Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неразрывная связь социо- и техногенеза




 

Развитие техники неразрывно связано с трансформацией общества, а оно, в свою очередь, эволюционирует на основании знаний, используя технику и создавая технологии. Причинно-следственные связи между социумом и элемен-

 


тами Великой Триады традиционно описываются на основании технологического детерминизма или социального конструктивизма. В первом случае развитие социума подчинено влиянию техники или технологий[68]. Во втором – общество способно и должно контролировать развитие технологий [94; 168; 185]. «Социальный конструктивизм не рассматривает культуру как односторонне подчиненную технологическим императивам, но утверждает, что есть со-развитие технологии и общества» [177. P. 7].Более сложный путь описания взаимообусловленного воздействия Великой Триады на общество и социума на элементы Триады также существует. Так Т.П. Хугес вводит понятие технологического импульса для описания того, что «социальное развитие формирует и сформировано технологией» [176. P. 102]. Рассматривая пронизанное обратными связями общество и элементы Великой Триады, Т.П. Хугес не задается вопросом о том, сложилась ли такая взаимосвязь в эпоху модерна, или она изначально существовала. Ответ на этот вопрос дает исследование П. Пердю. Он доказывает, что такая взаимосвязь устанавливается для периода начиная с возникновения аграрных обществ и до наступления Нового времени[69]. Допуская, что аналогичный процесс продолжается вплоть до настоящего времени – получаем косвенное подтверждение моей точки зрения – социо- и техногенез – это две стороны одного единого процесса.

Существующее разделение социо- и техногенеза – не более чем удачный, но, как мне представляется, устаревший подход. Вопрос о первичности или вторичности их по отношению друг к другу бессмысленен, если не рассматривает-

 

 


ся в конкретный промежуток времени или в определенной исторической ситуации. В истории есть масса примеров, когда столкновение с новой техникой приводило к ее встраиванию в традиционные технологии, а прямое заимствование технологий – к перестройке общественных отношений. Общество находится в большей опасности при интеграции техники, чем при заимствовании технологий. В первом случае нарушается баланс социальных отношений, и новая техника вызывает вооруженную борьбу между группами с различными интересами. Технический перевес одной из групп приводит к уничтожению другой, а подчас и к взаимной гибели всех участников конфликта. Заимствование технологий приводит к планомерной, хотя и насильственной перестройке общества. Вместе с технологией заимствуются и «правила игры» (способы применения техники), которые уже выработаны в другом социуме и не привели его к гибели. Поэтому социум, заимствующий технологию имеет все шансы выжить. Заимствуя технику можно не успеть выработать методы ее применения и сопутствующие ей ограничения [93].

Социальные структуры общества, технологические возможности и ограничения неразрывно взаимосвязаны. Любые попытки противопоставить или разнести по времени интеллектуальное развитие человека, социогенез и техногенез представляются мне неправомочными[70]. Техногенез не-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.