Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Iii —^—ИИЩ




U If

Рис. 9.3. Схемы усиления балок проезжей части сплошным листом (а), по­лулистами (б), уголками (<?): J — уплотненный зазор; 2 — полулист 358


вым способом с последующей обработкой стальными щетками или пес­коструйным аппаратом, строго соблюдая правила техники безопасности. После очистки поверхности контакта устанавливают и закрепляют лист, сверлят отверстия в полках уголков (по отверстиям в листе), ста­вят высокопрочные болты и затягивают их до расчетного усилия. За­тяжку высокопрочных болтов выполняют в два приема: сначала обыч­ным монтажным ключом закручивают гайку до отказа, а затем дотяги­вают до расчетного усилия при помощи специальных ключей, имеющих измерительное устройство для определения момента закручивания. За­тяжку болтов следует вести,начиная от середины балки, постепенно пе­ремещаясь к ее концам. Эту операцию выполняют без перерыва движе­ния поездов.

Если продольная балка имеет горизонтальные листы и ее нужно усилить, то постановка дополнительных горизонтальных листов является более сложной операцией, требующей продолжительного интервала меж­ду поездами ("окна"). С целью сокращения "окна" вместо целого ли­ста допускается применение двух полулистов (рис. 9.3, б).

При прикреплении листа усиления заклепками соблюдают следую­щий порядок работы. В полулисте по разметке сверлят отверстия диа­метром на 3—6 мм меньше диаметра заклепки. Затем на одной поло­вине (относительно продольной оси балки) верхнего или нижнего пояса обычно с помощью газовой резки удаляют головки вертикальных закле­пок с одной стороны, не выбивая стержни заклепок. Эту работу выпол­няют без перерыва движения поездов. В интервале между поездами выбивают старые заклепки и накладывают полулист, рассверливают часть отверстий (около 50 %) и прикрепляют полулист "черными" (обыкновенными) болтами, которые устанавливают в нерассверленные отверстия, и пробками, забиваемыми в рассверленные отверстия. После этого восстанавливают пропуск поездов. Затем последовательно вместо пробок и болтов ставят заклепки, предварительно рассверливая нерас­сверленные отверстия. Закончив работы с одним полулистом, в та­ком же порядке ставят другой.Зазор между полулистами шпаклюют.

При прикреплении полулистов высокопрочными болтами в полу­листе по разметке сверлят отверстия на полный диаметр. Затем на одйюй половине балки.в промежутке между поездами удаляют головки заклепок, выбивают стержни заклепок, очищают поверхность контакта с полулистом, укладывают предварительно очищенный полулист и ста­вят высокопрочные болты. После затяжки болтов обычными монтаж­ными ключами можно разрешить пропуск поездов, обеспечив в дальней­шем дотяжку болтов до расчетного усилия.

Другой вариант усиления продольных балок, полностью исключаю­щий "окна", заключается в постановке двух дополнительных уголков у каждого пояса (рис. 9.3, в). Выполнению этой операции обычно меша­ют вертикальные уголки жесткости, которые приходится обрезать или заменять новыми соответствующей высоты. Существенный недостаток


Рис. 9.4. Схема усиления прикрепления продольных балок к поперечным путем увеличения числа заклепок и болтов:

а — при помощи обычных накладок; б — при помощи приваренных накладок; 1 — накладка; 2—прокладка; 3 — сварной шов; крестиками обозначены старые заклепки; черными точками — заклепки или высокопрочные болты в новых от­верстиях; крестиками в кружках — новые заклепки или высокопрочные болты в старых отверстиях

этого варианта — низкая эффективность использования металла усиле­ния вследствие расположения добавляемого металла не в самой напря­женной зоне сечения балки.

Эффективным способом усиления продольных балок, имеющих низкий класс по нормальным напряжениям, является установка предва­рительно напряженных затяжек в уровне нижних поясов.

В старых пролетных строениях часто возникает необходимость уси­ления прикреплений продольных балок к поперечным и поперечных балок к главным фермам или балкам. Замена существующих заклепок в соединительных уголках на заклепки большего диаметра или на высо­копрочные болты - один из распространенных вариантов такого уси­ления. Однако указанным способом удается незначительно усилить прикрепления балок. Для значительного повышения грузоподъемности таких прикреплений увеличивают число прикрепляющих заклепок или высокопрочных болтов и их несущую способность. Это достигается установкой на соединительные уголки накладок, позволяющих раз­местить дополнительные заклепки или высокопрочные болты и увели­чить число контактов (срезов) (рис. 9.4, а). Между накладкой и стен­кой балки ставят прокладки. В этом типе усиления требуется замена старых заклепок на участках прикрепления накладок новыми или вы­сокопрочными болтами.

Возможно усиление прикрепления продольных балок с применени­ем сварки (рис. 9.4, б). При этом способе усиления соблюдают следую-360


щий порядок работы: сначала к полкам уголков приваривают наклад­ки, а затем ставят заклепки или высокопрочные болты. При приварке накладок необходимо следить за тем, чтобы они не были приварены к стенке балки. Опыт эксплуатации показал, что такое усиление рабо­тает менее надежно, чем показанное на рис. 9.4, а; в сварных швах от­дельных прикреплений возникают трещины.

Серьезным недостатком прикрепления продольных балок к попе­речным в старых мостах является отсутствие "рыбок", что приводит к размалковыванию соединительных уголков, появлению трещин в них и отрыву головок верхних и нижних заклепок, работающих на растя­жение. При усилении таких прикреплений желательно ставить конст­руктивные элементы, воспринимающие изгибающий момент в плоско­сти продольных балок на участке их прикрепления к поперечным. С этой целью можно использовать цилиндрические стержни, пропускаемые через отверстия в стенках поперечных балок и закрепляемые к поясам продольных балок сварными швами. При этом стержни следует прива­ривать к накладкам, прикрепляемым к поясам балок высокопрочными болтами.

Можно концы стержней закреплять с помощью гаек, навинчивае-

|

мых на стержни. Для передачи усилия со стержней на продольные балки к их поясам жестко высокопрочными болтами прикрепляют специаль­ные упоры. Такая конструкция позволяет создавать предварительное напряжение в стержнях путем закручивания гаек, что повышает эффек­тивность их работы. В некоторых случаях, когда продольные балки имеют значительно меньшую высоту, чем поперечные, можно сделать щелевидные вырезы в стенке поперечной балки и установить через эти вырезы плоские "рыбки". Сплошные поперечные балки усиливают по сечению установкой дополнительных горизонтальных листов или уголков. Значительное I повышение грузоподъемности поперечных балок может быть достигну­то устройством нижних шпренгелей, если подмостовой габарит это по­зволяет. Предварительное напряжение элементов шпренгеля повышает эффект усиления. * ' При усилении балок проезжей части может потребоваться постанов­ка дополнительных уголков жесткости, связей между продольными бал­ками. В случае необходимости усиления балок по шагу поясных закле­пок его выполняют путем замены заклепок заклепками или высоко­прочными болтами большего диаметра. Если этим способом нельзя до­стигнуть требуемой грузоподъемности, то на вертикальные полки пояс­ных уголков ставят накладки, которые прикрепляют высокопрочными болтами или заклепками к стенке балки (аналогично усилению при­крепления балок, показанному на рис. 9.4, а). Одновременно с усилением ремонтируют поврежденные элементы балок: заменяют поврежденные элементы или их части, перекрывают поврежденные места накладками и т. п.


                       
           


9.4. Усиление главных ферм и связей

Усиление главных ферм наиболее часто выполняют с использованием таких способов^как увеличение поперечных сечений элементов и измене­ние схемы системы ферм. При усилении главных ферм представляются широкие возможности искусственного регулирования усилий в элемен­тах ферм путем изменения статической схемы, предварительного напря­жения элементов, изменения положения опорных узлов в вертикальной плоскости неразрезных ферм, разгрузки (догрузки) пролетного строе­ния при усилении и др. Это позволяет создавать наиболее благоприятные условия для использования несущей способности усиливаемых и вновь добавляемых элементов, а также конструкции в целом. Выбор схемы и способа усиления делают на основании анализа состояния конструкции, расчетной грузоподъемности и деформативности.

В случае Необходимости значительного усиления поясов главных ферм, повышения вертикальной жесткости пролетного строения устраивают шпренгели (рис. 9.5, а) или так называемый третий пояс (рис. 9.5, б). Превращение разрезных ферм в неразрезные (рис. 9.5, в) и устройство дополнительной опоры (рис. 9.5, г) позволяет при определен­ных условиях Намного увеличивать их грузоподъемность. При измене­нии статической схемы происходит перераспределение усилий в элемен­тах усиливаемой конструкции. Для более рационального перераспреде­ления усилий можно использовать, кроме того, их регулирование путем предварительного напряжения элементов шпренгеля, элементов третьего пояса и изменение уровня опорных частей.

При усилении главных ферм весьма эффективно применение предва­рительно напряженных затяжек из высокопрочной стали. При этом наи­более полно используются прочностные свойства металла затяжек и уси­ливаемых элементов, сравнительно просто достигается рациональное распределение усилий в элементах, почти полностью исключается рас­клепка существующих соединений, и поэтому работы по усилению мож­но выполнять практически без перерыва движения поездов.

Рис. 9.5. Схемы усилеНиз

«- подведением шпр^™*15"*1* ФерМ С шме"е"ием системы-

Разрезных ферм в HePa3pe3^Ief;^7ГрМе^РлеоТЬеГ° "^ ' ~ единением
3 ^оружением дополнительной опоры


Рис. 9.6. Схемы усиления главных ферм предварительно напряженными затяжками: а, б - при поэлементном предварительном напряжении; в, г с изменением статической схемы: д- неразрезной фермы (затяжки выделены жирными линиями)

Усиление по схемам, показанным на рис. 9.6, а и б, производят пу­тем предварительного напряжения затяжками каждого подлежащего уси­лению элемента (поэлементное предварительное напряжение). При этом в других элементах практически не возникают усилия Предварительного напряжения.

Усиление, показанное на рис. 9.6, в я г, связано с изменением ста­тической схемы, поэтому предварительное напряжение, создаваемое за­тяжками, распределяется на большое число элементов системы.

На рис. 9.6, д представлен вариант усиления неразрезной фермы. Здесь, как и в любой статически неопределимой системе, предваритель­ное напряжение затяжек вызывает усилия практически во всех основных элементах. Однако наибольшие усилия от предварительного напряжения будут создаваться в элементах поясов, примыкающих к затяжкам. Из­менение системы главных ферм почти всегда сопровождается усилением отдельных элементов ферм и их прикреплений.

Наиболее распространенным способом усиления элементов главных ферм является увеличение площадей их сечений, а также прикреплений. Площади сечения элементов при обычном усилении увеличивают добав­лением нового металла, соединяя его со старым главным образом высо-ибпрочньгми болтами. При проектировании усиления надо стремиться к тому, чтобы не создавать дополнительных эксцентриситетов ни в.сече­ниях, ни в прикреплениях, если это не связано с преднамеренным регу­лированием напряжений. При этом желательно обеспечить минимальную расклепку усиливаемых элементов.

Усиление поясов главных ферм таврового или коробчатого сечения добавлением горизонтальных листов полной ширины вызывает пере­клепку всех вертикальных связующих заклепок. Чтобы не расклепы­вать одновременно усиливаемые участки пояса по всей ширине пакета, новый металл следует добавлять в виде отдельных узких полос, подобно тому, как это делается при усилении балок со сплошной стенкой. Длину


                   
         


Рис. 9.8. Варианты усиления прикрепле- Q ния раскоса к фасонке: а — накладками; б — уголковыми ко­ротышами; 1 —расчлененная накладка; 2 — уголковый коротыш (крестиками обозначены старые заклепки, кружками с черточкой — высокопрочные болты)

>

полос принимают такой, чтобы каждую полосу можно было поставить и взять на болты и пробки в промежутке между поездами. Головки ста­рых заклепок на этом участке предварительно удаляют, оставляя их стержни в отверстиях. Стыки полос перекрывают накладками. Вместо полос можно использовать уголки.

Добавление вертикальных листов для усиления поясов обычно со­пряжено с трудностями выполнения работ, поскольку вызывает необ­ходимость переклепки прикреплений элементов в узлах ферм. Для уменьшения работ по расклепке вертикальные листы усиления следует располагать вплотную к поясным уголкам на той стороне старых верти­кальных листов, к которой не прикреплены раскосы, стойки (подвес­ки) или фасонки (рис. 9.7, а).

В сжатых элементах при свободных свесах листов (пакетов) более 12 толщин листа (пакета) ставят окаймляющие уголки. Если удается их прикрепить в узлах ферм, то уголки вводят в расчетную площадь поперечного сечения элемента (F), в противном же случае их учиты­вают лишь при проверке на устойчивость (^^б) •

Способы увеличения площади поперечного сечения раскосов, стоек и подвесок весьма разнообразны и определяются типом усиливаемых элементов (рис. 9.7, б).

Добавляемый при усилении металл должен быть надежно перекрыт в стыках и прикреплен к узлам. Для повышения жесткости прикрепле­ний рекомендуется их осуществлять на высокопрочных болтах с одно­временным, если это требуется по расчету, усилением прикреплений.

С целью сокращения продолжительности "окон" следует стремить­ся к уменьшению объемов работ по одновременной расклепке при­креплений. Этого можно достичь применением расчлененных накладок (рис. 9.8, а) или уголковых коротышей (рис. 9.8, б). В последнем случае удается полностью избежать расклепки.

Усиление элементов главных ферм осуществляют как с разгрузкой, так и без разгрузки от действия постоянной нагрузки. В первом случае достигается более эффективное использование добавляемого металла,

/7) I '

Рис. 9.7. Схемы расположения металла усиления в сечениях элементов:

а — поясов; б — раскосов, стоек и подвесок (металл усиления показан жирными линиями)


который, кроме усилий от временной нагрузки, будет воспринимать и усилия от постоянной нагрузки. Упрощается также производство ра­бот по прикреплению добавляемого металла. Однако для разгрузки усиливаемых элементов требуется сооружение дополнительных вре­менных опор, на которые устанавливают домкраты для разгрузки, или устройство специальных разгрузочных приспособлений для каждого усиливаемого элемента. Для создания усилий в натяжных разгрузочных приспособлениях применяют домкраты, полиспасты, тяжи с гайками, пучки из высокопрочной проволоки и т.п. Устройство разгрузочных приспособлений связано со значительными затратами и является доста­точно сложным. Поэтому в большинстве случаев элементы главных ферм усиливают без разгрузки.

Следует отметить, что при обычном усилении элемента, даже пол­ностью разгруженного от усилий постоянной нагрузки, полное исполь­зование несущей способности нового металла достигается только при жестком соединении его со старым металлом и одинаковых механиче­ских характеристиках старого и добавляемого металла.

Полное использование несущей способности добавляемого металла, имеющего более высокие механические характеристики? чем металл усиливаемого элемента, возможно только при создании предваритель--Jroro напряжения. При этом в новом металле создаются предварительные напряжения того же знака, что и напряжения от нагрузки, а в старом — противоположного знака. При усилении элементов, работающих на рас­тяжение или на знакопеременные усилия с преимущественным растяже­нием, удобно применять предварительно напряженные затяжки из высо­копрочной стали круглого сечения, натяжение которых осуществляют при помощи гаек, завинчиваемых на их концах. С этой же целью могут быть использованы также тросы и пучки из высокопрочной проволоки с надежной защитой от коррозии.

Затяжки в сечении усиливаемого элемента располагают с учетом воз­можности их размещения и закрепления так, чтобы равнодействующая


                   
         


Рис. 9.9. Схемы расположения затя­жек (затяжки выделены жирными точ­ками)

усилий предварительного напряжения проходила через центр тяжести се­чения (рис. 9.9). При необходимости создания в усиливаемом элементе изгибающего момента от силы предварительного напряжения обеспе­чивается требуемый эксцентриситет. Для уменьшения гибкости и воз­можных колебаний затяжки ее в отдельных сечениях прикрепляют к основным элементам. Иногда связи между усиливаемым элементом и затяжками устанавливают для предотвращения потери устойчивости частей элемента при его обжатии усилиями предварительного напряже­ния. Необходимость и расположение этих связей определяют расчетом.

Предварительное напряжение можно использовать и при усилении сжатых элементов, создавая в них усилие растяжения. В этом случае вместо затяжек ставят распорки.

Усилие с предварительно напряженных затяжек передается на спе­циальные упоры, располагаемые обычно за прикреплением усиливаемо­го элемента (рис. 9.10, я, б). Упоры прикрепляют высокопрочными бол­тами. Для того чтобы ослабление стержня резьбой не распространилось на всю длину затяжки, устраивают так называемые компенсаторы — утолщения участков стержня с резьбой (рис. 9.10, в). Компенсаторы создают либо высадкой концевых участков стержней кузнечным спо­собом, либо приваркой контактным способом стержней большего диаметра. Для обеспечения надежной работы затяжек сварка должна быть высокого качества. Особенно опасны непровары - неегшавления в соединении, вызывающие высокую концентрацию напряжений, кото-рая, может приводить к разрушению стержня при низких температу­рах и многократно повторяемых нагружениях. Монтажные соединения затяжек удобно выполнять с применением соединительных муфт (рис. 9.10,г).

Кроме увеличения площади поперечного сечения элементов ферм и усиления их прикреплений и стыков, может оказаться необходимым усиление или постановка элементов соединительной решетки, соедини­тельных планок и диафрагм между ветвями элементов. Например, если элемент имеет две ветви, состоящие из отдельных листов или пакетов, их можно соединить планками, прикрепив к ветвям высокопрочными болтами короткие уголки, а к ним планки. Соединительную решетку можно усилить постановкой дополнительных уголковых распорок,


Рис 9 10. Крепления затяжек при усилении поясов главных ферм {а), раско­сов (б) и конструкции затяжек с компенсатором (в) и муфтой (г). 1- упоры; 2 -затяжка; 3 - компенсатор; 4- соединительная муфта


           
     

превращением треугольной решетки в крестовую, а также заменой плоских элементов уголковыми.

Усиление сжатых элементов по устойчивости, кроме увеличения площади поперечного сечения, выполняют уменьшением свободной длины путем устройства дополнительных элементов в решетке фермы. Как отмечалось в гл. 2, наиболее прогрессирующими повреждения­ми клепаных пролетных строений эксплуатируемых мостов являются расстройство заклепочных соединений и усталостные разрушения. Рас­стройство заклепок в прикреплениях элементов главных ферм наибо­лее интенсивно идет в крайних поперечных рядах соединений. По мере расстройства заклепок повышается концентрация напряжений у кро­мок заклепочных отверстий, в связи с чем значительно ускоряется про­цесс накопления усталостных повреждений и появления усталостных трещин в прикрепляемых элементах, работающих на растяжение или с преимущественным растяжением. В связи с этим возникает необхо­димость повышения усталостной долговечности прикрепляемых заклеп­ками элементов и предупреждения расстройства заклепок.

Наиболее эффективным способом решения этой задачи является частичная замена наиболее нагруженных заклепок, расположенных в двух-трех крайних поперечных рядах, высокопрочными болтами (рис. 9.11). После замены заклепок высокопрочными болтами резко снижается (иногда в 2-3 раза) концентрация напряжений у кромок отверстий, в которые поставлены высокопрочные болты, и сдвиги соединяемых элементов по контактам. В результате значительно замед­ляется процесс накопления усталостных повреждений и соответственно повышается остаточный ресурс по выносливости этих элементов, а так-

)ис, 9.11. Схема главной фермы и уси-юния раскоса 9 заменой заклепок вы-окопрочными болтами (Крестиками |бозначсны заклепки, кружочками с ерточкой - высокопрочные болты)


же снижается скорость механического износа контактных поверхностей соединяемых элементов, а следовательно, и расстройство оставшихся в соединении заклепок. Высокопрочные болты, расположенные в конце раскоса (см. рис. 9.11), повышают усталостную долговечность фасонки, а у кромки фасонки — раскоса.

Усиление таким способом, как правило, позволяет повысить оста­точный ресурс по выносливости прикрепляемого элемента до исчерпания его грузоподъемности-ло прочности. Если элемент имеет недостаточный класс по выносливости и по прочности, то его усиливают обычным спо­собом.

Наиболее распространенным недостатком связей между главными фермами старых пролетных строений является недостаточная жесткость их элементов. Это приводит к провисанию связей, значительным их ко­лебаниям при проходе поезда и к снижению жесткости пролетных строе­ний. Вследствие колебаний связей происходит расстройство их прикреп­лений и нередко в них возникают усталостные трещины. Такие связи необходимо усиливать. При усилении гибкость элементов связей повы­шается до значения, устанавливаемого техническими условиями, путем увеличения сечений связей или уменьшения их свободной длины. В по­следнем случае элементы нижних продольных связей удобно прикреп­лять к балкам проезжей части.

9.5. Расчет усиления металлических пролетных строений

При усилении отдельных элементов ферм и балок увеличением пло­щади их сечения (добавлением нового металла) расчет можно произво­дить обычным способом, вычисляя напряжения в усиленном элементе, или способом, применяемым при классификации пролетных строений. Последний способ используют наиболее часто (см. п. 5.5).

Расчет усиления отдельных элементов ферм предварительно напря­женными затяжками имеет особенности, связанные с возможностью регулирования усилий между усиливаемым элементом и затяжками. При этом в широких пределах можно изменять характеристики цикла н|0фужения усиливаемого элемента: от цикла с преимущественным рас­тяжением до цикла с преимущественным сжатием. При усилении отдель­ного элемента фермы затяжкой образуется локальная статически не­определимая система "стержень — затяжка", которая воспринимает то же усилие, что и элемент до усиления. Это не отражается на работе других элементов статически определимых ферм. В статически неопре­делимых системах установка затяжки в пределах длины элемента ока­зывает влияние на перераспределение усилий между элементами систе­мы вследствие изменения жесткости усиливаемого элемента и его дефор­мации при усилении, но оно незначительно, и им, как правило, можно пренебречь при расчете усиления.



Рис. 9.12. Расчетная схема при усилении элемента пролетного строения предварительно напряженными затяжками Предварительно напряженными затяжками усиливают растянутые и преимущественно растянутые элементы по прочности и выносли­вости. Расчет усиления элемента на прочность обычно выполняют на осно­вании классификации. При этом подбирают рациональное усилие пред­варительного напряжения X с тем, чтобы получить минимальную пло­щадь брутто затяжки со, удовлетворяющую пропуску временной вер­тикальной равномерно распределенной нагрузки к после усиления. Уравнения, отражающие работу предварительно напряженного элемента, должны удовлетворять условиям обеспечения грузоподъемности эле­мента после усиления [уравнение (9.1)], прочности затяжки [уравне­ние (9.2)], условию совместности деформации системы "стержень -затяжка" [уравнение (9.3)]:

 



 



выполняют методом последовательных приближений по следующей схеме: определяют приближенное значение со по формуле (9.8), затем по формулам (9.12) и (9.5) находят Хг и х,; из уравнения (9.17)

определяют х и проверяют выполнение условия 0 < х < -— )^~ + Х-Бели х находится за пределами указанной области, то пересматривают значения исходных параметров. По формулам (9.15) и (9.16) вычисля­ют у t и у2 и проверяют выполнение условий у <1; У2 < 1. При невыполнении первого условия в дальнейшем принимают у'— 1, а при невыполнении второго повторно определяют значение х, приняв в уравнении (9.17) А =\, В — О. Проверяют выполнение условия вынос­ливости усиленного элемента по уравнению (9.10), а для сжаторастяну-тых элементов, кроме того, - класс по устойчивости элемента по фор­муле (9.9).

Важное значение при проектировании усиления предварительно на­пряженными затяжками имеет правильный выбор исходных параметров усиления: соотношения прочностных характеристик материала усили­ваемого элемента и затяжки (г); эффективного коэффициента кон­центрации напряжений затяжки ((3); упругой податливости закрепле­ния затяжки и др.

При выборе материала для затяжки стремятся увеличить г, т. е. отдают предпочтение стали более высокой прочности. В этом случае, кро­ме повышения прочностных характеристик, улучшаются характеристики цикла нагружения затяжки. Затяжки целесообразно изготавливать из стержневой стали классов С60, С80; анкерное закрепление затяжек гайками наиболее предпочтительно. Для снижения эффективного коэф­фициента концентрации напряжений резьбу выполняют методом накатки с повышенным радиусом закругления в основании резьбы.

На выносливость затяжки большое влияние оказывает упругая по­датливость закрепления затяжки 5: чем выше податливость закрепле­ния, тем более благоприятный цикл нагружения затяжки в связи с уве­личением р, а следовательно, и повышением у2. На эффективность усиления оказывает влияние и доля усилия от постоянной нагрузки: по мере ее увеличения растет эффективность усиления. Поэтому усиле-ний^лементов главных ферм больших пролетов, как правило, эффектив­нее, чем малых.

Особое внимание при проектировании усиления предварительно напряженными затяжками нужно обращать на прикрепления усиливае­мых элементов. После усиления в заклепочных и болтовых соединениях возрастут сдвиги по поверхностям контактов, что приведет к соответ­ствующему ускорению износа и расстройства соединений. Для замедле­ния процесса износа заклепочные соединения в усиливаемых элементах превращают в клепано-болтовые, заменяя часть заклепок в крайних поперечных рядах высокопрочными болтами. Число высокопрочных болтов определяют расчетом.


               
       


Глава 10 >




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.