Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы анализа




Классификация причин

Причины производственного травматизма на АТП условно разде­ляют на технические, организационные, санитарно-гигиенические и психо­физиологические. По техническим и организационным причинам проис­ходит наибольшее число несчастных случаев.

К техническим причинам относятся: конструктивные недостатки транспортных средств, грузоподъемных машин, гаражного оборудования, станков; неисправность транспортных средств, оборудования, приспо­соблений, инструмента, ограждений и других технических средств безопасности; несовершенство технологического процесса, отсутствие средств индивидуальной защиты, предохранителей и т п.

К организационным причинам относятся: отсутствие или некачест­венное проведение инструктажа и обучения; отсутствие технического надзора за работами; отсутствие инструкций; нарушение режима труда и отдыха; неправильная организация рабочего места, движения пеше ходов и транспортных средств; низкая культура производства, исполь­зование рабочих не в соответствии с их специальностью и квалифика­цией и т. п.

К санитарно-гигиеническим причинам относятся: неудовлетвори­тельное освещение рабочих мест и проходов; неблагоприятные метеорологические условия, повышенная концентрация вредных веществ в воз­духе рабочей зоны; большие уровни шума и вибрации и т. п.

К психофизиологическим причинам относятся: несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма чело­века условиям труда; неудовлетворительный психологический климат в коллективе, ослабление самоконтроля, ненужный риск и т п.

 

 

Анализ причин травматизма позволяет разработать мероприятия, предупреждающие несчастные случаи. Для изучения причин травма­тизма на практике применяют в основном статистический (и его разновид­ности: групповой и топографический) и монографический методы.

Статистический метод. Уровень травматизма этим методом оцени­вается посредством двух показателей — коэффициента частоты и коэф­фициента тяжести.

Коэффициент частоты (Кч) является количественным показателем и характеризует число пострадавших при несчастных случаях на 1000 ра­ботающих за отчетный период:

где n - число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудо­способности на одни рабочий день и более и смертельным исходом; Р — среднесписочное число работающих (включая и временных) в отчетном периоде.

Коэффициент тяжести (Кт) показывает среднее число дней нетру­доспособности, приходящихся на одного пострадавшего в отчетном периоде,

где Д - число дней нетрудоспособности пострадавших.

Групповой метод. Материал расследования распределяется по груп­пам с учетом определенных признаков, таких как профессия, вид и стаж работы, возраст пострадавшего, время суток и года, тип подвижного состава, травмирующий фактор, характер повреждения и т. д.

Топографический метод. Изучаются причины несчастных случаев по месту их происшествия. На план АТП, отдельного корпуса, цеха услов­ными знаками наносится число несчастных случаев, что позволяет выявить особо опасные рабочие места и производственные участки.

Монографический метод. Проводится углубленный анализ произ­водственных травм, детально исследуются технологический процесс, вы­полняемые операции, рабочее место, санитарно-гигиенические условия, основное и вспомогательное оборудование, средства индивидуальной защиты, обстоятельства, при которых произошел несчастный случай. Метод позволяет определить организационно-технические мероприятия по профилактике травматизма.

Анализ заболеваемости позволяет выявить неблагоприятные фак­торы, оказывающие вредное воздействие на здоровье работающих, и оценить последствия заболеваемости. Эти последствия оцениваются при помощи показателей интенсивности заболеваемости, экстенсивных показателей и показателя длительности одного случая заболевания.

Количественные показатели интенсивности рассчитываются по числу дней нетрудоспособности (Ип) или по числу случаев заболеваний (Из):

где Д3 — число дней заболеваний; С — число случаев заболеваний за отчетный период; Ковщ - общее число дней нетрудоспособности за отчет­ный период.

Экстенсивные показатели (Э), характеризующие структуру заболе­ваемости, рассчитываются соответственно по числу дней нетрудоспо­собности по одному из видов заболевания Д'3 или по числу случаев потери трудоспособности по одному из заболеваний К':

Показатель длительности одного случая заболевания

Отчет о причинах временной нетрудоспособности составляют по установленной ЦСУ СССР форме № 16-вн.

2.8. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

 

В соответствии с Положением о расследовании и учете несчаст­ных случаев на производстве, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 13.08.1982 г. [18], расследованию и учету подлежат несчаст­ные случаи, происшедшие на территории предприятия, вне территории предприятия при выполнении пострадавшим трудовых обязанностей, задания администрации предприятия, руководителя работ, бригадира, мастера, начальника участка и т. д., а также при следовании на предо­ставленном предприятием транспортном средстве на работу или с рабо­ты. Причем расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие как в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), так и в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни. Администрация не освобождается от расследо­вания и учета несчастного случая, даже если он произошел по оконча­нии рабочего дня (смены) позднее времени, необходимого для приведе­ния в порядок орудий производства, одежды и т. д. Однако в этом слу­чае, кроме расследования и оформления несчастного случая актом по форме Н-1, требуется установить причину задержки работника на АТП. Если эта причина не вызвана производственной или общественной надобностью, следует обратить внимание пострадавшего и администра­ции на недопустимость такой задержки и отобразить это в материалах расследования.

Групповые несчастные случаи, несчастные случаи с тяжелым или смертельным исходом подлежат специальному расследованию.

Ответственность за правильные и своевременные расследование и учет несчастных случаев несет непосредственно руководитель предприя­тия, руководители структурных подразделений и производственных участ­ков.

Проводит расследование комиссия в составе начальника цеха или руководителя соответствующего подразделения, начальника (инженера) отдела охраны труда АТП, общественного инспектора по охране труда или другого представителя профсоюзного комитета АТП О назначении комиссии и ее персональном составе издается приказ или дается устное указание администрации и председателя профсоюзного комитета

Специальное расследование группового несчастного случая, несчастного случая с тяжелым или смертельным исходом проводит комиссия в составе технического (главного технического) инспектора труда ЦК или Совета профсоюзов, представителя вышестоящей организации, руководителя (заместителя руководителя) АТП и представителя профсоюзного комитета АТП В исключительных случаях, если технический (главный технический) инспектор труда не может прибыть на место происшествия, специальное расследование несчастного случая комиссия проводит без его присутствия. Если при групповом несчастном случае погибли 2—4 чел., в состав комиссии, проводящей расследование, должны входить главный технический инспектор труда ЦК профсоюза (Совета профсоюзов) или заведующий (заместитель заведующего) отделом охра­ны труда ЦК профсоюза, руководитель вышестоящей организации, руко­водитель и председатель профсоюзного комитета АТП Приказ о персо­нальном составе комиссии может быть издан вышестоящей организацией или АТП, на котором произошел несчастный случай. При возникновении несчастного случая с особо тяжкими последствиями (гибель 5 чел и бо­лее) расследование проводит комиссия, назначаемая соответствующими союзным министерством или Советом Министров союзной респуб­лики.

Обстоятельства и причины несчастного случая комиссия должна расследовать в течение 24 ч. Несчастный случай, о котором пострадав­ший не сообщил администрации АТП, цеха в течение рабочей смены или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть расследован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица в срок не более 2 недель со дня подачи заявления. Специальное рассле­дование проводится немедленно.

Можно рекомендовать методику расследования несчастного случая. В первую очередь необходимо установить место, где произошел несчаст­ный случай. Затем, если он возник вне территории АТП, следует уста­новить, выполнял ли пострадавший трудовые обязанности или задание администрации или руководителя работ Далее необходимо тщательно осмотреть место происшествия, опросить пострадавших и очевидцев, записать их ответы или взять письменные объяснения обстоятельств несчастного случая очевидцев и административно-технического персона­ла АТП, ознакомиться с документами и, если возникает необходимость, провести технические расчеты, лабораторные исследования, испытания, сфотографировать место несчастного случая, изготовить эскизы, схемы и т. п.

При опросе пострадавших следует попытаться выяснить обстоя­тельства и причины несчастного случая, уточнить, какие операции вы­полняли пострадавшие, с каким оборудованием и инструментом рабо­тали, в каком положении они находились перед несчастным случаем, были ли они обучены технике безопасности и проинструктированы по этим вопросам, кто, когда, где и как их обучал и инструктировал.

Опрашивая очевидцев, следует установить, где они были и что дела­ли в момент несчастного, случая, что видели или слышали на месте происшествия, как вел себя пострадавший до, в момент и после несчастного случая и что явилось, по их мнению, причиной несчастного слу­чая.

При опросе административно-технического персонала АТП следует выяснить их мнение о причине несчастного случая, узнать их обязанности по надзору за безопасным ведением работ, установить, принимали ли они меры по предупреждению несчастного случая и т. д.

Несчастный случай на производстве, вызвавший потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня (даже если все дни нетрудоспособности приходятся на нерабочий для потерпевшего период и совпадают с выходными, праздничными днями, отгулами) или вызвавший необходимость перевода его с работы по основной профессии на другую работу оформляют актом по форме Н-1 (прил. 2). Кроме того, несчастные случаи, оформленные актом по форме Н-1, регистрируются в специальном журнале.

Материалы специального расследования включают: акт специально­го расследования несчастного случая (прил. 3) и заверенную копию акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего; заключение технического (главного технического) инспектора труда ЦК профсоюза или Совета профсоюзов по несчастному случаю; планы, схемы и фотоснимки места происшествия; объяснения очевидцев и должностных лиц; выписку из журнала о прохождении пострадавшим обучения и инструктировании; медицинское заключение; заключение специалистов, экспертов, резуль­таты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов; справку о материальном ущербе в связи с аварией; выписки из инструк­ций, положений, приказов и других актов, устанавливающих меры, обеспечивающие безопасные условия труда, и ответственных за это лиц.

Руководитель АТП (главный инженер) обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, и после окончания расследования в суточный срок рассмотреть и утвердить акт по форме Н-1. По одному экземпляру утвержденного акта направ­ляют начальнику цеха, начальнику (инженеру) отдела охраны труда, в профсоюзный комитет и техническому инспектору труда, контроли­рующему АТП.

Несчастный случай на АТП с работником, направленным другим предприятием для выполнения задания этого предприятия, расследует комиссия, создаваемая администрацией АТП, на котором произошел несчастный случай. Учитывает данный несчастный случай предприятие, работником которого является пострадавший.

Несчастный случай с работником АТП, направленным в установлен­ном порядке на другое предприятие и выполнявшим там работу под руководством персонала этого предприятия, расследует и учитывает дан­ное предприятие. В расследовании несчастного случая, как правило, при­нимает участие представитель АТП, направившего работника.

Несчастный случай с работником при выполнении работы по совмес­тительству расследует и учитывает предприятие, на котором выполняется работа по совместительству.

Несчастный случай с работником другого предприятия при работах на выделенном участке или производственной площади АТП под руко­водством персонала предприятия, ведущего работы, расследует и учи­тывает это предприятие.

Несчастный случай с водителем автомобиля или другим работником, направленным на сельскохозяйственные работы в составе сводной авто­колонны, сформированной АТП, расследует и учитывает это АТП.

Порядок расследования и учета несчастного случая на АТП с уча­щимися общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентами вуза, проходящими практику, зависит от того, под чьим руководством проходит практика. Если прак­тика проходит под руководством персонала АТП, то несчастный случай расследует это ATII совместно с представителем учебного заведения и учитывает предприятие. В том случае, когда практика проходит под руководством работника учебного заведения на выделенном АТП для этих целей участке, несчастный случай расследует учебное заведение совместно с представителем АТП и учитывает учебное заведение.

Если в результате расследования не установлено связи несчастного случая с производством, то при согласии профсоюзного комитета с выво­дом администрации на акте по форме Н-1 записывают: «Несчастный случай не связан с производством. Постановление профсоюзного коми­тета от (дата), протокол (номер)». Эта запись удостоверяется печатью.

Учитывается данный несчастный случай отдельной строкой в формах отчетности по травматизму. При несогласии профсоюзного комитета с выводом администрации АТП указанная запись не делается, и несчаст­ный случай считается связанным с производством.

Несчастный случай может быть признан не связанным с производ­ством в следующих случаях: при изготовлении пострадавшим в личных долях без разрешения администрации каких-либо предметов или самовольном использовании в личных целях транспортных средств, механизмов, оборудования, инструмента, принадлежащих предприятию; при спортивных играх па территории предприятия; при хищении материалов, инструментов или других предметов и материальных ценностей; в резуль­тате опьянения, если оно явилось следствием употребления работником алкоголя или применяемых в производственных процессах технических спиртов, ароматических, наркотических и других подобных веществ. В то же время, если в результате расследования будет установлено, что травма связана с опьянением, но основной технической или органи­зационной причиной несчастного случая явилось нарушение правил и норм охраны труда (неудовлетворительное состояние оборудования, про­ходов, освещения, необученность пострадавшего, неправильная органи­зация или отсутствие надзора за работами), то несчастный случай дол­жен быть признан связанным с производством.

Отчет о пострадавших при несчастных случаях по форме 7т состав­ляют на основании актов по форме Н-1 и подписывают руководитель АТП и председатель профсоюзного комитета.

 

Глава 3

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.