КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа – интернат №52» города Магнитогорска
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
Авторская программа по логопедии «Коррекция системного недоразвития речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья» (1 – 4 класс)
Автор: Шайнурова А.М.
Магнитогорск 2013 Пояснительная записка
Актуальность создания данной разработки связана с отсутствием четко регламентированной программы для школ VIII вида по логопедии, это вызывает затруднение при составлении рабочих программ для каждого класса. Все это оказывает влияние на качество преподавания и знания учащихся требования к качеству которых возрастают с каждым годом. Именно, своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственное отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы. Включение логопедии, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлена тем, что нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте». В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки: 1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи. (СНОСКА: Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.) 2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа). 3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Особый акцент в программе сделан на использование национально-регионального компонента, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Это позволяет сформировать у учащихся интерес и ценностное отношение к Южному Уралу, Челябинской области, городу Магнитогорску и его окрестностям. Национально-региональный компонент включает в себя: 1. Историю и географию города Магнитогорска; 2. Гимн, герб, флаг города; 3. Сведения о народах населяющих Магнитогорск; 4. Достопримечательности города и его окрестностей; 5. Исторические и культурные памятники. Знания, приобретенные на занятиях, послужат источником духовного и эстетического воспитания. Природа Южного Урала весьма разнообразна. Ввиду того, что Южный Урал включает в себя множество климатических поясов, животный мир также очень разнообразен. Подобрать интересный материал благодаря этому к занятию не составляет труда и делает его интереснее и познавательнее. Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка, включена в учебный план образовательного заведения и является обязательной. Данная программа адресована учителям-логопедам работающим во вспомогательной школе, а так же может быть частично использована учителями-дефектологами и учителями начальных классов. В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по логопедии в школах VIII вида, мы опираемся на программу русского (родного) языка специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой. В ней изложены принципы, нормы и требования к подготовке материала, проведению занятия и знаниям учащихся.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |