Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы разрешения конфликтов




 

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения. Относительно общения между людьми стиль есть манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. в данном случае способ преодоления конфликтной ситуации, решения проблемы, приведшей к конфликту. Следовательно, путь к урегулированию конфликтов лежит через те же пять способов, что нашли графическое изображение в сетке Томаса-Килменна (см. рис. 3.1), а именно: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

 

Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение.

 

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон.

 

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

 

В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов.

 

Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их использования наравне или в сочетании с собой.

 

В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший. Главное заключается в том, что нужно обрести умение с пользой применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации.

 

Упомянутыми Томасом и Килменном был разработан специальный тест на способ разрешения конфликтов, позволяющий каждому составить примерную характеристику своей реакции на конфликтные ситуации. Эта реакция оценивается в баллах - от 5 (высокая оценка) до 1 (низкая оценка) - в зависимости от частоты использования способа и испытываемого самочувствия при большинстве случающихся конфликтов. Результаты фиксируются в таблице (табл. 3.1), которая представляет собой инструмент наглядного упорядочения ответов и систематизации полученных оценок.

 

Таблица 3.1.

 

Оценка реакции человека на конфликты

Способ разрешения

Отношение к использованию способа

 

конфликта

Использую

 

чаще всего

Предпочитаю

 

использовать

Использую

 

реже всего

Чувствую себя наименее комфортно

 

УКЛОНЕНИЕ

 

стараюсь уклониться от участия в конфликте

 

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ стараюсь выработать решение, удовлетворяющее конфликтующих

 

КОНФРОНТАЦИЯ активно отстаиваю собственную позицию

 

СОТРУДНИЧЕСТВО ищу пути совместного решения проблемы

 

КОМПРОМИСС

 

ищу решение, основанное на взаимных уступках

 

 

Обязательным условием предлагаемого теста является, прежде всего, готовность человека уяснить для себя, какой из пяти стилей конфликтного поведения используется им чаще или реже всего при разрешении конфликтов, какой из способов он считает наиболее подходящим и удобным, позволяющим чувствовать себя достаточно комфортно. Несомненно, важны искренние и быстрые ответы, выражающие непосредственную и интуитивную реакцию на предусмотренные вопросы. Требуется также незамедлительная, без раздумий и колебаний, запись своей оценки в соответствующем столбце таблицы. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на получение общей объективной картины того, как данное лицо относится к разным методам разрешения конфликтов, какие из них в данный момент для него предпочтительны.

 

Значение тестирования по модели Томаса-Килменна не исчерпывается фиксированием реакции на конфликт со стороны данного человека, свойственной ему на момент прохождения теста. Не менее существенно и то, что полученные результаты пригодны для целенаправленной корректировки его отношения к стилям поведения, способам разрешения конфликтов в дальнейшем.

 

Склонность конкретного лица в выборе способов разрешения конфликтов выявляется и другими приемами. В частности, можно прибегнуть к психологическому тесту, который состоит из 15 вопросов-утверждений - по три вопроса на каждый из пяти стилей конфликтного поведения (табл. 3.2).

 

Таблица 3.2

 

Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов

Способ разрешения конфликтов

Вопросы-утверждения, требующие ответа

Оценка ответа

 

(в баллах)

 

Уклонение

1. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если точно знаю, что я прав

 

2. Избегаю напряженных конфликтных ситуаций

 

3. Добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера

 

 

Приспособление

1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами

 

2. Много времени уделяю проблемам других и часто забываю о себе

 

3. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем

 

 

Конфронтация

1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции

 

2. Из любого конфликта выхожу победителем

 

3. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения

 

 

Сотрудничество

1. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения

 

2. Пересматриваю свою точку зрения, если почувствую свою неправоту

 

3. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон

 

 

Компромисс

1. Отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу

 

2. Легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же

 

3. Часто соглашаюсь на первое же условие, если оно ведет к урегули-рованию во взаимоотношениях

 

Оценка в баллах выставляется по следующей шкале: не согласен - 1 балл, согласен - 2, скорее согласен - 3, больше согласен - 4 и полностью согласен - 5 баллов. Если сумма баллов за ответы на три вопроса превышает 10, то предпочтительность способа разрешения конфликтов считается выраженной.

 

Осведомленность человека о своих склонностях в выборе способов разрешения конфликтов, полученная в результате теста, может послужить ему определенным ориентиром в развитии способностей реагировать надлежащим образом на конфликтные ситуации, использовать подобающие обстоятельствам способы разрешения конфликтов. Важно утвердиться во мнении, что в том или ином конкретном случае бывает достаточно избрать только один из известных способов разрешения конфликта, но возможны переход от одного способа к другому в зависимости от стадии развития конфликта или использование способов в комбинации, необходимость которой появляется при усложненных обстоятельствах и затяжном характере конфликтного столкновения.

Правила ведения переговоров по спорным проблемам

 

Составные части процесса переговоров. В основе переговоров лежит стремление урегулировать конфликт, противоречие. Однако сам по себе конфликт - это еще не предмет переговоров. Переговоры есть процесс взаимосогласованных действий сторон урегулирования конфликта с целью установления меры соответствия и меры несоответствия их позиций. Переговоры выполняют определенные функции. Среди них:

 

- информационно-коммуникационная;

 

- регулирующая;

 

- контролирующая;

 

- совместное решение проблемы.

 

Переговоры представляют собой, в первую очередь, совместную с партнером деятельность, предполагающую отношения в системе субъект-субъект (а не субъект-объект). При этом необходимо учитывать несколько важных моментов. Во-первых, переговоры означают взаимодействие субъектов, каждый из которых обладает своими целями, интересами, намерениями. Во-вторых, деятельность на переговорах имеет совместный характер. В-третьих, интересы участников переговоров частично совпадают и частично расходятся. В-четвертых, неоднородный по своим задачам процесс переговоров состоит из нескольких этапов:

 

- подготовки к переговорам;

 

- непосредственного процесса их ведения;

 

- анализа результатов переговоров и выполнения достигнутой договоренности.

 

Очень важным является подготовительный этап переговоров, от которого зависят и результат, и сам процесс переговоров: будут ли переговоры длительными, конфликтными или они пройдут быстро, без срывов. Подготовительным этапом должны быть обеспечены решение организационных вопросов и проработка основного содержания переговоров.

 

К организационным вопросам обычно относят определение времени и места встречи, формирование количественного и качественного состава ее участников с каждой стороны. Переговоры обычно длятся полтора-два часа. Необходимо помнить, что первый спад активности наступает примерно через 35 мин. Следует заранее рассмотреть вопрос формирования состава делегации, глава которой должен быть компетентен по существу предлагаемых к обсуждению вопросов. Кроме организационных вопросов очень важна проработка основного содержания переговоров. Имеются в виду:

 

- анализ проблемы (альтернативы решения);

 

- формулирование общего подхода к переговорам, целей, задач и собственной позиции на них;

 

- определение возможных вариантов решения;

 

- подготовка предложений и их аргументация;

 

- составление необходимых документов и материалов.

 

Переговорный процесс состоит из трех последовательных стадий:

 

1) взаимного уточнения интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;

 

2) их обсуждения (выдвижения аргументов в обоснование своих взглядов и предложений);

 

3) согласования позиций и выработки договоренностей.

 

На первой стадии необходимо выяснить точки зрения друг друга и обсудить их. Можно рассматривать переговоры как процесс снятия информационной неопределенности путем постепенного уяснения позиций друг друга. При ведении переговоров по спорным проблемам предлагается воспользоваться следующими рекомендациями:

 

- целесообразнее сказать мало, чем слишком много;

 

- мысли должны быть четко сформулированы;

 

- короткие предложения (не более 20 слов) лучше осмысливаются;

 

- речь должна быть фонетически доступна;

 

смысловую нагрузку несут не только слова, но и темп, громкость, тон и модуляция речи - лакмусовой бумажки вашего состояния, уверенности, достоверности информации;

 

- демонстрируйте собеседнику, что вы внимательно слушаете его;

 

- сосредоточьтесь на логичности высказываний партнера по переговорам;

 

- следите за основной мыслью, не отвлекайтесь на детали;

 

- не нужно перебивать говорящего, вести во время его выступления диалог со своими коллегами;

 

- важно выразить понимание речи и одобрительное отношение к партнеру, не делая поспешных выводов из его выступлений.

 

Вторая стадия процесса переговоров, как правило, направлена на то, чтобы максимально реализовать собственную позицию. Она особенно важна, если стороны ориентируются на решение проблем путем торга. При обсуждении позиций существенное значение приобретает аргументация, которая обычно показывает, на что та или иная сторона может пойти и почему, на какие уступки согласиться.

 

На третьей стадии выявляются фазы согласования позиций: сначала общая формула, затем детализация. Под детализацией понимают выработку окончательного варианта готового решения (в том числе какого-либо документа).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.