элементов. Поясните суть вопроса и его решение на примерах веществ, имеющих формулы C3H8 и C3H4. Приведите свои аналогичные примеры и их объяснение.
*** На 16 г кислорода в одном из оксидов некоторого элемента приходится 14 г, а в другом – 7 г. Что это за элемент и какую валентность он проявляет в этих соединениях?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление