КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к зачету по курсу
Идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества Идеологические функции Главы государства, институтов государственной власти и управления БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ
Одной из важнейших задач, стоящих перед страной, является создание механизма государственной идеологии, который определяется как совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди членов общества. В мире существует два основных варианта формирования данного механизма и их вариации в различных странах: 1) централизованный государственный идеологический аппарат, который существовал в СССР и социалистических странах (подобный идеологический механизм существует в Китае и некоторых других странах); 2) идеологический механизм без внешних признаков централизованности, который функционирует в США и других странах Запада. Однако, по мнению российско-немецкого ученого А. Зиновьева, последний (идеологический механизм), по размерам и по характеру деятельности вполне сопоставимый с таковым в коммунистических странах, а во многих отношениях превосходит последний. Он сложился как составной элемент общего процесса формирования культуры, системы образования и воспитания, средств массовой информации, учреждений государства, гражданского общества. Функции его в той или иной мере выполняют школы, университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, литература, кино, реклама, бесчисленные организации, партии, движения и т. д. Он распылен в обществе, растворен в жизнедеятельности таких элементов общества, которые сами по себе идеологическими не являются. Одним словом, его как будто бы нет совсем», и вместе с тем он присутствует везде. Модель функционирования механизма государственной идеологии вБеларуси можно представить в виде следующей схемы.
Центры принятия политических решений (ПрезидентРеспублики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов) осуществляют государственное управление. Они реагируют на политические проблемы, вырабатывая государственную политику. Реализацией политических решений занимаются органы госуправления на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые вопросы у граждан, требующие принятия политических решений и постоянного мониторинга их обращений в государственные органы. Политическая система выполняет следующие функции: Выражение индивидуальных и групповых интересов осуществляют группы интереса. В Беларуси, как уже отмечалось, это объединения предпринимателей и работодателей, наемных работников (профсоюзы), общественные объединения (молодежные, ветеранские, творческие, экологические и т. д.). Обобщение интересов выполняют также политические партии, в структурах которых происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции разнообразных интересов. Функции обобщения и выражения интересов должны выполнять институты гражданского общества (общественные организации), основная задача которых — поиск общественного согласия. Они являются медиаторами — посредниками между центрами принятия политических решений и гражданами, народом. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития в белорусской политической системе принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять Парламент и Правительство (центральный орган госуправления). Функция Национального собрания состоит в выявлении существующих в обществе интересов и обеспечении приемлемого для общества баланса интересов различных категорий граждан посредством нормативно-правового закрепления. Реализацию принятых решений осуществляют институты исполнительной власти, которые организуют определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. Таким образом, основной функцией Совета Министров и других структур исполнительной власти является воплощение в жизнь сформулированных целей и задач развития белорусского общества, которые выступают в качестве составного элемента идеологии государства. Функция контроля, оценки реализации политических решений относится к деятельности судебной ветви власти. В нашей стране существует система высших судов: Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд, а также система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды. Система органов власти на местах состоит из: местной администрации (исполнительная власть), Советов депутатов (представительная власть) и органов территориального общественного самоуправления. Главы местной исполнительной власти назначаются Президентом страны («исполнительная вертикаль»). В механизме идеологии белорусского государства ведущая роль принадлежит Президенту страны. Являясь главой государства, он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Глава государства принимает меры по охране суверенитета страны, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти. Глава государства выступает инициатором разработки и проводником идеологии, направленной на построение сильной и процветающей Беларуси. Президент Республики Беларусь, олицетворяя весь белорусский народ, определяет и ставит программно-политические задачи перед государством, нацией и обществом. Его доклады, выступления, декреты, указы, ежегодные послания белорусскому народу и Национальному собранию носят программный характер. Президентом А. Г. Лукашенко был издан ряд нормативных актов, результатом реализации которых стало создание в стране идеологической вертикали, системы подготовки идеологических кадров, а также появление в стране научно-учебных изданий, раскрывающих важнейшие аспекты идеологии белорусского государства (см. литературу). Вреспублике сформирована идеологическая вертикаль, созданы необходимые условия для проведения идеологической работы. Во всех облисполкомах и Минском горисполкоме учреждены управления идеологической работы, а в горисполкомах, райисполкомах и администрациях районов в городах— отделы идеологической работы. Также установлено, что «руководители государственных и иных организаций Республики Беларусь несут персональную ответственность за состояние идеологической работы в коллективах работников. Непосредственная организация этой работы в данных коллективах возлагается на одного из заместителей руководителя».
Научно-исследовательские центры и учреждения могут создаваться как государством или отдельными его институтами (ведомствами), так и гражданами или их объединениями с целью удовлетворения потребности в различной, в том числе научной, информации. В том и другом случае они выступают в качестве институтов гражданского общества. Научно-исследовательские центры (институты), учрежденные и финансируемые государством — особенно социально-гуманитарного профиля, —объективно являются составными звеньями механизма функционирования идеологии государства. Их основной задачей является осуществление научных исследований по актуальным, с точки зрения интересов общества и государства, проблемам социально-гуманитарных наук — истории, философии, социологии, экономики, политологии, правоведения, культурологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, лингвистики, литературоведения и др. Однако, как было показано ранее, социально-гуманитарное знание опосредовано интересами и устремлениями людей, и потому осмысление обществоведением существующей действительности происходит с позиций тех или иных групп людей. Подчеркнем: нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и ценностно нейтральной. С вступлением общества в постиндустриальную стадию своего развития производство социально-гуманитарного знания становится не столько личным делом отдельных индивидов, сколько делом государства как инструмента реализации общественных интересов. Практически каждое современное государство стремится учредить исследовательские центры социально-гуманитарного профиля. Они существуют как отдельные специализированные учреждения либо как подразделения высших учебных заведений — исследовательские институты, центры, лаборатории, кафедры. В Беларуси сеть таких учреждений стала создаваться одновременно с открытием высших учебных заведений. Первым специализированным научно-исследовательским учреждением социально-гуманитарной направленности был Институт белорусской культуры (Инбелкульт), существовавший с 1922 по 1928 г. Затем на его основе в 1928 г. была создана Белорусская академия наук (БелАН, АН БССР), которая с 1991 г. называется Национальной академией наук Беларуси. В настоящее время в структуре НАН Беларуси действуют научные учреждения социально-гуманитарного профиля, а именно: Институт истории, Институт философии, Институт социологии, Институт экономики, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора, Институт языка и литературы. Специализированные кафедры, объединяющие в своей совокупности представителей всего спектра современных социально-гуманитарных дисциплин имеются во всех высших учебных заведениях страны. Невозможно переоценить вклад ученых-гуманитариев в формирование самосознания белорусской общности, в становление и развитие белорусской национально-государственной идеологии. Ими глубоко исследованы история белорусского народа и его государственности, культура, обычаи и характер белорусов, их традиционные идеалы ценности, создан новый литературный белорусский язык. Ими открыты сотни, имен мыслителей, философов, правоведов, естествоиспытателей, религиозных, общественных и государственных деятелей, вносивших свой вклад в формирование цивилизационной идентичности и социокультурной самобытности белорусского народа. Идеи, суждения всех поколений отечественных мыслителей благодаря их научному изучению стали национальным достоянием белорусов. Без научно-теоретической интерпретации идейного наследия прошлого невозможно было бы создание системы идеалов, ценностей, принципов и представлений, составляющих содержание белорусской национально-государственной идеологии. Как уже отмечалось, произведения белорусских мыслителей различных исторических периодов и ученых современности являются важными источниками идеологии нашего государства. В настоящее время обычным явлением становятся частные научно-исследовательские центры, фонды и объединения социально-политической направленности. Они ставят целью своей деятельности оказание услуг в сфере научной информации. Их заказчиками выступают как государственные, так и негосударственные структуры. В тех и других случаях эти центры должны действовать с учетом национальных интересов Республики Беларусь. Таков принцип деятельности подобных учреждений во всех странах мира. Средства массовой информации (СМИ) принято определять как специфические организации (учреждения, предприятия, корпорации), создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. В зарубежной литературе они именуются средствами массовой коммуникации (в англоязычных странах — масс-медиа). К СМИ относятся пресса (газеты, журналы, бюллетени), радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, иные информационные материалы (передачи), носящие периодический характер. Сложносокращенное название рассматриваемого общественного института — СМИ — стало столь привычным, что не требует своей расшифровки при всяком его употреблении. Это свидетельствует о том огромном значении, которое имеют СМИ в жизнедеятельности каждого отдельного человека. Необходимо особо подчеркнуть роль исторически первого вида СМИ — прессы — в формировании самосознания народов и в процессе их становления в качестве наций. Именно с помощью газет, журналов, брошюр, листовок, настольных и настенных календарей массы людей усваивали информацию о прошлом своей общности, ее насущных потребностях и интересах, формулировали цели и задачи своих общих действий. Некоторые аналитики полагают, что нации в современном их понимании без прессы вообще были бы невозможны. В настоящее время во всем мире в идеологическом механизме государства СМИ выступают в двоякой роли. С одной стороны, как и в прошлом, они продолжают оставаться идеологическим инструментом в руках государства, а с другой — они сами стали объектом идеологического воздействия со стороны как своего государства, так и международных организаций. В настоящее время на информационном поле Беларуси действуют СМИ всех возможных видов и типов. Аналитики выделяют, например, следующие их типы по субъектам учредителей и источникам финансирования: 1) государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления; 2) государственно-общественные СМИ, которые учреждаются совместно государственными и общественными структурами; 3) СМИ институтов гражданского общества, которые отстаивают интересы объединений граждан и пропагандируют цели их деятельности; 4) СМИ чисто коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли; 5) СМИ неполитических организаций — научные, научно-производственные и профессиональные издания, имеющие узкую специализацию и специфическую аудиторию. Как уже отмечалось (§ 7.2) в стране выходит более 1,5 тыс. периодических издания: из них около 700 газет, более 600 журналов. Из общего количества газетных изданий 68 являлись республиканским, 43 — областными, 147 — городскими и объединенными, 131 — районными и 111 — низовыми. На белорусском языке издавалось 183 газеты, на русском — 511, английском — 2, польском — 2, украинском — 2 газеты (2012 г.). Региональные СМИ представлены главным образом изданиями, учредителями которых являются областные, городские и районные исполнительные комитеты. В Республике Беларусь действует 10 информационных агентств, выходит около 160 радиопрограмм и более 60 телепрограмм. В современном мире постоянно возрастает роль СМИ и интернет-технологий, которые нередко используют идеологическое оружие. Многие государства мира стремятся защитить свое информационное пространство, в том числе т. н. страны развитой демократии. Так, например, после скандалов с медиа-империей Р. Мердока и патронами, произошедшем в Лондоне, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что обществу «необходима совершенно новая система регулирования деятельности СМИ» (2011 г.). Эта же проблема актуальна и для Республики Беларусь. В информационной сфере скрываются как внешние, так и внутренние источники угрозы национальной безопасности, к которым можно: · открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь; · доминирование ведущих зарубежных государств в мировом информационном пространстве, монополизация ключевых сегментов информационных рынков зарубежными информационными структурами; · информационная деятельность зарубежных государств, международных и иных организаций, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам страны; · нарастание информационного противоборства между ведущими мировыми центрами силы, подготовка и ведение зарубежными государствами борьбы в информационном пространстве; · развитие технологий манипулирования информацией; · препятствование распространению национального контента Республики Беларусь за рубежом и др. Внутренними источниками угроз национальной безопасности в информационной сфере являются: · распространение недостоверной или умышленно искаженной информации, способной причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь (например, распространение информации о массовых взрывах в автобусах после теракта в Минском метро (2011г.); · зависимость Республики Беларусь от импорта информационных технологий, средств информатизации и защиты информации, неконтролируемое их использование в системах, отказ или разрушение которых может причинить ущерб национальной безопасности; · несоответствие качества национального контента мировому уровню; · недостаточное развитие государственной системы регулирования процесса внедрения и использования информационных технологий; · рост преступности с использованием информационно-коммуникационных технологий; · недостаточная эффективность информационного обеспечения государственной политики и др. Поэтому нейтрализации ряда внешних и внутренних источников угроз национальной безопасности будет способствовать «реализация стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на развитие электронной системы осуществления административных процедур, оказываемых гражданам и бизнесу, развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, а также более эффективное информационное противоборство». Учреждения образования являются одним из наиболее важных, если не самым важным, элементов идеологического механизма каждого современного государства. С вступлением общества в постиндустриальную стадию своего развития образование и воспитание новых поколений людей перестало быть только частным делом. Преобразование общественного производства на основе индустриальных технологий и формирования нациоцентристской системы мироустройства — эти два процесса определили суть постмодернистского (индустриального) развития общества, поставили все национальные государства перед необходимостью превратить образование и воспитание в важнейшую область своей политики. Для решения этой задачи учебные заведения всех видов должны являться не только частью белорусского общества, но и представлять собой его своеобразную ячейку, в которой вся организация жизнедеятельности их коллективов основывается на тех же идеалах, ценностях и принципах, что и само общество. Необходимо отметить особое значение учебников по социально-гуманитарным дисциплинам в усвоении обучаемыми идей, ценностей и норм национально-государственной идеологии. Во всем мире государства, в том числе и наше, устанавливают те или иные формы общественного контроля за содержанием учебной литературы социально-гуманитарной направленности, особенно по таким дисциплинам, как история, филология, философия, культурология, социология, политология, экономика. Совершенствование учебной литературы было и остается непреходящей задачей. «Учебник, — подчеркнул А.Г. Лукашенко, — это основа. И его надо сделать и привлекательным, и достаточно научным, и сложным, но в то же время не отталкивающим студента». Все сказанное в равной мере относится к деятельности учреждений культуры и работающим на ниве культуры гражданам Беларуси. В нашей стране создана разветвленная сеть театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений. Она включает в себя театры, кинотеатры, дома культуры, концертные залы, клубные учреждения, библиотеки, музеи, парки, методические центры народного творчества, которые образуют единый социально-культурный комплекс; количество работающих в сфере культуры и искусства составляет 91,4 тыс. человек (2012 г.). В творческих союзах нашей страны насчитывается в общей сложности около 6 тыс. человек — писателей, композиторов, кинематографистов, художников, музыкальных и театральных деятелей, мастеров народного творчества, дизайнеров, литературно-художественных критиков. Их деятельность направлена на увековечение художественными средствами славного прошлого белорусского народа, отражение его национальных идеалов и ценностей, его современных чаяний и устремлений. Она также способствует формированию у подрастающего поколения, всех других категорий граждан Республики Беларусь идеалов патриотизма и социальной справедливости, высоких духовных и эстетических потребностей, на приобщение народа к художественному творчеству и гуманистическим ценностям мировой культуры. Задачей задач деятелей культуры ныне становится обеспечение, с одной стороны, сохранения социокультурной самобытности белорусов в условиях нарастающих процессов глобализации, а с другой — адаптации к его цивилизаци-онной идентичности альтернативных феноменов культуры, формирующихся в процессе становления постиндустриального (информационного) общества. Общественными объединениями являются политические партии, профессиональные союзы и другие формирования граждан по интересам — организации, общества, союзы, ассоциации, федерации, фонды и т.д. Напомним, что в Республике Беларусь действует 15 политических партий, 36 профсоюзов, 22 союза (ассоциации) общественных объединений республиканских государственно-общественных объединений и более 2,2 тыс. других объединений граждан (2012 г.). Специфические функции в идеологическом механизме современного государства выполняют профессиональные союзы и политические партии. С переходом индустриально развитых обществ от либерально-рыночной экономической системы к социально ориентированной рыночной экономике существенно изменилась роль профессиональных союзов в сфере социально-экономических и политических отношений: из инструмента классовой борьбы они превратились в инструмент обеспечения конструктивного взаимодействия между трудящимися, предпринимателями и государством. Соответственно, изменилась и позиция объединения нанимателей и институтов государства: они также восприняли принципы конструктивного взаимодействия друг с другом и профсоюзами в деле обеспечения общественного прогресса и социальной справедливости. Иными словами, профессиональные союзы не отвергают идеи, ценности и принципы, лежащие в основе социально-демократического общественного устройства. Как уже отмечалось, его базовыми ценностями являются свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность действующих в нем социальных субъектов. Именно на таких подходах в настоящее время развивается взаимодействие органов государственной власти и управления Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и объединений нанимателей. Участвуя в рамках партнерского сотрудничества с государством в разработке законодательства и нормативно-правовых актов в сфере социально-экономических отношений, профсоюзы выступают не только в качестве инструмента защиты интересов наемных работников, но и в качестве важного элемента механизма функционирования белорусской государственной идеологии. Политические партии, особенно либеральной и социалистической направленности, стояли во главе общественных движений за преобразование традиционных обществ в общества индустриального и постиндустриального типов. Как уже отмечалось, идеи национального государства и нациоцен-тристской системы мироустройства также возникли и утверждались в процессе реализации модернистского социально-политического проекта. Это означает, что идейно-политические доктрины большинства партий современного (постмодернистского) общества в своей основе не противоречат базовым постулатам национально-государственной идеологии. Поэтому в демократических обществах политические партии объективно выступают в качестве элементов механизма функционирования идеологии своих государств. В реальной политической жизни различные партии выступают не против базовых ценностей демократического общества, а отстаивают те или иные приоритеты в осуществляемой государством политике или очередность решения назревших социально-экономических проблем с позиций интересов определенных групп людей. Это, правда, не относится к лево- и праворадикальным партиям, которые выступают с утопическими проектами общественных преобразований: леворадикальные — за реализацию мысленных конструктов «светлого» будущего, а праворадикальные — за возврат к «золотому» прошлому. Анализ программных документов зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Беларусь в качестве политических партий объединений граждан показывает, что большинство из них разделяют идеи, ценности, принципы, представления и цели, лежащие в основе организации и деятельности современного белорусского и государства. Идейные доктрины политических группировок, считающих себя в оппозиции к существующей власти, по-своему интерпретируют историю белорусского народа и его государственности, выступают за смену формы правления в Республике Беларусь и за геополитическую переориентацию страны. Однако пока ни те, ни другие не являются политическими партиями в точном смысле этого понятия и не представлены в структурах власти нашей страны. В заключение можно сделать вывод, что в Республике Беларусь созданный механизм функционирования государственной идеологии позволил консолидировать белорусское общество и определить стратегию развития Беларуси В ХХI веке. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «механизм идеологии государства»? 2. Существует ли в современном западном обществе идеологический механизм и почему? 3. Что такое «идеологическая вертикаль»? 4. Какова роль Президента страны в формировании белорусской идеологии? 5. Какую роль играет идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества?
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |