Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Тема 2. Создание славянской письменности (2 ч.)




Тема 2. Создание славянской письменности (2 ч.).

Учебные вопросы:

1. Исторические условия создания славянской письменности.

2. Проблемы происхождения славянских азбук.

3. Историческое значение создания славянской письменности.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о предпосылках, процессе и историческом значении создания славянской письменности;

знать:

· Основные источники по истории создания славянской письменности;

· Исторические условия, предпосылки создания славянской письменности;

· Основные дискуссионные вопросы по проблеме происхождения славянских азбук;

· Историческое значение создания славянской письменности.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· изучая дополнительную литературу и источники, подготовиться к дискуссии по проблеме происхождения славянских азбук (кириллицы и глаголицы);

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1. Охарактеризуйте основные источники по вопросу. Жития Кирилла и Мефодия. Выделите причины создания славянской письменности. Где и когда началась работа по созданию славянского алфавита? Расскажите о Великоморавсской миссии Кирилла и Мефодия. Изгнание учеников Кирилла и Мефодия из Великой Моравии. Какую роль в создании славянских азбук сыграло Первой Болгарское царство.

2. Происхождение славянской письменности в отечественных и зарубежных исследованиях. Проблема происхождения кириллицы и глаголицы. Что лежало в основе кириллического и глаголического письма?

3. Какое влияние на развитие славянских народов оказало создание славянской письменности? Какие изменения последовали в культурной, политической, социально сферах? Как изменилось международное положение славянских стран? Расскажите о распространении славянских азбук в славянском мире.

Тест:

1. Создателями глаголицы принято считать

а) Кирилла и Мефодия

б) учеников Кирилла и Мефодия

в) великоморавского князя Ростислава

г) Кирилла, Мефодия и их учеников

2. Создателями кириллицы принято считать

а) Кирилла и Мефодия

б) учеников Кирилла и Мефодия

в) великоморавского князя Ростислава

г) Кирилла, Мефодия и их учеников

3. Создание славянской письменности относиться к

а) началу IX в.

б) второй половине IX в.

в) началу X в.

г) второй половине X в.

4. Основная работа по созданию славянской письменности была проделана в

а) Великой Моравии и Первом Болгарском царстве

б) Чешском государстве

в) Сербии

г) Византии

5. Распад праславянского языка и образование самостоятельных славянских языков относится к

а) концу XI – началу XII вв.

б) середине I тыс. н.э.

в) рубежу VIII – IX вв.

г) началу X в.

6. В каких странах мира используют кириллицу?

а) Болгарии, Югославии, России

б) Болгарии, Польше, России, Чехии

в) Польше, Чехии, Словакии

г) России, Болгарии

7. Как называлась азбука, которая почти полностью совпадала с кириллицей по алфавитному составу, но отличалась от неё формой букв?

а) латиницей

б) глаголицей

в) современным славянским алфавитом

г) гражданским шрифтом

8. В основе славянского алфавита лежит:

а) греческое письмо

б) латинский алфавит

в) древнеславянское письмо

9. Историческими предпосылками создания славянского алфавита стало (а, и)

а) борьба западной и восточной церквей

б) стремление великоморавских правителей выйти из - под контроля латинского духовенства

в) внутриусобные войны в Византии

г) борьба Великой Моравии и Византии

10. Одним из результатов создания славянской письменности можно считать:

а) появление третьего богослужебного языка в Европе

б) отмету богослужения на латинском языке

в) раскол славянских народов по языковому признаку.

Литература:

1. Байбурова, Р. Как появилась письменность у славян / Р. Байбурова // Наука и жизнь. - 2002. - №5. URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/4175/

2. Бернштейн, С.Б. Константин Философ и Мефодий: начальные главы из истории славянской письменности / С.Б. Бернштейн. - М.: Издательство Московского университета, 1984. – 167 с.

3. Бердинских, В.А. О происхождении Кирилла и Мефодия и отношениях между греческой и славянскими церквями / В.А. Бердинских // Вопросы истории. - 2006. - №4. – С. 166 – 162.

4. Верещагин, Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников / Е.М. Верещагин. - М.:"Мартис", 2001.

5. Исаева, А. Долгая история в коротких рассказах: рождение славянской азбуки / А. Исаева // Наука и жизнь. - 1995. - №1. - С. 62 – 63.

6. Истрин, В. А. 1100 лет славянской азбуки / В. А. Истрин; АН СССР; отв. ред. Л. П. Жуковская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1988. - 190 с.

7. Уханова, У.В. У истоков славянской письменности / У.В. Уханова. -М.:"Муравей", - 1998.

8. Фроля, Б.Н. Сказания о начале славянской письменности / Б.Н. Фроля. – Спб.: Алетейя, 2000. – 154 с.

9. Флоря, Б.Н. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б.Н. Фроля, А.А. Турилов, С.А. Иванов. - Спб.: "Алетейя", 2006.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.