КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь со смежными дисциплинами
Следует обратить внимание на тесную взаимосвязь данной дисциплины с такими богословскими дисциплинами как: «церковная археология», «литургика», «догматика», «общецерковная история», «византология». Поскольку предметом изучения «церковной археологии» являются древнейшие памятники христианского искусства в его зарождении и историческом развитии для дисциплины «церковно-христианское искусство» накопленные знания в этой сфере есть основанием для осмысления сущности христианского искусства и тенденций в его современном развитии. Не случайно, как было отмечено выше, некоторое время «литургика» (как наука о богослужении) и «церковная археология» изучались в качестве единой дисциплины. Полное евхаристическое богослужение, во время которого совершается таинство преломления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, определяло и находило свое выражение уже в раннехристианском искусстве, которое свидетельствовало и выражало суть происходящего и являемого в культе. Таким образом, церковное искусство (как явление и нами изучаемая дисциплина) с античных времен и поныне находится в теснейшей взаимосвязи с богослужением и литургикой как дисциплиной, которая его изучает. В не менее тесной связи находится «церковно-христианское искусство» с «догматикой» Как пишет О.В. Стародубцев (автор учебника «Церковное искусство»): «знание догматического учения Церкви помогает понимать сложные иконографические образы, объясняет назначение элементов и составных частей храмовой архитектуры, учит правильному пониманию самого церковного искусства и его значения в жизни Церкви» (- с. 10). 4. Предмет, содержание и цель изучения христианского искусства. Приступая к изучению предлагаемого курса, как и всякого нового предмета, полезно найти ответы на вопросы: каков его предмет, содержание и цель (зачем необходимо его изучение)? Предметом изучения церковного искусства О.В. Стародубцев выделяет «наиболее известные вещественные памятники Русской Православной Церкви за весь период ее существования» (-с. 10). Из этого следует, что предмет курса О.В. Стародубцев склонен рассматривать исключительно в историческом аспекте осмысления наиболее ярких образцов русского церковного искусства. С нашей точки зрения предметом изучения дисциплины «церковно-христианского искусство» есть не только наиболее известные памятники церковного искусства от момента его зарождения до современности, но и принципы, нормы его организации, законы его функционирования. Таким образом, предмет исследования изучаемой дисциплины обретает конкретность в наполнении изучаемого исторического факта церковно-христианского искусства, который является носителем и выразителем христианской мысли, а так же: - не дублирует предмет исследования «церковной археологии» и - не есть сводимым исключительно к «истории церковного искусства», - предлагая осмыслить не только динамику (развитие) христианского искусства в целом и церковного искусства конкретно, но и изучить его глубинные истоки и смысл. Следовательно, содержание курса включает материалы теоретического блока и исторического: В теоретическом блоке мы рассмотрим этимологию (происхождение) слова «искусство»; особенности и отличия церковно-христианскогого искусства от мирского (светского, секулярного); сущность и полифункциональность церковно-христианскогоискусства. Важным являются вопросы сущности символа, знака, знаковых систем и их роль в художественном общении и, собственно, символа и знака в христианском искусстве; сущность канона и каноничности церковно-христианского искусства. В обязательном порядке обратимся к вопросу сущности образа и его осмысления Отцами Церкви; смысла и содержания иконы. Рассмотрим мы и основные виды церковно-христианского искусства к которым относятся: архитектура (храмы, часовни, колокольни); иконография монументальная (фрески, мозаики) и станковая; церковно-прикладное искусство (церковная утварь, оклады, литье); церковное пение. В историческом блоке, посвященном истории церковно-христианского искусства, есть основания выделить следующие этапы его развития: - апостольский период, - византийский, - древнерусский, - период нач. 14-17 вв.(включая ренессансную эпоху, барокко), - синодальный период 18-нач.20., - советский период., - постсоветский современный период. Цель курса: осмыслить сущность, особенности и тенденции развития церковно-христианского искусства в его взаимосвязи с богословием и жизнью Церкви. И, наконец, нам остается попытаться кратко ответить на последний вопрос: зачем этот курс нужен? Церковно-христианское искусство есть зримое выражение сущности Церкви. Как писал Леонид А. Успенский (автор книги «Богословие иконы Православной Церкви»): «Бога мы познаем в слове и в образе, и Церковь исповедует свою веру как словом, так и образом» («Философия русского религиозного искусства». М. Прогресс, 1993, -с.370). И связь эта нерасторжима. Для того, чтобы осмыслить и понять теснейшую эту взаимосвязь, курс этот нам и нужен.
Литература к теме 1. 1 - Ладинский А. Церковная археология С.-Пб. 1878. - Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. С.-Пб. 1916. - Стародубцев О.В. Церковное искусство. М. Лепта Книга. 2007. - Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М. 2006. - Успенский Л. А. На путях к единству //Философия русского религиозного искусства. М. Прогресс. 1993.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |