№
| Дата по плану
| Дата факт.
| Тема урока
Тип урока
| Элементы содержания
| Музыкальный материал
|
Тема года «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ» (2 часа)
|
| 16.01
| | Музыка «старая»
и «новая»
| Главная тема года — «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств
и взаимоотношениями.
Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех
времен и поколений.
| Х. Родриго. Пастораль (слушание);
Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание)
А. Островский, стихи О. Острового.
Песня остается с человеком (пение)
|
| 23.01
| | Живая сила
традиции
| Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».
| Художественный материал:
Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.
Ж и в о п и с ь
И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.
Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».
М у з ы к а
М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);
Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение)
|
Вечные темы в искусстве СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ (3 часа)
|
| 30.01
| | Искусство начинается
с мифа
(1 ч)
Урок-беседа
| Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.
| Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».
Из оперы «Садко» (слушание);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова.
Песня о земной красоте (пение)
|
| 6.02
| | Мир сказочной
мифологии: опера
Н. Римского-
Корсакова
«Снегурочка»
| Сочетание реального и вымышленного в опере
Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Влияние сказочно мифологической темы
на музыкальный язык оперы.
| Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание);
И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)
|
| 13.02
| | «Благословляю
вас, леса...»
| К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.
Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа
произведения.
Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого
«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.
Музыкальный материал:
| К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);
П. Чайковский, стихи
А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);
В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма
«Москва — Кассиопея» (пение)
В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)
|
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ (6 часов)
|
| 20.02
| | Образы
радости
в музыке
| Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная
радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).
Музыкальный материал:
| Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня
Садко. Из оперы «Садко» (слушание);
В. А.Моцарт, русский текст
А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение)
|
| 27.02
| | «Мелодией
одной звучат
печаль и радость»
| Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность
музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной
формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.
| В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);
С. Рахманинов, стихи Г.Галиной. Здесь хорошо (слушание);
Д.Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти. Бессмертие. Из сюиты для баса
и фортепиано (слушание)
Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)
|
| 6.03
| | «Слезы
людские, о слезы
людские...»
| Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла
«Детские пьесы» Р. Шумана).
| П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла
«Детские сцены» (слушание);
В. Высоцкий. Братские могилы (пение)
|
| 13.03
| | Два
пушкинских
образа
в музыке
| Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».
Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.
| П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);
А. Макаревич. Пока горит свеча (пение)
|
| 20.03
| | Трагедия любви
в музыке.
П. Чайковский.
«Ромео и
Джульетта»
| Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь-
ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.
Воплощение коллизии в увертюре-фантазии
П. Чайковского «Ромео и Джульетта»
(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания
трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.
| П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание);
Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)
|
| 3.04
| | Подвиг
во имя свободы.
Л. Бетховен.
Увертюра
«Эгмонт»
| Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.
Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.
| Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
(слушание);
В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль»(пение)
|
О современности в музыке (7 часов)
|
| 10.04
| | Как мы понимаем современность
| Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова
«Песнь о железе»).
| Художественный материал:
П о э з и я
М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.
Музыка
А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание);
М. Глинка, стихи Н.
Кукольника.
Попутная песня (пение)
|
| 17.04
| | Вечные
сюжеты
| Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:
содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.
| А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»
(слушание);
М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.
Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера»(пение)
|
| 24.04
| | Философские
образы XX века:
«Турангалила-
симфония»
О. Мессиана (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
| Многоаспектность философских выражений
в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-
симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,
специфика музыкального языка).
| О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;
Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы- симфонии» (слушание)
|
| 8.05
| | Новые
области в музыке
XX века
(джазовая музы-
ка)
| Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле
Блюз» Дж. Гершвина.
| Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении);
Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра
(слушание);
А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение)
|
| 15.05
| | Лирические
страницы совет-
ской музыки (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
| Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром
печальной слывут...»
| А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание);
С. Слонимский, стихи А. Ахматовой.
Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахмато-
Вой» (слушание);
И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.
Желанный час (пение)
|
| 22.05
| | Диалог времен
в музыке
А. Шнитке (1 ч)
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
| Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические
реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.
| А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина,
препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание)
|
| 29.05
| | «Любовь ни-
когда не переста-
нет»
| Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла
слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.
| Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»
(слушание);
Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)
|