КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возвышенное
Прекрасное. Еще в философии древних греков красота выступала мерой гармоничности, истинности бытия, выражение космического порядка. Впрочем, само слово «космос» в древнегреческом языке имел несколько значений: порядок, мир, гармония и красота. Отсюда слово «космео» - «украшать» (Вот откуда происходит слово косметика!). Уже Демокрит писал о красоте, определяемой мерой. Платон в диалоге «Гиппий Большой» находит, что прекрасное есть общее, которое проявляется через единичное. Прекрасное есть та конкретность, которая обладает всеобщностью, что и есть суть идеал, но имеющий утилитарный характер. Прекрасное – это «Удовольствие, которое полезно». Полезно то, «чем производится добро». Согласно Аристотелю, красота заключается в величине и порядке (пропорции которого математичны). Она же выступает мерой всего сущего. В период Ренессанса и Эпохи Просвещения сущность красоты искали в самой природе. Немецкая классическая философия сделала поворот в сторону анализа красоты с позиции осмысления этапов движения общемирового духа (абсолютной идеи) у Гегеля, где идея, найдя свое полное выражение в форме, являет красоту. Отсюда, красота и есть сфера искусства. И. Кант подчеркивал в категории прекрасного незаинтересованного отношения к объекту. Постмодернизм ХХ века подчеркивает «внеморальность», «внелогичность» красоты, которая «находится по ту сторону прекрасного и безобразного». Однако, «всякая красота всегда есть откровение». И эти слова принадлежат известному философу ХХ века А. Банфи. Церковно-христианское видение красоты основано на концепции Божественного ее происхождения. Красота суть выражение замысла творца и прозрения тех, кто стяжал Благодать Божию. Прекрасное доставляет духовное удовольствие от самого его существования. Оно радует глаз и душу. Красота суть выявление замысла таким, каким хотел бы видеть мир и человека Творец. Поэтому прекрасное есть суть постижение мастером замысла Творца и последующее воплощение постигнутого в творчестве. Следовательно, в какой степени мастер смог узреть и выразить ему явленное в стяжании Благодати, в такой степени его творение прекрасно. Впервые понятие «возвышенного» было использовано греческим ритором Цецилием в сочинении «О возвышенном» в качестве стилистической фигуры риторики. Но только еще одному античному автору, известному как Псевдо-Лонгин, удалось, расширив содержание понятия возвышенного, закрепить его за сферой творчества. Возвышенное рассматривается как нечто удивляющее и восхищающее человека. Следуя заложенной тенденции осмысления этого общего понятия (то есть категории) английским исследователем Э.Бёрком (18 век), возвышенное рассматривалось через противопоставление прекрасному. Так мыслил и Ф. Шиллер, который считал, что возвышенное в своей мощи и селе скорее вызывает неприятные чувства (например – вспышка молнии), чем приятные как в прекрасном. Существует и точка зрения, что возвышенное есть высшая точка прекрасного. Немецкий философ последующего века Н. Гартман предположил, что возвышенное есть превосходная степень прекрасного. То есть это прекрасное, но более ярко и мощно выраженное. Но можно сказать и так, что возвышенное, есть категория, которая выражает суть прекрасного во всей его полноте, которое возвышается над фрагментарностью расколотого мира грехом и подымает нас к горнему, свидетельствуя о величии и мощи Творца.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |