Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эсэсовец и вопрос крови. 56 страница




Неприметно и медленно возраставшие зерна вечернего и утреннего богослужения, посеянные в I в. в III—IV в. настолько уже окрепли, настолько приобрели прочный рост и определенную окраску и настолько сделались распространенными, что сохранились от этих веков не в виде каких-то случайных воспоминаний, но в виде стройных описаний в различных памятниках церковной письменности [134]).

На основании разнообразных сочинений ученые рисуют порядок (схему) и содержание Вечерни и Утрени в IV в. Вечерня состояла прежде всего из чтения псалмов; причем основным, начальным, являлся псалом 140, около которого группировались другие (6-й, 12-й). Но число псалмов в различных местах было неодинаково (4, 6, 12 и даже более). Псалмы исполнялись или нараспев (отсюда и ведет начало характер чтения в православных церквах, называемый псалмодическим), или к каждому псалму присоединялся какой-нибудь припев, напр. “Услыши мя, Господи.” После каждого псалма или в промежутках между псалмами читались пресвитером или епископом молитвы, и притом вслух, а не тайно, как теперь [135]). За псалмами и молитвами следовали чтения из Св. Писания — в будни из Ветхого и Нового Завета, а в праздники — из Нового Завета. Эти-то чтения перешли потом в “Паремии.” Кроме псалмов, молитв и чтений на Вечерни пелись гимны, какими являются “Свете тихий,” “Сподоби Господи,” а также “Ныне отпущаеши.” Что же касается стихир на “Господи воззвах,” то за период III—IV в. этого названия в составе “Вечерни” не встречается, хотя остается несомненным, что стихиры в то время уже существовали, появившись едва ли не одновременно с припевами псалмов. Стихиры составили дальнейшее развитие припевов в виде полных и округленных строф, которые исполнялись в промежутках между стихами псалмов и служили антифонным припевом.

 

Порядок и содержание Утрени были сходны с Вечерней: псалмы, молитвы, чтения и песнопения (ветхозаветные гимны и “Слава в вышних Богу”). Однако, число, порядок, последовательность и нормальная полнота всех этих частей еще не определилась и не получила устойчивости. Зерном, из которого развилась служба Утрени, был утренний псалом 62[136]). Другие же сопроводительные псалмы были различные и в различном количестве: 18, 20 (и даже более 50), другие держались числа 12, которое считалось более авторитетным. Молитвы, как и на Вечерне, чередовались с псалмами. (Здесь и лежит начало современных вечерних и утренних молитв, читаемых ныне тайно священником). Исполнение псалмов было песенное. Псалмы исполнялись не подряд, а с известными промежутками, и замыкались Чтениями (во время которых сидели). В течение недели прочитывалась вся псалтирь. Вследствие многократно продолжавшегося исполнения псалтири за повседневным богослужением выработался постепенно и определенный порядок, чтобы в известный день и за известной службой в течение недели читались определенные псалмы. Так возникли деления псалтири на кафизмы. И так как недельно-седмичный круг начинался с воскресной Вечерни, то и укоренился обычай исполнения в начале ее 1 и 2 пс. входящих в состав первой кафизмы. В промежутках между переменяющимися псалмами полагались Чтения из Ветхого и Нового Завета, поучения и сказания о святых (определить с точностью положение их в составе Утрени невозможно по недостатку точных сведений и по разнообразию практики).

В то время, как Вечерня и Утреня складывались и отливались в форму в. близкую к современной, — оформлялась и Всенощная. Всенощные называли в начале словом άγρυπνία (т.е. “неусыпныйщая,” бессонная служба) и vigilia, т.е. бодрствующая служба и “панихида” (всенощная). Эти Вигилии и Панихиды совершались под воскресенья, накануне больших праздников, в дни памяти мучеников, а также в дни освящения храмов. Вигилии обнимали вечернюю, ночную и утреннюю службу, между которыми допускался более или менее краткий перерыв (для ужина).

Составом же своим Вигилии ничем не отличались существенно от обыкновенных служб, которые в него входили, но они отличались лишь только количеством составных частей. Чтобы растянуть службу на целую ночь, нужно было ввести большее число псалмов, чтений из Св. Писания и библейских песен и более протяжно исполнялись псалмы и песнопения[137]). Большой интерес всенощные приобрели после покровительных к ним отношений Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста; но наибольшее применение всенощные бдения нашли в VI—VII в. в палестинских обителях и главнейшей из них — Лавре Св. Саввы Освященного († 532), близ Иерусалима, у потока Кедронского. С именем Св. Саввы Освященного, как устроителя богослужения, соединяется воспоминание, что он: ввел бдения воскресные и праздничные, продолжавшиеся у него с вечера до утра, а не с полуночи только, как то было на практике других церквей и хранил и заповедал хранить правило совершать каждодневно установленные службы часов, как то и надлежало быть в Иерусалиме, на родине повседневного богослужения. Одной из причин укрепления обычая Всенощных бдений в отшельнической Лавре Св. Саввы было то обстоятельство, что монахи жили в далеком расстоянии от монастырского храма и им неудобно было расходиться и снова собираться по нескольку раз в Церковь в течении суток, тогда как в монастырях, где монашеские кельи были расположены поблизости к церквям, такого неудобства не представлялось, и поэтому здесь не прививался долго обычай Всенощных бдений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.