Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Усиление арочных каменных и бетонных пролетных строений

Читайте также:
  1. Болтосварных пролетных строений
  2. В сталежелезобетонных конструкциях
  3. Вопрос 6. Способы предотвращения и преодоления и преодоления паники и панических настроений.
  4. Восстановление и усиление фундаментов
  5. Выбор сварочных материалов
  6. Выполнение газосварочных работ
  7. Выполнение электросварочных работ
  8. Группа 11 Сооружение монолитных бетонных опор при подаче бетона на суше
  9. Группа 20 Установка пролетных строений на опоры мостов двумя спаренными стреловыми кранами
  10. Группа 22 Укрупнительная сборка составных балок железобетонных пролетных строений
  11. Группа 23 Установка пролетных строений на опоры автодорожных мостов
  12. Группа 25 Навесная сборка железобетонных пролетных строений мостов под автомобильную дорогу



!

летного строения 7 для передачи давления от постоянных и временных (поездных) нагрузок преимущественно в пределах стенок 9, что позво­ляет разгрузить консоли 10 от давления балласта 1 и повысить их гру­зоподъемность. Эффективность усиления может быть повышена путем жесткого прикрепления разгружающего пакета 2 к пролетному строе­нию в продольном и поперечном направлениях и включения их в совмест­ную работу.

В некоторых случаях усиление дефектных элементов пролетного строения может быть выполнено подведением под них различных под­держивающих конструкций.

В НИИ мостов разработана конструкция усиления пролетных строе­ний с откидными консолями, грузоподъемность которых из-за разру­шения шарнирных узлов сопряжения откидной и монолитной частей конски резко снижается. Под откидной и монолитной частями консо­ли перпендикулярно к оси пролетного строения располагают металли­ческие балки, которые с помощью болтов, пропущенных через сквоз­ные отверстия в бетоне, соединяют с консолью (рис. 10.7). Такие под­держивающие конструкции позволяют восстановить эксплуатационные качества пролетных строений и повысить срок их службы. Преимущест­вом этого способа усиления наружной консоли по сравнению с ранее описанным (см. рис. 10.6) является возможность проводить работы без перерыва движения поездов.


           
     


На практике потребность в усилении каменных и бетонных мостов чаще всего возникает из-за необходимости повышения грузоподъемно­сти сводов арочных пролетных строений. Обычно применяют способы усиления, связанные с разгрузкой свода от веса надсводных строений или возведением дополнительных сводов над существующим сводом, под ним или рядом с ним.

Усиление свода, связанное с полным или частичным удалением надсводного строения (кладки) и заменой его железобетонной плитой минимальной высоты.Этот способ усиления целесообразно использо­вать в мостах с малыми пролетами (рис. 108, а). Плита может опирать­ся на устои моста или на опоры, устроенные вблизи пят усиливаемого свода, обеспечивая таким образом либо полную, либо частичную раз­грузку свода. Из архитектурных соображений щековые стенки сводов обычно сохраняют.

Для сводов сравнительно больших пролетов (10 м и более) исполь­зование указанного способа усиления становится неэффективным, так как для его реализации потребуются значительные затраты, связан­ные с необходимостью увеличения строительной высоты конструкции перекрытий и, следовательно, существенной подъемки пути на мосту

Рис. 10.8. Схемы усиления сводов каменных и бетонных мостов: а - частичной или полной разгрузкой сводов; б - расположением дополнитель­ного свода сверху существующего; в - то же снизу существующего; 1 - железо­бетонная плита; 2 - существующий свод; 3 - облегченное надсводное строение; 4 - свод усиления; 5 - уширение опоры




исравнительно больших объемов работ по надстройке опоры. Следует также иметь в виду, что существенная разгрузка сводов за счет удаления надсводного строения может неблагоприятно сказаться на их напряжен­ном состоянии — снизить сжимающие напряжения и увеличить растяги­вающие от временной нагрузки. Поэтому для сводов больших пролетов целесообразнее вести усиление путем устройства дополнительных сводов.

Устройство дополнительных сводов. Дополнительный свод соору­жается в виде бетонной или железобетонной оболочки, устраиваемой сверху или снизу существующего свода.

Оболочка сверху существующего свода устраивается с применением разгружающих пакетов (рис. 10.8, б). При этом уровень рельсового пу­ти, уложенного на пакетах, делается несколько выше свода, чтобы иметь достаточную высоту для производства работ. Под прикрытием разгру­жающих пакетов производят установку арматуры и бетонирование обо­лочки усиления, а также устройство гидроизоляции. Несмотря на то что при бетонировании нового свода практически не требуется опалубки, а его включение в совместную работу со старым сводом оказывается наиболее полным, этот способ усиления используется в очень редких слу­чаях, так как проводимые строительные работы затрудняют движение поездов. К тому же для такой укладки нового свода требуется достаточ­ная высота надсводной части.

Без перерыва движения поездов может производиться усиление ниж­ним сводом, опираемым на устои или новые стенки, сооружаемые на обрезах фундамента (рис. 10.8, в). Работы выполняются без разборки надсводной части старого моста, но усложняются необходимостью бето­нирования на кружалах нового свода. Трудность представляет соедине­ние нового бетона со старым сводом, совместность работы которых обес­печивается постановкой анкеров, штраблением и т. п. По окончании бе­тонирования нового свода на 3 сут ограничивают скорости движения по­ездов. Контроль качества бетонирования производится инъектированием кладки цементно-песчаным раствором.

При невозможности опирания нового свода на обрезы фундаментов опор устраивается замкнутая внутренняя оболочка усиления, в которой, кроме свода и стен, имеется и железобетонный лоток или нижний (об­ратный) свод.

Усиление сводов боковыми арками. Когда устройство новых сво­дов невозможно (ограничен подмостовой габарит, малая строительная высота и т. д.), а также при необходимости совместить уширение старо­го свода с его усилением, применяется усиление существующих сводов боковыми арками после разборки старых щековых стенок (рис. 10.9). Включение арок в совместную работу с усиливаемыми сводами обеспе­чивается посредством постановки анкеров, штраблением и др. Возве­дение боковых арок усиления нередко вызывает необходимость в уши-рении опор. В этом случае чаще всего на всю высоту опор сооружают железобетонные оболочки ("рубашки").

13 Зак. 1188


                   
         


Рис. 10.9. Схема усиления свода железо­бетонными арками, расположенными рядом с существующим сводом: 1 - существующий свод; 2 — новая арка; 3 — гидроизоляция

Усиление сводов нагнетанием в кладку цементного раствора. В не­которых случаях усиление старого свода достигается путем нагнетания цементного раствора в кладку свода и в надсводную его часть, что вос­станавливает их целостность и, таким образом, частично обеспечивает разгрузку свода. Цементацию кладки целесообразно производить и совместно с другими способами усиления пролетных строений камен­ных и бетонных мостов.

/ - анкеры с заершенными концами; 2 — кли­новые анкеры; 3 - скважины для нагнетания цементно-песчаного раствора; 4 — новый свод; 5 — существующий свод; 6 - опорная плита к анкеру; 7 — шайбы; 8 — гайка; 9 — место соединения стержня с крюком к анкеру; 10 — граница разборки существующего бор­тика; 11 — гидроизоляция; 12 - клин

Набрызгбетонирование сводов. В последние годы для усиления сводов находит все большее применение безопалубочный метод бетони­рования набрызгом бетона. Способ набрызга позволяет существенно упростить производство работ, снизить их трудоемкость и повысить ка­чество бетона нового свода. Укладку бетона в новые своды выполняют набрызгом с применением ускорителей твердения или без них с соблю­дением технологических правил, утвержденных Главным управлением

Рис. 10.10. Схема усиления свода и проемов набрызгбетонированием (а)

и фрагмент усиления свода и наружной поверхности (б)


пути МПС. Благодаря высокой адгезии набрызгбетона обеспечивается надежная связь нового свода с поверхностью кладки старого свода (рис. 10.10). Включают новые железобетонные своды в совместную работу напрягаемыми металлическими анкерами, закрепленными в кладке старых сводов и обжимающие их.

Для установки напрягаемых анкеров в кладке свода пробуривают скважины, в которые вставляют анкеры с "расщепленными" концами

(

и зажатыми в них клиновидными пластинами. Осторожными ударами по наружному концу анкеров последние осаживают до упора.Клин раздви­гает "расщепленные" концы анкеров и обеспечивает их закрепление в скважинах. На наружные концы анкеров надевают опорные плиты, ста­вят шайбы и гайки. В каждой опорной плите имеются два отверстия: одно для анкера, другое для нагнетания в скважину цементного раство­ра. Натяжение анкеров производят гаечным ключом вручную. Завер­шив натяжение анкеров до требуемого значения, производят заполнение скважин цементным раствором. После закрепления анкеров устанавли­вают металлические сетки свода и оболочки и производят набрызгбето­нирование.

10.3.Усиление опор

Необходимость в усилении опор в основном возникает в связи с неудовлетворительным физическим состоянием их кладки, когда ме­рами капитального ремонта невозможно восстановить прочность опоры до требуемых значений, а также при недостаточной грузоподъемности конструктивных элементов (тела и фундамента опоры), ограничиваю­щей пропуск более тяжелых поездных нагрузок. На практике усиление опор обычно сочетают с их ремонтом.

Деформации эксплуатируемых опор (осадки, сдвиги, наклоны) обычно вызываются недопустимо большим давлением под подошвой фундамента. В этих случаях необходимо проведение сложных и трудо­емких работ, обеспечивающих усиление фундаментов.

Усиление фундаментов опор.Фундаменты опор мелкого заложения, расположенные на устойчивых грунтах, могут быть усилены путем их yiUHfraira (рис. 10.11). Предварительно (при необходимости) место ра­боты ограждают водонепроницаемой перемычкой — деревянными или металлическими шпунтовыми стенками, железобетонными или метал­лическими оболочками. После откачки воды и удаления грунта бетони­руют мощные железобетонные консоли, надежно связывая их с телом старого фундамента штрабами и анкерами. Чтобы при разработке котло­вана и удалении грунта не повредить основание под подошвой усили­ваемого фундамента, подошву пристраиваемой части располагают выше на 1-1,5 м. На дно котлована под консолями укладывают опорную же­лезобетонную плиту. Если в процессе разработки котлована в него по-

13*


           
     

Рис. 10.11. Схема усиления фундамен­та опоры путем уширения:

1 — мощные железобетонные консоли;

2 — забетонированный просвет; 3 — опорная железобетонная плита; 4 — гидравлические домкраты

ступает большое количество воды, то опорную плиту бетонируют до устройства консолей, Между железобетонной опорной плитой и консо­лями устанавливают гидравлические домкраты. Вводя в действие эти домкраты, можно по подошве вновь сооружаемых частей фундамента создать такие же напряжения, какие существуют и под старым фунда­ментом. В таком состоянии бетонируется просвет, в котором стоят домкраты. При бетонировании оставляют ниши, через которые извле­кают домкраты после того, как бетон затвердеет. Применяя этот спо­соб производства работ, можно добиться того, что вся площадь основа­ния уширенного фундамента будет работать равномерно.

В некоторых случаях оказывается целесообразным усиление фун­даментов производить не за счет уширения их подошвы, а за счет увели­чения глубины закладки фундамента.

Усиление фундамента опоры хорошо может быть выполнено в соче­тании с железобетонной рубашкой, соединенной с кладкой опоры. В этом случае вокруг существующего фундамента в грунт погружается необходимое для восприятия всех нагрузок число свай, по головам ко­торых сооружается объемлющий новый железобетонный ростверк, на который и опирается оболочка тела опоры (рис. 10.12). В качестве но­вых свай, как правило, используют буровые и набивные сваи, так как вибропогружение или забивка обычных свай оказывают динамическое воздействие на существующую опору, способное ухудшить ее состоя­ние. Разделка голов свай, установка опалубки и бетонирование роствер­ка могут выполняться под защитой шпунтового ограждения или внутри плавучего "кессона" — ящика с дном, из которого после герметизации щелей может быть откачена вода (хотя бы частично) для производства работ.

Сваями может быть также увеличена несущая способность фунда­ментов на опускных колодцах и кессонах. У существующего фундамента по бокам погружаются буровые сваи. В дальнейшем усилия от сущест­вующей опоры передают на сваи через железобетонные балки, заделан­ные в тело усиливаемой опоры.

С целью разгрузки фундамента и уменьшения напряжений под его подошвой иногда часть тела массивной опоры выше УВВ заменяют бо­лее легкой столбчатой, рамной или пустотелой конструкцией.


Нередко возникает необходимость в усилении фундаментов устоев, которые подвержены горизонтальному давлению грунта. Вследствие плохого отвода воды из насыпи за устоями и увеличения давления на них от переувлажненного грунта, а также подвижки на косогорах при косом напластовании грунта к руслу реки наблюдаются смещения и наклоны устоев в пролет.

Выбор способа усиления фундаментов устоев определяется харак­тером и причиной деформаций оснований. Так, в однопролетных мос­тах малых пролетов при взаимном сдвиге устоев целесообразно устрой­ство массивной распорной плиты (рис. 10.13, а) или обратного свода. При большой высоте насыпи передние стенки устоев могут быть усиле­ны устройством мощных контрфорсов (рис. 10.13, б). Для уменьшения горизонтального давления грунт за устоем можно заменить сухой ка­менной кладкой из постелистового бутового камня, кирпича и др. (рис; 10.13, в). В сложных случаях (слабые грунты в основании, ополз­невые явления и др.) для устранения сдвига и сползания устоев в пролет прибегают к более радикальным способам усиления — превращают устои в промежуточные опоры с устройством за ними одного или двух допол-

Рис. 10.12. Схема усиления фундамента увеличением числа свай: 1 — железобетонная оболочка; 2 — но­вый железобетонный ростверк; 3 — металлический шпунт; 4 — набивные сваи; 5 — деревянный шпунт

[

нительных пролетов, перекрывающих неустойчивые участки берега (рис. 10.14). Удлинение моста с точки зрения стабилизации деформаций устоев способствует предотвращению как плоского, так И глубокого сдвига, а также одновременно приводит к выравниванию давления под подошвой фундамента устоя.


           
     


1 - связи между стенками оболочки; 2 - старая кладка опоры; 3 - несущая железобетонная оболочка; 4 — анкер

Рис. 10.13. Схемы усиления фундаментов устоев:

а - устройством распорной плиты; б — устройством контрфорса; в - устройст­вом сухой кладки за устоем; 1 — распорная плита; 2 — существующая кладка; 3 - контрфорс; 4 - сухая кладка; 5 - разгрузочный пакет

Рис. 10.14. Схема усиления устоя устройством дополнительных пролетов: 1 — дополнительное пролетное строение; 2 — существующий устой; 3 — дополнительная опора


Рис. 10.15, Схема усиления опоры железобетонной оболочкой

Защиту новых и старых фундаментов опор от действия агрессивных вод производят битумной обмазкой, но там, где нанесение ее невозмож-нГприменяют ограждения деревянным брусчатым ™^™™«^ башкой" из мятой глины, бетона, устраиваемой в бездонном ящике вокруг опоры. Для защиты свай-оболочек применяют двухслойное по-крытие на основе эпоксидных смол.

При слабом основании иногда бывает проще и целесообразнее уси­лить грунт под фундаментом. Для этой цели используют различные спо­собы еГхими^ского или электрохимического упрочнения. Повышение несущей способности грунтов в основаниях может быть также вьшолне-но путем цементации, глинизации или битуминизации. Выбор способов упрочнения зависит от вида и физического состояния грунтов.

Усиление кладки тела опоры. Тело массивных опор обычно усили­вают железобетонными оболочками ("рубашками"), включенными в работу существующей кладки и разгружающими ее от внешних нагру­зок Связь железобетонной оболочки с кладкой опоры обеспечивают постановкой анкеров (штырей) и штраблением ее поверхности. Для активного включения оболочки в совместную работу оголовок опоры перестраивают, заменяя старую опорную площадку на новый мощный железобетонный подферменник, опертый на верх оболочки. Низ оболоч­ки опирают на обрезы фундамента. Таким образом, путем передачи по­стоянных и временных нагрузок с пролетных строении на оболочку до­стигается максимальное усиление кладки опоры (рис 1U. 15 J.

По условию трещиностойкости толщину усиливающих *™«°б«°«-ных оболочек на массивных опорах принимают равной °>^^ П°Л" ной толщины опоры, но не менее 16 см. Арматуру ™к°и оболоч<и вы полняют в виде двух сеток из стержней диаметром 12-25 мм с ячеи

К°Й Устройство железобетонных каркасов является одним из целесооб-разнь^ способов усиления массивных опор, предупреждающих развитие



имеющихся в опоре дефектов и обеспечивающих ее дальнейшую нор­мальную эксплуатацию.

На промежуточных опорах каркасы выполняют обычно в виде одного или нескольких горизонтальных поясов высотой 1—1,5 ми тол­щиной 25—40 см. Количество поясов зависит от состояния опоры. Го­ризонтальные трещины перекрывают одним поясом, а вертикальные и наклонные трещины - двумя-тремя и более по высоте опоры (рис. 10.16). При устройстве поясов по всей высоте опоры верхний пояс устраивают на уровне низа карнизного камня, а нижний пояс - выше УМВ (по условиям производства работ). Расстояние между осями поясов по высоте опоры принимают не менее толщины опоры по фасаду. Армируют пояса, как и оболочки, сетками из стержневой арматуры диаметром до 25 мм, которые крепят к кладке опоры с помощью стальных анкеров диаметром 18—25 мм, заделываемых на глубину 50—75 см (25—30 диа­метров) .

В районах с умеренным климатом для изготовления железобетон­ных оболочек и поясов применяют монолитный бетон класса не ни­же В22.5, а при расположении опоры в зоне переменных горизонтов воды и льда и в районах с суровыми климатическими условиями — не ниже В35 и F 300 (по морозостойкости).

Устои, в кладке которых образовались глубокие трещины, нару­шающие монолитность конструкций и существенно снижающие их гру­зоподъемность, нередко усиливают путем усттюйгугня жрпипйотм»..

Рис. 10.16. Схема усиления промежуточной опоры железобетонными поясами


Рис. 10.17. Схема усиления устоя устройством железобетонного каркаса: U - железобетонный каркас; 2 - железобетонная оболочка толщиной 15 см; >3 — стяжка каркаса

каркасов (рис. 10.17). Каркасы образуют из отдельных горизонтальных и наклонных элементов - ригелей, охватывающих устой по контуру. При наличии в устоях местных повреждений (выпучиваний, отслоений облицовки и общего расстройства кладки) целесообразно включение в схему каркасов дополнительных элементов, размещающихся в наибо­лее разрушенных местах. В качестве дополнительных элементов часто применяют вертикальные ребра, которые могут в случае общего рас­стройства кладки размещаться равномерно по периметру устоя,образуя вместе с основными элементами общую каркасную систему по поверх­ности конструкции. При необходимости каркасы дополняют защитными железобетонными оболочками. Применение наклонных ригелей на устоях позволяет в ряде случаев избежать устройства глубоких прорезей в насыпи для установки задних ригелей. Устройство ригелей поверху торцов обратных стенок в прорезях производят под прикрытием под­весных разгрузочных пакетов. Снятие и установку пакетов выполняют в "окно" с соблюдением всех требований безопасного ведения работ.

Пояса железобетонного каркаса по конструктивным соображениям делают высотой и толщиной соответственно 0,10 и 0,06 высоты устоя из бетона класса не ниже В20. Армируют пояса арматурой диаметром 18— 20 ji£a класса A-I, хомутами диаметром 6-8 мм класса A-I с шагом 200—250 мм. Совместную работу каркаса с основным массивом обес­печивают обычным способом — прикреплением арматурной сетки к металлическим штырям, заделанным в кладку устоя.

Небольшое усиление (на 8—12 %) массивной опоры выполняют спо­собом набрызгбетона (см. п. 10.2). В качестве арматуры используют стальную сетку из проволоки диаметром не менее 6 мм, которую закреп­ляют в кладке при помощи металлических анкеров. По сетке наносят набрызгбетон в несколько слоев до получения покрытия требуемой тол­щины и прочности. Для более существенного усиления массивных опор (в связи с большими объемами работ) набрызгбетон не применяют.


               
       



1 - оболочка; 2 - опора; 3 -скважины

шоры'0'18' РвСП0Л0ЖеНие скважин в кладке промежуточной


Предпочтение отдают монолитному бетону, укладываемому в опалубку с последующим вибрированием.

Работы по устройству железобетонных несущих каркасов (оболочек и поясов) нередко совмещают с цементацией (инъектированием) клад­ки опоры. Нагнетая под давлением в тело опоры цементный раствор, заполняют трещины и пустоты в кладке и восстанавливают ее монолит­ность (увеличивают плотность, водонепроницаемость и отчасти проч­ность на сжатие). Для подачи цементного раствора внутрь массива в кладке с помощью перфораторов бурят скважины диаметром 36—75 мм, располагая их в шахматном порядке, а при наличии облицовки — в швах между камнями облицовки (рис. 10.18). Чтобы не бурить скважины в железобетонных оболочках и поясах, в них оставляют отверстия. Сква­жины на боковых поверхностях бурят наклонно к горизонту под углом 10—15°, а с подферменных площадок -вертикально и не ближе 0,5—0,6 м от края кладки во избежание выколов ее при нагнетании цементного раствора под давлением. Расстояния между скважинами назначают в за­висимости от состава цементного раствора: 0,8-1,2 м - при нагнетании раствора без добавок и 1,2—2 м — при нагнетании раствора с пластифи­цирующими добавками. При одностороннем бурении глубина скважин не должна быть больше /4 толщины опоры во избежание вытекания раствора с другой стороны и 3/8 при бурении с двух сторон.

После окончания бурения скважин и установки инъекторов (рис. 10.19) все скважины промывают водой, подавая ее сверху вниз под давлением 0,2 МПа, а затем продувают сжатым воздухом под давле­нием 0,2 МПа и закрывают до начала цементации деревянными пробка­ми, обернутыми паклей. Также до начала работ имеющиеся трещины и •пустые швы, через которые возможна фильтрация инъектируемого рас­твора, тщательно заделывают паклей или затирают цементным раствором.

Инъектирование цементного раствора производят в одну или одно­временно в несколько скважин. Скважины, расположенные на боковых поверхностях кладки, инъектируют последовательно снизу вверх, начи­ная с самых нижних рядов, а вертикальные - от центра опоры к краям. Нагнетание производят до вытекания раствора из законопаченных выше­расположенных скважин. Для нагнетания раствора применяют специаль­ные установки, нагнетатели пневматического действия, работающие от компрессоров, и ручные насосы.

В начале инъектирования нагнетается цементное тесто состава 1:10 при давлении 0,1 МПа, а в конце — раствор с водоцементным отношени­ем 1:1 при давлении 1 МПа с добавлением пластификаторов в виде 0,25 % сульфитно-спиртовой барды или до 1 % мылонафта от массы цемента. Через 5 сут производят контрольное нагнетание в дополнительно пробу­ренные контрольные скважины. Цементация кладки считается закон­ченной, если при максимальном давлении раствор в скважины не про­ходит.


                       
           


При цементации кладки после устройства несущих Железобетонных оболочек ипоясов опор нагнетание раствора рекомендуют начинать при достижении бетоном прочности не ниже 25 % проектной.

10.4. Механизацияработ приусилении мостов

Для механизации ремонтно-строительных работ на мостах приме­няют большое количество разных машин и оборудования, начиная от средств малой механизации и кончая комплексом специализированной техники. Применение машин и Механизмов существенно повышает про­изводительность труда, сокращает сроки выполнения работ и значитель­но облегчает труд рабочих.

Важным моментом, определяющим степень механизации ремонтных работ, является подбор соответствующих машин и оборудования, тесно увязанный с характером, объемом и очередностью производства работ, а также местными условиями.

Средствами малой механизации оснащают мостовые бригады дистан­ций пути, выполняющие в основном ремонтные работы в порядке теку­щего содержания сооружений. Для этого, в частности, используют пере­движные мосторемонтные комплексы на базе автомобиля ЗИЛ-131 (разработка НИИ мостов и ПТКБ Главного управления пути МПС), в составе которых имеется оборудование, позволяющее механизировать небольшие по объему работы по усилению и ремонту каменных, бетон­ных и железобетонных конструкций (рис. 10.20).

Сложные и трудоемкие работы (частичная или полная перекладка опор, усиление элементов пролетных строений опор и др.) обычно вы­полняют специализированные ремонтно-строительные организации же-

Рис. 10.20. Мосторемонтная летучка: 1 — дополнительная пассажирская кабина; 2 — стреловой гидравлический кран; 3 — параллелограммное устройство; 4 — рабочая люлька; 5 — передвижная ком­прессорная станция; 6 — кузов; 7,9— гидравлические опоры; 8 — пульт управ­ления краном


Рис. 10.21. Схема торкретной установки:

1 - компрессор; 2 - воздухосборник; 3 - воздухоочиститель; 4 - шланги;

5 - бак с водой; 6 - цемент-пушка; 7 - сопло

лезных дорог (мостопоезда, путевые машинные станции, ремонтные колонны и др.), а также подразделения мостостроительных организаций. Действующие табели оснащения этих организаций общестроительной и специальной техникой позволяют формировать соответствующие техно­логические комплексы механизированного производства работ.

Механизированные способы усиления и ремонта каменных, бетон­ных и железобетонных конструкций мостов основаны на применении комплекса оборудования для приготовления, транспортирования и укладки бетонных смесей, строительных растворов при торкретирова­нии поверхности, цементации кладки, устройстве железобетонных обо­лочек и др. При этом должны быть согласованы параметры как основ­ного оборудования, так и комплектующего добавочного оборудования.

Для торкретирования поверхностей пролетных строений и опор применяют специальное оборудование (рис. 10.21), состоящее из це­мент-пушки, компрессорной станции, бака для воды, водяного и воз­душного шлангов и сопла с набором наконечников. Дополнительно в состав оборудования включают растворосмеситель. В зависимости от условий производства работ оборудование для торкретирования разме­щают на железнодорожной платформе, автомашине или специальных тележках.

На практике чаще всего используют цемент-пушку СБ-117 (рис. 10.22) Московского завода строительных машин с рабочим давле­нием воздуха 0,35 МПа, а также ранее выпускавшиеся цемент-пушки СБ-13 и С-165. С помощью цемент-пушки подготовленную сухую смесь песками цемента равномерно подают в струю сжатого воздуха и по шлан­гу чгодводят к выходному патрубку. Здесь сухую смесь смачивают во­дой и в виде цементного раствора через наконечник сопла наносят на тор­кретируемую поверхность. Для питания цемент-пушки воздухом приме­няют компрессоры производительностью по подаче воздуха 5-10 м /мин и рабочим давлением до 0,7 МПа. В условиях производства ремонтных работ на мостах и трубах наиболее целесообразны прицепные станции с ротационными компрессорами и дизельными двигателями типов ПР-6М . иПР-10М. Для смачивания цементной смеси воду к выходному соплу обычно подают из водяного бака с помощью сжатого воздуха. Возможна также подача воды непосредственно из водопровода или водяными на-


               
       


Рис. 10.22. Цемент-пушка СБ-117-

^яГ^Т1* бУНКеР; 2 - Уп°Р-Фиксатор; 3- шланг, 4 - приводной
механизм; 5 - несущая рама; 6 - система регулировочных кранов; 7-
пакетныи выключатель уапы»,

^Tte п ^^М«СЛуЧае давление В°ДЫ в системе водовода должно быть на u,U5-0,l МПа больше давления воздуха в шланге. При необходимости это можно обеспечить, регулируя длину водяного шланга или приподняв бак с водой на высоту 1 -2 м. Сухую смесь цемента и песка, как правило готовят на месте производства работ, используя растворосмесители лю-'

пГ£ТТ^паАПРИМ«Р С°"23Б' ССМ6 И СО"26Б «РИ небольшом объеме раоот и С-220А при большом объеме работ.

При большом объеме работ по торкретированию применяют пнев­матический аппарат КР, который в отличие от цемент-пушки, работаю­щей на сухой смеси, загружают готовым цементным раствором. Уста­новка КР состоит из пневматического аппарата КР-75 (в строительных организациях имеется в большом количестве), компрессора, растворо-398


мешалки, шлангов и сопла. Сжатый воздух от компрессора по одному воздуховоду поступает в аппарат КР и выдавливает в сопло готовый цементный раствор, а по другому воздуховоду — прямо в сопло, где про­исходит распыление раствора и выброс его через наконечник сопла на торкретируемую поверхность. Производительность установки КР дости­гает 3 м3 /ч при расходе сжатого воздуха 2 м3 /мин и максимальном дав­лении его 0,7 МПа. Для того чтобы цементный раствор не оплывал при несении его на ремонтируемую поверхность, количество воды в раство­ре принимают равным 10-15 % массы цемента.

Работы по набрызгу бетонной смеси выполняют при помощи комп­лекса оборудования, в состав которого входят: машина для нанесения набрызгбетона, компрессорная станция, бак для воды, трубопроводы и шланги с соплом, а также сортировочные, дозирующие и смесительные установки, обеспечивающие подготовку сухой смеси из цемента, песка, гравия и добавки — ускорителя схватывания и твердения.

Для нанесения набрызгбетона в основном используют установку СБ-67 Московского завода строительных машин с максимальным давле­нием воздуха 0,5 МПа и ранее выпущенные установки типа С-630А с дав­лением воздуха 0,6 МПа, но с меньшей дальностью набрызга бетона на ремонтируемую поверхность. Максимальный расход воздуха для установок СБ-67 и СБ-630А составляет 8—10 м3/ч. Поэтому для снаб­жения их сжатым воздухом применяют компрессорные станции типов ДК-9М и ПР-1 ОМ, производительность которых не меньше 10 м3 /ч.

Для приготовления сухой смеси используют растворо- или бетоно­мешалки любых типов, например С-220А, СБ-101, СБ-30. Воду для увлажнения сухой смеси подают к выходному соплу так же, как и в торкретустановке.

Машины СБ-117 и СБ-67, как насосы для подачи сухих строительных смесей, могут быть использованы не только по своему прямому назна­чению, но и в качестве пескоструйных аппаратов для подготовки по­врежденных поверхностей к ремонту.

Для цементации кладки при значительных объемах работ применя­ют комплект оборудования, позволяющий механизировать весь техно­логический процесс — от бурения скважины до инъектирования в них цементного раствора. В состав этого оборудования обычно включают перфораторы ударно-вращательного действия ИЭ-4707, ПР-18ЛУБ, ПР-24ЛУБ, растворосмесители СО-23Б, СО-26Б, СО-46, растворона-сосы СО-29, СО-30, а также растворонасосные установки СО-48, СО-49 и СО-152 (рис. 10.23). В качестве энергетических установок используют компрессорные станции ЗИФ-51В, ДК-9М и передвижные электростанции АБ-2-Т/230Ж, АБ-4-Т/230Ж, АД-Ю-Т/230 и АД-Ю-Т/400.

При небольших объемах работ применяют ручные насосы "Помон" (рис. 10.24).

Технологический комплект оборудования для цементации кладки выбирают для каждого моста отдельно, учитывая объем работ, особен-


               
       

ности ремонтируемой конструкции, праизводительноспЛкомплектую-щих механизмов, удаленность от производственной базы и др.

Растворонасосные установки типов СО-48, СО-49 и СО-152, пред­назначенные для транспортирования строительных растворов, могут быть использованы не только для инъектирования раствора в кладку, но и в качестве аппаратов для механизированного производства и нанесе­ния бетона, расшивки швов и других аналогичных работ. Растворонасос-ную установку комплектуют, как правило, растворонасосом СО-29 или СО-30, приемным бункером, виброситом и инвентарным раствороводом, состоящим из трубчатого стояка с трехходовыми кранами и резино­тканевого шланга с форсункой. При расшивке кладки форсунку заме­няют на укладочный расшивник, позволяющий получить вогнутую фор­му шва. Производительность установки 2-4 м3/ч, дальность подачи рас­твора по горизонтали 50-100 м, по вертикали 15-30 м.

При необходимости подачи на расстояние жестких строительных растворов с небольшой осадкой конуса {4—5 см) применяют растворо-насосы типов СО-126 и ПБ-1 с производительностью соответственно 2,5 и 6 м3/ч с дальностью подачи раствора по горизонтали 115 и 150 м, по вертикали 40 и 30 м.

Бетонные смеси, используемые для усиления и ремонта массивных мостов, обычно приготавливают вблизи сооружения, применяя пере­движные бетоносмесители типов СБ-101, СБ-116А и СБ-30 производи­тельностью от 2,6 до 5 м3/ч. Дня подачи бетонной смеси к месту уклад­ки применяют бадьи и ковши в сочетании с различными кранами, бетоно­насосы и пневмонагнетатели, виброхоботы, виброжелоба и т. п. При большом объеме бетонных работ обычно используют товарные бетон­ные смеси, доставляемые к месту работ специальными бетоновозами.

В качестве средств малой механизации для усиления и ремонта мас­сивных мостов наряду с основными установками (ведущими и комп­лектующими) применяют различное сопутствующее оборудование: маишнки для сверления железобетона (бетона, камня) с алмазными кольцевыми сверлами; перфораторы (ИЭ-4707, ПР-24ЛУБ); отбойные молотки (ИЭ-4207, МО-6П) и трамбовки (ИЭ-4.505); вибраторы (ИВ-98,

Рис. 10.23. Схема насосной установки для цементации кладки опор:

1 — компрессор; 2 — воздухосборник; 3 - воздушный шланг; 4 - загрузочный

барабан нагнетателя; 5 - смесительный резервуар нагнетателя


Рис. 10.24. Ручной насос "Помон": / - резервуар с раствором; 2 — шток с поршнем насоса; 3 - рукоятка; 4 -распределительная коробка насоса; 5 — опора насоса

ИВ-103, ВП-1); затирочные машинки (СО-112.СО-135); домкраты гру­зоподъемностью от 3 до 500 т; лебедки с тяговым усилием от 1,5 до 8 т; тали ручные; инструменты для обработки древесины при изго­товлении опалубки и других вспомогательных конструкций (пилы, ру­банки, долбежники) .

Технологические комплекты оборудования выбирают отдельно для каждого вида ремонтируемых конструкций, поскольку параметры, объемы и характерные особенности выполнения технологических про­цессов различны для разных видов конструкций и требуют различных типов и параметров строительных машин и оборудования, а также средств малой механизации, предназначенных для сокращения ручного труда.

Учитывая, что практически все строительные машины й механизмы относятся к оборудованию повышенной опасности, при работе с ними необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и производ­ственной санитарии.

В условиях рассредоточенного расположения ремонтируемых мос­тов дя^железнодорожной линии весьма желательным является создание при дистанциях пути передвижных механизированных колонн, в составе которых имеется весь необходимый технологический набор машин и ме­ханизмов, обеспечивающих высокую культуру и эффективность ремонт­ных работ.


       
   


Глава И >





Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.120.3
Генерация страницы за: 0.019 сек.