Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники формирования церковного искусства Западной Европы в эпоху Ренессанса




Поскольку европейское церковное искусство 14-16 веков формировалось под непосредственным влиянием ментальных настроений эпохи, проникаясь этой атмосферой и отражая ее, важно будет для осмысления предмета нашего исследования внимательно присмотреться к тому, что же там произошло.

 

 

Рисунок 35. Мазаччо. «Чудо со статиром». Фреска в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. 1425-28.

 

Как известно, после разгрома крестоносцами в 1204 году Константинополя, итальянские купцы, которые профинансировали этот проект, достигли своего: захватили контроль над торговлей в Средиземном море и рынками сбыта товара. Разграбленная столица лишилась многого: вывозились утварь, скульптуры, картины, книги, а впоследствии учителя и ученые, которых толкали на запад разруха и голод. Представители молодого, но активно влияющего на жизнь итальянских городов, класса буржуазии с целью сравниться с представителями старейших и знаменитейших родов Европы облагораживали свои дома и обучали своих детей согласно новым веяниям моды – византийской. Так возникает интерес к греческому языку, к византийско-греческому искусству и философии. Одним из ярких представителей византийской учености был знаток Евклида, Платона и Аристотеля, участник дебатов с пр. Григорием Паламой по вопросу нетварности Божественных Энергий, Варлаам Калабриец (1290-1348), уехавший после дебатов на Запад, принявший унию и, не без протекции своего ученика Франческа Петрарки, получивший от папы Климента V епископскую кафедру в г. Джераче (Неаполитанское королевство). Однако формировавшееся новое поколение западноевропейских мыслителей, активно критиковавших современное духовенство (Франческо Петрарка в «Письмах без адреса» — «Epistolae sine titulo) и папизм за посредничество в делах веры, обращаясь к античным истокам и стараясь примирить любовь к ней с церковной доктриной, все больше и дальше уходили в чувственное и телесное ощущение мира.

Так появились гуманисты – светское движение свободомыслия, противостоявшее схоластике и католической церкви. Отцом ренессансного гуманизма по праву считается Франческа Петрарка. Гуманистами были: Пьетро Бембо (поэт, ученый и впоследствии кардинал), Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Паджо Браччолини, Томас Мор. В известной работе «Утопия» Томаса Мора идеальное государство не было христианским и отличалось широкой веротерпимостью при том, что, будучи верным католиком, Сер Томас Мор был казнен (1535) за отказ от клятвы верности Генриху VIII. О теснейшей связи гуманизма с политикой сеньоров (государей), многие из которых стремились «поставить гуманизм себе на службу», изучено достаточно хорошо. Ибо, «соперничество итальянских государей 15-16 вв. шло не только на поле брани и в дипломатических битвах; каждый стремился переманить к себе наиболее видных ученых-гуманистов, художников, поэтов, музыкантов». (Бернадская Е.В. Синьория и гуманистическая культура./ Проблемы культуры итальянского Возрождения. М. Наука, 1979.-С.19).

 

 

Рисунок 36. Пинтуриккьо. Фреска в соборе в Сьене. Италия.

 

Критика невежества, поиски пути такого воспитания и образования человека, который способен найти творческий подход к решению проблемы и собственными силами, не уповая не Господа, ее решить - отвечают характеру Ренессанса. Проблема достоинства человека стала главным вопросом дебатов. Еще одна тема: противостояние аскетической морали естественным желаниям самовыражения человека, - вполне закономерна при полном отсутствии молитвенности в ренессансном гуманизме. Попытка найти в древней литературе (особо – в неоплатонизме) основание и опору для выработки нового миросозерцания привела к возрождению идеологии пантеизма, то есть обожествления природы, частью которой есть сам человек. Природа для гуманиста – это и есть Творец. Человек есть то лучшее, что было создано Творцом по образу Своему, и потому он совершенен. Поэтому: исследуя природу, ее закономерности развития, человек призван изучать сам себя и в себе найти причины и ответы на поставленные жизнью вопросы. Этим мотивирована не только веротерпимость Ренессанса, но и попытка найти «универсальную форму религии», способную вобрать в себя культовую практику умирающего и воскрешающего древнеегипетского Осириса, древнегреческого Диониса и Сына Божьего Иисуса Христа. Примером тому может служить знаменитая потолочная фреска «Миф об Исиде и Осирисе» в апартаментах Борджа в Ватикане работы Пинтуриккио (1492-1495). Так главной темой искусства стал совершенный, героический и прекрасный человек, властелин природы, воспринимаемый как «центр мироздания» (так называемый антропоцентризм). Не случайно образы Давида и Геракла стали главными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.