КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль финансовой устойчивости экономической системы в обеспечении безопасности государственного бюджета
Среди финансовых регуляторов, с помощью которых государство обычно пытается воздействовать на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные отношения. Государственные финансы (в том числе и бюджетные отношения) в условиях рынка сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовых потоков, определения вектора движения всех финансовых потоков в стране, соответствующего приоритетам и целям государственного регулирования экономической политики Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством, юридическими и физическими лицами состоит в том, что они [3]: - во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса; - во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах. Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества. Долгосрочная политика государственного регулирования в бюджетной сфере, постулатные основы которой заложены в Бюджетном кодексе, должна быть направлена на создание условий для эффективного обращения и перераспределения финансовых ресурсов с целью последовательного развития рыночной экономики, стимулирования инвестиционной и предпринимательской активности, а также реализации функций федеральных, региональных государственных органов и органов местного самоуправления. По существу бюджет - основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики, которая представляет собой систему взаимосвязанных методов регулирования, обеспечивающих соответствие экономических и социальных интересов общества и его граждан в процессе реализации государством своих функциональных обязанностей, и посредством которой осуществляется распределение и перераспределение части национального дохода на экономическое и социальное развитие Федерации в целом и ее субъектов, в частности. [7, с.55] Использование бюджета как финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики, несомненно, связано с понятиями экономической и финансовой безопасности. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к устойчивости (самовыживанию) в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. Определяя безопасность через устойчивость, авторы фиксируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов. Данную трактовку можно проиллюстрировать следующим определением: «... безопасность - это состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом», к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [5, с.270]. Само понятие «безопасность национальной экономики» определяется через три подхода: - как «интересы» общества, нации, предприятия, государства; - как «независимость» экономики от внешних и внутренних факторов, таких как международные рынки и политические решения, кризисы и вызовы системы и др.; - как «устойчивость» национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы, государственных финансов. Финансовая устойчивость имеет место как на микро-, так и на макроуровне. Термин «финансовая устойчивость» обычно применяется к микроэкономическим субъектам. Финансовая устойчивость может быть определена как форма внутреннего проявления устойчивости финансового состояния субъекта рыночных отношений, обеспечивающая стабильную платежеспособность, в основе которой лежит сбалансированность активов и пассивов, доходов и расходов, положительных и отрицательных денежных потоков. Финансовая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансового состояния, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления определяет характер проведения анализа и содержания процесса управления. Таким образом, финансовая устойчивость - это гарантированная платежеспособность и кредитоспособность субъекта в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовое состояние субъекта, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его финансовой деятельности, является итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты деятельности в государстве. На уровне макроэкономики развитие, финансовая устойчивость и безопасность экономической системы в первую очередь зависят от состояния устойчивости государственных финансов. Исследования данной области говорят, что устойчивость государственных финансов отражает удовлетворенность потребностей текущих поколений, не оказывающих влияния на удовлетворение потребностей будущих поколений [2, с. 390]. В этом смысле понятие финансовой устойчивости применяют обычно к анализу бюджетной политики. Основной задачей анализа долгосрочной устойчивости государственных финансов становится выявление тех рисков, которые в перспективе могут вызвать пересмотр бюджетной политики и ее параметров в долгосрочной перспективе. Для финансовой безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономическом развитии. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально- экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в область нестабильности и социальных конфликтов, т.е. о подрыве безопасности. Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по ее предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, отягощена коррупцией, криминалом, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. [4, с.156]
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |