КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ финансовой устойчивости бюджетной системы России
Исследование показателей финансовой устойчивости и безопасности государственных финансов имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Главное внимание в исследовании показателей финансовой безопасности и устойчивого развития нужно уделять тем показателям, которые характеризуют динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов. Исходные показатели для анализа индикаторов финансовой устойчивости государственных финансов приведены в табл. 1. Таблица 1 Показатели федерального бюджета 2008-2014 гг. [6, с.25] Рассмотрим наиболее важные индикаторы финансовой безопасности и устойчивости на основе исходных данных, приведенных в таблице 1. 1. Доходы государственного бюджета. Доходы бюджета поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Большая часть доходов бюджета сегодня формируется в основном из налогов и нефтегазовых доходов. Главная цель налогов - собрать средства для удовлетворения потребностей, для которых других доходов недостаточно. Поэтому, осознавая важность расходов на общественные блага, государство должно искать возможность их зарабатывать. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты: - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); - вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; - вывозных таможенных пошлин на газ природный; - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Зависимость бюджетной системы от нефтегазовых доходов вызывает большие опасения ее внутренней устойчивости. Изменение внешних параметров может привести к нарушению сбалансированности и устойчивости, так как доходы от продажи ресурсов составляют около 50%. В связи с вышеизложенным рассмотрим следующий параметр, влияющий на устойчивость. 2. Цены на нефть и зависимость от мировой экономики. Бюджетные доходы напрямую зависят от цены на нефть, поэтому сегодня этот индикатор является одним из самых актуальных в связи с изменениями мировой экономики. В бюджет 2012 г. заложена величина цен на нефть 100 долл. за баррель. По прогнозам аналитиков, цена на нефть будет в ближайшее время снижаться.
Таблица 2 Цена на нефть на мировом рынке (2005-2011 гг.) [8, с.19]
Также сохраняется вероятность спадов мировой экономики. По оценкам МВФ, ожидался подъем мирового ВВП на 4,3% в 2011 г. и на 4,5% в 2012 г. В 2010 г. прирост составил 5,1%. МВФ рекомендует правительствам всех стран принять действенные меры для повышения стойкости финансовой системы». Основными задачами в развитых странах названы преодоление последствий кризиса и реализация реформ в сфере финансового регулирования. Для развивающихся экономик эксперты МВФ рекомендуют ограничение роста финансовых дисбалансов и создание «основ для более прочной финансовой системы. 3. Дефицит государственного бюджета и ненефтегазовый дефицит. Наличие дефицита федерального бюджета свидетельствует о превышении расходов над доходами. Снижение дефицита бюджета до порогового значения приводит к полному замораживанию капиталовложений и падению производства, предельный рост дефицита увеличивает нагрузку на будущие поколения, увеличивая государственный долг и снижая устойчивость государственных финансов. Федеральный бюджет 2011 г. был исполнен без дефицита. Однако именно в РФ сложилось особое понятие - ненефтегазовый дефицит. Согласно ст. 96.7 БК РФ ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Согласно этой же статье ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Однако ненефтегазовый дефицит сохраняется выше предельно допустимой нормы. Размер ненефтегазового дефицита в 2010 г. - 12,6% ВВП, при этом дефицит госбюджета составил 4% ВВП. Нынешний показатель примерно на 4-5 процентных пунктов выше приемлемой отметки. В докризисном 2008 г. ненефтегазовый дефицит был ниже в 2 раза - 6,5% ВВП. Размер дефицита является по-прежнему предметом беспокойства для правительства. По данным аналитиков, такая зависимость сохранится в ближайшие 3 года. [6, с.26] 4. Расходы федерального бюджета. Важное значение для финансовой устойчивости приобретает развитие реального сектора экономики. И хотя по предложению председателя правительства в реальный сектор экономики в 2012 г. было предложено выделить 2 трлн руб., этого недостаточно по сравнению с расходами на управление, национальную оборону и безопасность. 5. Резервный фонд как «подушка безопасности». С точки зрения финансовой устойчивости данный подход к планированию бюджета и формированию Резервного фонда оказался оправданным, система выдержала кризисный этап. В период кризиса, когда доходы федерального бюджета снизились на 20%, а расходы выросли на 28%, Резервный фонд оказал решающую поддержку не только при выплате социальных гарантий, но и для поддержки базовых отраслей экономики. Однако наличие Резервного фонда, с одной стороны, обеспечивает внешнюю устойчивость финансовой системы, которая служит «подушкой» от внешних угроз, с другой - это препятствие, нарушающее устойчивое экономическое развитие, так как потери несет реальный сектор экономики, приводя к недопроизводству ВВП. 6. Предельный размер государственного долга и его соотношение с золотовалютными резервами страны. Из табл. 3 видно, что долговые обязательства практически всех стран БРИК (за исключением России) меньше их золотовалютного запаса. Таблица 3 Предельный размер ГД и соотношение ГД и золотовалютных резервов страны [9, с.13] Несомненным лидером здесь является Китай, резервы которого почти в 7 раз превышают внешний долг страны. Долговые же обязательства стран «большой семерки» во много раз превышают существующие на сегодняшний момент резервы. Наиболее тяжелая ситуация складывается в США, где внешний долг страны превышает объем золотовалютных резервов в 100 раз, в Великобритании - в 138 раз и во Франции - почти в 59 раз.
Заключение Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции. Как важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - бюджетно-финансовая безопасность - является основным условием способности государства осуществлять финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Бюджетно-финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: - обеспечивать устойчивость экономического развития государства; - обеспечивать устойчивость платежно-расчет- ной системы и основных финансово-экономических параметров; - нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов преднамеренных действий мировых акторов (государств, транснациональных корпораций, субгосударственных группировок и др.), теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; - предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство» капитала из реального сектора экономики; - предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; - наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; - предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях. Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи, которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления.
Список литературы 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Приор, 2014. 2. Васильева Е.А., Власов С.А., Пономаренко А.А. Анализ стабилизационной функции и устойчивости государственных финансов Российской Федерации // Экономический журнал ГУ ВШЭ. 2009. Т.13, №3. 3. Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. – М. Изд-во РДЛ, 2009. 4. Громова А.С. Финансовая устойчивость и безопасность бюджетной системы как ключевые факторы развития национальной экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. №1. 5. Калашникова Е.Ю. Экономическая безопасность в налогово-бюджетной сфере экономики // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №12-1. 6. Луцык-дубовая Т.А. Система индикаторов финансовой безопасности государства // Научно-теоретический журнал Наука и экономика. 2013. №3 (31). 7. Пьянков А.Ю., Марамыгин М.С. Влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. Т. 28. №2. 8. Сенчагов В.К. Цели, приоритеты, риски модернизации финансовой системы России // Федерализм. 2012. №2 (66). 9. Хидирова Г.С. Анализ состояния государственного долга PФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. №7-2.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |