Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности этнонациональных конфликтов




 

Обострение этнонациональных конфликтов, особенно в последние два десятилетия побуждает вновь и вновь обратится к таким вопросам: Что такое этнос? Каковы особенности этнических проявлений культуры и быта, норм поведения, обычаев, обрядов, языковой практики, межличностных и межгрупповых отношений в структуре этноса и во взаимодействиях между различными этносами? В чем проявляется этническое своеобразие восприятия окружающего мира, прежде всего народов-соседей, и форм их реакции, какова специфика эмоционально-чувственных черт темперамента, отличающих эстонца или финна от грузина или армянина? Как это сказывается на внутриэтнических и межэтнических взаимодействиях?

Различные подходы к определению этничности известных и авторитетных в научном мире специалистов дают основание понимать под этносом специфическую природно-социалъную и антропологическую группу людей, возникшую и развивающуюся в локализованных условиях природно-ландшафтной среды и консолидированную на основе общности кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, культуры, религии, подсознательных представлениях о добре и зле, определяющих разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Этнос можно характеризовать следующими отличительными чертами:

1) развертывает свои особенности как специфическая социально-этническая общность людей в той области действительности, где процессы биосферы и социосферы взаимо переплетаются;

2) этнос в процессе своего функционирования и развития непрестанно взаимодействует с окружающей природной и социальной средой, обмениваясь с нею энергией и энтропией, причем регулятором этого взаимодействия и обмена выступает культура;

3) этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его от всех других этносов, в качестве важнейших из этих признаков выступают различия в территории (родина предков), расе, языке, религии, культуре, материальных основах жизни;

4) особую группу отличий этноса от всех других подобного рода общностей составляет своеобразие антропологических характеристик, одежды и культурных традиций;

5) люди, входящие в состав данного этноса, участвующие в общей для всех них деятельности на основе общего этнического происхождения (этногенеза) и общей культуры, воплощенной в языке;

6) совокупность всех названных отличий составляет своеобразные «указатели», пользуясь которыми, люди, принадлежащие к иному этносу, отличают себя от всех других этнических групп по принципу «свои – чужие»;

7) при возникновении любых проблем (территориальных, имущественных и т.п.) между этносами первичной, исторически и логически исходной, основой для вынесения решений и принятия действий является представление об антагонии с иными этносами, об их виновности во всех бедах, а потому формой разрешения противоречий и споров между ними выступает социальный конфликт.

Этносоциальный организм, составляющий ядро этноса, обладает не только культурным, но также и территориальным, политическим, экономическим единством. На определенном этапе своего развития этносоциальный организм преобразуется в нацию.

В процессе формирования нации входящие в нее в качестве составных компонентов этносы не растворяются и не исчезают в полиэтническом организме, а включаются в него, не порывая полностью со своими бытовыми, обрядовыми, культурными и прочими особенностями.

Если этнос выступает как фундаментальное антропогенетическое качество, обеспечивающее этническое единство определенной общности людей, то нация есть полиэтническое и надэтническоское единство. Без элементов национального государственного правового регулирования, общего и единственного для всех граждан, само существование нации немыслимо. Другим важнейшим признаком нации является наличие многослойной полифонической оригинальной культуры, претендующей на мировую значимость и одновременно сохраняющей в глубине исходную этнографическую многоцветность.

Каждый этнос, многочисленный или малочисленный, стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, свою самобытную культуру. Чаще всего эти процессы в его коллективном сознании и представлении связаны с созданием независимого национального государства на территории своего компактного проживания. В последнее десятилетие такой процесс наблюдается почти во всех регионах мира.

Этнонациональные конфликты способны приобрести особенно обостренные формы проявления в том случае, если этнонациональная общность в своем стремлении к национально-политическому самоопределению попытается осуществить данный процесс (вполне естественный, а потому и оправданный) в узких рамках «этнически чистого» государства, будь это Эстонское, Латышское, Чеченское или какое-нибудь другое, под националистическим лозунгом: «Эстония только для эстонцев». Но такие конфликты могут возникнуть и в том случае, если в своем стремлении подчинить себе иные этнические группы, существующие на территории данной страны, так называемая «табельная нация», давшая наименование стране, например, молдавская или грузинская, станет игнорировать этнонациональное своеобразие тех или иных общностей в культуре, традициях, обычаях и т.п. При анализе возможных путей этнонационального развития, позволяющего избегать межэтнических и межнациональных конфликтов, никоим образом нельзя оставлять без внимания исторический опыт разных народов и стран. А он свидетельствует о том, что во взаимодействии этносов могут складываться отношения как гармоничные, так и дисгармоничные, приводящие к межэтническим конфликтам.

Следует подчеркнуть, что нация - это реально существующая и активно действующая социальная общность. Это такая исторически сложившаяся полиэтническая общность людей, которая возникает и развивается на основе общности территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психологического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

Становление такой общности резко усиливает интегративные процессы, консолидирующие представителей нескольких близких этносов в единый социальный организм. Однако эта магистральная направленность этнонационального развития реализуется через множество противоречий, что приводит на определенных исторических этапах, особенно в периоды социально-экономических и политических кризисов к своеобразной социальной инверсии: нация как бы сводится к своим этническим истокам. В результате этого мощные всплески архаики осложняют отношения между нациями и этносами, приводят к этнонациональным конфликтам. Они впитывают в себя противоречия между различными социальными группами в политической, социальной, культурной, экономической сферах.

Что же выступает в качестве главных факторов, детерминирующих возникновение межнациональных конфликтов? В самом упрощенном виде детерминантами этноконфликтных ситуаций могут выступать две группы факторов. К первой из них относится ограниченность ресурсной базы, находящейся в распоряжении взаимодействующих этносов или наций. Вторую составляют особенности осознания того или иного этнического формирования, обладающего, как отмечалось выше, подсознательной взаимной симпатией или антипатией, выражаемой противопоставлением «своих» и «чужих».

Межэтнические и межнациональные взаимодействия, представляя собой специфический вид субъект-субъектных отношений, имеют не только объективную обусловленность внешними по отношению к этносу (нации) факторами, но и субъективную детерминированность особенностями национального самосознания, мировосприятия, ценностных стереотипов и т.п. Национальный стереотип связан с такими понятиями, как национальный характер, национальная психология, и основные проявления получает на уровне межэтнического общения. Своеобразные черты национального характера, психического склада людей могут приобретать для их носителей самодовлеющее значение, а для представителей других этносов способны оказаться непонятными, чуждыми, подозрительными и т.п.

Существенной причиной возникновения этноконфликтных ситуаций является изменение национального стереотипа, приобретающее скачкообразный, нередко лавинообразный характер в переломные, кризисные периоды развития общества.

Если формировавшийся в таких условиях стереотип межнационального восприятия образует отрицательное поле, то оно проявляется в форме так называемого «бытового национализма» и выражается в неуважительных высказываниях в адрес представителей инонациональной группы, свойственных им обычаев, традиций и т.д., не создавая широкой социальной основы для межнациональных конфликтов.

К разряду социально-психологических причин межэтнических конфликтов относится и ущемленное чувство утраты или принижения национального достоинства и пережитых исторических несправедливостей, что особенно характерно для так называемых «репрессированных народов» - калмыков, чеченцев, ингушей и др., у которых чувство неприязни к бывшему «центру» советской империи нередко перерастает в чувство неприязни к русским и другим народам, становящееся сильным социально-психологическим детонатором межэтнических столкновений.

С точки зрения дифференциации уровней социально-психологической напряженности представляется конструктивной попытка Ж.Т. Тощенко типологизировать межэтнические конфликты по трем группам, различающимся между собой потенциалом напряжения. Первую из них составляет этноограниченность, т.е. нежелание идти на контакты за пределами своего этноса, являющееся наиболее распространенным и охватившее многие национальные регионы бывшего Советского Союза. Вторую - этноэгоизм - стремление к обеспечению преимуществ своему народу за счет других, получающее все большее распространение. Третью группу - этнофобия, характеризующаяся прямой враждебностью, непримиримостью по отношению к иным, «не своим», «чужим» народам, приводящая в ряде случаев к вооруженным конфликтам.

Выявление социально-психологических детерминант межнациональных коллизий приобретает важное не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку не сами различия между этносами и нациями порождают их столкновения, а рост недовольства их своим экономическим, социальным, политическим или социокультурным положением в обществе. Само же это недовольство через механизм негативного гетеростереотипа в восприятии иного этноса или нации как «соперника», «конкурента», «противника» и т.п. порождает стремление удовлетворять свои материальные, духовные, политические потребности вопреки соседнему этносу (нации) и в ущерб ему. Нельзя не принимать во внимание, что относительно малочисленные этносы особенно восприимчивы в вопросах уважения или неуважения их национального достоинства, более чувствительны к обидам, особенно на межэтнической почве. Эти моменты национальной психологии способны в кризисных ситуациях выдвигаться на передний план и оказывать глубокое воздействие на межэтнические отношения, придавать им сильно выраженную эмоциональную окраску, в том числе и отрицательную. Что же касается многочисленных, так называемых «больших» наций, то с точки зрения возможности возникновения межнациональных конфликтов наибольшую опасность представляет появление чувства национального превосходства, склонности рассматривать другие народы, их культуру, обычаи, традиции под углом зрения ценностей своей наши, выступающей в данном случае образцом. Все эти и тесно связанные с ними другие социально-психологические факторы способны стать, особенно в условиях политического и социально-экономического кризиса, мощным импульсом возникновения этнонациональных конфликтных ситуаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.