Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное сотрудничество




Общество постиндустриального типа — стратегическая цель развития Беларуси

Республика Беларусь, оказавшись в конце ХХ в. в новой геополитической ситуации, была вынуждена, наряду с вопросами государственного строительства, решать проблему выработки стратегии своего развития в ХХI веке.

Будущее нашей страны, как и западной цивилизации, находится на путях формирования общества постиндустриального типа (информационного общества). Вместе с тем наша страна имеет определенные особенности. После распада СССР и связанного с ним экономического кризиса Беларусь смогла быстро преодолеть спад производства. Уже в 2000 г. был превышен уровень докризисного 1990 г. по производству промышленной продукции (100,7 %), потребительских товаров (110 %), реальным денежным доходам населения (107 %). В результате проводимой государством политики в республике сформировалась своя модель экономического развития.

Белорусская экономическая модель предполагает формирование социально-ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием различных форм собственности и государственным регулированием экономической деятельности в интересах человека и общества, на основе справедливой и честной конкуренции.

«Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее концентрированном виде — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде.

Устойчивость, сбалансированность и эффективность развития экономики будет обеспечиваться по следующим основным направлениям:

· соответствие темпов экономического роста возможностям расширения спроса;

· переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в те­чение переходного периода — покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;

· наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;

· поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельнос­ти субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина);

· формирование и поддержание на достаточном уровне золото­валютных резервов.

Как отмечается в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, в условиях глобализации международных отношений важ­ным фактором обеспечения устойчивого развития государства становится обеспечение успешной интеграции Республики Бела­русь в глобальное экономическое пространство. Защита от внеш­них угроз национальной безопасности в экономической сфере также обеспечивается многовекторной внешнеэкономической политикой, расширением товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацией импорта сырьевых и энергетических ресурсов.

Совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транс­национальных корпораций (далее — ТНК), финансово-промыш­ленных групп позволит обеспечить развитие товаропроводящих сетей, включение отечественных предприятий в цепочки ТНК, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизировать возможности дискриминации белорусских субъектов хозяй­ствования.

Важным направлением выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.

Формированию позитивного имиджа страны за рубежом будет способствовать развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интег­рационными объединениями, участие в международных догово­рах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных това­ропроизводителей на внешних рынках.

Важнейшим направлением нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в научно-техноло­гической сфере является завершение формирования эффектив­ной национальной инновационной системы и реализация новой технологической стратегии развития экономики Республики Беларусь.

Ежегодное наращивание наукоемкости ВВП и приближение его значения и структуры к показателям стран ЕС увеличит ин­новационную активность и восприимчивость белорусской эконо­мики, обеспечит укрепление отраслевой (фирменной) науки, улучшение возрастной структуры научных кадров высшей ква­лификации, способных к работе в условиях конкурентоспособ­ной наукоемкой экономики.

Создание эффективной системы стимулов для развития высо­котехнологичных производств и механизма перетока финансо­вых, трудовых и материальных ресурсов из сокращающихся в перспективные сферы экономики, всеобъемлющая информатиза­ция экономики и общества обеспечат формирование качественно нового технологического уклада в Республике Беларусь, расши­рение экспорта наукоемкой продукции, привлечение иностран­ных инвестиций и интеграцию национальной инновационной си­стемы в глобальную инновационную систему мира.

Для защиты от внешних угроз национальной безопасности в научно-технологической сфере должно быть обеспечено проведе­ние научных исследований и разработок в области приоритетных для Республики Беларусь технологий, их расширенное воспроизводство в структуре национальной экономики. Развитие индуст­рии проектирования компонентной базы производств высших технологических укладов обеспечит материально-техническую основу безопасности функционирования критически важных объектов, систем и инфраструктур.

Ключевым должно стать формирование экспертной системы технологического предвидения, осуществление постоянного мониторинга рынка научных идей и проведение правовой защи­ты интеллектуальной собственности.

Производственная сфера должна быть ориентирована на со­здание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание за рубежом сборочных производств по белорус­ским технологиям.

В социальной сфере Республика Беларусь намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обес­печения и адресной социальной помощи, развития системы госу­дарственных социальных стандартов.

Важнейшими направлениями выступают создание условий для эффективной полной занятости населения, более рациональ­ного использования трудовых ресурсов, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы. Основными задачами развития сферы трудовых отношений являются обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рын­ке труда, территориальной мобильности трудовых ресурсов, мотивации к высокоэффективному труду, повышение социаль­ной ответственности за результаты своего труда.

В числе приоритетов остаются развитие доступного и качест­венного жилищного строительства, повышение уровня и культу­ры безопасности жизнедеятельности населения.

Республика Беларусь продолжит увеличивать государствен­ные расходы на здравоохранение, совершенствовать профилак­тику эпидемической заболеваемости, расширять доступность и повышать качество услуг здравоохранения, в том числе через обеспечение населения эффективными и безопасными лекар­ственными средствами, способствовать формированию здорового образа жизни.

Продолжится государственная поддержка системы образо­вания, в том числе путем повышения качества высшего образова­ния и значимости профессионального среднего специального образования.

Важное значение будет придаваться духовно-нравственному воспитанию граждан, в том числе путем развития идеологии белорусского государства, основанной на традиционных ценнос­тях нашего общества. Усилия государства будут направлены на сохранение и умножение духовного и историко-культурного потенциала страны, улучшение материально-технической базы объектов социальной сферы, реализацию долгосрочной страте­гии содействия развитию белорусской диаспоры.

Совершенствование государственной политики в области меж­национальных и межконфессиональных отношений будет заключаться в обеспечении условий для укрепления единой общности «белорусский народ», воспитании уважения к другим национальностям, религиям и культурам, пресечении любых попыток разжигания национальной и религиозной розни.

Значимую роль в обеспечении безопасности в социальной сфе­ре призваны сыграть программы по занятости населения, средне­му и профессионально-техническому образованию, профилакти­ке и лечению социально значимых заболеваний, профилактике преступности (прежде всего, среди несовершеннолетних), жилищному строительству, сохранению историко-культурного наследия и другие.

Подтверждением того, что эти программные цели не останутся на бумаге, свидетельствует, в частности, тот факт, что 2012 год был объявлен в Республике Беларусь Годом книги. Глубоко символично, что он совпал с 130-летним юбилеем со дня рождения белорусских классиков Янки Купалы и Якуба Коласа. Их произведения, по мнению Президента страны А. Г. Лукашенко, «до сих пор оказывают глубочайшее влияние на души людей, на их самосознание». Следовательно, они по-прежнему являются одной их фундаментальных теоретических основ идеологии белорусского государства.

В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. (НСУР-2020), которая призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также уточнить задачи, стоявшие в Программе НСУР-97. Исходя из анализа этих документов, можно утверждать:

1) В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика».

2) В прикладном плане — это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних ивнутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы имеханизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Стратегическим вектором внешней политики белорусского государства выступает углубление интеграционных процессов с Российской Федерацией, придание союзным отношениям новой динамики. Главная цель интеграции —улучшение жизни народов, создание условий для повышения благосостояния людей и полноценного развития белорусов и россиян. Союз Беларуси и России должен основываться на принципах суверенного равенства и самостоятельности его участников при делегировании определенных полномочий союзным органам.

К числу приоритетных направлений геополитики Беларуси относится интеграция в рамках СНГ и, в первую очередь, создание единого экономического пространства и системы коллективной безопасности. Осуществляя двустороннее и многостороннее сотрудничество со странами СНГ (в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, ОДКБ), наша республика стремиться к максимальному обеспечению национальных интересов белорусского народа.

Геополитическое положение нашей страны определяет многовекторность ее внешней политики. В первую очередь, это касается развития отношений с Европой,ведения конструктивного диалога по вопросам взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня белорусское государство вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности, служит надежным щитом на пути потоков нелегальных эмигрантов, наркотиков и оружия в Европу. Расширение Европейского Союза и продвижение НАТО на Восток обусловливают необходимость создания принципиально новой концепции внешней политики белорусского государства, установленияотношений с объединенной Европой на основе принципов взаимопонимания и добрососедства.

Беларусь стремится присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Сегодня большое внимание уделяется развитию взаимоотношений со странами Азии, Африки и Латинской Америки(Беларусь является членом Движения неприсоединения). В последнее время активно развивается тесное сотрудничество с Китаем, Венесуэлой, Ираном и рядом других стран. Критерием оценки действий белорусской дипломатии на сегодняшний день является главным образом их экономическая эффективность, расширения рынков сбыта отечественной продукции, повышение имиджа белорусского государства, реализация мирных инициатив.

Особая роль принадлежит развитию двусторонних связей с США. Беларусь выступает за налаживание конструктивного диалога между нашими странами, установления взаимовыгодного сотрудничества и дружественных отношений.

Отстаивание национальных интересов на международной арене реализовывается за счет расширения членства и активизации участия Беларуси в работе международных организаций, в том числе: ООН (с 1945), ВОЗ (1946), МОТ (1954), ЮНЕСКО (1954), МАГАТЭ (1957), МВФ (1992), МБРР (1992) и др. Предпринимается ряд мер, направленных на завершение процесса вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), в которой республика имеет статус наблюдателя с 1993 г.

Республика Беларусь, являясь полноправным членом международного сообщества, выступает за укрепление мира, за развитие отношений со всеми странами мира на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание теории «постиндустриального общества».

2. Чем обусловлено появление концепции устойчивого развития?

3. Когда в Беларуси впервые была разработана Национальная стратегия устойчивого развития, и какие социально-экономические условия развития белорусского государства того периода нашли в ней отражение?

4. Каковы цели развития Республики Беларусь согласно НСУР-2020 и Концепции национальной безопасности Республики Беларусь?

5. Назовите основные приоритеты внешней политики белорусского государства на современном этапе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.