Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В случае затягивания срока камеральной проверки




МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

 

Для проведения камеральной проверки законом установлен предельный срок три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). И налоговые органы обязаны этот срок соблюдать (пп. 1 п. 1 ст. 32, ст. ст. 35, 103 НК РФ). Однако на практике это происходит далеко не всегда.

В то же время споры в связи с нарушением срока проведения камеральной проверки возникают не так уж часто. Это связано прежде всего с тем, что, несмотря на обязанность налоговиков соблюдать налоговое законодательство, привлечь их к ответственности за пропуск трехмесячного срока не удастся. Дело в том, что законодательством РФ не предусмотрено применение мер административной или уголовной ответственности за нарушение должностными лицами налоговых органов норм налогового законодательства.

Тем не менее в некоторых случаях налогоплательщик крайне заинтересован в прекращении затянувшейся камеральной проверки. Рассмотрим, какие способы для этого предусмотрены законодательством. Сразу укажем, что на практике налогоплательщики обращаются к ним крайне редко, поскольку добиться желаемого результата с их помощью сложно, а конфликт с налоговым органом обеспечен.

Так, вы вправе обжаловать действия (бездействие) инспекции в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС по соответствующему субъекту РФ) и в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

 

Примечание

О порядке обжалования незаконных действий и решений налоговых органов при проведении налоговой проверки см. разд. 25.1 "Обжалование процедурных решений и действий налоговых органов при налоговых проверках".

 

При этом вы должны быть готовы подтвердить документами и другими доказательствами, что действия (бездействие) налогового органа или его должностного лица нарушают ваши права. К сожалению, это возможно сделать только в отдельных случаях и с большим трудом.

 

Например, в случае затягивания камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению, может быть нарушено право налогоплательщика на своевременное возмещение налога из бюджета (ст. 176 НК РФ).

Однако, чтобы доказать, что право нарушено, необходимо убедиться в том, что заявленная сумма действительно подлежала возмещению и у налогоплательщика отсутствовали недоимки по налогам. То есть нужно, чтобы налоговый орган завершил камеральную проверку и вынес решение о возмещении.

Следовательно, доказательства нарушения права на своевременное возмещение НДС налогоплательщик получит уже после окончания камеральной проверки.

В то же время иногда суды встают на сторону налогоплательщика, считая, что он не обязан дожидаться, пока налоговый орган примет решение о возврате (зачете), если срок проведения камеральной проверки был нарушен (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.07.2009 N А55-18032/2008).

Подробнее с вопросом возмещения НДС вы можете ознакомиться в разд. 13.2 "Возмещение "входного" НДС" и приложении 1 к гл. 13 "Порядок возмещения НДС" Практического пособия по НДС.

 

Еще один способ воздействия на налоговый орган - жалоба в прокуратуру (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Прокурор в рамках осуществления своих полномочий по контролю за соблюдением законов вправе направить в налоговый орган представление об устранении нарушения налогового законодательства (ст. ст. 21, 22 и 24 Закона N 2202-1). То есть он может потребовать от налоговиков прекратить камеральную проверку.

Такое требование прокурора является обязательным для налогового органа в силу п. 1 ст. 6 Закона N 2202-1. А в случае его умышленного неисполнения виновные должностные лица налогового органа подлежат привлечению к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ (п. 3 ст. 6 Закона N 2202-1).

Отметим, что на практике добиться от прокуратуры реагирования на противоправные действия налогового органа не всегда удается.

Налоговые органы также должны нести гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные вам в связи с действиями или бездействием их должностных лиц. Основание - п. 1 ст. 35 НК РФ.

При этом под убытками понимаются расходы, которые вы понесли или будете вынуждены понести в связи с затянувшейся камеральной проверкой, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые вы могли бы получить (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ).

Однако на практике получить возмещение убытков очень непросто. Проблема в том, что сложно доказать причинно-следственную связь между действием налоговиков и убытками налогоплательщика, а также подтвердить размер понесенного убытка, особенно в случае упущенной выгоды. По этой причине в возмещении убытков суды, как правило, отказывают.

 

Вернемся к примеру с камеральной проверкой декларации по НДС, в которой налог заявлен к возмещению.

Предположим, что налогоплательщик своевременно подал заявление о возврате налога на счет в банке, решение налогового органа о возмещении налога вынесено, а также установлено отсутствие недоимок по налогам, пеням и штрафам. Однако из-за того, что налоговики затянули проверку, заявленная сумма НДС не была своевременно возвращена на расчетный счет налогоплательщика, что привело к недостатку оборотных средств. В результате налогоплательщик не смог вовремя погасить ранее полученный им банковский кредит.

Судьи, рассмотрев дело, решили, что причинно-следственная связь между несвоевременным возмещением НДС и неуплатой кредита недостаточно обоснованна. Кроме того, суд особо отметил, что в случае нарушения срока возмещения НДС за каждый день просрочки начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ и именно эта сумма призвана компенсировать убытки налогоплательщика (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Таким образом, суд пришел к выводу, что возмещение убытка в размере фактически понесенных расходов налогоплательщика в данном случае неправомерно (Постановление ФАС Московского округа от 04.04.2005 N КА-А40/2331-05).

 

ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.