Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Календарно-тематическое планирование. Тема года: «Традиция и современность в музыке» № Дата по плану Дата факт. Тема урока Тип урока Элементы содержания Музыкальный




Тема года: «Традиция и современность в музыке»

Дата по плану Дата факт. Тема урока Тип урока Элементы содержания Музыкальный материал
Тема года «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ» (2 часа)  
  16.01   Музыка «старая» и «новая»   Главная тема года — «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений.   Х. Родриго. Пастораль (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание) А. Островский, стихи О. Острового. Песня остается с человеком (пение)  
  23.01   Живая сила традиции   Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».   Художественный материал: Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент. Ж и в о п и с ь И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре. Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». М у з ы к а М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание); Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение)
Вечные темы в искусстве СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (3 часа)  
  30.01   Искусство начинается с мифа (1 ч) Урок-беседа Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.     Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Песня о земной красоте (пение)  
  6.02   Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка»   Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно мифологической темы на музыкальный язык оперы. Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)  
  13.02   «Благословляю вас, леса...»   К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения. Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества. Музыкальный материал:   К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание); П. Чайковский, стихи А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание); В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма «Москва — Кассиопея» (пение) В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)  
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (6 часов)
  20.02   Образы радости в музыке   Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). Музыкальный материал:   Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко. Из оперы «Садко» (слушание); В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение)
  27.02   «Мелодией одной звучат печаль и радость»   Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта. В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание); С. Рахманинов, стихи Г.Галиной. Здесь хорошо (слушание); Д.Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти. Бессмертие. Из сюиты для баса и фортепиано (слушание) Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)
  6.03   «Слезы людские, о слезы людские...»   Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); В. Высоцкий. Братские могилы (пение)
  13.03   Два пушкинских образа в музыке   Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.   П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);   А. Макаревич. Пока горит свеча (пение)  
  20.03   Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта»   Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь- ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)  
  3.04   Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»   Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль»(пение)  
О современности в музыке (7 часов)
  10.04   Как мы понимаем современность   Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).   Художественный материал: П о э з и я М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. Музыка А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Попутная песня (пение)
  17.04   Вечные сюжеты   Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.   А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак» (слушание); М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева. Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера»(пение)  
  24.04   Философские образы XX века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Многоаспектность философских выражений в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле- симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы, специфика музыкального языка). О.Мессиан. Ликование звезд. V часть; Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы- симфонии» (слушание)  
  8.05   Новые области в музыке XX века (джазовая музы- ка)   Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле Блюз» Дж. Гершвина.   Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении); Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра (слушание); А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение)  
  15.05   Лирические страницы совет- ской музыки (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром печальной слывут...»   А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание); С. Слонимский, стихи А. Ахматовой. Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахмато- Вой» (слушание); И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой. Желанный час (пение)  
  22.05   Диалог времен в музыке А. Шнитке (1 ч) Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.   А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание)  
  29.05   «Любовь ни- когда не переста- нет»   Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.   Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (слушание); Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.