Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль финансовой устойчивости экономической системы в обеспечении безопасности государственного бюджета




Среди финансовых регуляторов, с помощью ко­торых государство обычно пытается воздейство­вать на макроэкономические процессы посред­ством косвенного влияния на рыночный меха­низм, наиболее распространенными являются бю­джетные отношения. Государ­ственные финансы (в том числе и бюджетные от­ношения) в условиях рынка сконцентрированы на задачах регулирования движения централизован­ных финансовых потоков, определения вектора движения всех финансовых потоков в стране, соот­ветствующего приоритетам и целям государствен­ного регулирования экономической политики

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством, юридическими и физическими ли­цами состоит в том, что они [3]:

- во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновре­менно и прямым участником воспроизвод­ственного процесса;

- во-вторых, они связаны с формированием и ис­пользованием централизованных фондов денеж­ных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности аппарата государственной вла­сти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах.

Таким образом, бюджетные отношения, кото­рые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего, на заинте­ресованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, ко­торые они по существу уже оплатили как участни­ки распределения национального дохода посред­ством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабили­зации, и в экономическом росте воспроизвод­ственного потенциала всего общества.

Долгосрочная политика государственного регу­лирования в бюджетной сфере, постулатные осно­вы которой заложены в Бюджетном кодексе, дол­жна быть направлена на создание условий для эф­фективного обращения и перераспределения фи­нансовых ресурсов с целью последовательного ра­звития рыночной экономики, стимулирования ин­вестиционной и предпринимательской активно­сти, а также реализации функций федеральных, ре­гиональных государственных органов и органов местного самоуправления.

По существу бюджет - основа финансовой базы государственного регулирования рыночной эконо­мики, которая представляет собой систему взаимо­связанных методов регулирования, обеспечивающих соответствие экономических и социальных интере­сов общества и его граждан в процессе реализации государством своих функциональных обязанностей, и посредством которой осуществляется распределе­ние и перераспределение части национального дохо­да на экономическое и социальное развитие Федера­ции в целом и ее субъектов, в частности. [7, с.55]

Использование бюджета как финансовой базы государственного регулирования рыночной эконо­мики, несомненно, связано с понятиями экономической и финансовой безопасности.

Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к устойчивости (самовыживанию) в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. Определяя безопасность через устойчивость, авторы фиксируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов. Данную трактовку мож­но проиллюстрировать следующим определением: «... безопасность - это со­стояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «им­мунитетом», к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрываю­щих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих по­вышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [5, с.270].

Само понятие «безопасность национальной экономики» определяется че­рез три подхода:

- как «интересы» общества, нации, предприятия, государства;

- как «независимость» экономики от внешних и внутренних факторов, таких как международные рынки и политические решения, кризисы и вызовы системы и др.;

- как «устойчивость» национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы, государственных финансов.

Финансовая устойчивость имеет место как на микро-, так и на макро­уровне. Термин «финансовая устойчивость» обычно применяется к микро­экономическим субъектам. Финансовая устойчивость может быть определена как форма внутреннего проявления устойчивости финансового состояния субъекта рыночных отношений, обеспечивающая стабильную платежеспособ­ность, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, дохо­дов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков. Финан­совая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансо­вого состояния, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и спосо­бов ее укрепления определяет характер проведения анализа и содержания про­цесса управления. Таким образом, финансовая устойчивость - это гарантиро­ванная платежеспособность и кредитоспособность субъекта в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и ис­пользования финансовых ресурсов. Финансовое состояние субъекта, его ус­тойчивость и стабильность зависят от результатов его финансовой деятель­ности, является итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты деятельности в государстве.

На уровне макроэкономики развитие, финансовая устойчивость и безо­пасность экономической системы в первую очередь зависят от состояния ус­тойчивости государственных финансов. Исследования данной области го­ворят, что устойчивость государственных финансов отражает удовлетворен­ность потребностей текущих поколений, не оказывающих влияния на удовле­творение потребностей будущих поколений [2, с. 390].

В этом смысле понятие финансовой устойчивости применяют обычно к анализу бюджетной политики. Основной задачей анализа долгосрочной ус­тойчивости государственных финансов становится выявление тех рисков, которые в перспективе могут вызвать пересмотр бюджетной политики и ее параметров в долгосрочной перспективе.

Для финансовой безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных эле­ментов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разруши­тельных тенденций в экономическом развитии. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально- экономической стабильности общества, а превышение предельных, или по­роговых, значений - о вступлении общества в область нестабильности и со­циальных конфликтов, т.е. о подрыве безопасности.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выраже­ние, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению. Важно подчеркнуть, что наи­высшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс по­казателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значе­ний, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

 

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений порого­вых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных мо­нополий, отягощена коррупцией, криминалом, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. [4, с.156]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.