Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. НЕКОТОРЫЕ МОРСКИЕ ТЕРМИНЫ И ИХ КРАТКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Читайте также:
  1. I Краткое знакомство с DETILES
  2. I. Какой строй занимал главенствующее значение в период медицины Древнего мира?
  3. I.Назначение и область применения
  4. II. Количество и назначение ученических тетрадей
  5. II.5.9. Некоторые особенности консультативной работы со старшими школьниками.
  6. IV. Практические наставления. Сила и значение веры, ветхозаветные примеры веры. (10.19-13.25).
  7. R Некоторые особенности допроса обвиняемого.
  8. VI. Дайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
  9. XVIII ВЕК. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
  10. Абсолютное значение одного процента прироста.
  11. Административные процедуры в деятельности органов публичной администрации, их значение для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.



Аванпорт— внешняя часть порта, огражденная молами, волноломами или защищенная естественными укрытиями. Служит для стоянки кораблей на якоре в ожидании входа в порт или для частичной разгрузки судов.

Аврал— работа на корабле, в которой участвует весь личный состав или большая его часть.

Автопрокладчик— электронавигационный прибор, предназначенный для автоматической прокладки на навигационной карте пути корабля по данным курса от гирокомпаса и пройденного кораблем расстояния — от лага.

Акватория— участок моря, бухты или гавани (порта), предназначенный для определенных целей. Например, акватория для военных кораблей в торговом порту.

Акваланг— индивидуальный водолазный аппарат. При спуске под воду с аквалангом водолаз дышит воздухом, находящимся в баллонах.

Амфибия— транспортная или боевая машина, приспособленная для движения по суше и воде.

Аппарель— основная часть высадочного устройства на десантном корабле (сходня), предназначенная для выхода с корабля и входа на него танков, бронетраспортеров и других подвижных средств.

Атомоход— общее название кораблей, имеющих в качестве источников энергии атомную силовую установку.

Ахтерпик— концевой кормовой отсек судна, простирающийся от кормовой (ахтерпиковой) переборки до ахтерштевня.

Ахтерштевень— нижняя кормовая оконечность корабля.

Бак— носовая часть верхней палубы корабля, идущая от форштевня до фок-мачты или боевой рубки.

Бакштов— конец растительного троса, выпускаемый с кормы корабля, стоящего на якоре, для крепления за негр


Приложения

находящихся на воде корабельных катеров и шлюпок в ненастную погоду.

Балласт — жидкий или твердый груз (вода, чугунные болванки, камень, песок и др.), принимаемый на корабль или судно для улучшения его мореходных качеств — остойчивости, устойчивости на курсе, управляемости, заглубления гребного винта и др.

Баллерруля — ось вращения руля.

Бар— поперечная подводная гряда или подводный вал, которые образуются от скопления осадков грунта в результате взаимодействия морских волн и течения реки. Баром называют также мель, лежащую поперек входа в бухту.

Барказы и полубарказы— самые большие шлюпки (22- и 14-весельные), служащие для перевозки большого числа команды, тяжелых грузов и т. п. Моторные барказы приводятся в движение небольшими двигателями внутреннего сгорания.

Бимсы— подпалубные поперечные балки набора корабля, служащие для поддержания палубы и придания ей жесткости.

Бимсы продольные— продольные подпалубные балки современных больших военных кораблей с продольной системой набора.

Битенг— чугунная или стальная полая тумба, прочно укрепленная на .палубе на пути движения" якорной цепи. Служит для уменьшения скорости движения якорной цепи при отдаче (опускании) якоря за счет трения ее о поверхность битенга.



Блистер— противоминное утолщение корабля.

Боевая рубка— специально оборудованное помещение в надстройке, вблизи фок-мачты, где находится главный командный пункт корабля.

Боевой курс— курс, на котором кораблем (самолетом) осуществляется фактическое использование оружия: ракетная или артиллерийская стрельба, стрельба торпедами, постановка мин и т. п.

Бортовая (боковая) качка— колебания корабля вокруг его продольной оси (с борта на борт).

«Большой сбор».1. Построение личного состава корабля в торжественных случаях (подъем Военно-морского флага, морской парад, встреча глав правительств Советского Союза и иностранных государств) и в других случаях, напри-

О. НекоЮрыё морские ±ермины и их значение 23В

мер во время инспекторского смотра. 2. Сигнал на горне и звонком, означающий построение личного состава корабля.

Бомбы глубинные(противолодочные) — бомбы, предназначенные для поражения подводных лодок, находящихся в подводном положении.

Бон— плавучее сооружение (деревянный или железный плот), ставящееся перпендикулярно к берегу и оборудованное устройствами для швартовки к ним малых судов. Один конец бона крепится к мертвому якорю, а другой — к устроенному на берегу основанию бона — корню.

Боновое заграждение(боны) —плавучее ограждение, используемое для защиты места стоянки кораблей от проникновения надводных кораблей, подводных лодок, торпед, плавающих мин.

Борт— боковая сторона поверхности корабля.

Борт надводный— часть борта от действующей ватерлинии до верхней палубы.

Бот— небольшое гребное, парусное или моторное судно, предназначенное для различных перевозок, рыболовного или охотничьего промысла или специального назначения (лоцманский бот, промысловый бот, мотобот, швертбот и т. п.).

Ботдек(шлюпочная палуба) — палуба на гражданских судах, предназначенная для размещения спасательных шлюпок.

Бочка— поплавок железной сварной или клепаной конструкции, поддерживающий цепь (бридель), идущую от якоря большого веса, лежащего на грунте (мертвый якорь). Служит для стоянки кораблей в гаванях и на рейдах.

Брандвахта— судно, поставленное в гавани на рейде для наблюдения за движением судов и особенно за входом на рейд и выходом с него, режимом скоростей при проходе по рейду, выполнением правил для предупреждения столкновения судов и т. п.

Брашпиль— специальная лебедка с горизонтальным валом, обычно устанавливаемая в носовой части судна и служащая для подъема якорной цепи и якоря, а также для швартовки.

Бридель— прочная цепь, соединяющая швартовную бочку с мертвым якорем.

Бриз— ветер, дующий вследствие неравномерности нагревания суши и воды днем с моря на сушу (морской бриз), ночью — с суши на море (береговой бриз).


236

Приложения

Бронекатер — военный корабль небольшого водоизмещения, предназначенный для действий в шхерных районах и на реках. Имеет одно-два орудия малого или среднего калибра и бронирование, защищающее его жизненные части от снарядов такого же калибра.

Бросательный конец — специальный трос для подачи его на сравнительно большие расстояния при подходе корабля (судна) к пристани, пирсу, стенке и т. п. Состоит из линя, оканчивающегося грузом.

Буй — плавучий предостерегательный знак для ограждения навигационных опасностей или фарватеров, представляющий собой большой металлический поплавок с надстройкой.

Буксир. 1. Трос, при помощи которого буксируют другое судно или корабль. 2. Буксирное судно, предназначенное и оборудованное для буксировки других судов и различных плавучих средств (доков, кранов и т. п.).

Були. 1. Легкий корпус полуторакорпусной подводной лодки, расположенный на значительной длине бортов в виде полусферических наделок. 2. Одна из систем конструктивной подводной защиты с бортовыми наделками, применяемая на тяжелых крейсерах, авианосцах и др.

Бухта — небольшой залив, защищенный от ветра и волнения, открытый к морю с какой-либо одной стороны и удобный для стоянки кораблей.

Валкость корабля — способность корабля наклоняться (крениться) под действием ветра или при перемещении груза. Малая устойчивость корабля вызывает его большую валкость, что является недостатком корабля.

Ванты — снасти стоячего (постоянно закрепленного) такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брамстеньги с бортов.

Ватервейс — водосток на верхней палубе по бортам судна.

Ватерлиния — теоретическая кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды. Характеризует форму корпуса (обводы) в горизонтальной плоскости.

Вахта — особый вид дежурства на корабле, устанавливаемый в случаях, когда необходимы постоянная бдительность и безотлучное пребывание на посту.

Верп, верп-анкер — вспомогательный якорь на корабле,

I. Некоторые морские термины н их значение 237

по весу равный 1/6 веса станового якоря. Применяется при снятии корабля с мели, подтягивании кормы и т. п.

Вертолетоносец — корабль специальной постройки, предназначенный для перевозки и боевого использования вертолетов. Десантные вертолетоносцы способны перевозить морем десант и высаживать его на берег с помощью вертолетов.

Вертикальная качка — колебания корабля в вертикальном направлении в виде периодических движений — всплытия и погружения.

Вест — запад; название одного из главных румбов.

Веха — плавучий предостерегательный знак в виде длинного шеста на морях, озерах и реках для ограждения навигационных опасностей и указания фарватеров.

Вместимость судна регистровая — объем всех его помещений до верхней палубы, измеряемый в регистровых тоннах (1 per. т равна 2,83 м3).

Различают валовую или полную вместимость (брутто) и чистую вместимость (нетто). Чистую вместимость получают, вычитая из валовой вместимости объем помещений, непригодных для перевозки пассажиров и коммерческих грузов.

Водоизмещение весовое — вес воды, вытесненной плавающим кораблем; равен весу данного корабля; измеряется в тоннах.

Водоизмещение объемное — объем воды, вытесненной плавающим кораблем; измеряется в кубических метрах.

Водоизмещение стандартное — масса корабля в тоннах, оборудованного всеми механизмами, устройствами, вооружением и укомплектованного личным составом, но без запасов топлива, смазочных материалов и питательной воды для паросиловых установок. Термин «водоизмещение стандартное» применяется только для характеристики военных кораблей.

Водометные корабли — корабли с водометными движителями.

Выстрел — рангоутное дерево или металлическая балка, прикрепленная к борту корабля шарнирным соединением и расположенная перпендикулярно к нему. Служит для постановки и крепления шлюпок и катеров во время якорной стоянки и для посадки личного состава в шлюпку (катер).

Вьюшка — барабан в виде катушки для наматывания на него тросов.


Приложений

Гавань— естественно или искусственно защищенный, укрытый сморя участок водного пространства, удобный для стоянки кораблей близ берега, а также для погрузки (разгрузки) и ремонта.

Газотурбоход— судно, имеющее в качестве главной энергетической установки газовые турбины.

Газотурбоэлектроход— судно, имеющее газотурбинную главную энергетическую установку с электромоторами в качестве главных двигателей.

Гак— стальной кованый крюк, используемый на кораблях для крепления за него тросов и цепей при подъеме грузов, шлюпок и т. п.

Гакаборт— верхняя закругленная часть кормовой оконечности корабля.

Галс 1.Положение судна относительно ветра (левый галс, если ветер дует с левой стороны). 2. Отрезок пути корабля"(от поворота до поворота), производящего траление, промер или пробег по мерной линии.

Гальюн— уборная на корабле.

Гафель— специальный рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты сзади нее. На кораблях и вспомогательных судах служит для подъема Военно-морского флага.

Гельмпорт— отверстие в подзоре кормы или ахтерштевне, через которое проходит баллер руля.

Главная энергетическая установка— установка, обеспечивающая кораблю движение.

Глубина трюма— расстояние от верхней кромки бимса верхней палубы до внутренней обшивки у кильсона или до верхней поверхности деревянной обшивки двойного дна (у судов с двойным дном), измеряемое в диаметральной плоскости у миделя судна.

Грот. 1.Мачта на корабле, вторая от носа. 2. Нижний парус на грот-мачте, прикрепляемый к грот-рею.

Груз— общее название всех предметов (товаров), погруженных на судно. Различают груз: генеральный — упакованный сухой груз, перевозимый в виде отдельных мест; навалочный — однородный сыпучий груз (уголь, зерно, руда и т. п.); наливной — нефтепродукты, спирт, масла и др., перевозимые наливом в трюмах специальных судов, и т.п.

Грузовая марка— специальный знак, наносимый по бортам судна для обозначения предельно допустимого погружения судна, обеспечивающего требуемую безопасность плавания.

I. Некоторые морские термины и их значение 239

Грузовместимость судна— объем всех тех помещений, которые предназначены для размещения груза.

Грузовой люк— вырез в палубе судна, служащий для погрузки грузов в трюмы и их выгрузки. Грузовой люк обычно имеет прямоугольную форму и снабжен устройствами для плотного закрывания. Вырез грузового люка по периметру ограждается комингсом (порогом).

Грузовой строп— стальной полужесткий трос или цепь, служащие для подъема тяжестей.

Грузовые порты— герметически задраиваемые двери в бортах или поперечных переборках твиндеков, служащие для ускорения грузовых операций.

Грузовые сетки— сетки, связанные из пенькового, манильского или проволочного троса и служащие для погрузки на судно или выгрузки с него мелких предметов, которые не могут быть подняты с помощью стропа. Сетки обычно квадратные, размером около 3,75X3,75 м. Величина ячеек—20x20 см.

Грузоподъемность судна— количество транспортного груза в тоннах, которое может принять судно при погружении его до грузовой ватерлинии, соответствующей положенной отметке грузовой марки.

Гюйс— флаг, поднимаемый на гюйсштоке на носу кораблей 1 и 2 ранга при стоянке на якоре (на бочке, швартовах). Представляет собой красное полотнище с красной звездой, имеющей белую окантовку посредине. Гюйс поднимается и спускается на корабле одновременно с Военноморским флагом.

Дедвейт — суммарная величина массы переменных грузов в тоннах, т. е. массы полезного груза, топлива, масла, питательной и мытьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия. Дедвейт представляет собой разность между полным водоизмещением и водоизмещением порожнем.

Дейдвуд — подводная кормовая оконечность корабля, через которую проходят дейдвудная трубка и гребной вал.

Десант — войска, предназначенные для высадки (переброски) на территорию противника. В зависимости от поставленных задач и состава высаживаемых войск различаются десанты стратегические, оперативные, тактические, разведывательные и диверсионные. По способу переброски (перевозки) войск десанты бывают морские, когда войска .перевозятся в район высадки по морю, воздушные, когда


Приложения

войска перебрасываются по воздуху, и комбинированные (смешанные), когда войска доставляются и по морю, и по воздуху.

Десантно-высадочные средства— плавучие средства (баржи, катера, плашкоуты и т. п.), предназначенные для перевозки с крупных десантных кораблей и транспортов личного состава десанта и вооружения на необорудованный берег.

Десантные средства— все суда, приспособленные для перевозки и высадки морского десанта. К. ним относятся: корабли и суда специальной постройки, временно приспособленные для этой цели военные и торговые суда, а также боевые корабли.

Десантный вертолетоносец— десантный корабль, оборудованный для перевозки десанта морем и высадки его на берег с помощью вертолетов.

Десантный корабль— военный корабль специальной постройки, предназначенный для перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье (побережье, не имеющее причалов, пирсов и т. п.).

Десантный корабль-док— десантный корабль, имеющий доковую камеру для выпуска на воду и приема с воды десантно-высадочных плавсредств и плавающей техники.

Десантовместимость — способность десантного корабля (судна) вместить для длительной перевозки морем определенное количество личного состава, боевой техники и материально-технических средств морского десанта без потери остойчивости и при сохранении кораблем своих маневренных и боевых качеств.

Диаметральная плоскость корабля— вертикальная плоскость, делящая корабль в продольном направлении на две равные и симметричные части — правую и левую.

Дизель-электроход— судно, имеющее в качестве главной энергетической установки дизель-генераторы и гребные электродвигатели.

Диптанк— глубокая цистерна для водяного балласта или жидкого топлива, превышающая по высоте двойное дно; оборудуется на транспортных судах.

Дифферент— наклон корабля в продольной плоскости на нос или корму. Обычно оценивается величиной разности между осадками кормы и носа.

Док — искусственное сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части кораблей (судов).

I. Некоторые морские термины и их значение 241

Дрейф— явление сноса корабля с линии его курса под влиянием ветра.

Дрейфовать— перемещаться по ветру или течению без помощи двигателя.

Дрек— небольшой шлюпочный якорь массой от 16 до 48кг.

Дюйм— мера длины, применяемая в странах с английской системой мер. Один дюйм равен 25,4 мм.

Жвака-галс— приспособление, посредством которого коренной конец якорной цепи крепится к корпусу корабля (судна).

Живучесть корабля— способность корабля противостоять боевым и навигационным повреждениям, воздействию пожаров, атомного и химического оружия, сохранять и восстанавливать боеспособность при повреждениях корпуса, механизмов, оружия и технических средств.

Загреба— мель, параллельная берегу, образуемая волной и изменяющая свое место в зависимости от ветра.

Зыбь— длинные и пологие волны, распространяющиеся при полном безветрии. Наблюдается после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось, или перед ветром, когда он с силой дует в соседнем районе и гонит волну.

Зюйд— юг; название одного из главных румбов.

Изобаты — линии на морской карте, соединяющие точки равных глубин водных бассейнов (океанов, морей, озер и т. п.).

Иллюминатор— круглые или прямоугольные окна на корабле, через которые в корабельные помещения поступает свет (глухие иллюминаторы) или свет и воздух.

Исходная линия— линия, с которой десантно-высадочные средства начинают движение к берегу в боевом порядке для высадки десанта.

Кабельтов— мера длины, служащая для измерения в море сравнительно небольших расстояний. Один кабельтов равен 0,1 морской мили, или 608 футам, или 185,2 м.

Кабельтов артиллерийский— специальная единица измерения расстояний, применяемая в корабельной и береговой артиллерии. Кабельтов артиллерийский равен 100 саженям шестифутовой меры, или 600 футам, или 182,88 м. Все артиллерийские приборы на кораблях, связанные с измерением дистанции (дальномеры, счетно-решающие механизму н т. п.), имеют шкалы в артиллерийских кабельтовых,

16 Зак. 938


Приложения

Каботаж— морская перевозка грузов между портами одной страны. Различают малый каботаж (перевозки между портами, расположенными на одном море) и большой каботаж (перевозки между портами, расположенными на разных морях).

Камбуз— кухня на корабле.

Канат— в морской практике толстый трос кабельной работы окружностью более 350 мм, применяемый для буксировки, а также для швартовки.

Карленгс— продольная подпалубная балка, обеспечивающая вместе с бимсами необходимую жесткость палубы.

Катер. 1.Небольшое судно водоизмещением до 100 т, предназначенное для боевых целей или для обеспечения боевых действий флота (ракетный катер, торпедный катер, десантный катер, катер-тральщик и др.). 2. Небольшое моторное судно водоизмещением до 40 т, предназначенное для перевозки людей и небольших грузов. 3. Шлюпка средних размеров, имеющая от 10 до 18 весел и парусное вооружение.

Качка корабля— колебания корабля вокруг главных осей под действием внешних сил. Различают бортовую качку вокруг продольной оси, килевую качку вокруг поперечной оси и вертикальную качку в вертикальном направлении в виде периодического всплытия и погружения.

Каюта— жилое помещение на корабле (судне), предназначенное для офицеров и мичманов (комсостава на торговых судах, пассажиров на пассажирских судах).

Кают-компания— помещение на корабле для коллективного отдыха, занятий и приема пищи.

Килектор— судно, оборудованное мощными грузоподъемными устройствами в носовой части. Служит для постановки мертвых якорей, расчистки фарватеров и других портовых работ.

Киль-—основная продольная связь, устраиваемая в диаметральной плоскости при днище судна и простирающаяся от форштевня до ахтерштевня.

Кильватер — струя, остающаяся за кормой идущего корабля; отсюда строй кильватера, когда корабли идут один за другим в одной линии и на одинаковом расстоянии друг от друга в кильватерной струе.

Кильсон— днищевая продольная связь на кораблях без двойного дна.

I. Некоторые морские термины и их значение 243

Кингстон— клапан в подводной части корабля, предназначенный для приема воды из-за борта или для отлива жидкости за борт.

Киповая планка— деталь швартовного устройства корабля для пропускания и направления швартовных концов.

Клотик— точеный кружок с выступающими закругленными краями, надеваемый сверху на флагшток или топмачту.

Клюз — труба или отверстие в борту, окаймленное литой рамой, для пропускания якорной цепи (каната).

Кнехты— парные литые чугунные или стальные клепаные тумбы, укрепленные болтами к палубе судна и служащие для закрепления швартовных или буксирных концов.

Кок— повар на корабле.

Комингс— высокий порог, служащий для предотвращения попадания воды внутрь помещений.

Комингс люка— вертикальные листы, окаймляющие люк по периметру над палубой.

Корабельный десант— боевое подразделение, сформированное из штатного личного состава корабля и высаживаемое на берег со специальным боевым заданием, например для установления связи с действующими на берегу сухопутными войсками и т. п.

Коффердам— узкий непроницаемый отсек, отделяющий два соседних помещения на корабле, в одном из которых находятся нефтепродукты.

Кранец— деревянный брус, обрубок каната или сшитый из парусины мешок, набитый ворсой и оплетенный каболкой. Служит для смягчения ударов при подходе (отходе) корабля к пристани, стенке или другому кораблю.

Крен— наклонение корабля в поперечной плоскости на правый или левый борт.

Крюйт-камера— помещение на корабле для хранения взрывчатых веществ.

Кубрик— жилое помещение для матросов и старшин на кораблях и судах.

Лаг— прибор для определения скорости хода корабля или пройденного им расстояния.

Лацпорт— отверстие в борту судна, герметически закрываемое во время хода. Оборудуется на пассажирских и больших грузовых судах для ускорения погрузочных операций, входа пассажиров и т. п.

Лебедка — подъемный механизм на корабле.

16*


Приложений

Леер— туго натянутый и закрепленный обоими концами трос, служащий для ограждения борта или люка.

Леерное устройство— ограждение верхней палубы на корабле, не имеющем фальшборта, для предупреждения падения людей за борт. Состоит из металлических леерных стоек, расположенных вдоль борта корабля, и тросов или прутьев (лееров), протянутых через отверстия в стойках.

Линь— пеньковый трос диаметром до 25 мм тросовой или кабельной работы.

Литоральная зона— прибрежная полоса морского дна, осушаемая во время отливов. Расположена между уровнем воды в самый низкий отлив и уровнем воды в самый высокий прилив.

Лихтер— грузовое несамоходное металлическое или деревянное судно, предназначенное для перевалки грузов с морских глубокосидящих судов на мелкий берег или обратно.

Лот— прибор для измерения глубины моря с корабля.

Люк— вырез, отверстие в палубах корабля для сообщения верхней палубы с внутренними помещениями и погрузки в трюмы или выгрузки из них различных грузов.

Лючины— прочные деревянные разъемные щиты из досок, применяемые для закрывания грузовых люков на судах.

Мателот— соседний корабль в строю. В зависимости от расположения в строю мателоты называются передним, задним, правым, левым.

Мачта— вертикальное металлическое или деревянное сооружение, прочно прикрепленное к корпусу корабля, устанавливаемое в его диаметральной плоскости'и возвышающееся над верхней палубой. Мачты на современных боевых кораблях используются для устройства на них боевых постов, прожекторов, радиолокационных приборов и т. п.

Маяк— навигационный ориентир, представляющий собой сооружение в виде башни специальной формы и окраски, установленное на материковом берегу, острове или непосредственно на мелководье и имеющее мощное световое маячное оборудование с оптической дальностью видимости маячного огня ночью 15 морских миль и более.

Метацентр— точки пересечения направления сил поддержания плавающего корабля в его прямом и наклонном положении.

{..Некоторые морские термины и их значение 245

Метацентры ческая высота— расстояние между метацентром и центром тяжести корабля. Является мерой остойчивости корабля.

Мидель— поперечная вертикальная плоскость, делящая корабль на носовую и кормовую части.

Миля морская— длина одной минуты дуги земного меридиана, равная 1852 м.

Мины противодесантные— мины с небольшим весом заряда, устанавливаемые в воде на небольших глубинах против кораблей и десантно-высадочных средств, имеющих малую осадку.

Мостик корабельный— надстройка на верхней палубе корабля, где устанавливаются приборы, необходимые для управления кораблем и оружием. В зависимости от назначения мостики корабельные разделяются на ходовые, сигнальные, дальномерные и т.п.

Мусинги— утолщения (кнопы), сделанные по длине троса. Служат опорой для ног и рук при лазании по нему.

Набор корабля— остов или каркас корабля, состоящий из системы жестко связанных между собой продольных и поперечных балок, придающих корпусу заданную форму, и вместе с наружной обшивкой обеспечивающий необходимую прочность корабля.

Навигационная опасность— всякое естественное или искусственное надводное, осыхающее или подводное препятствие (скала, риф, банка, затонувшее судно и пр.), представляющее опасность для мореплавания.

Надстройка— помещение, расположенное выше верхней палубы по всей ширине корабля. В зависимости от расположения по длине судна надстройки бывают: носовая (баковая), средняя (спардечная), кормовая (ютовая).

Непотопляемость корабля— способность корабля оставаться на плаву и сохранять остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков в результате повреждения корпуса.

Норд— север; название одного из главных румбов.

Ост— восток; название одного из главных румбов.

Пайол (паёл)—деревянный настил втрюмах грузовых судов.

Пал— чугунная или каменная тумба на берегу или молу, за которую заводятся швартовы кораблей.

Палуба — сплошное горизонтальное перекрытие на корабле. Пол на корабле.


Приложения

Первый бросок— головные подразделения передовых отрядов морского десанта.

Переборка— всякая вертикальная перегородка, разделяющая помещения внутри судна или ограничивающая их на верхней палубе. Переборки в зависимости от их расположения бывают поперечные и продольные.

Пиллерс— вертикальная металлическая стойка, служащая опорой для палубы.

Пирс— причальное сооружение в порту, расположенное обычно перпендикулярно к берегу и предназначенное для швартовки кораблей.

Планширь— деревянный брус с закругленной верхней частью (перила), устанавливаемый поверх стального фальшборта или на леерном ограждении. При установке на фальшборте планширь может быть выполнен из профильной стали.

Пластырь— приспособление для временной заделки небольших пробоин в бортовой части корабля.

Плашкоут— морская рейдовая баржа с небольшой осадкой, обычно плоскодонная.

Полубак— носовая надстройка на баке корабля.

Поручни— перила ограждений верхней палубы, надстроек, мостиков, трапов и т. п.

Привальный брус— деревянный или металлический брус, укрепленный вдоль наружного борта корабля в средней, полной его части несколько выше ватерлинии. Служит для смягчения удара при швартовке корабля.

Рангоут— общее наименование возвышающихся и выступающих частей оборудования верхней палубы корабля, служащих для размещения некоторых постов управления и наблюдения, установки судовых огней, антенн, подъема сигналов и т. п. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гафель, выстрелы и грузовые стрелы.

Регистровая тонна—единица объема, равная 100 куб. футам, или 2,83 куб. м. Служит для характеристики грузовместимости судов.

Рей— металлический или деревянный брус (стержень), прикрепленный к мачте или стеньге параллельно палубе и перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Предназначен для поднятия на нем сигналов.

Рейд— участок водного пространства у берега или среди островов, расположенный обычно перед портом, гаванью

I..Некоторые морские термины и их значение 247

или устьем реки. Используется для якорной стоянки, а в некоторых случаях и для перегрузки судов.

Рубка— закрытое помещение, расположенное на верхней палубе или выше нее, с продольными стенками, отстоящими на некотором расстоянии от бортов. В зависимости от назначения и расположения рубка может быть: боевая, рулевая, штурманская, радиорубка, носовая, кормовая

и т. п.

Румб. 1.Единица угловой меры, равная — части окружности, или 11—°. 2. Направление на объект, определяемое одним из 32 румбов. Направления норд, ост, зюйд, вест называются главными румбами.

Рундуки— закрытые ящики или лари, устанавливаемые во внутренних помещениях корабля для хранения личных вещей матросов.

Рыбины. 1.Сквозные щиты из деревянных реек, предохраняющие днищевую обшивку шлюпки от повреждения ногами или грузом. 2. Съемные деревянные рейки, устанавливаемые в грузовых трюмах поверх шпангоутов для предохранения бортов и грузов от повреждения. '

Рым— металлическое кольцо (круглое, эллиптическое или иной формы), продетое в обух и служащее для закладывания в него блоков, талей, соединительных скоб и др.

Сажень морская— шестифутовая сажень, равная 1,8288 м.

Системы ограждения опасностей.В водах СССР существует три системы ограждения опасностей плавучими предостерегательными знаками: кардинальная — относительно стран света, латеральная — ограждение сторон каналов и фарватеров, система обозначения осей фарватеров и рекомендованных курсов.

Слань— деревянный настил в трюмах грузовых судов.

Спардек — неправильное, но широко распространенное название палубы средней надстройки у судов трехосновного типа.

Стеньга— рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.

Стоп-анкер— самый большой (тяжелый) из корабельных вспомогательных якорей.


Приложения

Стрела грузовая— грузоподъемное устройство, представляющее собой наклонную деревянную или стальную балку, нижний конец которой (шпор) прикреплен на шарнире к мачте. Благодаря такому устройству стрела может менять свой наклон (вылет) и поворачиваться в стороны.

Стрингер— продольная связь набора корпуса корабля. В зависимости от места расположения различаются бортовые, днищевые и палубные стрингеры.

Строп— приспособление в виде замкнутого кольца или петли, применяемое для подъема грузов.

Сухогрузные суда— грузовые суда, предназначенные для перевозки сухих грузов, а также жидких грузов в таре. К ним относятся: суда для перевозки генеральных грузов, рефрижераторные суда, зерновозы, лесовозы, рудовозы и т. п.

Такелаж — общее название всех снастей на судне. Делится на стоячий (ванты, штаги и т. п.) и бегучий. Предназначен для подъема тяжестей, различных сигналов и изменения положения отдельных частей рангоута.

Тали— приспособление из нескольких блоков с продернутой через них снастью (стальной или растительный трос), облегчающее работы по подъему тяжестей, выбиранию шкотов и т. п. Тали бывают одношкивные и многошкивные.

Талреп— приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртросов, лееров и т. п., а также для крепления по-походному различных предметов (грузов).

Танк. 1.Грузовой трюм (отсек) на наливном судне (танкере), ограниченный нефтенепроницаемыми переборками и оборудованный погрузочно-разгрузочными трубопроводами. 2. Цистерна на корабле для хранения жидких грузов (топлива, смазки, воды).

Танкер— грузовое судно, предназначенное для перевозки наливом жидких грузов (нефти, бензина, масел и т. п.).

Твиндек— междупалубное пространство во внутренней части корпуса сухогрузного судна (ниже верхней палубы). Служит для размещения пассажиров и грузов.

Тент— навес из парусины для защиты верхней палубы от солнца или дождя.

Тоннаж— водоизмещение корабля в тоннах.

Топ— верхний конец всякой вертикальной части рангоута, например мачты, стеньги и т. п.

Топенант — снасть бегучего такелажа для поддержания ноков реев, гиков, выстрелов и т. п.

О. Некоторые морские 1ермйны и их значение 249

Топовые огни— два белых огня, которые должны нести суда с механическим двигателем на ходу. Располагаются на определенной высоте на мачтах; дальность видимости огней 5 миль; сектор освещения 225° в нос.

Траверз— направление, перпендикулярное к курсу судна или его диаметральной плоскости.

Транец— плоский срез кормы у кораблей, судов.

Транцевая доска— вертикальная доска у шлюпок, образующая кормовой срез.

Трап— лестница на корабле.

Тросы— общее название изделий, свитых из стальных проволок или скрученных из растительных и искусственных волокон.

Трюм— помещение на судне, предназначенное для перевозки грузов и специально оборудованное для этой цели.

Тузик— самая маленькая двухвесельная шлюпка, рассчитанная на одного гребца.

Узел— единица скорости корабля, соответствующая одной миле в час, или 0,514 м/с.

Фал— снасть для подъема реев, гафелей, парусов, кормового флага, флажных, предметных, световых сигналов

и т.п.

Фальшборт— легкий стальной пояс, являющийся продолжением бортовой обшивки и расположенный выше открытой палубы для ее ограждения и защиты от заливания

волной.

Фарватер— безопасный путь плавания судов среди различных препятствий (между островами, подводными опасностями, в минных полях и т. п.), отмеченный на карте и обозначенный на местности средствами навигационного оборудования.

Флор— поперечная балка днищевого набора, составляющая часть шпангоутной рамы.

. Форпик— носовой отсек, простирающийся от форштевня до первой поперечной водонепроницаемой переборки повышенной прочности, называемой таранной переборкой.

Форштевень— передняя вертикальная или наклонная часть набора, образующая носовую оконечность корабля.

Шахта— вертикальный глубокий отсек малого сечения, проходящий через несколько палуб и служащий для прохода личного состава, подачи и погрузки боеприпасов, подвода воздуха к машинно-котельному отделению, вентиляторам и т. п.


Приложения

Швартов— стальной или растительный трос, заведенный при швартовке корабля на берег (пирс, пристань) или другой корабль.

Шверт— выдвижной киль.

Шкафут— часть верхней палубы корабля от фок-мачты или боевой рубки до грот-мачты или кормовой рубки.

Шкентель— стальной конец мягкого троса диаметром 30—40 мм обыкновенно с огоном на конце. Служит для передачи усилия лебедки через направляющие шкивы на поднимаемый груз или какую-либо снасть.

Шкерт (штерт)— тонкий короткий конец троса.

Шкив— колесико в блоке с канавкой (кипом) по окружности.

Шлаг— оборот троса вокруг кнехта, балера шпиля и т. п.

Шлюпки— общее название всех гребных, а также мелких моторных судов.

Шлюпочное устройство— судовое устройство, служащее для спуска, подъема, уборки и хранения шлюпок. Состоит из шлюпбалок (стрел, кранов), шлюпочных блоков и талей.

Шпангоут— поперечная связь бортового набора корабля, к которой крепится обшивка.

Шпация— расстояние между осями двух соседних шпангоутов.

Шпигат— отверстие в фальшборте или палубе для удаления воды за борт.

Шпиль— якорная машина с вертикальным валом (баллером), устанавливаемая на кораблях в носовой части. Предназначен для выбирания якорной цепи и подъема якоря, плавного потравливания якоря, а также для натягивания швартовных тросов при швартовке.

Штаги— снасти стоячего такелажа, расположенные в диаметральной плоскости корабля и поддерживающие мачты, стеньги и другие рангоутные деревья спереди.

Штевни— особо прочные части корабельного набора в виде вертикальных или наклонных балок, являющиеся продолжением киля и образующие носовую (форштевень) или кормовую (ахтерштевень) оконечности корабля.

Штормтрап— лестница из растительного троса с деревянными ступеньками (балясинами), опускаемая по наружному борту или подвешиваемая к выстрелу для входа на корабль с катера или шлюпки и спуска с корабля.

I. Некоторые морские термины и их значение 251

Штурвал— механическое устройство, с помощью которого перекладывается руль корабля.

Эмбаркация— вынужденная эвакуация десантных войск с занимаемого ими участка побережья.

Ют. 1. Кормовая часть палубы. 2. Кормовая надстройка

на судах.

Якорное устройство— корабельное устройство, предназначенное для постановки корабля на якорь, надежного удержания его на месте и съемки с якоря. Состоит из якорей, якорных цепей и приспособлений для отдачи, подъема, крепления и хранения якорей и якорных цепей (шпили, стопора и якорные клюзы).

Ял — короткая и широкая шлюпка с полными обводами. Бывают двух-, четырех-, шести- и восьмивесельные ялы.

Ярд— единица длины, принятая в английской системе мер. Один ярд равен 3 футам, или 0,9144 м.


Приложения





Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.10.211
Генерация страницы за: 0.097 сек.