Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 8 . Анализ смеси катионов IV-VI аналитических групп




VI аналитической группы

 

 


Цель: Ознакомить студентов с проведением системати­ческого анализа смеси катионов IV-VI аналитических групп и подгото­вить к самосто­ятельному выполнению систематического анализа смесей катионов.

Задачи: Приобретение студентами умений и навыков по вы­полнению систематического анализа смесей катионов IV - VI аналитичес­ких групп.

 

Систематический ход анализа смеси катионов

IV - VI аналитических групп

Систематический ход открытия катионов групп щелочей основан на различном отношении их к растворам щелочей и аммиака. Следует иметь в виду, что в составе катионов четвертой, пятой и шестой групп имеется ряд таких катионов, которые могут быть отнесены к различным группам.

Так, например, гидроксид цинка обладает ярко выраженными амфотерными свойствами, однако, Zn2+ легко переходит в раствор и под действием аммиака, т.к. цинк является, в тоже время, и хорошим комплексообразователем аммиакатов. Следовательно, катионы цинка могут быть отнесены как к четвертой, так и шестой аналитической группе.

Точно также по свойствам гидроксидов сурьмы катионы ее могут быть отнесены и к четверной и к пятой аналитическим группа, т.к. свежеосажденный гидроксид сурьмы, особенно трехвалентный хорошо растворяется в едкой щелочи.

Катионы кобальта и двухвалентной ртути могут быть отнесены и к пятой, и к шестой группам, т.к. при действии избытком NH4OH (без добавления к раствору NH4CI или NH4NO3) эти катионы в растворимые комплексные соли практически не переходят.

Таким образом, в зависимости от последовательности обработки раствора, состоящего из смеси катионов IV – VI аналитических групп щелочами и раствором аммиака, а также в зависимости от концентрации последних и условий обработки ими этого раствора, можно получить различные результаты отдельных групп тех или иных катионов. Так, например:

1) если на анализируемый раствор смеси катионов IV - VI групп действовать избытком разбавленного раствора NH4OH, то в осадок при этом перейдут все катионы четвертой-шестой групп, за исключение катионов Cd2+, Cu2+, Ni2+ и, при наличии в растворе катионов Cr3+, часть катионов цинка. Если в растворе отсутствуют ионы Cr3+, то цинк полностью перейдет в растворимые аммиакаты.

2) если анализируемый раствор обработать 2-3-х кратными объемами концентрированного NH4OH, то в растворе, кроме того, окажутся и катионы Hg2+ и Co2+, т.е. катионы шестой группы и Zn2+.

3) если анализируемый раствор обработать при нагревании раствором карбоната калия или натрия в присутствии Н2О2, то все катионы при этом перейдут в осадок, за исключением хрома и мышьяка, которые окажутся в растворе в виде CrO42- и AsO43-.

4) при обработке раствора едкой щелочью в присутствии Н2О2 в растворе останутся только катионы четвертой группы.

5) если обработку раствора производить едкой щелочью без Н2О2, то при совместном присутствии в растворе катионов Cr3+ и Zn2+, они в эквивалентом соотношении перейдут в осадок (процесс соосаждения), а раствор будет содержать только AsO43-, AIO2-, SnO32-, SbO2- и избыточную часть CrO2- или соответственно ZnO22-.

6) если анализируемый раствор разбавить в 3-4 раза водой, то из него частично выпадут в осадок гидроксиды олова, сурьмы, висмута (гидролиз). Аналогичная обработка раствора в азотнокислой среде осаждает из него только гидроксид сурьмы.

Следовательно, в зависимости от той или иной обработки анализируемого раствора аммиаком, карбонатом натрия или калия, едкой щелочью и водой можно по-разному составить схему систематического хода анализа, т.е. схему последовательности их выделения и открытия.

ПРИМЕЧАНИЕ: данный для анализа раствор может содержать осадок. При этом следует иметь в виду:

1. Если осадок черного цвета, то он может состоять из гидроксидов олова, висмута и сурьмы, получающихся в результате гидролиза солей этих металлов. Кроме того, в осадке могут содержаться гидроксиды и других металлов, образующиеся в результате взаимодействия катионов четвертой-шестой группы с продуктами гидролиза солей мышьяковой или мышьяковистой кислот, которые могут присутствовать в растворе.

В таком случае к анализируемому раствору приливают небольшое количество азотной кислоты, в течение 2-3 минут нагревают до кипения. При этом все гидроксиды, за исключением гидроксида сурьмы и незначительной части гидроксида олова переходят в раствор. Если осадок при этом полностью не растворяется, его тщательно промывают разбавленной HNO3 и проверяют на катионы сурьмы «окуриванием» сероводородом или обливанием сероводородной водой.

2. Если в данном для анализа растворе после добавления к нему HNO3 и последующего 2-3 минутного нагревания остается черный или темно-серый осадок, это означает, что возможно присутствие оксидов сурьмы.

Анализируемый раствор (может содержать осадок) Предварительно открывают катионы сурьмы и Fe2+. Если раствор содержит осадок, то к нему, не отфильтровывая, приливают 1/4-1/5 объема 2н раствора HNO3 и нагревают до кипения. Если при этом осадок полностью не растворяется, его отфильтровывают и анализируют отдельно на катионы сурьмы, висмута и двухвалентной ртути. Освобожденный от осадка раствор (или первоначальный раствор, если в нем не было осадка) нейтрализуют щелочью, приливают 1-1,5-кратный объем этой же щелочи, 0,5-1,0 мл Н2О2, кипятят 1-2 минуты и фильтруют.
Фильтрат 1: щелочной раствор AsO43-, AIO2-, SnO32-, CrO42-, ZnO22-. Нейтрализуют соляной кислотой (до появления осадка), приливают раствор Na2CO3 и фильтруют   Осадок 1: гидроксиды катионов V-VI групп. Растворяют в HNO3 при нагревании, затем, после охлаждения, разбавляют вдвойне водой. При этом выпадает осадок Sb2O5 ∙ nH2O, который отфильтровывают и на фильтре проверяют на ионы сурьмы «окуриванием» H2S. К фильтрату приливают 3-4 объема конц. NH4OH, слегка нагревают и фильтруют.
Фильтрат 2: CrO42- и AsO43 В отдельных порциях открывают: Ионы CrO42- - дальнейшим окислением до CrO5 (H2CrO6) Ионы AsO43-: а) H2S (в солянокислой среде) б) молибденовой жидкостью (в азотнокислой среде) Осадок 2: AI(OH)3, Sn(OH)4, Zn2(OH)2CO3 Растворяют в HCI. Открытие катионов Zn2+, AI3+, Sn4+ проводят по схеме анализа катионов IV аналитической группы Фильтрат 3: аммиакаты катионов VI группы. Раствор упаривают (для удаления NH3) и нейтрализуют HCI. Если при этом образуется осадок (возможно образование меркураммония) его отфильтровывают, растворяют в конц. HNO3 и проверяют на Hg2+ любой характерной реакцией Осадок 3: гидроксиды V группы (без сурьмы). Смывают осадок в пробирку, приливают Н2О2 и слегка нагревают. При этом Mn(OH)2 окисляется до MnO2, а Fe(OH)2 - до Fe(OH)3. Приливают небольшое количество NH4OH, равный объем NH4CI и фильтруют
Фильтрат 4: MgCI2 Открывают ионы Mg2+ раствором Na2HPO4 Осадок 4: MnO2, Fe(OH)3, Bi(OH)3 – делят на две части. Первую часть растворяют в HCI и из раствора открывают ионы Fe3+, Bi3+. Вторую часть растворяют в HNO3 и из раствора открывают Mn2+ окислением его до MnO4-

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.