Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности СТБГС и их отличие от предшествующих представлений




 

После рассмотрения основных философских и научных концепций необходимо указать на отличие СТБГС от других широко распространенных представлений о сферах, образованных деятельностью человека, в которых также сочетаются социальные и технические элементы.

В философской литературе встречаются определения, затрагивающие различные аспекты, объединенные мной в СТБГС. Среди самых распространенных встречаются «социосфера», «антропосфера», «техносфера» и «ноосфера». Эти понятия перекрывают друг друга; под социосферой понимается общество, а также освоенная человеком часть природной среды [129; 130], антропосфера – это сфера Земли и ближайшего космического пространства либо измененная, либо она подвергнется изменениям в ближайшее время [8]. Под техносферой понимают совокупность не имеющих аналогов в природе веществ, измененных под воздействием абиотических, биотических и социально-экономических факторов [134]. Ноосфера также включает в себя антропосферу, техносферу и социосферу [29; 99; 136]. Круг замкнулся, и можно констатировать, что все четыре поня-

 


тия не просто близки, но тождественны и используются для описания одного объекта: трансформированной человеком географической оболочки и ближайшего космического пространства.

Такое совпадение понятий легко объяснимо. Техносфера и социосфера не могут существовать друг без друга, и в зависимости от того, какому элементу придается главенствующее значение, такой термин и выбирается. Сказывается и фактор образования: гуманитарии предпочитают «социосферу», а технари и естественники «техносферу». Антропосфера и социосфера используются для обозначения человечества и трансформированной им окружающей среды. Если техносфера, антропосфера и социосфера используются для описания реального объекта, то понятие ноосферы применяется для обозначения будущего идеального варианта развития социо-геосферных отношений. Моя же задача показать взаимосвязь и единство различных элементов единой системы. Поэтому необходимо не только отказаться от устоявшихся и совпадающих терминов, заменив их – Великой Триадой, и применять единое понятие социо(техно)-блока для описания этого участника социо-геосферных взаимодействий.

Недостатки существующих понятий заключены не только в том, что они обозначают практически одно и тоже явление. Гораздо серьезнее игнорирование тех сторон реальности, без которых человеческая деятельность невозможна. Так, например, в составе техносферы нет геосфер, которые в глобальном масштабе еще не задействованы человечеством, хотя они используются человеком или влияют на его деятельность. Например, магнитосфера издревле служит навигации, а ее физические свойства защищают радиосвязь от космических помех. Литосфера служит источником полезных ископаемых и скрывает в отработанных шахтах радиоактивные отходы. Мантия, прорываясь на поверхность планеты, порождает землетрясения, извер-

 


жения вулканов и цунами. Ядро обеспечивает существование магнитного поля планеты и составляет с ним взаимосвязанную геосферу.

Развитие техно-составляющей первого блока СТБГС осуществляется такими темпами, что человек уже способен оказывать некоторое воздействие на всю планету, но подлинное влияние на литосферу сможет оказать только при будущем вмешательстве в тектонику литосферных плит. Воздействие на мантию и ядро давно уже возможно благодаря термоядерному оружию, но оно, слава Богу, не вносит заметных изменений в протекающие в этих геосферах процессы. Таким образом, учитывать эти геосферы необходимо.

Последняя из геосфер, редко упоминаемая педосфера или почва, подчинена уже социо(техно)блоку. Однако этот факт в почвоведческой литературе еще не получил своего признания и оформления. Считая почву неотъемлемым элементом глобальной эволюции СТБГС, уделим и ей некоторое внимание. В других концепциях, затрагивающих отдельные элементы социо(техно)-геосферных взаимодействий, педосфера не рассматривается, что неоправданно упрощает данные теоретические модели.

Сравнивая СТБГС с техносферой, можно заметить важные отличия. Во-первых, негласно предполагается, что техносфера существует сама по себе, независимо от других оболочек Земли. Во-вторых, социо(техно)-блок включает в себя не только объекты, созданные человеком, как это свойственно техносфере, но и те геосферные объекты, знание о которых (естествознание) влияет на принятие социальных, экономических, политических, технических и др. решений. И последнее: так же, как и в случае с ноосферой, техносфера не включает в себя «неразумные» аспекты поведения человека, в то время как в рамках СТБГС они рассматриваются и учитываются. Тем более что «непредвиденные последствия» разумной деятельности человека на окружающую среду по своему

 


масштабу сопоставимы с «предвиденными», а вот их влияние на СТБГС значительно больше, и последствия опаснее.

СТБГС включает в себя весь комплекс отношений с учетом того, что принятие решений возможно только в заданных в границах ресурсной возможности планеты, а также затрагивающие культурные, социальные и исторические особенности обществ на данной территории[52]. Вместе с тем следует отметить, что современные научные, технологические и технические возможности человека позволяют изменять профиль обозначенных границ. На протяжении длительной истории взаимодействия человечества с живой и неживой природой при помощи новых технологий и развития техники удавалось привлекать в оборот новые источники ресурсов или извлекать полезные вещества из все более бедного начального сырья. Переработка вторичного сырья и применение возобновляемых источников энергии (энергия ветра, солнечная энергия, проч.) подтверждают изменчивость лимита невозобновляемых ресурсов, попавших в распоряжение человека[53]. Интересной представляется позиция Дж. Саймона, чьи взгляды можно кратко сформулировать следующим образом: люди создают ресурсы, а не только выступают их потребителями [124. С. 107]. Благодаря деятельности человека удается компенсировать потери в геосферах, замедлять процессы деградации биосферы; увы, также и ускорять разрушительные процессы и эволюцию микроорганизмов, расширять и создавать новые ареалы обитания живых существ[54], бактерий и вирусов. В све-

 


те достижений генетики человечество получает возможность многократно ускорять процессы видообразования. Возможным ограничением этого процесса становится экономический фактор. Производители генномодифицированных биологических объектов заинтересованы в получении прибыли, поэтому их создания не передают искусственно приобретенной генетической информации по наследству. Но сохраняется потенциальная угроза биологического терроризма, ошибок ученых и возникновения новых экологических ниш, в которых будут протекать новые эволюционные процессы. Научно-технический прогресс, а точнее, научно-технологическая эволюция, рассматриваемая далее, – не панацея от экологического недуга современности. Это лишь одно из слагаемых комплекса воздействий человека на природу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.