Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация погрузочно-разгрузочных




Ен

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ РАБОТ

На грузоподъемных работах используются различные грузозахватные устройства, которые разделяются на универсальные (для различных видов груза) и специальные (для отдельных видов груза).

К универсальным грузозахватным устройствам относятся стропы, сетки, траверсы и подвески, площадки и ковши (парашюты) и др.

Строп (рис. 6.9) представляет собой растительный или стальной трос, концы которого сращены, так что образуют замкнутое кольцо (у растительных стропов) и петли (огоны, гаши) на обоих концах (у стальных стропов).

Растительные стропы имеют длину от 6 до 15 м, стальные — от 4 до 40 м. Выбор длины стропа имеет большое значение для повышения производительности грузоподъемных работ.

При малой длине на строп не укладывается необходимое количество груза и масса подъема оказывается недостаточ-


132 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

s-*

V

И

ной для нормальной загрузки грузоподъемного устройства. При значительной длине стропа затрудняется вынос груза из трюма, увеличивается время его подъема и опускания.

Работать с длинным стропом менее удобно, чем с коротким. В зависимости от способа подъема груза строп испытывает различные усилия натяжения, величина которого зависит от угла, образуемого ветвями стропа у крюка грузоподъемного механизма. Чем больше этот угол, тем большее натяжение испытывает строп (рис. 6.10). Так, если в вертикальном положении ветви стропа испытывают натяжение, равное половине массы груза, то при угле 90° натяжение увеличивается почти в 1,5 раза, а при 120° — в 2 раза.

Для перегрузки грузов, боящихся большого сжатия, применяется строп с брезентом. Он состоит из четырех продольных ветвей тонкого троса, переплетенных поперечными тросами, поверх которых нашивается брезент. Для затягивания подъема к строну присоединены затяжные стропы различной длины из более толстого троса.

Рис. 6.9. Универсальные

стропы:

/ — растительный строп; 2 — стальной строп

2>5

Рис. 6.10. Натяжение ветвей стропа в зависимости от угла их подвески

6.3. Приспособления для грузоподъемных работ. 133

В некоторых случаях при перегрузке груза с перецепкой от гака одного грузоподъемного механизма на другой используется строп с двумя петлями (рис. 6.11). Груз укладывают на основную часть стропа, а при застропке обе петли продеваются через него. Одна из петель надевается на галс грузоподъемного механизма, а другая остается свободной. Для перецепки подъема необходимо свободную петлю надеть на гак другого грузоподъемного механизма, ослабить и снять первую петлю.

Для перегрузки различных штучных грузов, ящиков, длинномеров, тяжеловесов, оборудования и др. служат стальные стропы. Наиболее распространены парные стропы — два стальных стропа одинаковой длины с четырьмя петлями (огонами) на концах. Рис. 6.11.

В зависимости от рода груза и уело- Строп с двумя вий погрузки применяются следующие спо- петлями собы застропки груза:

— застропка «взатяжку» (рис. 6.12, а). Один из концов стропа при помощи соединительной скобы захватывает

Рис. 6.12. Застропка груза стальными стропами:

а—застропка «взатяжку»; б — застропка «в люльку»


134 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

трос, образуя петлю, в которой зажимается груз. Этот способ вполне надежный и используется в тех случаях, когда перегружаемый груз не боится сжатия и кантования. Чтобы стропы меньше изнашивались, применяется роликовая скоба;

— застропка «в люльку» (рис. 6.12, б). Этот способ используется при перегрузке крупногабаритных тяжестей и грузов, боящихся сдавливания. Стропы подводятся под грузовое место своей серединой, и четыре петли двух парных стропов надеваются на крюк крана.

Рис. 6.13. Подвеска с распорной рамой

и двумя траверсами:

/ — гак грузоподъемного устройства; 2—распор^ ная рама; 3 — траверсы (размеры, мм)

6.3. Приспособления для грузоподъемных работ 135

Для удержания груза строп подводится так, чтобы центр тяжести груза находился в середине, между ветвями стропа.

Во избежание сжатия груза стропами применяются деревянные и металлические распорки.

Для перегрузки грузов, не боящихся сжатия (мешки, автопокрышки и др.), в некоторых случаях используются грузовые сетки из растительных или стальных тросов. Выбор материала сеток зависит от рода перегружаемого груза, варианта работ и других условий.

Для застропки ковшей, парашютов, сеток и поддонов применяются различные подвески, представляющие собой четыре стальных стропа длиной по 2,5—3 м, присоединенных к общему кольцу, надеваемому на крюк крана или лебедки. На нижних концах стропов навешены крючья (для застропки сеток) или скобы (для ковшей, парашютов). Для предохранения груза от сжатия стропы подвески разводятся в стороны с помощью распорной рамы (рис. 6.13). Для подъема поддонов на стропах подвески закрепляются две металлические перекладины квадратного сечения, которые подводятся под консольные (выступающие) части поддонов.

Для лучшего использования грузоподъемности крана формируются подъемы из двух, трез; или четырех нагруженных поддонов. Для этого применяются удлиненные подвески или подвески-балансиры (рис. 6.14).

Рис. 6.14. Удлиненные подвески для двух поддонов с мешками


136 ^л- 6- Погрузочно-разгрузочные работы на кораблик

Траверсы используются при перегрузке длинномерных и тяжеловесных грузов. Для перегрузки длинномерных грузов, переносимых в горизонтальном положении, применяют-

Рис. 6.15. Траверсы:

а — траверса для длинномеров; б — траверса для тяжеловесов

ся траверсы (рис. 6.15). Перегрузка тяжеловесных грузов, масса которых превышает грузоподъемность кранов, производится двумя кранами с помощью специальной траверсы.

6.3. Приспособления для грузоподъемных работ 137

Тяжеловесные грузы, имеющие значительную длину (более 8 м), перегружаются двумя кранами без траверсы при одинаковых технических данных кранов — скорости подъема, поворота и т. д. Если краны имеют различные технические данные или тяжеловесный груз малогабаритный, пользуются траверсой.

Парашюты (ковши) бывают различной формы и размеров, металлические и деревянные (с металлической оковкой). Наиболее широко распространены большие металлические парашюты (рис. 6.16), предназначенные для пере-

Рис. 6.16. Большой металлический парашют (ковш)

грузки некоторых навалочных и штучных грузов. Длина ковша составляет 2,3—2,5 м, ширина 1,8—1,9 м и высота 0,3—0,5 м; грузоподъемность парашюта 2—5 т. В некоторых случаях применяются парашюты грузоподъемностью 10 т, имеющие большие габариты.

При погрузочно-разгрузочных работах широко используются многочисленные простейшие приспособления и инвентарь.

Канифас-блоки служат для подтаскивания грузов в подпалубном пространстве. Одна щека канифас-блока (рис. 6.17) откидная, что дает возможность закладывать

Рис. 6.17. Канифас-блок


138 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

(вынимать) в него трос средней частью, не продергивая его с конца, как при обыкновенном блоке. Допускаемая нагрузка канифас-блока от 1 до 10 т.

Грузовые скобы применяются для соединения тросов, а также для присоединения к стропам различных грузозахватных приспособлений (рис. 6.18). Грузовая скоба пред-

Рис. 6.18. Такелажные скобы: / — спинка; 2 — лопатка; 3 — болт

ставляет собой стальную дугу с проушинами на концах. В проушины входит штырь с винтовой нарезкой на конце, соответствующей нарезке проушины скобы. Допускаемая нагрузка скобы от 0,2 до 20 т.

Винтовые талрецы предназначаются для крепления палубных грузов, в том числе боевой, автотракторной и специальной техники (рис. 6.19). Талреп состоит из соединительной муфты и двух штырей с винтовой нарезкой. На одном штыре нарезка правая, на другом левая. Внутри соединительная муфта также имеет правую и левую нарезку. При повороте муфты штыри сближаются и натягивают трос.

Зажимы для стальных тросов применяются для крепления грузов тросами. Зажим (рис. 6.20) состоит из корпуса и дуги с нарезанными концами. Дуга прижимается к корпусу двумя гайками, тем самым надежно зажимая и удерживая соединенные тросы.

Для проведения погрузочно-разгрузочных работ используется различный инвентарь: ломы с лапкой, ломы с роликами для перемещения тяжеловесов, ломы для кантовки балок, шпунта и т. д., металлические багры, крючки, колесные тачки и пр. Кроме того, применяются ножницы для

е.З. Йриспособленйя для грузоподъемных работ 139*

H

Рис. 6.19. Талрепы: а —- закрытый; б — открытый; в — вертлюжный

Рис. 6.20. Тросовые зажимы:

а — фигурный зажим; б — зажим с двухсторонней затяжкой; в — скоба-хомут

резки проволоки, зубила и молоты для рубки тросов, различного рода закрутки для крепления грузов и другие приспособления.


140 ^л- 6- Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

6.4. ВИДЫ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ

Грузы, перевозимые морем, по своим физическим, химическим, механическим и другим свойствам разделяются на различные виды. Многие из этих свойств оказывают решающее влияние на определение способов перегрузки и хранения грузов.

По своим свойствам грузы делятся на следующие виды:

гигроскопические. — легко впитывающие влагу, под действием которой теряют свои качества (сахар, соль, карбид и др.);

скоропортящиеся — мясо, рыба, масло, фрукты, овощи и др.;

— легко воспринимающие посторонние запахи (сахар, чай, мука, крупа и др.) или обладающие специфическими запахами (рыба, кожсырье, керосин, нефть и др.);

— смерзающиеся и слеживающиеся—сульфат аммония, суперфосфат, поваренная и калийная соль, различные руды и др.;

опасные грузы, которые при перегрузке, перевозке или хранении могут явиться причиной пожара или взрыва. Перегрузка этих грузов производится по особым правилам и инструкциям.

Грузы, перевозимые морским транспортом, делятся на сухие (сухогрузы) и жидкие (наливные).

Сухогрузы бывают навалочными, насыпными и штучными.

Навалочные грузы транспортируются на судах навалом. К ним относятся уголь, гравий, руда, песок и т. д.

Насыпные грузы — зерно, соевые бобы, порошкообразные грузы, которые перевозятся насыпью.

Штучные грузы — упакованные и неупакованные грузы, состоящие из отдельных мест. К ним относятся ящичные, мешковые, киповые, бочковые, рулонные грузы, проволока в кругах, металл в пачках и связках, цветные металль1 в чушках, станки, машины, различное оборудование, а также длинномерные и тяжеловесные грузы. Ввиду особенностей перегрузки длинномерные и тяжеловесные грузы иногда выделяются в самостоятельные группы.

Номенклатура штучных грузов чрезвычайно разнообразна. Поэтому рассмотрим те из них, которые наиболее часто перевозятся морем.

6.4. Ёиды перевозимых грузой

Грузы в ящиках. Продовольствие, табачные, винно-водочные и кожевенные изделия, мелкие запасные части, аппаратура, станки, моторы, оборудование, легковые автомашины и многие другие специальные грузы транспортируются в ящиках.

По массе ящичные грузы можно разделить на три группы: до 80 кг (перегружает один человек), до 250 кг (перегружают несколько человек, объединенных в группу, с помощью простейших механизмов и приспособлений) и более 250 кг (перегрузка осуществляется механизмами перегрузки).

Грузы в мешках. Продовольственные грузы — сахар, рис, мука, крупа, кофе, перец и др. — перевозятся в тканевых мешках, имеющих четыре категории. К морской перевозке принимаются мешки первой категории (без следов починки) с двойной ушивкой. Некоторые грузы — сахар, крупа.— требуют двойной мешкотары.

Масса мешка сахара-песка — 50—70 кг, рафинада — 75 кг, сахара-сырца— 117 кг. Стандартная масса мешка муки и крупы 60—70 кг.

Грузы в кипах. Кипы могут быть прессованными (обтянутыми металлической полосой или проволокой) и непрессованными. В прессованные кипы упаковывают хлопок, джут, каучук, табак и т. п. Хлопок — пылеемкий, гигроскопический и очень огнеопасный груз. Обнаружить его горение сразу невозможно, так как вначале кипа тлеет внутри, а для ее возгорания достаточно небольшой искры. Масса кипы хлопка составляет от 114 до 350 кг, каучука — 113,4 кг, джута — 190 кг, табака — 25—50 кг.

Грузы в бочках. Нефтепродукты, кислоты, битум, сода, вино и спирт растительные масла и другие грузы перевозятся в бочках. Масса бочек от 180 до 340 кг. Нефтепродукты, спирт — л екго воспламеняющийся груз. Относятся к категории опасных. Бочки укладываются пробками вверх.

Тяжеловесные грузы. Они могут быть упакованы в ящики, клетки или не иметь упаковки. В ящиках перевозятся станки, автомашины, детали оборудования, запасные части, узлы, агрегаты к машинам, которые необходимо предохранить от влияния атмосферных условий.

Тяжелая военная техника может перевозиться без упаковки. Масса отдельных мест тяжеловесных грузов от 3 до 100 т и более.


142 Гл. 6. Погрузочно-разгрузочные работы на кораблях

Отравляющие и ядовитые грузы — киелоты (серная, азотная, уксусная и др.), нашатырный спирт и перекись водорода, едкие вещества (сода каустическая, гипохлорит натрия и др.), ядовитые (сулема, синильная кислота, хлорпикрин и др.) и газообразные (кислород, ацетилен и др.) вещества.

Кислота, нашатырный спирт и перекись водорода перевозятся в стеклянных бутылях, упакованных в корзины. Масса одного места до 50 кг. Иногда эти грузы транспортируются в прочных металлических бочках массой 100—150 кг.

Ядовитые вещества перевозятся в герметично закупоренной металлической таре; газообразные — в стальных баллонах массой до 100 кг. Колпаки баллонов должны быть запломбированы.

Воинскими грузами являются: вооружение, различная боевая и специальная техника, боеприпасы, горючее, продовольствие, техническое имущество, обмундирование, медицинское имущество, восстановительные материалы и др. Они разделяются на следующие виды:

— тароупаковочные и штучные (в ящиках, бочках, мешках, кулях, бумажных пакетах, кипах и тюках);

— жидкие и вязкие (горючее, масла, смазки и различные жидкости);

— тяжеловесные (боевые, специальные и транспортные машины, орудия, минометы, агрегаты машин и т. д.);

— навалочные (зерно, овощи и некоторые строительные материалы).

По степени опасности эти грузы делятся на особо опасные (радиоактивные, взрывоопасные, отравляющие), опасные (боеприпасы, взрывчатые вещества — ВВ, горючие и химические вещества) и неопасные (боевая техника, вооружение, продовольствие и др.).

К опасным грузам относятся вещества, которые при погрузке, перевозке и выгрузке могут явиться причиной взрыва, пожара, повреждения или порчи судна, его оборудования, зданий, сооружений, грузов, а также увечья, отравления, ожогов или облучения людей.

Упаковка опасных грузов должна отвечать требованиям соответствующих правил и инструкций по их перевозке морским транспортом. Она должна быть прежде всего прочной и исправной, отвечать техническим условиям и гаран-

6.5. Организация погрузочно-разгрузочных работ 143

тировать сохранность груза от повреждения, рассыпания или утечки содержимого.

Особо опасные грузы должны быть в заводской упаковке. Каждое отдельное место груза со взрывчатыми веществами (ВВ), сильнодействующими ядовитыми веществами (ЯВ), со сжатыми и сжиженными газами (СГ) и с радиоактивными веществами (PB) должно быть опломбировано.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.