КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство Государства существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации — форме государства, означающих единство трех составных элементов, а именно: формы государственного устройства, формы правления, формы политического режима (подробно изучаются в курсе политологии). С точки зрения формы государственного устройства Беларусь является унитарным (единым) государством, т. е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей структуре других государств. У нас действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство и один законодательный орган.Беларусь имеет следующее административно-территориальное деление:шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская) и город Минск. По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Беларусь занимает 13-е местосреди европейских государств, по численности населения — 14—15 местов Европе. Наша республика не имеет территориальных претензий к другим государствам равно как и другие государства не имеют территориальных претензий к Беларуси. Форма правления — есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Конституцией 1994 г. в нашей стране установлена республиканская форма правления (республика). Систему правления Республики Беларусь следует характеризовать как «смешанную». Конституцией страны предусматривается двойная ответственность правительства — перед Президентом и парламентом, что является характерной чертой «смешанной» системы правления. В то же время, Глава государства обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует о близости Беларуси к президентской республике. Народовластие составляет фундамент политического и государственного устройства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 Основного закона страны: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование таких форм непосредственной демократии, как референдумы, выборы и Всебелорусские народные собрания, играющих значительную роль в становлении белорусского государства. Референдум выступает высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов 1995 и 1996 гг.позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса. Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям (1996, 2001, 2006, 2011) — представительным народным форумам, традиции проведения которых берут свое начало в Полоцком княжестве. Это особая форма участия граждан в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни, а следовательно, и в выражении своих потребностей, интересов и устремлений, которая специально оговорена в статье 37 Конституции страны, а порядок проведения собраний граждан определяется Законом «О республиканских и местных собраниях». Еще одна форма участия белорусов в осуществлении государственной власти — выборы. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов. В Республике Беларусь действует Избирательный кодекс (2000; с изменениями, внесенными Законами от 4.01.2003, 6.10.2006, 4.01.2010),содержащий правовую базу проведения выборов. В правовом государстве власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами, обеспечение равенства всех перед законом и судом. Основные признаки правового государства: · верховенство закона; · незыблемость прав и свобод человека и гражданина; · разделение властей; · взаимная ответственность личности и государства; · развитое гражданское общество. Идея правового государства в Беларуси впервые была провозглашена в Декларации «О государственном суверенитете БССР» (1990 г.), получив свое дальнейшее закрепление в Основном законе страны. Так, в преамбуле указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 записано, что Республика Беларусь — правовое государство. Однако в последнем случае, по мнению белорусского профессора Г.А.Василевича,мы «имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а процессом становления его, переходом от одного этапа к другому». Ведь мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, т. е. внедрить в практику определенные принципы. Основным принципом правового государства является верховенство закона. Государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. В республике также установлена доступность законодательства, поскольку нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Еще один важнейший признак правового государства — принцип разделения властей. В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6). Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна. Однако власти, будучи разделенными, дополняют друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Специфика реализации принципа разделения властей в Беларуси заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной — президентской, которая в соответствии с Конституцией «заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами». Основным фактором реализации политического плюрализма выступает гражданское общество, где создаются необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов и социальных групп, реализации их интересов и целей. Каркас гражданского общества составляют политические партии, общественные организации и объединения, органы местного самоуправления. В республике Беларусь зарегистрировано (2010): 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, более 2 тыс. общественных объединений (например, общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»). Среди более двух десятков союзов (ассоциаций) общественных объединений есть и «Республиканская конфедерация предпринимательства». Важную роль в жизни общества играют печатные СМИ: около 700 газет, более 600 журналов, 10 информационных агентств, а также Электронное правительство, Интернет-сообщества, телеканалы и др. К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной базы. Поэтому важное место в структуре белорусского общества занимают Советы депутатов, профсоюзы и ОО «БРСМ»,призванные обеспечить связь народа с институтами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственного управления. В последние годы все более заметной политической силой становится общественное объединение «Белая Русь», которое постепенно реформируется в политическую партию. Стремительно возрастает роль в обществе и союзов предпринимателей. По мнению председателя президиума Союза юридических лиц «Республиканской конфедерации предпринимательства» В. Н. Корягина, во взаимоотношениях «между бизнесом и властью произошел позитивный сдвиг». Все это положительно сказалось на подготовке Национальной платформы бизнеса Беларуси (НПББ—2010) и других программных документов, создающих возможности для партнерства с органами власти и развития предпринимательства в нашей стране. Примером успешного взаимодействия государственных структур и бизнеса является деятельность Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, а также ряда региональных организаций предпринимателей. Республика Беларусь является государством, активно осуществляющим государственную политику. Социальные слои и группы населения обладают равными политическими и гражданскими правами, а также большими возможностями доступа к социальным, образовательным и культурным ценностям (некоторыми преимуществами пользуются ветераны, инвалиды и др.). Государство стремится улучшать качество жизни людей путем создания государственных гарантий социальных прав граждан, надежной системы социального обеспечения и социальной защиты населения. С этой целью выстроена система социальных стандартов, включающая в себя десятки нормативов,которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания (особенно активно в последние годы проводилась работа в агрогородках и других населенных пунктах в сельских районах). В тоже время в нашем обществе важно преодолеть уравниловку. Равное распределение ресурсов независимо от трудового вклада и квалификации людей в современных условиях неизбежно оборачивается препятствием для роста производительности труда, ведет не к накоплению общественного богатства и, следовательно, не к росту благосостояния масс, а к его оскудению. Поэтому в стране провозглашается принцип равенства стартовых возможностей для всех граждан, чтобы каждый человек имел реальный шанс для развития своих способностей и рационального их применения. Равноправие не исключает проявления государством особой заботы о лицах, которые (в силу определенных, независящих от них обстоятельств) не в состоянии наравне конкурировать сдругими (как уже отмечалось, это в первую очередь отношения к инвалидам, пенсионерам, сиротам и др.). Основополагающее значение в социальной сфере отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни, обеспечению доступности и высокого качества образования, основная цель которого — формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Другие направления социальной политики — жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт — также динамично развиваются. Однако при этом учитываются возможности государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Наряду с внешними, существуют и внутренние источники угроз национальной безопасности Республики Беларусь (см. §8 УМК), осложняющие государственное строительство, нарушающие конституционные права и свободы человека, принципы верховенства закона. В этой связи среди важнейших задач, которые будет решать государство, — развитие гражданского общества, реформа политической системы, дебюрократизация госуправления и др.
7.3. Человек, его права и свободы – наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства Права человека — это признаваемые политическим сообществом и охраняемые посредством закона естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Основополагающим документом в области прав человека является «Международный билль о правах человека»,который представляет собой совокупность пяти документов: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и др. К числу важнейших международно-правовых документов относятся также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) и Европейская социальная хартия (1961). Права человека подразделяются на категории: личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные. Личные (гражданские) права: право человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; право на равную защиту законом, равную защиту от любого вида дискриминации; право на свободное перемещение и любое место жительства в пределах государства; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки и телефонных разговоров. Политические права: избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, свобода слова, выражение мнений; свобода мысли, совести и религий; право участвовать в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. Социальные и экономические права: владение имуществом как единоличное, так и совместно с другими; право на труд, свободный выбор работы, обоснованность мотива увольнения, защиту от безработицы; право на забастовку, объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятием; право на социальное обеспечение, жилище, медицинское обслуживание. Культурные права: право на образование; свободное участие в культурной жизни общества. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества гарантируется государством. Также Основной закон закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государствоми гражданином.Если в советский период права и свободы человека занимали второстепенное место, а приоритет отдавался интересам общества или отдельных социальных групп, то сейчас высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина. Белорусское государство возложило на себя ответственность за создание реальных условий для их осуществления. В Беларуси законодательно закреплены права детей(Закон «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г.), женщин(ст. 32 Конституции страны), национальных меньшинств (Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 г.), свобода вероисповедания(Закон «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря. 1992 г.; в этот и другие названные законодательные акты периодически вносятся изменения с тем, чтобы они соответствовали современному этапу развития гражданского общества). Права и свободычеловека тесным образом связаны с его обязанностями, о чем говорится во Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полноценное развитие его личности». Там же подчеркивается, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом и исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Конституция нашей страны устанавливает следующие обязанности граждан: · соблюдать Конституцию и законы страны; · защищать Республику Беларусь; · уважать национальные традиции, достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц; · беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности; · охранять природную среду. В республике на конституционном уровне зафиксировано положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. Это выражается не только в закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.
Вопросы для самоконтроля 1. Почему Конституция является правовым и идеологическим документом? 2. Назовите характерные черты (признаки) правового социального государства. 3. Каковы основные конституционные символы государственности Беларуси? 4. Какое место по размерам территории занимает Беларусь среди европейских государств? 5. Назовите основные права и обязанности гражданина Республики Беларусь.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |