КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мозаика и фреска в храмовом пространстве
Важную роль в храме имеет монументальная роспись, которая иногда заменяется мозаикой. Образ, написанный на сырой штукатурке, разведенными на известковой или чистой воде красками получил название фрески (как производное от итальянского слова «fresco» – свежий, влажный). Фреской так же называют технику стенных росписей, позволяющей создавать монументальные композиции, которые гармонично связаны с архитектурным строением. Техника фресковых росписей появилась еще в Античном мире. Первые фрески встречаются в так называемых «надомных храмах» христиан, которые устраивали в своем доме молитвенные комнаты. В Византийскую эпоху фреска стала важным элементом храмового убранства. Особенностью техники фресковой живописи есть то обстоятельство, что краска должна наноситься на влажную штукатурку до её высыхания. Этим обстоятельством объясняется сложность её производства. Не менее сложной была и техника мозаики, которая появилась так же в Античное время, но активно использовалась в Византии и от неё пришла на Русь. Мозаика (от франц. Mosaique) – это изображение, выполненное из цветных кусочков смальты, камней, керамических плиток. Первые мозаики на Руси появились в Киеве. Равноапостольная княгиня Ольга, крестившись в Константинополе, привезла с собою мастеров с Византии, которые сначала украсили мозаиками и фресками ее дворец (палаты). Первый каменный храм, известный как Десятинная Церковь, построил равноапостольный князь Владимир. Это храмовое сооружение было расписано византийскими мастерами в технике фрески с использованием мозаики. Жемчужиной храмовой архитектуры эпохи Киевской Руси есть Софийский Собор в Киеве. Изначальная площадь мозаичной декорации собора, согласно современным исследованиям, составляла 639,86 кв. м. (в том числе: фигуры – 144,51 кв.м., орнаменты – 157,61 кв.м., декоративный фон – 337,74 кв.м.). (Г.Н. Логвин Собор Святої Софії в Києві. Мистецтво. К. 2001, -с.74). Храмовые росписи согласно Языковай И.К. («Богословие иконы»): «представляют собой образ мира, который включает историю (Священную историю, историю Церкви и страны), метаисторию (Сотворение мира и его конец), символически передает устройство и иерархию мира, несет благовествование, отражает историю спасения Словом. Роспись является книгой, из которой человек узнает важные вещи, получает пищу для ума и для сердца». Каждый храм имеет свою систему росписей, зависящую от не только местных традиций, но и от общепринятой схемы- канона, сформировавшегося изначально к Х веку в Византии и впоследствии принятого на Руси.
Рисунок 31. Св. Иоанн Златоуст Мозаика в апсиде 1043-1046 гг. Киев. Собор Св. Софии. Мозаики и фрески Софии Киевской - один из "классических" памятников македонского периода, наряду с Хосиос Лукас и Неа Мони. Мозаики располагаются в куполе, барабане купола, парусах и подпружных арках, алтарной апсиде и триумфальной арке. В нижнем регистре апсиды размещён полнофигурный святительский чин - 8 святителей и 2 архидиакона. Святитель Иоанн Златоуст - один из творцов текста литургии, константинопольский патриарх на рубеже 4-5 вв.
Согласно Языковой И. К., храмовая декорация начинает развиваться сверху, от купола. В древних храмах в куполе помещали композицию "Вознесение", что свидетельствует о том, что купольное пространство воспринимали как реальное небо, куда удалился Христос во время Вознесения Своего и откуда Он придет в день Второго Пришествия. Реже в куполе располагалась сцена "Крещение". Постепенно каноном закрепилось изображение Христа-Пантократора. Обычно это поясная композиция, в одной руке Христос держит Книгу, другой благословляет мир. Такой образ мы можем видеть в Софии Киевской, Софии Новгородской и в других храмах, вплоть до нашего времени. Пантократор по-гречески значит «Вседержитель». Этот образ показывает нам Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в Своей руке. Вокруг Христа - сияние славы. В круге славы - силы небесные: Архангелы, херувимы, серафимы и т.д., они предстоят пред Небесным Престолом, "поющие, вопиюще, взывающие и глаголющие: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф". Далее, в барабане изображаются пророки. Это ветхозаветные избранники, слышавшие голос Божий и сообщавшие избранному народу волю Божью. Купол соединяется с четвериком при помощи парусов - конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана. Паруса осмысливаются также символически, как соединение небесной и земной сфер, на них обычно располагают изображения евангелистов, которые также соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть. Арки - как мосты между мирами, на них изображают обычно апостолов, которых послал Господь в мир проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16.15). Арки и своды опираются на столбы. На них изображаются святые подвижники - мученики и воины, которых называют "столпами" Церкви. Своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма. На сводах и стенах располагаются сцены из Нового и Ветхого Завета, жития Богородицы и святых, из истории Церкви. Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в храме, посвященном Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста (например, роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтове). Никольский храм будет содержать сцены из жития Николы, Сергиевский - из жития преподобного Сергия и т.д. Росписи располагаются ярусами, что свидетельствует об иерархичности мира. Верхние регистры отведены главным событиям - жизни Христа и Богородицы, чуть ниже - Ветхий Завет, житийные сцены, еще ниже - вселенские соборы, как отражение жизни Церкви. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - это либо святые отцы - богословский, интеллектуальный "фундамент" Церкви, либо святые князья, иноки, столпники, воины - те, кто в духовной брани стоят на страже Церкви. В Архангельском соборе Московского Кремля, служившем усыпальницей московского княжеского дома, в нижнем ряду изображены московские князья - причем не только святые. Таким образом, реальная история государства включалась в Священную историю и историю Церкви. Внизу, по периметру храма, опоясывающей лентой располагаются декоративные "полотенца" - это символическое напоминание, что храм, как бы он ни был обширен и великолепен, прообразом своим имеет иерусалимскую горницу, где Христос вместе с учениками совершил Тайную вечерю. Росписи восточной части отличаются от росписей западной. Восточная посвящена Христу и Богородице. Сферическая форма апсиды символично осмысляется как вифлеемская пещера, в которой родился Спаситель, и в то же время - гроб, из которого вышел Воскресший Христос. Апсида напоминает также катакомбы первых христиан, где христиане служили литургию нередко на могилах мучеников, отсюда сохранился обычай зашивать в антиминс, который полагается на престол, частичку мощей. В ранних храмах, когда алтарная преграда была невысокой, в конце апсиды располагался главный храмовый образ - Христос-Пантократор, нередко на троне, в образе Царя Царей, или Богоматерь, в виде Оранты или восседающая с Младенцем на троне как Царица Небесная. Достаточно вспомнить образ "Богоматерь Нерушимая стена" из Софии Киевской. Позже, когда иконостас совершенно закрыл пространство апсиды от глаз молящихся и внутренность алтаря можно было созерцать только когда открываются Царские врата, место алтарного образа заняла композиция "Воскресение Христово". В алтаре совершается Евхаристия, поэтому на восточной стене естественно возникает композиция "Причащение апостолов" или "Тайная вечеря". Это по существу один и тот же сюжет, только в первом варианте дается его литургическое толкование, во втором - историческое. В некоторых храмах в алтарной части помещается композиция "Литургия св. отцов". Когда появился иконостас, сцена Евхаристии была перенесена на его фасад и располагается над Царскими вратами. Нижний ярус нередко занимали фигуры св. отцов, творцов литургии, гимнографов, богословов; они словно окружают престол, совершая литургию вместе со священником. На восточной стене, на ее плоской части, как правило, изображают Благовещение: справа архангел Гавриил, слева - Богородица (например, Св. София в Киеве XI в., Марфо-Мариинская обитель в Москве, XX в.). Восточной стене, в смысловом плане, противостоит сторона западная. Если на восточной стене сосредоточены темы, касающиеся Воплощения и Спасения, то на западной - начало и конец мира. Часто здесь изображаются композиции на тему Шестоднева. Но наиболее важной темой западной стены оказывается композиция "Страшный Суд". Значение ее в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Однако в исторической перспективе прослеживается некоторая интересная закономерность: чем древнее храм, тем более светло трактуется тема западной стены и, наоборот, в более поздних храмах тема наказаний грешников становится все нагляднее. Вспомним, например, трактовку западной части Успенского собора во Владимире Андреем Рублевым. Его "Страшный Суд" написан как светлое радостное ожидание грядущего Спасителя. В церкви Троицы в Никитниках западная стена и вовсе решена оригинально: здесь написаны евангельские притчи, в которых раскрывается смысл Суда Христова. Напротив, ярославские и костромские росписи XVII в. изображают мучения грешников весьма изощренно. Литература к теме 6.2
- Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура.\ Ж-л. К свету. № 17 - Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М. 1966. - Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм. \Ж.-л.К свету. № 17. - Г.Н. Логвин Собор Святої Софії в Києві. Мистецтво. К. 2001, - Троицкий Николай Христианский православный храм в его идее. \Ж.-л.К свету. № 17. - Языкова И.К. Богословие иконы. М. 2007.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |