КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дом» как категория педагогическая
Немаловажный воспитательный потенциал несет в себе в философско-педагогическом понимании понятие «дом», выступающее важным фактором развития и воспитания — как позитивным, так и негативным. У юной поэтессы Иры П. из Новосибирска: Мой дом — моя крепость? О, что вы, какая нелепость! Мой дом — это пропасть, в которой безбожность карает меня за грехи! И люди сидят в своих тесных каморках, Они безмятежны, тихи. А я не могу так, И безысходсть Воспламеняет меня в стихи! Так что же такое «дом» в педагогическом смысле этого слова. Психологи, анализируя это явление, дают такие слагаемые позитивного для ребенка дома (СНОСКА: Подробнее об этом в кн.: Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова ЕЛ. Чей я — мамин или папин? М., 1995. С. 44-47): § дом как территория (которую уважают и оберегают); О дом как убежище (защитная роль: это пристанище, место стабильности и покоя, здесь есть свое пространство, свои уголки, вещи и люди, здесь есть возможность укрыться от суетного мира); § дом как собственность (он отделяет «свое» от «не-своего», здесь есть «свое» имущество, неординарное у детей; если нет — то у ребенка развивается вандализм -потратить и крушить «не мое»); § дом как судьба (где формируется душа, отношение к миру, переживание жизненных перспектив); § дом, как автопортрет (рисунок дома, отдельных его частей интерпретируется психологами как характерные особенности личности); § дом как способ совместной жизни (взаимодействие с широким кругом близких людей в самых разнообразных видах деятельности); § дом как средство самовыражения (многое говорит о человеке — о доходах, привязанностях, темпераменте и характере, круге дел и забот). Этот функциональный комплекс значит многое для ребенка (подростка) как среда обитания, самовыражения и самоактуализации. Недаром дети по-разному любят не любят свой дом. Стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо. Недаром Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Школьные педагоги знают: каково ребенку дома, таково ему и за пределами его, в том числе и в школе. Это определяет его общий жизненный тонус, его настроение, успешность общения со сверстниками, учебные успехи, характер отношений с учителями, жизнерадостность и оптимизм (либо угрюмость и пессимизм)... Из записок В. Леви: «Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка, - но местом, где можно жить... Местом, где жить хочется, но не в той степени, чтобы стремиться им ограничиться. Откуда можно уверенно выйти и куда радостно возвратиться. Где представлено все — в соотношении с жизнью, где если и нет гармонии, то остается надежда...» (СНОСКА: Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. С. 279)
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |