КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Напрестольное Святое Евангелие
Крест. Крестная Жертва Христова яркое свидетельство Всеблагой любви Отца к людям, даровавшим им Животворящий Крест как непобедимое орудие против зла, символ вечного спасения и символ личностного выбора в следовании за Христом по пути жертвенной любви к ближнему своему и борьбы со злом. Рисунок 34. Крест с образами Константина, Елены и четырёх пророков. Золото, перегородчатая эмаль. 7 х 6 см. 11 в. Тбилиси, Художественный музей. Пластина происходит из грузинского монастыря Гелати, была вмонтирована в Хахульский триптих. Четырёхконечный крест имеет форму квадрифолия с дисковидными расширениями на концах и средокрестии. На них изображены свв. Константин и Елена по сторонам обретённого крестного древа (в центре), пророки Исайя, Илия, Елисей, Даниил (на концах). Прямые аналогии этому памятнику неизвестны. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1329]
Есть кресты: нательные, наперсные, напрестольные, процессионные и киотные. Нательный крест носит в обязательном порядке каждый христианин как символ верности избранному пути, силы и свидетельства Спасительной Жертвы Христовой. Материал для их изготовления разнообразный: дерево, медь, олово, бронза, камень в металлической оправе с накладным изображением распятия (малахит, янтарь были популярны в 16-17 вв.), серебро и золото. Классическая форма: четырехконечный крест с помещенным внутрь восьмиконечным Крестом с Распятием Христовым. На обратной стороне, украшенной растительным орнаментом надпись: «Иисус Христос» или же «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…», «Крест хранитель всея Вселенныя». Исходящее от средокрестия сияние в образе лучей – образ Славы Господней и стилизированный символ ветвей Древа Жизни. Наперсные кресты имеют право носить на груди священнослужители, облеченные во Христа благодатию Духа Святого, который в День Пятидесятницы снизошел на Апостолов. Таким образом, этот тип креста есть символом созидательной Апостольской Церкви, которая получила свое начало от Крестной Жертвы Иисуса Христа и Его Воскресения. В Византии, а в последствии и в Древней Руси, были популярны наперсные двустворчатые кресты-мощевики, в которых помещались частицы Креста Господня и частицы мощей Святых угодников Божьих. В Древней Руси правом ношения наперсных крестов-мощевиков пользовались так же князья и представители родового боярского сословия. Кресты передавались по наследству от отца к сыну и считались семейной реликвией. Ярким образцом тому может служить фамильный крест-мощевик династии Романовых, который, наконец, вернулся на Родину и находится как святыня во Введенском женском монастыре г. Санкт-Петербург. Аналогичную функцию крестов-мощевиков выполняют нательные иконки (энколпионы), в которых так же могут храниться реликвии.
Рисунок 35. Энколпион со свв. Георгием и Димитрием. Лондон, Британский музей. Золото, перегородчатая эмаль. Диаметр 3,8 см. Около 1200 г. Фессалоника (?). Лондон, Британский музей. Редкий пример драгоценного энколпиона (нательной иконы), возможно, некогда хранившего реликвии св. Димитрия Солунского. С лица, на внешней поверхности 4-угольной крышечки энколпиона показан лежащий в гробнице св. Димитрий, в ранневизантийских патрицианских одеждах, и над ним горящая лампада. Тот же образ повторен под крышечкой, на внутренней поверхности энколпиона, но уже чеканным способом. Обратную сторону энколпиона занимает погрудное изображение св. Георгий, в воинских доспехах и мечом в руке. Сохранившаяся по внешнему краю оправы грузинская надпись относится к 17 в., когда энколпион использовался как реликварий Истинного Древа царицей Грузии св. Кетеван. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство локальных художественных центров. Византийское искусство, S. 2825]
Наиболее распространенной формой крестов-энколпионов был четырехчастный Крест с Распятием в центре и круглыми медальонами на концах, в которых традиционно помещали изображения Архангелов, Св. Апостолов и Угодников Божьих. В каждом регионе Киевской Руси сформируется местная иконографическая традиция и иконографический сюжет. На Киевских крестах обычно встречаются изображения Богородицы - Оранты и пророка Илии, а на крестах Новгородских изображение Богородицы – Знамение. Кресты 14-16 вв. изобилуют образами Архистратига Михаила, воинов-мучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, св. Николая Чудотворца, пр. Сергия Радонежского. Напрестольные Кресты в киеворусской традиции имели восьмиконечную форму и выполнялись из различных материалов, как-то: резные из дерева (иногда обложенные серебряной и золоченой басмой), из кости, перламутра. Под влиянием Ренессансных и Барочных традиций в период 16-17 вв. кресты украшают жемчугом и драгоценными камнями, образующими нимб (асист) вокруг головы Богородицы или Иисуса Христа, а так же на перекрестье и концах Креста. Выносящиеся в период богослужения запрестольные или же процессионные к ресты изготовлялись из метала, и предназначались для выноса на литийные богослужения, которые совершались вне стен храмов с участием духовенства и мирян. Процессионные кресты так же могли использоваться в обряде Малого Входа и на утренних богослужениях в городских соборных храмах. В некоторых монастырях существует традиция устанавливать процессионные кресты на поминальных богослужениях.
Рисунок 36. Крест. Бронза, чернь.75 х 44 см.10 в.Константинополь (?) Афины, музей Каннелопулос. Обе стороны тонкого бронзового креста украшены орнаментальными гравировками. На средокрестии укреплён синий эмалевый медальон с изображением равноконечного креста. В нижней части горизонтальных ветвей отверстия для несохранившхся подвесок. На верхней ветви вертикальная надпись "святой Пётр Илии(?)", возможно, указывающая на храм, в собственности которого находился крест. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1477]
Киотный Крест используют для того, чтобы им осенять вход в дом, ворота двора или же города, перекрестки и повороты дорог. Такого типа Крест использовался как врезная часть деревянного могильного Креста. Материал использовали разнообразный: медь, бронза с вставными эмалями. Для христианина Крест и Святое Евангелие есть Живоносный источник благодати и непобедимое оружие в борьбе против зла. Вооружившись Крестом, как символом Воскресения Христового, победы любви и вечной жизни над смертью и злом, христианин нуждается в Спасительном Слове - Святом Евангелии как символе и данности Премудрости Божественного Слова. Этот смысл Евангелия, как Словом утвержденный спасительный путь на земл е, раскрывает в изобразительно виде символика окладов напрестольных Евангелий. Традиционно используемым материалом для изготовления окладов напрестольных Евангелий было золото и серебро. Если оклад был выполнен из бронзовых или медных пластин, то они имели в своем составе небольшую часть серебра или золота. Золото есть символ света Божественной Благодати, а серебро – покаяния и чистоты целомудренной жизни. Наиболее распространенным типом окладов с 16 по 18 века был оклад, состоящий из нескольких (традиционно пяти) накладных пластин именуемых дробницами. Дробницы крепились на кожаном или парчовом переплете. Иногда они могли крепиться и на поверхности цельного металлического оклада. Традиционными сюжетами центральной дробницы есть: изображение Распятия, Сошествия во ад, Воскресения Христового, Деисуса, Спаса Вседержителя, Вознесения Господнего. Сюжет заключен либо в форму круга (как символа вечности), ромба (символа Церкви и Ангельских Сил) или в форму овальной нередко пламеневидной мандолы (символа Славы Божьей). Между четырьмя угловыми дробницами фон оклада получает форму четырехконечного креста, который традиционно украшается растительным орнаментом – символом живоносной силы Слова Божьего. Ярким примером может служить оклад Евангелия 17 в. из Спасо-Прилуцкого монастыря г. Вологды с изображение Спаса и четырех Евангелистов по углам.
Рисунок 37. Оклад Евангелия. Лицевая сторона. Позолоченное серебро, дерево, перегородчатая эмаль, жемчуг. 29 х 21 см. Поздний 10 - ранний 11 вв. Венеция, библиотека Марчиана.
При использовании 9 дробниц (по 3 в 3 ряда) традиционно: в центре Деисусный чин, Св. Апостолы Петр и Павел; верхний ряд – Пресвятая Троица с предстоящими Архангелами Михаилом и Гавриилом; нижний – Вселенские учители и святители – св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст. При этом на углах оклада сохраняется изображение четырех Евангелистов. А при использовании 12 дробниц: в центре образ Христа Пантократора, а по бокам, в верхнем и нижнем регистрах –образы 12 апостолов или святых угодников Божьих. Для украшения окладов используют как драгоценные камни, так и жемчуг, имеющих свою символику: жемчуг – символ душевной чистоты, изумруд (яспис) – символ Спасителя, как «Божественное естество вечноцветущее, живоносное и питающее всех…», рубин есть символ Жертвы Христовой и Пасхи, розовый аметист – символ Церкви Христовой и Пречистой Богородицы. Числовая символика камней: 33 – годы земной жизни Иисуса Христа, 7 – 7 даров Святого Духа, 9 – символ Пресвятой Богородицы, 3 – символ Животворящей Троицы.
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |