Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема равнодушия, нравственной черствости




Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», - писал А. П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его – Николай Иванович Чимша-Гималайский – мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть на лавочке и глядеть на поле, лес. Вот такова его цель. Он достиг ее в конце концов, однако «располнел, обрюзг, сидит в постели, колени покрыты одеялом – того и гляди, хрюкнет». Чехов показывает, что микроцели нравственно уродуют человека. Уходить из мира, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь, это эгоизм, лень. (По книге И. С. Грачевой «Уроки русской словесности»).

Обрести цель в жизни помогает прежде всего социальная активность, однако для этого требуется проявить много усилий, чтобы «дойти до самой сути – в работе, в поисках пути, в сердечной смуте» (Б. Пастернак). Но не для сытости и богатства, а для душевной радости.

 

(прочности) человека

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути – эти проблемы стали главными в романе В. Каверина «Два капитана». На примере главного героя романа Саши Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой сам себя воспитал. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома тети, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьей Татариновых и узнает о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать ее тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат – Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает ее, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве все расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

 

Откуда появляется равнодушие?

Почему в мире так много нравственно черствых людей?

Кто в этом виноват и что делать?

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нем тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр – впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте фигуру женщины «с ребенком, завернутым в одеяло». «Ненормальная!» - раздается крик водителя. И все – темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь завороженно смотреть игру актеров.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребенком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадежно испорчен. Ситуация дежа вю, как будто это уже было, – проносится мысль у героини рассказа А. Масс. Конечно, было – и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстраненность, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писатель Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колеса автомобиля. Скорее всего, у нее больной ребенок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко оказывается ощущать свое бессилие в этой ситуации, остается только представить себя на месте этой женщины, когда «мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах». Муки совести, думаю, еще долго будут терзать душу героини этого рассказа: «Я молчала и ненавидела себя за это молчание».

«Довольные собой люди», люди, привыкшие к комфорту, люди, с мелкособственническими интересами – те же герои Чехова, «люди в футлярах». Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет «на тройке с бубенчиками пухлый, красный» Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, «тоже пухлый и красный», кричит: «Прррава держи!» «Прррава держи» - это ведь и есть отстраненность от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском «как бы чего не вышло» мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А. Масс: «А вдруг этот ребенок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!» Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту – мещане, обыватели, возомнившие себя «хозяевами жизни».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.