Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ финансовой устойчивости бюджетной системы России




Исследование показателей финансовой устойчивости и безопасности го­сударственных финансов имеет как теоретическую, так и практическую зна­чимость. Главное внимание в исследовании показателей финансовой безо­пасности и устойчивого развития нужно уделять тем показателям, которые характеризуют динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов.

Исходные показатели для ана­лиза индикаторов финансовой устойчивости государственных финансов при­ведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели федерального бюджета 2008-2014 гг. [6, с.25]

Рассмотрим наиболее важные индикаторы финансовой безопасности и устойчивости на основе исходных данных, приведенных в таблице 1.

1. Доходы государственного бюджета. Доходы бюджета поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей клас­сификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогопла­тельщиками. Большая часть доходов бюджета сегодня формируется в основ­ном из налогов и нефтегазовых доходов. Главная цель налогов - собрать средства для удовлетворения потребностей, для которых других доходов не­достаточно. Поэтому, осознавая важность расходов на общественные блага, государство должно искать возможность их зарабатывать.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уп­латы:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводород­ного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородно­го сырья);

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Зависимость бюджетной системы от нефтегазовых доходов вызывает большие опасения ее внутренней устойчивости. Изменение внешних пара­метров может привести к нарушению сбалансированности и устойчивости, так как доходы от продажи ресурсов составляют около 50%. В связи с выше­изложенным рассмотрим следующий параметр, влияющий на устойчивость.

2. Цены на нефть и зависимость от мировой экономики. Бюджетные доходы напрямую зависят от цены на нефть, поэтому сегодня этот индикатор является одним из самых актуальных в связи с изменениями мировой эконо­мики. В бюджет 2012 г. заложена величина цен на нефть 100 долл. за баррель. По прогнозам аналитиков, цена на нефть будет в ближайшее время сни­жаться.

 

 

Таблица 2

Цена на нефть на мировом рынке (2005-2011 гг.) [8, с.19]

 

Также сохраняется вероятность спадов мировой экономики. По оценкам МВФ, ожидался подъем мирового ВВП на 4,3% в 2011 г. и на 4,5% в 2012 г. В 2010 г. прирост составил 5,1%. МВФ рекомендует правительствам всех стран принять действенные меры для повышения стойкости финансо­вой системы». Основными задачами в развитых странах названы преодоле­ние последствий кризиса и реализация реформ в сфере финансового регули­рования. Для развивающихся экономик эксперты МВФ рекомендуют ограни­чение роста финансовых дисбалансов и создание «основ для более прочной финансовой системы.

3. Дефицит государственного бюджета и ненефтегазовый дефицит. Наличие дефицита федерального бюджета свидетельствует о превышении расходов над доходами. Снижение дефицита бюджета до порогового значе­ния приводит к полному замораживанию капиталовложений и падению про­изводства, предельный рост дефицита увеличивает нагрузку на будущие по­коления, увеличивая государственный долг и снижая устойчивость государ­ственных финансов. Федеральный бюджет 2011 г. был исполнен без дефицита. Однако именно в РФ сложилось особое понятие - ненефтегазовый дефицит.

Согласно ст. 96.7 БК РФ ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управ­ления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финан­совом году. Согласно этой же статье ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Однако ненефтегазовый дефицит сохраняется выше предельно до­пустимой нормы.

Размер ненефтегазового дефицита в 2010 г. - 12,6% ВВП, при этом дефи­цит госбюджета составил 4% ВВП. Нынешний показатель примерно на 4-5 процентных пунктов выше приемлемой отметки. В докризисном 2008 г. не­нефтегазовый дефицит был ниже в 2 раза - 6,5% ВВП. Размер дефицита яв­ляется по-прежнему предметом беспокойства для правительства. По данным аналитиков, такая зависимость сохранится в ближайшие 3 года. [6, с.26]

4. Расходы федерального бюджета. Важное значение для финансовой устойчивости приобретает развитие реального сектора экономики. И хотя по предложению председателя правительства в реальный сектор экономики в 2012 г. было предложено выделить 2 трлн руб., этого недостаточно по сравнению с расходами на управление, национальную обо­рону и безопасность.

5. Резервный фонд как «подушка безопасности». С точки зрения фи­нансовой устойчивости данный подход к планированию бюджета и форми­рованию Резервного фонда оказался оправданным, система выдержала кри­зисный этап. В период кризиса, когда доходы федерального бюджета снизи­лись на 20%, а расходы выросли на 28%, Резервный фонд оказал решающую поддержку не только при выплате социальных гарантий, но и для поддержки базовых отраслей экономики.

Однако наличие Резервного фонда, с одной стороны, обеспечивает внеш­нюю устойчивость финансовой системы, которая служит «подушкой» от внешних угроз, с другой - это препятствие, нарушающее устойчивое эконо­мическое развитие, так как потери несет реальный сектор экономики, приво­дя к недопроизводству ВВП.

6. Предельный размер государственного долга и его соотношение с золотовалютными резервами страны. Из табл. 3 видно, что долговые обя­зательства практически всех стран БРИК (за исключением России) меньше их золотовалютного запаса.

Таблица 3

Предельный размер ГД и соотношение ГД и золотовалютных резервов страны [9, с.13]

Несомненным лидером здесь является Китай, резервы которого почти в 7 раз превышают внешний долг страны. Долговые же обязательства стран «большой семерки» во много раз превышают существующие на сегодняшний момент резервы. Наиболее тяжелая ситуация складывается в США, где внешний долг страны превышает объем золотовалютных резервов в 100 раз, в Великобритании - в 138 раз и во Франции - почти в 59 раз.

 

 

Заключение

Экономическая безопасность - фундаменталь­ная основа экономически эффективного государ­ства в целом. Экономически эффективное государ­ство - это государство, которое отстаивает свои на­циональные интересы и обеспечивает свою нацио­нальную безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограничен­ной международной конкуренции.

Как важнейший элемент экономической безо­пасности страны в современных условиях - бю­джетно-финансовая безопасность - является основ­ным условием способности государства осущест­влять финансово-экономическую политику в соот­ветствии со своими национальными интересами.

Бюджетно-финансовая безопасность государ­ства состоит в способности его органов:

- обеспечивать устойчивость экономического ра­звития государства;

- обеспечивать устойчивость платежно-расчет- ной системы и основных финансово-экономи­ческих параметров;

- нейтрализовать воздействие мировых финансо­вых кризисов преднамеренных действий миро­вых акторов (государств, транснациональных корпораций, субгосударственных группировок и др.), теневых структур на национальную эконо­мическую и социально-политическую систему;

- предотвращать крупномасштабную утечку ка­питалов за границу, «бегство» капитала из ре­ального сектора экономики;

- предотвращать конфликты между властями раз­ных уровней по поводу распределения и ис­пользования ресурсов национальной бюджет­ной системы;

- наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностран­ных заимствований;

- предотвращать преступления и административ­ные правонарушения в финансовых правоотно­шениях.

Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать ор­ганы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функци­онирования не только элементов финансовой си­стемы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления.

 

 

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Приор, 2014.

2. Васильева Е.А., Власов С.А., Пономаренко А.А. Анализ стабилизационной функции и ус­тойчивости государственных финансов Российской Федерации // Экономический журнал ГУ ВШЭ. 2009. Т.13, №3.

3. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: тео­рия и практика. – М. Изд-во РДЛ, 2009.

4. Громова А.С. Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. №1.

5. Калашникова Е.Ю. Экономическая безопасность в налогово-бюджетной сфере экономики // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №12-1.

6. Луцык-дубовая Т.А. Система индикаторов финансовой безопасности государства // Научно-теоретический журнал Наука и экономика. 2013. №3 (31).

7. Пьянков А.Ю., Марамыгин М.С. Влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. Т. 28. №2.

8. Сенчагов В.К. Цели, приоритеты, риски модернизации финансовой системы России // Федерализм. 2012. №2 (66).

9. Хидирова Г.С. Анализ состояния государственного долга PФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. №7-2.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.