КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межгрупповые конфликты в коллективе организации
Групповые конфликты в организациях
Организация — юридическое лицо, которое имеет сложное содержание. Еще Гераклит общим законом всего сущего, в том числе и организаций, считал борьбу противоположностей. Организацию можно рассматривать как единство противоположностей, непрерывный переход от одного противоречия к другому. Противоречия присущи любому коллективу, без них коллектив существовать не может. Любая организация состоит из разных групп: формальных и неформальных. Между группами существуют противоречия, нередко проявляются в форме конфликтов. Даже в самых благополучных организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться рассчитаться с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзами и администрацией. Частым примером этого конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал, обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано, например, с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея окончится провалом. И все это только для того, чтобы поставить специалистов на место. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться тем, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь принятые ими решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это яркие примеры дисфункционального конфликта. В большинстве коллективов противоречия определяются его участниками интуитивно, что негативно сказывается на управлении. Вначале противоречие существует как тождество или равенство объектов, но в то же время в коллективе всегда есть тенденции, не соответствующие друг другу. Затем различие выделяется, становится очевидным и превращается в противоположности. Коллектив, организация, предприятие могут выступать как часть более общей системы, например рынка определенного товара. На этом рынке существует ряд противоречий. Первый вид противоречий, когда одной из сторон выступает предприятие, это — важнейший источник развития предприятия. Второй вид противоречий — это противоречия, которые содержатся внутри коллектива. Одним из основных является противоречие между работодателем и наемным работником. Часть их интересов совпадает, а часть — нет. Совпадение касается стремления обеих сторон получить максимальную прибыль, стремления работать более эффективно, результативно. В то же время каждая из сторон, используя свои возможности, исходя из своей цели, совершает действия, противоположные интересам другой стороны. Подводя итог, можно охарактеризовать организацию и выделить следующие стадии ее существования: · тождество — совпадение интересов людей при наличии возможностей расхождения интересов и взглядов; · различие интересов как начальная стадия развития противоречий; · наивысшее развитие противоречий; · конфликт или предельная стадия развития противоречий; · разрешение противоречий. Противоречия в организации — это отношения, противоречия между людьми, ее составляющими. Люди, вступая в организации, создают противоречия. В целом схема существования противоречий в организаци может выглядеть так: тождество — различие — противоположность — конфликт — его разрешение.
8.3.2. Конфликты «личность - группа» и их классификация
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами. Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых. Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы». Позиция — официальное, определяемое должностью положение личности в группе. Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким. Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм. Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: а) применение групповых санкций; б) существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; в) резкая критика в адрес конфликтующего; г) эйфория со стороны конфликтующего и т. д. К тому же на внутригрупповых отношениях, в том числе и конфликтных, сказываются личностные особенности взаимодействующих в группе индивидов, свойственные им жизненные установки, ценностные ориентации, черты характера. Наконец, нельзя не учитывать в динамике конфликтных/бесконфликтных отношений в группе сам тип формирования (по интересам, по приказу, по необходимости и т.п.) и характер развития данной группы как сложно структурированной системы взаимосвязей между индивидами, их межличностных и внутригрупповых взаимоотношений. Следует также иметь в виду особенности самого процесса становления и развития социальной группы. Если речь идет о группе, только еще складывающейся, то в межличностных отношениях внутри ее могут возникать противоречия взаимной «притирки», взаимонастройки членов формирующегося коллектива, и тогда вполне возможны конфликты становления, самоутверждения. Конфликты в группе (внутригрупповые конфликты) могут иметь вертикальную и горизонтальную направленность. В первом случае они развертываются между лидером и рядовыми членами группы, между руководителем и подчиненными, между преподавателем и студентами, между родителями и детьми. Во втором случае вектор конфликтного напряжения располагается вдоль линии «рабочий – рабочие», «инженер – инженеры», «студент - студенты», менеджер - менеджеры и т.п. Как и в межличностных конфликтах, конфликтные взаимодействия в группе могут вызываться разными причинами. В качестве таковых чаще всего выступают: а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов групп, что особенно дает себя знать в сферах производства научных исследований, спорта; б) неправильные действия одного или нескольких членов группы, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей групповой цели; в) ситуационная несовместимость двух или большего числа членов группы, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена группы ожиданиям, ценностным установкам, жизненным правилам других; г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы; д) личная неприязнь одного члена группы к другим, мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели; е) зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении, члена той же группы; ж) психологическая несовместимость двух или нескольких членов данной группы. Названные причины являются общими для всех социальных групп, т.е. могут проявиться в личностных взаимоотношениях в любой из них - семейной, производственной, исследовательской, спортивной, субкультурной и т.п. Вместе с тем, в каждом виде социальных групп - в семье, производственном коллективе, школьном классе, в группе сверстников или любителей рыбной ловли, в команде баскетболистов и т.д. - могут проявляться и действовать свои, особые, специфичные именно для данной общности, детерминанты распрей, раздоров, столкновений. Очень важно как с теоретической, так и с практической точки зрения не допускать смешивания причин внутригрупповых конфликтов с причинами изменений в их динамике, интенсивности, последствиях и т.д. Речь идет, в частности, о различении содержания технологических процессов, которые характеризуются такими понятиями, как «причина», «условия», «обстоятельства». При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие. В таблице 8.1 приводится классификация таких конфликтов. Таблица 8.1 Классификация конфликтов типа «личность — группа»
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |