Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа свободного саморазвития Язык 3 страница




Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Сопоставление объемных тел и их плоскостных изображений - проекций.
Материал Корзинка с объемными геометрическими телами и коробка с их плоскостными изображениями, нарисованными и вырезанными из картона или фанеры.
Описание работы Ребенок кладет перед собой материал и расставляет объемные геометрические тела, прикладывая их грани к картонным проекциям. Он может заняться и подбором проекционных фигур к телам с криволинейными поверхностями, например, шару, эллипсоиду, конусу и т. д. Работая с материалом, ребенок выясняет, например, что проекцией четырехгранной призмы является четырехугольник или квадрат (по согласованию), куба - квадрат, а шара - круг.
Комментарий К упражнениям с этим материалом ребенок возвращается после некоторого перерыва и в новом качестве. Он уже обращался к нему в З-4 года на сенсорном уровне. Тогда его представления о том, что такое проекция объемного тела на плоскость, закончились неосознанным опосредованным впитыванием действия с предметом. Сейчас зона его актуального развития изменилась, и работа с геометрическими телами и их проекциями превратилась в лабораторный эксперимент. Для закрепления абстрактного математического понятия потребовалось образное мышление и включение памяти. Можно наблюдать стремление ребенка взять карандаш и зарисовать объемное тело в его плоскостном изображении. Этот момент фиксирует точку удивления, самостоятельного открытия сложного математического понятия
Где применялось упражнение В Монтессори - школах Голландии и других странах. В экспериментальных группах Дома Марии Монтессори в России.
Дата 1994 - 19995

ОБЪЕДИНИ МНОЖЕСТВА

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Развитие первоначальных представлений теории множеств. Умение группировать, геометрические фигуры и распределять их в заданные множества.
Материал Коробка с несколькими отделениями. В одном из них лежат шнурки разного цвета, в остальных - мелкие геометрические фигурки: квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, кубики, шарики. К этому прилагается маленький коврик или салфетка.
Описание работы Ребенок приносит коробку на свой рабочий стол и расстилает салфетку. Он берет один за другим шнурки и выкладывает на салфетке замкнутые фигуры. В центре каждой их фигур он группирует одинаковые геометрические формы: множество треугольников, множество кубов, множество шаров или квадратов. Усложняя себе задачу, ребенок может сначала выложить на салфетку несколько различных фигур, а затем объединить их в множества с помощью шнурков.
Комментарий Эти упражнения не вызывают затруднений у детей, которые прежде, на сенсорном уровне, занимались сортировкой и распределением предметов. Существует немало упражнений и занятий этого плана для маленьких детей. Теперь же ребенок возвращается к ним, но в новом качестве, начиная изучение математики через теорию множеств. Совместно с французскими педагогами учителя Дома Марии Монтессори в Москве разработали большое количество различных упражнений в свете теории множеств для развития пространственного и логического мышления детей. Ими можно пользоваться как на предметных материалах, так и на специальных рассыпных печатных листах.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве, в свободных школах Франции.
Дата 1994 - 19995

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Умение составлять примеры на различные арифметические действия.
Материал Коробка с двумя отделениями, в одном из которых сложены пластмассовые или картонные таблички с изображением цифр от 1 до 20, а в другом - пластмассовые знаки "+", "-", "больше", "меньше".
Описание работы Ребенок приносит на стол коробку с материалом. Из содержимого коробки он составляет примеры и выкладывает их на столе перед собой.
Комментарий Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз продумать различные арифметические действия. В процессе работы он оперирует с такими понятиями, как "больше", "меньше", "сумма", "разность", "равенство", "умножение" и "деление". К работе с этим материалом ребенок может обращаться неоднократно, даже в тот период, когда некоторые из этих понятий ему неизвестны. Наличие в коробке с материалом разнообразных арифметических знаков дает возможность ребенку работать в зоне его актуального развития с прицелом на зону ближайшего развития. Незнакомые знаки вначале являются загадкой для ребенка, и эту загадку он, упражняясь, отгадает.
Где применялось упражнение В детских группах ДММ, а так же в других Монтессори - группах России.
Дата 1994 - 19995

ЧИСЛА

Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения Закрепление количественного выражения числа
Материал Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображение: на одной ее половинке несколько точек или предметов, а на другой - число от 0 до 20.
Описание работы Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем подбирает к ней парную и приставляет ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.
Комментарий Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно преложить домино с числами от 1 до 100 и даже до 1000, используя для отображения крупных чисел прием Монтессори в Золотом материале: единицы изображать точками, десятки - отрезками, сотни - квадратами.
Где применялось упражнение В детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994 - 19995

КИЛОГРАММ-ГРАММ

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Ознакомишься с единицами веса: килограмм и грамм, напиться оперировать числами при взвешивании, записывая результаты.
Материал Предмет весом 1 кг, предмет весом 1 г, бытовые напольные весы, аптечные весы или весы дня опытов по физике с гирями (в граммах), корзинки с предметами разного веса (большая - для крупных предметов - 1-2 кг), карандаши, бумага.
Описание работы Учитель дает ребенку в руку предметы весом в грамм и килограмм. Когда малыш почувствует разницу, учитель объясняет, что в 1 кг тысяча граммов (понятие "тысяча" уже знакомо ребенку). Затем ребенок взвешивается на весах и записывает, сколько килограммов он весит. Затем на аптечных весах он взвешивает легкие предметы и записывает их вес. После этого он взвешивает любые предметы, подумав, какие весы понадобятся (для тяжелых предметов - напольные, для легких - аптечные).
Комментарий Работа с весами придает наглядность арифметическим действиям, например, сложение ребенок может проверить уравновешиванием большой гири несколькими маленькими или процесс умножения - взвешиванием одинаковых предметов. Поддержанию интереса к занятиям с весами может служить игра в магазин ("продавец" взвешивает 100 г чего-либо для "покупателя" и т. д.).
Где применялось упражнение Проходит экспериментальную стадию в детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994 - 19995

ДЛИНА, ШИРИНА, ВЫСОТА

Возраст 5 - 6 лет
Цель упражнения Освоить понятия "длина", "ширина", "высота", совершенствоваться в использовании измерительных приборов.
Материал Корзинка, в ней лежат знакомые ребенку объемные предметы: куб, призма, книга. В игре используется мебель класса: стол, стул, шкаф, рулетка, бумага, карандаши.
Описание работы Работе с материалом предшествует трехступенчатый урок о длине, ширине, высоте (лучше всего показывать на призме). Затем ребенок выбирает любой объемный предмет, измеряет длину, ширину, высоту и записывает результаты в см (дм) или м.
Комментарий Измерение высоты, ширины и длины куба, возможно, натолкнет ребенка на долгие размышления.
Где применялось упражнение Материал проходит экспериментальную стадиюв Московском Доме Марии Монтессори.
Дата 1994 - 19995

ВВЕДЕНИЕ В МЕТРИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

Возраст 5 - 6 лет
Цель упражнения Напиться пользоваться линейкой, рулеткой, узнать понятия километр, метр, сантиметр, миллиметр. Знакомство с метрической системой измерения.
Материал Линейка, рулетка, карандаши, бумага, кукла. В специальном углу наклеены четыре полоски одинаковой ширины: полоски длиной в метр, сантиметр, дециметр, миллиметр (или поднос с этими полосками), контрольная карта с записью: 1м =100 см; 1 см = 10 мм и т.д.
Описание работы 1. Работе предшествует трехступенчатый урок о сантиметрах и миллиметрах (с помощью линейки). Затем ребенок карандашом проводит линию на бумаге, измеряет результат и записывает (в см и мм.). Потом с помощью линейки измеряет рост куклы и записывает результат.2. Трехступенчатый урок о дециметрах и метрах (с помощью цветных полосок): 1 дм = 10 см, 1м =100 см. С помощью рулетки ребенок измеряет стул, стол, шкаф. Результаты записывает в (см, дм и м).
Комментарий Особый интерес вызывает процесс измерения своего роста, роста товарищей, учителя. Когда материал хорошо освоен, во время прогулки можно пройти 1 км и сообщить, что в 1 км -1000 м.
Где применялось упражнение В детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1993 - 19994

СУММА - РАЗНОСТЬ

Возраст 4.5 -6 лет
Цель упражнения Различие понятий "сумма" и "разность".
Материал Карточка с примерами без знаков действия. К этому прилагаются таблички со словом "сумма" и знаком "+" на обратной стороне и таблички со словом "разность" и знаком "-".
Описание работы Ребенок кладет перед собой карточку с примерами, прочитывает первый из этих примеров и подбирает к нему необходимый знак действия, то есть табличку со знаком "+" или "-". Перевернув табличку, он может убедиться, что действие, которое он произвел, является "суммой" или "разностью" двух чисел.
Комментарий Упражнение с этим материалом является тестовым при изучении сложения и вычитания. В упражнениях на предыдущих материалах третьей группы (таблицы, цепочки и пр.) ребенок уже получил представление о том, что есть сумма и разность двух чисел. Он уже объединял в множества бусины Золотого материала и составлял цветные цепочки. На данном этапе он оперирует действиями сложения и вычитания на цифровом, символьном уровне. Поэтому действия его более абстрактны, чем раньше.
Где применялось упражнение Материал проходит экспериментальную стадию в Доме Марии Монтессори в Москве и других городах России.
Дата 1994-1995

АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Возраст 5 - 8 лет
Цель упражнения Закрепление арифметических действий
Материал Картонные, деревянные или пластмассовые фишки. Каждая из них имеет изображения: на одной ее половинке - одно из арифметических действий с двумя числами, например, 8-5= на другой - число - результат арифметического действия парной фишки.
Описание работы Ребенок берет наугад одну из фишек и выкладывает ее перед собой на столе, затем производит арифметическое действие, указанное на этой фишке, и подбирает к ней парную, приставляя ее к первой, далее процесс повторяется. Работа может выполняться группой детей и носить характер обыкновенной игры в домино.
Комментарий Упражнение нравится детям, очевидно, из-за четкой логической комбинаторики, не допускающей произвола. Для самоконтроля на оборотной стороне каждой фишки можно изобразить парные цветные знаки. Дня ребят постарше можно предложить домино до 100 и даже до 1000.
Где применялось упражнение В детских группах Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994-1995

 

Глава 11. Упражнения по биологии

СЕМЕНА

Возраст 2.5 - 3 года
Цель упражнения Распознавание семян различных растений
Материал Коробка, разделенная на несколько частей перегородками. Одно отделение большое, и в нем лежат семена различных растений. Например, тыквы, подсолнуха, арбуза, дыни. На донышках остальных отделений прикреплены картинки с изображением растений, чьи семена использованы в материале.
Описание работы Ребенок ставит перед собой коробку и сортирует семена из большого отделения в соответствующие маленькие. Он перекладывает каждое семечко отдельно, тренируя тем самым свою мелкую моторику.
Комментарий Впервые представляя этот материал ребенку, учитель, во-первых, узнает, знакомы ли ребенку растения, использованные в упражнении, и, если неизвестны, - называет их. Во-вторых, учитель вместе с ребенком рассматривает семена этих растений и определяет, чье какое. Только после этого малыш приступает к самостоятельной сортировке.
Где применялось упражнение В детских Домах Марии Монтессори в Москве. Материал проходит стадию апробации.
Дата 1994-1995

ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. ПЛОДЫ

Возраст 3 - 6 лет
Цель упражнения Узнать листья и плоды соответствующих деревьев; узнать, что некоторые деревья не имеют плодов.
Материал Коробка с двумя отделениями. В одном - карточки с изображениями и названиями различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, пальма кокосовая и т.д.), в другом - карточки с изображением листьев этих деревьев, мелкие игрушки или естественные плоды.
Описание работы Ребенок выбирает любую карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод. (Работе предшествует трехступенчатый урок). В процессе работы ребенок понимает, что не все деревья имеют плоды.
Комментарий Если есть возможность, лучше провести круг с реальными листьями и плодами. Упражнение ставит ребенка в ситуацию дифференциации и упорядочивания растений как произведения природы, знакомит с понятием “плод” и через реальное действие запечатлевает его образ.
Где применялось упражнение Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994-1995

ДЕРЕВЬЯ - КУСТАРНИКИ - ТРАВЫ

Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения Научиться делить растения на деревья, кустарники, травы; определять их по характерным признакам.
Материал Билетики с надписями: дерево, кустарник, трава (цветы) карточки с изображением самых известных и постоянно встречающихся в жизни ребенка деревьев, кустарников, цветов (например, березы, дуба, ели, одуванчика, ромашки, розы и т.д.), контрольная карта с нарисованными растениями.
Описание работы Работе предшествует урок о характерных признаках дерева, кустарника, травы. Затем ребенок выкладывает на столе или коврике билетики с названиями и достает любую карточку с картинкой. Вспомнив характерные признаки дерева, травы, кустарника, ребенок относит свою карточку к соответствующему классу. Проверка осуществляется по контрольной карте.
Комментарий Для закрепления информации лучше всего продолжать игры во время прогулок.
Где применялось упражнение Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994-1995

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Научиться делить животных по группам, в зависимость от характерных признаков, узнать новые категории: пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие, насекомые.
Материал Билетики с названиями классов: моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы, млекопитающие; в коробке или корзинке лежат фигурки животных, контрольная карта с изображениями животных, короткие тексты о характерных признаках класса.
Описание работы Работе с материалом предшествует объяснение понятий: пресмыкающиеся, моллюски, земноводные, насекомые, млекопитающие. Затем ребенок выкладывает все билетики в ряд, под них кладет соответствующие тексты. Потом достает фигурку любого животного из корзинки и, сверяясь с текстом, относит его к одному из классов (в первый раз лучше делать вместе с учителем). Проверка по контрольной карте.
Комментарий Помимо знакомства с животным миром, упражнение подготавливает ребенка к упорядочиванию большого объема информации, приучая анализировать и делать логические выводы.
Где применялось упражнение Проходит экспериментальную стадию в детской группе Московского Дома Марии Монтессори.
Дата 1994-1995
  При изготовлении материала использованы идеи Сессиль Лупан (Франция).

ЖИВОТНЫЙ МИР КОНТИНЕНТОВ

Возраст 5 - 7 лет
Цель упражнения Узнать, какие животные населяют разные континенты.
Материал Картонное или фанерное поле с изображением континентов, корзина с изображениями животных (пингвин, жираф, крокодил, лиса, слон, кенгуру, верблюд и т.д.), контрольная карта континентов с изображениями животных.
Описание работы Работе с материалом предшествует объяснение учителя, кто где живет. Затем ребенок вынимает из корзинки изображение любого животного и ставит его на соответствующий континент (проверка по контрольной карте).
Комментарий Если работа проводится на кругу, можно сопровождать ее кратким рассказом об образе жизни животных с включением игровых моментов, например, водящий вытаскивает наугад фигурку животного и пытается движениями передать его повадки, остальные должны угадать животное; угадавший водит.
Где применялось упражнение В Монтессори - школах Москвы.
Дата 1993-1994

КТО ГДЕ ЖИВЕТ?

Возраст 3 - 4 лет
Цель упражнения Знакомство детей с окружающим миром, со средой обитания животных, растений и людей.
Материал Большой лист бумаги, на котором нарисованы земля, вода, воздух и солнце. Корзина с маленькими картинками и фигурками.
Описание работы Детям предлагается украсить картину, т.е. расставить фигурки и картинки так, как они существуют в природе. Каждому ребенку предлагается принять участие, поэтому упражнение лучше проводить в кругу с группой детей, хотя при желании с материалом может работать и один ребенок.
Комментарий Детские представления об окружающем их мире весьма хаотичны и расплывчаты. Они складываются из тех минимальных впечатлений, которые малыши получили за 3-4 года жизни на земле и из мимолетных рассказов взрослых. Поэтому им не так-то просто бывает разобраться, например, где именно обитает то или иное животное или растение. Если дети работают с материалом в группе и с участием взрослых, то представления каждого дополняется знаниями других и запечатлеваются, откладываются в сознании. Взяв материал повторно, малыш теперь уже самостоятельно пытается воспроизвести впитанное. Но даже в случае неудачи он проделывает важную работу по упорядочиванию своего сознания, своих представлений о мире, его окружающем.
Где применялось упражнение В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1994-1995

МОЯ РУКА... МОЯ НОГА...

Возраст 3 - 5 лет
Цель упражнения Изучение строения человеческого тела на самом человеке. Интуитивное чтение, пополнение словарного запаса.
Материал Таблички длиной в 15 см и шириной в 5 см, на которых написаны названия частей тела человека: рука, нога, голова, шея, лицо, плечо, рука, живот, грудь, спина, бедро и т.д.
Описание работы Занятия проводятся с группой детей в кругу. В центр кладется коврик. Учитель предлагает детям взять себе одну из табличек. Одному из детей предлагают лечь на коврик, расставив руки и ноги. Дети по очереди выходят в круг и кладут свою табличку на лежащего ребенка, предварительно прочитав, что на ней написано. То есть они кладут: рука к руке, голова к голове и т.д.
Комментарий Это упражнение дает возможность детям реально представить себе и ощутить физически строение человеческого тела. Для детей, которые уже умеют читать, есть возможность сопоставить зрительный образ написанного с реальной частью человеческого тела. Дети легко и оживленно воспринимают это упражнение и в дальнейшем с удовольствием продолжают работу парами.
Где применялось упражнение В Монтессори - школах Голландии и Германии. Проходит стадию апробации в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1994-1995

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения Первоначальное знакомство ребенка со строением человеческого тела. Косвенно - расширение запаса слов.
Материал Коробка, в которой лежит кукла Барби без одежды. К ней прилагаются наклейки, на которых написаны названия частей человеческого тела: голова, рука, локоть, грудь, спина и т.д.
Описание работы Ребенок достает из коробки куклу, кладет перед собой, и, прочитав одну из наклеек, прикрепляет ее к Барби. Так он делает до тех пор, пока все части тела куклы не обретут свои названия.
Комментарий Изучение анатомии для ребенка в этом возрасте представляет огромный интерес. Он постоянно сравнивает свои отвлеченные познания со своим собственным телом, своими ощущениями. Тем не менее, процесс абстрагирования обязательно происходит, и малыш с удивлением обнаруживает, что строение тела человека похоже на строение тела многих животных. Он сделает это открытие самостоятельно, если однажды в коробке рядом с Барби появится фигурка какого-то животного, например, собаки, а таблички при этом останутся прежними. Он попробует приклеить их к частям тела собаки и обнаружит, что это вполне возможно.
Где применялось упражнение Материал проходит стадию эксперимента в детских группах Дома Марии Монтессори.
Дата 1994-1995



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.