Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С материалами выездной проверки




ПРАВО НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ

АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЭКЗЕМПЛЯРА

 

Напомним, что налоговые инспекторы должны составить акт выездной проверки в течение двух месяцев со дня оформления справки о проведении проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). При этом акт выездной проверки составляется независимо от того, были обнаружены нарушения налогового законодательства или нет.

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней с момента составления акта выездной проверки обязан вручить его экземпляр налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

 

Примечание

Более подробно о процедуре составления и вручения акта выездной проверки вы можете узнать в разд. 14.2 "Акт выездной проверки".

 

На обязанность вручить экземпляр акта выездной проверки указывает и форма акта, которая содержится в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

Надо отметить, что при нарушении налоговиками данного правила налогоплательщик в некоторых случаях может успешно оспорить решение по итогам выездной проверки. Однако, как правило, само по себе невручение акта не бывает основанием для отмены решения в силу п. 14 ст. 101 НК РФ <9>. Нарушение становится существенным, если налогоплательщик одновременно не был извещен о рассмотрении материалов налоговой проверки или налоговики не могут доказать вину налогоплательщика (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7362-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2009 N А53-7651/2008-С5-37).

--------------------------------

<9> Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения.

 

Примечание

Подробнее о судебной практике по вопросу о том, что влечет невручение акта выездной проверки, рассказано в разд. 14.2.10 "Последствия невручения акта выездной проверки".

 

В заключение добавим, что если вам вручили копию акта, а не его оригинальный экземпляр, то существенным нарушением это не будет (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9 п. 1 ст. 32, п. 5 ст. 100 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о правомерности вручения копии акта выездной проверки вместо оригинала см. раздел "Ситуация: Допустимо ли вручение копии акта выездной проверки вместо оригинала".

 

 

В соответствии с положениями ст. 100 НК РФ налоговые органы обязаны прикладывать к акту проверки материалы, которые были собраны при ее проведении.

К акту должны быть приложены протоколы допросов, заключения экспертов, другие документы, которые подтверждают выявленные нарушения налогового законодательства. Исключение предусмотрено для документов, полученных непосредственно от проверяемого лица: их прикладывать к акту не обязательно (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Таким образом, у налогоплательщиков есть возможность ознакомиться с материалами проверки до того, как их рассмотрит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и по ним будет принято решение. Соответственно, налогоплательщики могут учесть эти материалы при подготовке возражений на акт проверки.

 

Обратите внимание!

Указанные положения введены в Налоговый кодекс РФ п. 37 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Поправки вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Закона (текст опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г.).

 

Необходимо отметить, что такая обязанность возникает у налоговых органов при условии, что налоговая проверка началась после вступления в силу изменений в соответствии с Законом N 229-ФЗ (ч. 11 ст. 10 данного Закона). Если проверка началась ранее, ее результаты должны оформляться согласно требованиям ранее действовавшего законодательства. Напомним, что до этого законодательство не обязывало налоговиков прикладывать к акту материалы налоговой проверки. Соответственно, формально у налогоплательщиков не было правовых оснований требовать от налоговиков выдачи материалов проверки.

Тем не менее налогоплательщики и ранее нередко настаивали на том, чтобы к акту проверки были приложены документы, которые послужили основанием для выводов проверяющих. Налоговые органы, как правило, в этом отказывали.

Судебная практика зачастую складывалась не в пользу налогоплательщиков. Суды исходили из того, что налоговики обязаны вручить налогоплательщику только те приложения к акту, которые являются его неотъемлемой частью. Это, как правило, расчеты недоимки и пеней, таблицы с данными о выявленных массовых однородных нарушениях (п. 1.13, абз. 4 пп. "а", абз. 2 пп. "г" п. 1.8.2 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@). Прочие материалы проверки (в том числе, протоколы допросов, осмотров и т.п.) прилагать к акту налоговики были не обязаны, поскольку это не было предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Именно такой вывод сделал ВАС РФ в Решении от 09.04.2009 N ВАС-2199/09. С этим соглашались и нижестоящие суды (Постановления ФАС Московского округа от 19.04.2010 N КА-А40/2116-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.08.2009 N Ф04-5070/2009(13190-А03-49)).

В то же время отдельные суды поддерживали налогоплательщиков. Они указывали, что невручение приложения к акту проверки лишает налогоплательщика возможности получить полную и достоверную информацию о результатах проверки и представить обоснованные возражения (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3).

Итак, теперь, если налоговая проверка началась после того, как вступил в силу Закон N 229-ФЗ, налогоплательщик имеет все основания требовать от налоговиков материалы проверки. Они должны быть представлены вам вместе с актом проверки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.