Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Изучив данную тему, студент должен:




Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных этапах, особенностях, тенденциях развития чешской государственности в средние века и раннее новое время;

знать:

· Предпосылки и особенности формирования чешской государственности в средние века;

· Основные факты и события истории Великой Моравии и Древнечешского государства в X - начале XV вв.

· Основы взаимоотношений земель чешской короны и Священной римской империи;

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в истории южных и западных славян и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал в учебнике, ознакомиться с историческими источниками и дополнительной литературой;

· законспектировать одну статью по теме;

· работая с дополнительной литературой, выполнить письменное задание «Основные вехи подчинения земель чешской короны Священной римской империи»;

· выполнить тест по теме;

· акцентировать внимание по вопросам:

1. Заселение славянскими племенами территории Богемии и Моравии в древности. Объединение племён и предпосылки формирования государственности. Держава Само: государство или союз славиний?

2. Великоморавская держава. Образование государства. Хозяйство и общественный строй. Расцвет и упадок Великой Моравии в последней трети IX в. Историческое значение Великой Моравии. Политические и культурные традиции. Создание славянской письменности. Кирилл и Мефодий.

3. Чехия в X -XII вв. Образование и становление Чешского государства. Социально – экономическое и политическое развитие. Отношения с соседями. Закон сеньората 1055 г. Начало удельного периода.

4. Чехия в XII – XIV вв. Особенности удельного периода. Внутренняя и немецкая колонизация. Социально – экономические перемены. Политическая стабилизация Чешского государства в XIII в. Люксембургская династия. Карл IV. «Золотой век» чешской истории. Межэтнические, социальные противоречия в чешском обществе, духовный кризис во второй половине XIV – начале XV вв.

Доклад: Карл IV: император и король чешский.

Тест:

1. Первым государственным образованием у славян принято считать

а) «державу» Само

б) Великую Моравию

в) Первой Болгарское царство

г) Древнечешское государство

2. Государство Великая Моравия сложилось в

а) 30 –е годы IX в.

б) 30 –е годы VII в.

в) 70 –е годы X в.

г) 70 –е годы VIII в.

3. В состав Великой Моравии в конце IX в. входили

а) Моравия, Западная Словакия, сербские племена, Краковская земля, силезские племена, висляне, славяне Панонии

б) Моравия и Чехия

в) Моравия, Чехия и Словакия

г) Болгарские, сербские и хорватские земли

4. Образование Чешского государства (государства Пршемысловичей) относится к

а) концу IX в.

б) началу IX в.

в) началу XII в.

г) концу XII в.

4. Принятие христианства в Чехии относится к

а) последней трети IX в.

б) последней трети X в.

в) началу IX в.

г) началу X в.

5. Формирование феодального общества в Чехии завершилось к

а) XII в.

б) X в.

в) XV в.

г) IX в.

6. Кто из чешских правителей был первым провозглашен королем с правом передачи титула по наследству

а) Вацлав I

б) Владислав II

в) Болеслав II

г) Конрад Ота

7. Статуты Конрада Оты, принятые в Чехии в 1189 г.

а) расширяли права шляхты: признавали земельные пожалования за службу наследственными

б) ограничивали права шляхты: наследственное пожалование земли отменялось

в) ограничивали права свободного крестьянства: право перехода к другому владельцу

г) расширяли права крестьянства: предоставляли право перехода к другому владельцу

8. О какой категории населения в Чехии в XI – XII вв. идет речь: «потомки свободных крестьян, попадали в зависимость за долги, платили налоги, выполняли повинности на земле феодала, несли военную службу»

а) седлаки или дедичи

б) госпиты

в) цензуаны

г) парики

9. Колонизация в чешских землях относится к

а) X – XII вв.

б) XII – XIII вв.

в) XIV – XV вв.

г) XVI – XVIII вв.

10. О каком процессе в социально – экономической сфере XII – XIII вв. идет речь: «резкое расширение площади обрабатываемых земель, массовое возникновение городов, распространение денежной ренты, увеличение добычи полезных ископаемых, изменение правового статуса зависимого населения»

а) колонизация

б) переход к барщинно – фольворачной системе

в) феодализация

г) урбанизация

11. Последствиями колонизации в чешских землях можно считать (выберите наиболее полный ответ)

а) изменились нормы взаимоотношений между феодалами и зависимыми крестьянами, произошел приток немецкого населения, были освоены новые земли, более, чем в два раза возросла урожайность, были основаны новые города, началась разработка добычи полезных ископаемых

б) были освоены новые земли, более, чем в два раза возросла урожайность, были основаны новые города, началась разработка добычи полезных ископаемых

в) произошло сокращение сельского населения, основная масса крестьян была вынуждена переселяться в города

г) изменились нормы взаимоотношений между феодалами и зависимыми крестьянами, произошел приток немецкого населения, произошло сокращение сельского населения, основная масса крестьян была вынуждена переселяться в города

12. Принципы взаимоотношений между Священной Римской (Германской) империей и Чешским королевством были изложены в

а) Золотой булле Фридриха II

б) Статутах Конрада Оты

в) Кутногорском праве

г) Четырех Пражских статьях

13. Новые принципы взаимоотношений между германскими императорами и Чешским королевством, изложенные в Золотой булле Фридриха II, предполагали (выберите наиболее полный ответ)

а) наследственность титула чешских королей, право чешской знати избирать короля в случае пресечения династии, неделимость территорий королевства, право короля назначать епископа, признание права чешских королей участвовать в работе имперских сеймов и римской коронации

б) наследственность титула чешских королей

в) признание за германскими императорами права вмешательства в избрание чешских королей и епископов, а также права раздела территорий королевства

г) наследственность титула чешских королей, право чешской знати избирать короля в случае пресечения династии, неделимость территорий королевства, право короля назначать епископа, лишение чешских королей права участвовать в работе имперских сеймов и римской коронации

14. Для политического развития в Чешском королевстве в XIII – начале XIV вв. было характерно

а) непрочность королевской власти, борьба королей с феодальной аристократией

б) противоборство королевской и церковной власти

в) сильная королевская власть, процессы централизации

г) установление олигархического правления чешской шляхты

15. Годы правления Карла IV в Чехии

а) 1346 – 1378 гг.

б) 1306 – 1310 гг.

в) 1310 – 1346 гг.

г) 1378 – 1419 гг.

16. О каком чешском правителе идет речь: «получил образование во Франции при дворе короля Филиппа VI, целеустремленный политик, годы его правления стали «золотым веком» чешской истории, в борьбе с феодальной знатью опирался на церковь и города, был германским императором и превратил Чехию в центр империи»

а) Ян Люксембург

б) Карл IV

в) Вацлав IV

г) Вацлав II

17. В понятие «земли чешской короны», сформулированное в середине XIV в., входили (выберите наиболее полный ответ)

а) Чехия, Моравия, Силезские княжества, Верхние и Нижние Лужицы, Люксембург

б) Чехия, Моравия, Люксембург

в) Чехия и Люксембург

г) Чехия, Словакия, Моравия, Силезские княжества, Верхние и Нижние Лужицы, Люксембург

18. В «Золотой булле» Карла IV, изданной в 1356 г. (выберите наиболее полный ответ)

а) подтверждалась свобода избрания чешского короля чешским сеймом, император не мог сам назначать наследника и передавать Чехию в лен, чешский король сохранял право чеканить монету и приобретать земли в империи, подданные королевства могли быть судимы только чешским судом

б) обязательства короля не принуждать феодалов ходить в походы за пределы королевства, не назначать на государственные должности иностранцев и не жаловать им имущество, сокращение налога «генеральной берны»

в) признание за чешской шляхтой прав избрания королей

г) подтверждалась свобода избрания чешского короля чешским сеймом, император не мог сам назначать наследника и передавать Чехию в лен

19. Каким образом были определены права каждой из «земель чешской короны» в XIV в.

а) каждая земля имела свой сейм, свободу в решении внутренних вопросов, но прав на самостоятельную внешнюю политику не было

б) каждая земля имела свой сейм, свободу во внутренней и внешней политике

в) земли не имели самостоятельности и были полностью подчинены центральным королевским учреждениям

г) каждая земля напрямую подчинялась имперским властям, минуя чешские королевские учреждения

20. Представители каких сословий в Чехии в XIV в. участвовали в работе земских и генерального сеймов

а) шляхты, высшего духовенства, иногда патрициата главных королевских городов

б) шляхты

в) шляхты и духовенства

г) шляхты и горожан

Литература:

1. Великая Моравия: Ее историческое и культурное значение. - М.: Наука, 1985. – 287 с.

2. Дворник, Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации / Ф. Дворник. - М.: Языки славянской культуры, 2001. -800 с.

3. Древнейшие государства Восточной Европы: Восточная и Северная Европа в средневековье / отв. ред. Г. В. Глазырина; отв. секретарь С. Л. Никольский. - М.: Вост. лит. РАН, 2001. - 472 с.

4. Краткая история Чехословакии. - М.: Наука, 1988. – 576 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.