Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис семьи и проблемы, с ним связанные




СЕМЬЯ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

Однако, семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки, подчас становясь негативным фактором развития ребенка. Наиболее распространенное негативные факторы семейного воспитания таковы:

§ неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

§ бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей;

§ авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и всепрощение;

§ безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни;

§ отсутствие нормального психологического климата в семье;

§ фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);

§ безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

§ неумение (а иногда и нежелание) понять и принять ребенка (подростка) таким, каков он есть. Некоторые педагогические явления семейного воспитания подчас выступают как квинтэссенция перечисленных выше причин.

Прочитаем вдумчиво стихотворение девятиклассницы из Оренбурга Ольги Мяловой:

Смяли детский рисунок —

раскрашенный ярко листок.

И раздраженно — ах, эти тупые дети!

Объяснили, что нет на земле ярко-синих дорог,

Что таких симпатичных людей не бывает на свете.

Что не может быть выше пятиэтажки цветок.

Звери не улыбаются.

Быть не могут деревья белыми.

Смяли, скомкали, бросили в мусор листок.

Даже не понимая: а что мы плохого сделали.

Не зная, что нет ничего страшней детских слез.

Что самое страшное в этих слезах.

Первая горечь на останках растоптанных грез.

Первая ненависть в чистых, наивных глазах.

Современные реалии детства, социально-экономические и культурологические проблемы семьи тоже нередко приводят к тому, что семья становится проблематичным, а то и негативным фактором развития и воспитания ребенка. Известно, что в современном обиходе стал даже употребим термин «кризис семьи». Проблемы, связанные с ним, в каждой семье свои.

Невооруженным глазом видно, что в нашем перестраивающемся обществе семьи разнятся прежде всего экономически:

О среднестатистические семьи, живущие «нормально»: не бедствующие, имеющие прожиточный минимум материальных благ, но и не имеющие особых излишеств; О довольно значительная группа семей, находящихся за чертой бедности, которые не могут обеспечить детям материального благополучия и комфортного состояния, решения важнейших жизненных проблем и проблем духовного развития (на желаемое образование, внешкольные интересы, посещение музеев, театров, других городов... увы, тоже нужны деньги, и немалые); О семьи богатые, имеющие даже материальные излишества.

Как следствие данного материального расслоения, болезненного перехода к рынку выступают такие проявления в детской среде, как неприязненные взаимоотношения детей (из разных школ, внутри школ и классов), возникновение ссор и драк, враждебных группировок, затаенной зависти, разборок; развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений несовершеннолетних...

Особо здесь следует сказать о категории семей, которые пока практически не описаны в психолого-педагогической литературе — это семьи так называемых «новых русских». Психолог И. Медведева отмечает то, что это люди с большим самомнением, некоторые из них «не только с плохим характером, но и с непереусложненным интеллектом» (разумеется, не все!). Дети страдают от усталости и раздражительности отцов (много работают, находятся под давление рэкета или угроз быть убитым, ограбленным, посаженным в тюрьму), их частого состояния алкогольного опьянения. Что, кроме ужаса, может испытывать ребенок, который не только по телевизору, но и дома постоянно слышит, что знакомого дядю «замочили», знакомого мальчика украли, а на папу вчера опять «наехали»?!

При этом мать, чаще всего неработающая, относится к ребенку как к доверенному лицу: может жаловаться ему на плохого отца, рассказывая, как он издевается над ней и как она хотела бы от него уйти, но не может, так как некуда и жить будет не на что.

А как может психика ребенка вынести то, что за ним постоянно ходит вооруженный телохранитель, что он нередко оказывается в конфликте со сверстниками (неравные материальные возможности, нетрадиционные взгляды на жизнь и жизненные позиции «крутых» мальчиков и: «жеманно изнеженных барышень», подмена некоторых истинных ценностей мнимыми...). Все чаще и чаще дети из таких семей становятся посетителями детских психиатров, ибо в раннем детстве у них развиваются неврозы. Это и новый предмет заботы школьных педагогов.

Нередко такие дети устраиваются в «элитные» учебные заведения, где страдают от «заброшенности» родителями. Или забота о них поручается няням и гувернерам (СНОСКА: О проблемах гувернерского воспитания см.: Морозова Е. Мэри Пол-пинс: плюсы и минусы // Престижное воспитание. 2000, № 2. С. 35—37), которые помимо пользы в воспитании ребенка вносят в семью проблему отчужденности детей и родителей.

Другим существенным фактором, определяющим появление новых проблем семейного воспитания, являются факторы политические: как в отдельных семьях, так и внутри семьи, между различными ее членами (нередко своеобразный «водораздел» проходит между «отцами» и «детьми», усугубляя эти извечные противоречия) есть как приверженцы экономических реформ и новых форм и структур власти, так и ярые противники, защитники старого. Имеют место и нигилизм, и равнодушие, и уход от реальности (в религиозные секты, в одиночество, в различного толка неформальные объединения, в химическую зависимость), и образно названный подростками «по-фигизм». В связи с этим возникают столь характерные педагогические проблемы: непонимания, а то и противостояния «отцов» и «детей», подростковая и юношеская безнадзорность и беспризорность, уход из семьи.

С тревогой следует сказать и о том, что нередко (увы!) позитивные политические изменения в обществе при неумелой и неграмотной педагогической инструментовке приводят к печальным педагогическим явлениям: провозглашаемая свобода личности и демократизация общества приводит к вседозволенности, распущенности, противоправным формам реализации их отдельными подростками; отход от тоталитарного режима и авторитарных систем воспитания порождает неуправляемость процесса домашнего, да и, что греха таить, школьного воспитания, ориентацию на псевдоценности молодежи, уход в певдо-культуру, снижение ценности и престижа образования и культуры, резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой...

Кризис современной семьи порожден и проблемами демографическими: сложности семейного воспитания вызваны сегодня нестабильностью быта (известно, что в среднем 50% детей приходят в 1-й класс школы из распавшихся семей), трудностями межрегиональных (из разных стран СНГ), межнациональных, межрелигиозных браков, плачевным состоянием (как материальным, так и духовным) семей беженцев; неразрешенными проблемами бездомных семей и семей, в которых члены семей живут раздельно по разным причинам (часто кто-либо из родителей уезжает на заработки в другие города).

Перечень осложненных проблем современной семьи следовало бы дополнить и проблемами социальными: нелегкими жилищно-коммунальными условиями жизни, ухудшившимся медицинским обслуживанием взрослого населения и детей, появлением неравных возможностей в образовании и пользовании культурными ценностями и т.д. Эти особенности современной семьи и новые, характерные реалии детства порождают целый ряд новых воспитательных проблем семьи. Назовем лишь некоторые из них:

§ проблема «отцов» и «детей» в современной ее интерпретации;

§ проблема молодежной субкультуры, входящей в резкое противоречие с ценностями «взрослой» культуры, а нередко и просто с бескультурьем взрослых, занятых проблемой зарабатывания.денег и физического «выживания»:

§ проблема утраты ценности образования и освоения большой культуры в угоду псевдоценностям материальным (богатства ради богатства, «красивой» жизни и т.д.);

§ проблема утраты ценности национальной культуры (языка, искусства, одежды, домашнего интерьера, нравственных ценностей) в угоду преклонения перед западноевропейской и американской культурой;

§ проблема сложностей семейного воспитания, связанных с неуправляемым вторжением негативного влияния средств массовых коммуникаций (с насилием, порнографией, аморальностью, псевдоценностями рекламы, культом наркомании и алкоголизма и т.п.);

§ свои новые грани имеет сегодня и детская безнадзорность и беспризорность, корни которой уходят в современные проблемы семьи: занятость взрослых проблемой «выживания», предоставление детям свободы (вплоть до бесконтрольности и вседозволенности), проблемы «зарабатывающих» детей (разными способами, вплоть до безнравственных и даже противоправных), забота-«откуп» некоторых родителей; проблема «безнадзорный в толпе»; доступность соблазнов — сигарет, спиртных напитков, наркотиков, ночных увеселительных заведений, азартных игр и т.д.; мнимая «благовоспитанность» детей из внешне благополучных семей;

§ негативные проблемы сексуального воспитания: раннее и гипертрофированное сексуальное развитие, растление несовершеннолетних, рост проступков, и преступлений, связанных с половой распущенностью, появление подростковой и юношеской проституции;

§ особо, по-видимому, с воспитательной точки зрения в семье надо ставить проблему психологического здоровья детей и подростков, ибо слишком коварны и страшны подстерегающие родителей проблемы: подростковая неприкаянность, различного рода комплексы неполноценности, боязнь многих окружающих явлений и ночные страхи, неуверенность в завтрашнем дне, дидактогения, неврозы и стрессы, рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему...

Эти особенности семьи как ведущего фактора развития и воспитания ребенка (подростка) необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса школы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.