Умение пользоваться собственным словарным запасом. Сопоставление звукового и письменного образа слова.
Материал
В коробке голубые и розовые карточки с изображением пар букв. На каждой по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая - красным. На голубом фоне - гласные, на розовом - согласные.
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-з, з-с, к-т, с-т, с-ц, т-ц, ф-т, х-г, ц-ч, а-я, ы-и, у-ю, о-ё, э-е, и-й.
Описание работы
Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если умеет уже писать, то письменно, например: банка - палка, ваза - фраза, астра -ястреб.
Комментарий
Работа с этим материалом имеет смысл, когда ребенок уже легко ориентируется в звуковом строе языка, когда дня него не является проблемой, увидев букву “б”, воспроизвести ее звуком. Упражняясь с парами букв или звуков, малыш в данном случае занимается словотворчеством, отыскивая в своем словарном запасе необходимые слова. Надо сказать, что работа эта довольно сложная - не так-то много известных слов на некоторые согласные и гласные. Мы наблюдали, как дети с удовольствием придумывают фантастические слова, конструируют язык и даже пытаются объяснить смысл выдуманного слова. С этим материалом дети любят работать вдвоем или втроем.
Где применялось упражнение
В детских садах К. И. Фаусек в 20-х годах, в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата
1994-1995
Материал разработан в цветовой интерпретации ДММ к применению по книге Ю. Фаусек “Школьный материал Монтессори” М. 1929
ПОСТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Возраст
4 - 6 лет
Цель упражнения
Соединение отдельных слов в предложение. Знакомство с понятием предложения. Упражнение в чтении отдельных слов и их осмыслении.
Материал
Группы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны письменным или печатным шрифтом различные слова. Из карточек одного цвета можно составить предложение. Цветные карточки могут быть заменены белыми с цветным кантом.
Описание работы
Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. При этом не столь важен порядок слов, сколько смысл составленного предложения.
Комментарий
Это упражнение предлагается ребенку, уже умеющему читать отдельные слова, то есть на следующем этапе после интенсивного чтения. Здесь впервые малыш должен осознать, что слова в языке по смыслу и мелодии объединены в группы. Вводится заглавная буква первого слова в предложении. По этому поводу разговор ведется после того, как ребенок сам, зрительно, уже сделал это открытие. Со временем упражнение можно усложнить, подобрав предложения так, чтобы они составляли короткий и законченный текст.
Где применялось упражнение
Проходит стадию экспериментальной апробации в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата
1994-1995
КАК “ГОВОРЯТ” ЖИВОТНЫЕ
Возраст
3 - 6 лет.
Цель упражнения
Расширение запаса слов. Тренировка в чтении отдельных слов. Космическое воспитание (зоология).
Материал
Коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с изображениями или (для читающих детей) с названиями животных, например: осел, кошка, утка, петух, кузнечик. Во втором - карточки, на которых написаны названия звуков, произносимых этими животными: ревет, кукарекает, стрекочет, крякает.
Описание работы
Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков животных, и объединяет их. Например: утка - крякает, кошка - мяукает, петух - кукарекает. Когда все карточки выложены в ряд, ребенок может контролировать себя, перевернув карточки, где на обратной стороне отмечена пара контрольных знаков.
Комментарий
Как известно, с рождения до 6 лет ребенок переживает сензитивный период развития родного языка, поэтому именно в этот период особенно важно дня него расширение словарного запаса. Одним из важнейших способов развития речи служит постоянный речевой контакт с ребенком взрослых или старших братьев и сестер. Но слова запоминаются гораздо легче, если, кроме слуха, в работу включаются и другие органы чувств: зрение и тактильные ощущения. Предлагая ребенку упорядочивать ряд карточек, находить пары карточек, из которых одна соответствует другой, мы тем самым предоставляем ему возможность узнавания слов, пока не входящих в его словарный запас. При этом знаки на обороте карточек помогут повести эту работу без помощи взрослого, самостоятельно. Если материал взял ребенок, еще не умеющий читать, можно предложить ему в помощники кого-то из читающих друзей. И тому, и другому ребенку небесполезно работать с этим материалом. Попутно не умеющий читать приобщается к интенсивному чтению. Работа с материалом, кроме прочего, ведет к упорядочиванию сознания.
Где применялось упражнение
Материал проходит экспериментальную стадию в Доме Марии Монтессори в Москве.
Дата
СОБЕРИ КАРТИНКУ
Возраст
5 - 7 лет
Цель упражнения
“Тотальное” (осознанное) чтение, формирование мыслительных операций, основанных на аналитико-синтетическом методе. Сопоставление прочитанного со зрительным образом.
Материал
Две стопки карточек. Первая - с написанными печатным шрифтом загадками. Вторая - с картинками, изображающими ответы на них. Картинки вместе составляют единое панно.
Описание работы
Ребенок берет карточку с загадкой, читает ее и пытается отгадать. Отгадку он находит также и на картинке из второй стопки карточек. Отгадав, таким образом, по крайней мере, 4 загадки, малыш составляет из них единое панно. Контроль он осуществляет визуально и по контрольным меткам на обратной стороне карт.
Комментарий
Упражнение часто применялось на занятиях шестилетних детей. Оно требует уже сформированного механического чтения и активных попыток перехода к осмыслению прочитанного. Прежде загадка встречалась в жизни детей только в устной речи. Теперь же они наблюдают ее и работают с ней в письменном варианте. Ребенку помогает в самостоятельной работе с загадкой еще и возможность сопоставить свои мысленные догадки со зрительным образом-картинкой. Причем набор карт предоставляет ему возможность зрительного выбора. Он делает свои логические построения на основании выбора одной картинки из целого зрительного ряда. Таким образом, это упражнение вводит ребенка в сферу логической мыследеятельности.
Где применялось упражнение
В начальной школе 1641 Москвы. Материал проходит стадию апробации в детских группах Дома Марии Монтессори.
Дата
1994-1995
ЧИСЛА
Возраст
4 - 5 лет
Цель упражнения
Сопоставление буквенного изображения числа с его цифровым изображением. Интуитивное чтение.
Материал
В коробочке лежат таблички с написанными на них словами: один, два, три, четыре, пять и т. д. К этому прилагаются квадратные маленькие карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание работы
Ребенок вынимает из коробки карточки и упорядочивает их, раскладывая рядом слово и соответствующую цифру. Для этого он должен прочесть слово и распознать цифру.
Комментарий
Несмотря на то, что в этом материале ребенок работает с цифрами, упражнение лучше отнести к языковому, а не математическому. Малышу представляется еще одна возможность прочесть знакомые ему слова. Кроме того, группируя эти слова в одной коробочке, мы тем самым закладываем понятие числительных, которое придет позже с другими материалами грамматического цикла. Важно, чтобы цифры были обозначены в этом материале именно зеленым цветом, как в математическом Монтессори - материале, чтобы цвет уже сейчас запечатлелся в сознании ребенка.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. Стадия экспериментальной проверки.
Дата
1994-1995
СОРТИРОВКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Возраст
5 - 9 лет
Цель упражнения
Различение частей речи. Выделение отдельных категорий языка по их свойствам.
Материал
Плоская коробка с ячейками и отделениями для полосок со словами и для ножниц. На полосках написаны предложения письменным шрифтом.
Описание работы
Ребенок разрезает полоски с предложениями на отдельные слова и кладет каждое слово в соответствующую ячейку. На дне ячеек приклеены символы различных частей речи.
Комментарий
Прежде чем ребенок приступит к работе с этим материалом, он узнает значение различных частей речи и их символы. Контроль за выполнением работы выполняет учитель. Многие предложения можно взять в “Азбуке” Л. Н. Толстого. Они емки и осмысленны по содержанию, понятны детям. Работа с этим материалом носит механический характер. Разрезая предложение на отдельные слова, ребенок разрушает его строй и смысл. Он интересуется формальными свойствами слова, задает вопрос, вспоминает название части речи или, по крайней мере, ее символ. Такая формальная, механическая работа, тем не менее, заставляет работать языковую интуицию ребенка, в его сознании возникает живой образ слова, который немедленно обрастает соответствующими свойствами. В силу вступает закон действий высших психических функций, анализ и синтез сигнала. Упражнение с частями речи можно считать тестовыми в работе в этой группе материалов.
Где применялось упражнение
В детской группе Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата
1994-1995
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВА. БУКВА
Возраст
5 - 6 лет
Цель упражнения
Различение единиц речи через работу с символами. Закрепление грамматических понятий. Развитие языковой интуиции.
Материал
Коробочка с четырьмя отделениями. В первом стоят карточки с написанными на них предложениями. В других - разноцветные таблички, символизирующие “предложения”, “слова”, “буквы”.
Описание работы
Ребенок вынимает из коробки и кладет перед собой карточку с написанными на ней предложениями. Он считывает сначала, сколько там предложений, и выкладывает на стол именно столько символов. Затем он подсчитывает слова и рядом кладет их символы. То же он проделывает с буквами. Таким образом, перед ним предстанет общая символическая картина написанного на карточке.
Комментарий
Работа с языковыми схемами - важнейший этап в развитии мышления ребенка. Он учится переходить от одной системы языковых единиц к другой и делает это самостоятельно, без помощи взрослого. Упражнение прекрасно тренирует интуицию ребенка. Он может работать устно или письменно, подключая зрение или обходясь лишь слуховым восприятием речи. (Во втором случае требуется участие взрослого или второго ребенка.) Материал можно использовать и как диагностический для определения уровня ориентировки ребенка в системе языковых единиц.
Где применялось упражнение
Материал проходит экспериментальную проверку в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата
1994-1995
КРУГЛЫЙ ГОД
Возраст
5 лет
Цель упражнения
Интуитивное чтение слов, обозначающих время года и месяцы. Косвенно - космическое воспитание (категория времени).
Материал
Картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев.
Описание работы
Ребенок кладет перед собой материал. Сектора круга перемешаны. Их надо упорядочить, прочитав названия месяцев. Когда фигура примет форму круга, зеленым будет обозначена весна, красным - лето, желтым - осень, а белым - зима.
Комментарий
Упражнения с карточками, обозначающими названия времен и месяцев года, описывает в своих работах Ю. И. Фаусек. Она связывает их с упражнениями в интуитивном чтении. Нам же хотелось обратить внимание на косвенную цель работы ребенка с этим материалом. В ней участвует зрение - малыш различает и может объяснить цвета времен года, впитывает последовательность наступления месяцев через зрение. Мозг фиксирует эту последовательность без специального заучивания. Материал можно использовать и в космическом воспитании ребенка, когда изучается категория времени. Упражняясь, малыш невольно производит действия с кругом, с его центральной точкой, от которой расходятся сектора, и это означает, что, ничего не обсуждая в направлении математических понятий, малыш оперирует ими на подсознании. То есть работает не только в зоне актуального, но и ближайшего своего развития.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. Экспериментальная стадия.
Дата
1994-1995
Глава 10. Логика и счет
Размышления над логикой и внутренними смыслами упражнений с математическим материалом Марии Монтессори, нетрудно заметить, что в основе ее подхода лежит понятие "материализованных абстракций", а сам предмет математики рассматривается, прежде всего как позиция человека, как способ овладения миром с помощью познания, действия и эмоционального участия.
"Математика - это легко", - говорим мы детям. Это знакомо и осязаемо.
Числа учат так же, как и язык, и потому математика - наука универсальная, по сути дела, вселенская.
Достойна великого восхищения выложенная на маленьком коврике картина десятичной системы, составленная четырехлетним ребенком из сотен бусин, стерженьков, кубов и их цифровых изображений. Золотой математический материал и работа с ним - важнейший этан Монтессори -метода. С помощью зримой и осязаемой десятичной системы ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а в сущности - делает шаг к овладению миром.
При составлении упражнений с математическим материалом и в последующей работе с детьми мы следовали нескольким принципиальным правилам:
предоставлять детям математику не как готовый предмет, но как самостоятельную деятельность человека;
не передавать идеи, а повторно открывать их с ребенком;
путь к познанию лежит через связи, а не через отдельные явления;
понимание, а не навыки.
В каждом упражнении все эти правила становятся их внутренними смысловыми акцентами, и, наблюдая за работой детей, можно реально увидеть их воплощение в детском сознании.
Классические упражнения с математическим Монтессори - материалом делятся на несколько групп. Первая и третья - это работа с представлениями о числе и цифре в их постоянном сравнении; освоение состава числа, понятие количества и четности. Вторая группа - это весь Золотой материал Монтессори - построение десятичной системы и основные виды исчисления. Четвертая - упражнения с математическими таблицами и затем цветными цепочками; квадратные и кубические числа.
Внутренняя логика работы ребенка с материалом такова, что в ней четко определены две качественно различные цели: прямая и косвенная. При этом прямая цель работает на зону актуального развития ребенка, а косвенная - на ближайшее его развитие. Обращение ребенка к одному и тому же материалу в разные промежутки жизни может естественным путем смещать значение этих целей, корректировать их смысл. Так что многие материалы для развития и утончения сенсорики у маленьких превращаются для старших в "материализованные абстракции" математического толка. Воспринятые и впитанные бессознательно на уровне чувств, они постепенно обретают в голове ребенка строгие математические очертания, превращаются в понятия.
Если говорить о внутренней взаимосвязи упражнений с математическим материалом, то в них прослеживаются прежде всего линии арифметики, геометрии и основ теории множеств. Эти занятия точнее было бы назвать счетом, измерениями и логическими построениями, чем одним словом "математика". Хотя именно такое сочетание дает осязаемое представление о математике как о единстве. Действия, которые выполняет ребенок, упражняясь с материалом, естественны и просты для него в младшем возрасте: он сравнивает, упорядочивает, измеряет, систематизирует, манипулируя с простыми предметами окружающей его среды. Именно эти действия ведут к проявлениям математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребенок самостоятельно формирует математические понятия, и этот процесс имеет культурно-антропологический смысл. ФИГУРЫ ИЗ ГВОЗДИКОВ
Возраст
2.5 - 4 года
Цель упражнения
Моделирование плоских фигур по точкам. Подход к математическим понятиям "точка", "отрезок", "вершина". Знакомство с построением геометрических фигур и косвенно - развитие мелкой моторики.
Материал
Пенопластовая или пробковая доска, выпуклые кнопки в плошке, цветные резинки. К этому прилагаются карты с начерченными на них цветным карандашом геометрическими фигурами: прямоугольником, параллелограммом, трапецией, ромбом, пятиугольником, шестиугольником.
Описание работы
Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получились очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.
Комментарий
Работа с этим материалом является переходной от сенсомоторного к математическому развитию ребенка. В то же время он дает прекрасную возможность проживания таких сложнейших математических понятий, как "точка", "отрезок", "вершина". Малыш проживает их на зрительном, тактильном чувстве, через мелкую моторику руки. Математические понятия усваиваются фактически на подсознательном уровне.
Где применялось упражнение
Материал проходит экспериментальную стадию в Доме Марии Монтессори в Москве.
Дата
ЧИСЛО И ЦИФРА
Возраст
4 - 6 лет
Цель упражнения
Закрепление количественного счета предметов. Соотнесение числа изображенных предметов с цифрой, обозначающей это число. Тестовое упражнение при изучении нумерациипервого десятка.
Материал
Картонные квадратные карточки с изображением различного числа предметов. На каждой карточке справа внизу сделаны прорези для цифры. К этому прилагается набор картонных цифр от 1 до 10.
Описание работы
Ребенок кладет перед собой карточку с изображением нескольких одинаковых фигур и подсчитывает их. Затем он отыскивает соответствующую цифру и вставляет ее в прорезь. Работа продолжается с другими картами. Контроль визуальный.
Комментарий
В этом упражнении ребенок сравнивает число изображенных на карточке предметов с цифрой, обозначающей это число. Прежде он уже неоднократно пересчитывал различные объемные предметы: кубики, палочки, веретена. Так что это упражнение продвигает малыша вперед по дороге от конкретного к абстрактному. Учитель может использовать этот материал и как тестовый для определения знания ребенком нумерации первого десятка. Для ребенка же упражнение дает еще одну возможность для саморазвития.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в России. Проходит стадию апробации.
Дата
1994-1995
ПОДБОР ЦИФР
Возраст
3 - 5 лет
Цель упражнения
Упражнения в различении цифр. Сортировка.
Материал
Две продолговатые карты, на которых наклеены длинные кармашки, на каждой по пять. Набор цифр от 1 до 10 из картона или пластика. Каждой цифры по 4-5 штук.
Описание работы
Ребенок кладет перед собой обе карты с кармашками и сортирует набор по кармашкам так, чтобы в верхнем кармашке оказались все единицы, во втором кармашке двойки и т. д.
Комментарий
Работа с материалом служит закреплению знания ребенком начертания цифр. Это основной материал, по которому учитель может легко определить эти знания у малыша. Кроме того, ребенок тренируется в упорядочивании, систематизации цифр, что тоже является немаловажным для развития математического развития.
Где применялось упражнение
Материал проходит экспериментальную стадию в детских группах Москвы
Дата
СЧИТАЕМ БУКВЫ
Возраст
4 - 6 лет
Цель упражнения
Умение подсчитать буквы в словах и, определив количество гласных и согласных, узнать состав числа букв в слове.
Материал
Коробка, разделенная на три части: в первом отделении -таблички со словами: я, он, дом, ваза, кошка, крышка, сарафан. Во втором отделении - таблички с цифрами от одного до десяти. В третьем отделении коробки лежат таблички красного и синего цвета от одного до шести.
Описание работы
Ребенок приносит на стол коробку с табличками. Он вынимает из первого отделения табличку со словом и подсчитывает количество букв в нем. Он кладет табличку с соответствующей цифрой ниже слова, затем он подсчитывает количество гласных и еще ниже кладет синюю табличку с соответствующей цифрой. Подсчитав согласные, он кладет рядом красную табличку с цифрой. Красные и синие таблички показывают состав числа букв в слове. Ребенок продолжает самостоятельно работать с другими словами.
Комментарий
Это упражнение на определение состава числа букв в слове предъявляется ребенку в момент, когда в изучении русского языка он достиг различения гласных и согласных звуков и букв. В этом смысле упражнение важно как для расширения языковых представлений ребенка, так и для развития его математического мышления. Контроль за правильностью выполнения упражнения производит учитель или более опытный ребенок.
Где применялось упражнение
Материал проходит экспериментальную стадию в группах ДММ
Дата
1994 - 19995
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ
Возраст
4 - 7 лет
Цель упражнения
Умение считать пятерками, десятками. Умение пересчитывать предметы. Материал относится к первой группе математических материалов.
Материал
Два картонных круга (или деревянных), склеенных вместе, по периметру которых расположены сто тонких шнурков в виде лучей солнца. Пятьдесят шнурков-лучей - синие, другая половина - красные. Картонные квадратики с цифрами от 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, а также карточки с цифрами для счета по пятеркам.
Описание работы
Ребенок приносит на стол материал и расправляет лучи математического солнышка. Он начинает пересчитывать лучи с границы цвета. Отсчитав 10 красных лучей, он объединяет их математической скобкой. Ребенок продолжает пересчет лучей десятками. По желанию ребенка работа может закончиться на пятидесятом шнурке или быть продолжена до ста. Объединив лучи в десятки, ребенок берет карточки с цифрами и соответственно обозначает их. Работа может быть продолжена в том же духе, но с отсчетом лучей по пятеркам
Комментарий
Упражнения с этим материалом позволяют ребенку еще и еще раз заниматься пересчетом отдельных чисел десятичной системы и группировать их в пятерки и десятки; подставляя карточки с цифрами к отдельным группам чисел, ребенок сопоставляет число и цифру, что важно для процесса абстрагирования.
Где применялось упражнение
В детских группах ДММ в России. Проходит стадию апробации.
Дата
1994 - 19995
КУБИКИ НИКИТИНА, или СЛОЖИ УЗОР
Возраст
3 - 6 лет
Цель упражнения
Умение логически сопоставить цветное геометрическое изображение, выстроить ряд или узор по образцу в одном или разном масштабе. Развитие логического мышления через сенсорное восприятие.
Материал
Набор кубиков Коса в интерпретации Бориса Никитина, собранный по его книжке "Развивающие игры для детей", и набор карт с узорами разной сложности к ним. Изображения узоров представлены в разном масштабе.
Описание работы
Малыш ставит перед собой материал, выбирает одну из карт сначала идентичного масштаба с гранями кубиков. Он разглядывает кубики и пытается выстроить их прямо на карте с узором так, чтобы узор выстроился сверху. Ребенок может выстраивать кубики в узор и прямо на столе. При этом картинка для сравнения лежит рядом. Чтобы усложнить себе задачу, малыш может выбрать для работы узор меньшего масштаба (такие карты тоже есть в материале).
Комментарий
Кубики Коса используются психологами всего мира как тестовый материал. В данном же случае ребенок работает с ними без помощи взрослого и даже без его непосредственного наблюдения. Материал приобретает дидактический смысл и помогает ребенку самостоятельно развивать свои сенсорные качества, а также логическое мышление. Причем логика его действий напрямую зависит от утонченности его чувственной сферы, например, цветового восприятия. Можно сказать, что в этих упражнениях чувств ребенка работают вместе с разумом. Работа с кубиками дается в интерпретации ДММ.
Где применялось упражнение
В детских группах ДММ в России.
Дата
1994 - 19995
МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ
Возраст
Цель упражнения
Развитие пространственных представлений
Материал
Набор маленьких палочек (спичек без серы), небольшой комочек пластилина, рабочая дощечка (картонка).
Описание работы
Ребенок приносит на свой стол поднос с материалом. Он кладет перед собою рабочую дощечку и выкладывает на ней плоскую геометрическую фигуру, например, треугольник. Комочками пластилина он скрепляет спички. Таким же образом он моделирует и объемную фигуру, например, пирамиду, также закрепляя палочки-ребра пластилином.
Комментарий
Моделируя самостоятельно плоские и объемные фигуры, ребенок вполне реально проживает процесс их рождения, облегчая тем самым развитие пространственного воображения. Важно отметить, что с помощью этого материала ребенок чувственно знакомится со структурой геометрически плоских и пространственных фигур - их каркасом, создавая из ребер и вершин грани, а затем тела. При этом рука ребенка, его зрение и разум действуют вместе. С помощью этого материала ребенок может построить все геометрические фигуры, имеющие вершины и стороны. Можно ребенку предложить набор карточек с изображениями трехмерных многогранников.
Где применялось упражнение
В группе детей 5-7 лет в УВК 1063 Москвы и в других экспериментальных группах ДММ.
Дата
1994 - 19995
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА
Возраст
4 - 6 лет. Для тех, кто уже умеет читать.
Цель упражнения
Сопоставление геометрического тела с его названием, написанным словом.
Материал
Корзинка с объемными геометрическими телами. Коробочка с табличками, на которых написаны их названия.
Описание работы
Ребенок приносит материал на стол и достает геометрические тела из корзинки, расставляет их перед собой. Затем он берет из коробки таблички с их названиями и раскладывает соответственно. Контроль осуществляет учитель.
Комментарий
С названием основных объемных геометрических тел ребенок уже знаком по работе с похожим сенсорным материалом. Но тогда малыш лишь получил общие представления о них и их названиях. Сейчас же ребенок, восстанавливая эти представления, поднимается на новую ступеньку - соединяет их с написанным словом. Эта работа носит абстрактный характер и непроста для ребенка. Он берется за материал только тогда, когда может уже читать с пониманием хотя бы отдельные слова. Работая с этим материалом, ребенок возвращается и к повторению уже знакомых ему через сенсорику свойств объемных геометрических тел. Это упражнение еще раз показывает свойство любого дидактического Монтессори - материала вести малыша от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития по Выготскому.
Где применялось упражнение
Материал проходит стадию эксперимента в Монтессори - группах ДММ в Москве и других городах России.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление