Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как реализуется воспитательный потенциал семьи




Из размышлений психолога Н.Л. Маленковой:

Традиционно, хорошая семья -это такая, в которой всем ее членам хорошо. То есть в ней созданы условия для удовлетворения потребностей каждого. Потребности эти известны: 1) биологические (жилище, пища, безопасность, секс, продолжение рода и т.п.); 2) социальные (быть принятым среди других людей и занять среди них свое место: профессия, дружеские отношения и т.п.); 3) личностные (постоянное саморазвитие интеллектуальных, эстетических, нравственных качеств и т.п.); 4) надличностные потребности (что моя жизнь даст всему человечеству, всему сущему на Земле и вне ее?).

Как же должны общаться между собой члены семьи? Во-первых, между ними вообще может не быть никаких отношений — полное отсутствие коммуникаций. Это — отвержение существования друг друга. Но чаще в семьях все-таки есть взаимоотношения: супружеские, детско-родительские и детско-детские. Папа общается с мамой, с дочкой, с сыном; мама общается с папой, с дочкой, с сыном; дочка—с братом, с мамой, с папой и т.д. В этот клубок вплетаются взаимоотношения так называемых коалиций (временных и постоянных): коалиция супругов общается с коалицией детей; коалиция женского пола общается с коалицией мужского пола; коалиция любящих геркулесовую кашу по утрам — с коалицией нелюбящих и т.д. Все это разнообразие взаимоотношений является проявлением принятия членами семьи друг друга. Принятие может быть разным: условным («Если ты... то я...». Один человек ставит другого в зависимость от себя) и безусловным («Принимаю тебя без условий с моей стороны»).

Считается, что любовь и забота родителей по отношению к детям является врожденной, биологически целесообразной. Ребенок — это безусловная ценность, его любят только за то, что он будет жить на этом свете. Но вот он зачат, и мотив иметь этого ребенка вступает в конфликт с другими мотивами, которые были у матери и отца до него (работать, общаться с друзьями, отдыхать, принадлежать друг другу и т.п.). Когда он рождается — новые конфликты мотивов («все время - ему!», «все силы -ему!», «собственное здоровье — ему!» и т.п.). А уж когда этот ребенок становится подростком!.. Всем родителям известно, насколько тяжело быть родителями. Тяжело, потому что всегда есть конфликт между: «мой ребенок -безусловная ценность» и «он многое делает не так».

Полное безусловное принятие является идеальной целью. Достижение ее невозможно, но стремление к ней необходимо. Зигмунд Фрейд'. «Тот, кто был безусловно любим своей матерью, сохраняет на всю жизнь дух победителя, ту уверенность в успехе, которая часто порождает реальный успех».

Молодой садовник спрашивает пожилого: «Почему наши сады разделены всего лишь забором, их одинаково поливает дождь, им достается поровну солнечных лучей, а твой сад пышнее и плодовитее моего? Я тружусь, не разгибая спины, покупаю лучшие удобрения...» - «А я просто разговариваю со своими растениями, подолгу смотрю на них. Мне кажется, они расцветают от того, что я на них постоянно любуюсь».

Ставя условия другому, мы, как правило, исходим из своих желаний (мотивов, целей). Авторитарный отец требует от сына во что бы то ни стало быть первым спортсменом в классе. А мальчик - «тихоня», «ботаник», «книгочей». Жена требует от мужа, чтобы он в выходные «развеялся» в веселой компании ее друзей. А муж так устал от общения с людьми на работе, ему хотелось бы побыть дома одному... Результат таких противоречий — либо бурные семейные конфликты, либо скрытые конфликты (которые все равно проявляются, отражаясь на физическом здоровье или психическом состоянии людей), либо разрушение отношений.

Воспитательный потенциал семьи реализуется родителями интуитивно и целенаправленно. В процессе жизни семьи происходит объективное влияние образа жизни (пример родителей, нравственно-психологический климат, стиль взаимоотношений, бытовые условия и их одухотворение). Современный педагогический культуролог Н.Б. Крылова утверждает: «Семейное воспитание, если оно природосообразно и культуросообразно, осуществляется между делом в прямом смысле, в разных ситуациях взаимодействия, где дети адаптируются к повседневной деятельности в семье, к эмоциям членов семьи, к различным оценкам текущих событий. В этом смысле дети самовоспитываются в ситуации постоянной семейной совместности, а взрослые адаптируются к их поступкам, решениям, реакциям, взаимоотношениям» (СНОСКА: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 107).

Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и всех взрослых членов семьи определяется педагогической культурой — умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, создавать определенный стиль и тон отношений.

В теории воспитания различаются три семейного основных подхода к организации воспитания питания, в том числе и семейного. Авторитарный (основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний как основных способов воздействия), либеральный (или попустительский, провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий) и демократический (предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимизм по поводу его потенциальных возможностей, стимулирует его самостоятельность и активность). В практике известны факты пагубности первого и второго подхода и позитивное влияние подхода демократического.

Приведем примеры. Выписка из так называемой «переписки друзей» — диалог двух подруг-старшеклассниц:

- «У меня вчера мать совсем охамела — прикинь, хвастается тем, что прочла мои записи... По-моему, я бы состыда сгорела.

- А у меня у мамы вечно нет времени. Я ей говорю: «Посиди со мной две минуты», а она: «Времени нет»... А у тебя как с этим?

-...Проблема у меня есть. Я просто боюсь... Извечно!.. Боюсь, что я не нужна буду никому. Хоть и вижу, что нужна, а иногда боюсь...»

Из воспоминаний студентки о своем детстве: «Я думаю, что определяющим фактором моего вечно хорошего настроения была та атмосфера добра и любви, которая царила в нашей семье. Наверное, и сейчас мне легко находить общий язык с людьми, потому что я усвоила в детстве: каждое живое существо требует к себе любви и внимания» (Ирина Б.).

ОБ АВТОРИТЕТЕ В ВОСПИТАНИИ

«Конвенция о правах ребенка», признающая, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» (СНОСКА: Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1989) // Международная зашита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 389) декларирует необходимость защиты детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения» (ст. 19) (СНОСКА: Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (19Н9) // Международная зашита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 395). В этой норме международного права содержится прямое указание на недопустимость проявления авторитаризма — диктата — насилия (авторитарный подход) по отношению к ребенку; подчеркивается необходимость заботы и бережного, внимательного отношения к нему, что не может быть в полной мере обеспечено при осуществлении либерального подхода, ориентированного на невмешательство.

Потенциально результат влияния семьи на развитие и воспитание ребенка зависит от авторитетности родителей. Авторитет понимается как завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей; это важнейшее средство и решающее условие воспитательного воздействия семьи. Однако А.С. Макаренко предостерегал родителей от многообразных видов ложного авторитета, блестяще описанного в его статье «О родительском авторитете». Авторитет «подавления», «расстояния», «чванства», «любви», «доброты», «дружбы», «подкупа». Из этого перечня видно, что не только негативные, но и позитивное явления родительской педагогики могут быть в основе ложного авторитета. Главное — чувство меры и педагогический такт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.