Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Космическое воспитание




Что за странное название предмета стоит в расписании нашей школы - КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? (Дети попросту называют его “Космос”). Можно подумать, речь идет о звездах, планетах, спутниках и ракетах. Не совсем. Нельзя также сказать, что это - старое доброе природоведение. Иногда мы прибавляем к слову ПРЕДМЕТ частичку МЕТА, объясняя, что ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, истории, географии, астрономии и многом другом.

Центральная идея космического воспитания - познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории и природе. Микрокосмос - это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос - тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Человек не есть сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе изнутри, ищущее гармонию в себе, между всеми людьми планеты. Развитие возможно лишь тогда, когда человек обратит внимание на себя самого, свою естественную природу и поймет, что развитием необходимо управлять сознательно.

Такова философская основа метапредмета “КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ”. Среди русских философов, проповедовавших идею “космизма”, можно назвать Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского. Этими идеями увлекался в свое время и Л.Н.Толстой. Мария Монтессори придала им дидактический смысл, показав, как можно реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться каждой даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.

Разрабатывая космическое воспитание как предмет изучения, мы основывались, прежде всего на том, что необходимо сохранит и поддержать детское восприятие мира как единого целого, оставшееся у ребенка с младенческих лет. Малыш не хочет ждать, когда ему преподнесут сведения о животных, позволят делать опыт по физике, а про звезды расскажут на уроке астрономии лишь в 11 классе. Ему уже сейчас, в пять-семь лет все это интересно. Свои вопросы об окружающем мире он не делит по предметам: ботаника, зоология, астрономия. Потому что в один и тот же день его в одинаковой мере занимают наблюдения за Солнцем и поведение кошки. Разумеется, взрослые пока не в силах ответить на каждый вопрос ребенка. Наша задача - дать ему умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания мира. Тогда, в большинстве случаев, малыш может обходиться без взрослой опеки и контроля.

Мы отказались от традиционной постановки учебного процесса: учитель рассказывает и спрашивает, ученик слушает и отвечает. Основная часть занятий заполнена коллективной и индивидуальной свободной работой: рисованием, раскрашиванием, сочинением сказок и историй, докладов, отгадыванием загадок и кроссвордов и придумыванием их, моделированием предметов и афиши ситуаций, пантомимой, самостоятельным осуществлением опытов с полным отчетом о них. Реальная работа детей имеет первостепенное

значение, так как одна из основных идей курса - личное проживание смысла уроков. Память о них - собственные учебники, рисунки на стенах, модели на полках, - спектаклей и выставок.

Елена Литвяк

Глава 16. Игры с водой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.