КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Участники конфликта
Важный аспект структурного анализа социальных конфликтов – выявление «действующих лиц и исполнителей» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта», сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъект», «посредник». При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Так, участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть также сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса. Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения. Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп: - первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии субъективно несовместимых целей; - вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликт, но вносит вклад в его разжигание; - третичные группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта. Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам. Роли — некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть: · прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта; · косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, — это участники конфликта. Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, т.е. косвенные участники конфликта могут: · провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель — спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов; · содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи); · поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки); · планировать и руководить протеканием конфликта (организатор); · быть жертвой конфликта. Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта). Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд. Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом. Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне: · оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы; · оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы; · оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп; · оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона. Социальный статус — общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей. Потенциал (сила) — возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта. Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества. Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы. Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними определяют силу в обществе. Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов. 1. Фактор власти. Устойчивость и действенность властных структур и их легитимность в глазах населения или отдельных социальных групп. 2. Фактор человеческих ресурсов. Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их число относительно всего населения, а также форма и устойчивость их организаций. 3. Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности). Умения, знания и возможности этих людей, их способности удовлетворять потребности политических структур. 4. Скрытые факторы. Фундаментальные основания деловой культуры и архетипов, психологические и идеологические факторы, такие, как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По М. Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стереотипизированных формах от данных групп или личностей. 5. Материальные ресурсы и политика. Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта. 6. Санкции. Характер и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур. Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороной, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действие и противодействие являются свойствами силы; они констатируют силу в действии. Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс, и ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер). Обычно выделяют и рассматривают три категории участников конфликта в зависимости от присущих им ролей: - участники: атакующие и защищающиеся; - управляющие конфликтом; - нейтральные. Каждая категория объединяет, в свою очередь, несколько групп. Так, категория «управляющие конфликтом» включает группы: правительственные лица, бюрократические институты, ассоциации. Развернутую типологизацию участников конфликта предложил А.А. Белов. Им выделены и описаны 11 групп участников конфликта в зависимости от степени их вовлеченности в конфликт и ролевого участия в нем. 1. Непосредственные участники – это те, кто сходится в прямом противоборстве за свои интересы. Это сами участники, их союзники, помощники, которые подыскиваются как в самой организации, так и вне ее. 2. Манипуляторы – те, кто пытается достичь своих целей, не принимая явного участия в конфликте, «руками других», используя их как марионеток. 3. Подстрекатели – те, кому выгоден конфликт, но не потому, что в нем достигаются их цели, а потому, что «можно ловить рыбу в мутной воде», кому выгодно обоюдное ослабление сторон, чьи услуги (продукция), в частности, будут пользоваться повышенным спросом в условиях конфликта, кто хочет занять вследствие конфликта лидирующее положение. 4. «Спонсоры». Их цели в конфликте непосредственно не достигаются. Интересы «спонсоров» не связаны с проблемой и результатом. За оказанную помощь в конфликте они получают какие-либо «проценты» (это могут быть материальные блага, льготы, должность, просто благодарность, наконец). Такой тип участников может быть назван еще «ростовщиками». 5. Арбитры – те, кто могут своим волевым решением остановить конфликт, кто управляет конфликтом – «третейские судьи», руководители, авторитетные люди, профессиональные арбитры. 6. «Жертвы» – те, кто страдают от конфликтных действий, не участвуя в них, кто испытывает неудобства от конфликта. Такие субъекты, хотя и не преследуют целей, связанных с содержанием конфликта, могут включаться в него для самозащиты или мести обидчикам. 7. Посредники (медиаторы) – те, кто принимают непосредственное участие в конфликте, но, сохраняя нейтралитет, не преследуют своих целей, а стараются смягчить «трения» сторон, облегчить их коммуникацию, привести стороны к компромиссу. 8. Зрители – те, для кого конфликт – развлечение. Они могут интересоваться ходом, наблюдать, одобрять или осуждать (и сам конфликт, и действия сторон), но активные действия не принимают. 9. «Общественные контролеры» – следят за ходом конфликта, чтобы соблюдались «правила честной игры». В целом сохраняют нейтралитет, но могут вмешиваться, если эти правила нарушаются. 10. «Болельщики» – группы поддержки конфликтующих. Обеспечивают необходимый эмоциональный фон, оказывают моральную поддержку. Никаких интересов не преследуют (могут рассчитывать на благодарность «своих» участников). Действия основаны на личных симпатиях и взаимоотношениях. 11. Наблюдатели – сохраняют нейтралитет, наблюдают за ходом конфликта, чтобы вовремя отреагировать, если будут затронуты интересы групп, которые они представляют. Обоснование определения участников конфликтного взаимодействия, их роли в конфликте, степени вовлеченности в него позволяет установить реальный «вклад» в развертывание конфликта, цели, преследуемые ими в конфликте, причины и мотивы вступления в него. Знание этих параметров дает возможность сконцентрировать усилия по разрешению конфликта на его «ядре», а не распылять их, что, безусловно, повышает эффективность противоконфликтных мер. Например, по данным социологических опросов, проведенных в течение последних десяти лет в организациях г. Белгорода, конфликтные роли среди их руководителей и сотрудников распределились следующим образом (в % к числу опрошенных). Таблица 1 Распределение участников конфликтного взаимодействия
Комментируя эти данные, заметим следующее. Во-первых, конфликтное взаимодействие и, соответственно, конфликтные роли рассматривались непосредственно применительно к тем организациям, где работают респонденты. Не принимались во внимание те конфликты, которые имели место вне этих организаций (внутрисемейные, межорганизационные и т.д.). Во-вторых, принимались во внимание не только текущие конфликты, но и те конфликты, в которых респондентам приходилось принимать участие за последние 1-2 года. В-третьих, если конфликтные роли разделить условно на «активные» (непосредственные участники, манипуляторы, «посредники», «спонсоры», арбитры, «подстрекатели», «общественные контролеры», «болельщики») и «пассивные» («жертвы», зрители, наблюдатели), то активные роли явно преобладают среди руководителей, а пассивные – среди сотрудников. Это относится прежде всего к ролям «арбитры», «жертвы», посредники, зрители, наблюдатели. Это различие обусловлено, скорее всего: 1) статусными особенностями, когда руководителю по статусу (по должности) приходится принимать более активное участие в конфликтном взаимодействии; 2) личностными качествами руководителей (сравнительно большая чувствительность конфликтам, активность, стремление к порядку и т.д.), благодаря которым они занимают руководящую должность и осуществляют успешное руководство. В-четвертых, в роли «непосредственных участников» конфликта выступают 26,3% руководителей и 38,2% сотрудников, что свидетельствует о достаточной частоте организационных конфликтов. Но из этого еще не следует делать вывод о какой-то социальной «ущербности», «неполноценности» обследованных организаций, т.к. дело даже не в частоте возникающих конфликтов, а в том, насколько правильно они оцениваются и как оперативно, успешно разрешаются. В-пятых, сравнительно более низкие показатели по таким ролям, как «манипуляторы», «подстрекатели» и «спонсоры» дают основания думать, что конфликты в обследованных организациях являются в большей мере естественным следствием происходящих в них процессов, столкновения интересов и позиций, и в меньшей мере – следствием искусственно нагнетаемой напряженности, подстрекательства. В-шестых, «жертвами» организационных конфликтов становятся почти в равной мере и сотрудники организаций, и их руководители: первые – из-за психологического дискомфорта, вызываемого конфликтными отношениями; вторые – из-за вызываемых ими организационных дисфункций. Примерно в равной мере распределяются между ними функции «общественных контролеров». В-седьмых, среди руководителей сравнительно меньше «зрителей» и «наблюдателей», а также «болельщиков» (5,3% против 25,0% среди сотрудников организаций). Более охотно выполняют они роли арбитров и посредников (медиаторов).
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 3649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |