Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Церковное искусство Киевской Руси. (1 занятие)




Церковное искусство Западной Европы эпохи Классицизма и Модерна.

Наряду с активным развитием искусства Барокко в Западной Европе в 17 веке сформировался еще один художественный стиль, получивший название классицизм (от лат. classicus - образцовый). Родиной классицизма считается Франция, но к 18 веку он получил широкое распространение не только на Западе, но и на Восточной Европе. Так, в Россию и в Украину он проникает после реформ Петра I, но доминирующим стилем в искусстве стал только в эпоху Екатерины II (с 1760 по 1830-х гг.). Основополагающие принципы классицизма были разработаны еще Николо Буало (1636-1711), но их закреплению способствовало создание в Париже Королевской академии живописи и скульптуры (1648), а впоследствии и Королевской академии архитектуры (1671). Королевскую академию живописи и скульптуры возглавил Ш. Лебрен, ставший с 1662 г. первым живописцем Людовика XIV (известного как «король-солнце»). Он же и расписал знаменитую Зеркальную галерею Версальского дворца (1678–84). Таким образом, получив похвальную оценку в Париже и став придворно-академическим, классицизм был признан образцовым стилем и в том числе для церковного искусства Западной Европы.

Со второй половины 18 по первую треть 19 в. классицизм ощутил на себе влияние новых идеологических тенденций и вошел в историю под названием неоклассицизм. Важную роль в развитии неоклассицизма имело Просвещение. Это было идейно-философское движение 18 - сер. 19 вв., имеющее яркий антифеодальный и антицерковный характер. Произведения большей части просветителей основывались на убеждении о решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», который соответствовал подлинной природе человека и общества, в котором есть политическая свобода и гражданское равенство. Представителями английского Просвещения (где оно возникло) были Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери. Во Франции период между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения» и это движение было представлено Вольтером, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвецием, П. А. Гольбахом. В Германии яркими представителями были: Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете, а в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн.

 

46. 47.

Рисунок 48. М. Ф. Казаков. Церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице. 1777-1778. Фасад.

Рисунок 49. А. Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт-Петербурге. Построен для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по ее имени и назван. Грандиозная полукруглая колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн с шестиколонным портиком в центре примыкает к боковому (северному) входу собора и обращена к Невскому проспекту.

 

Как и в искусстве ренессанса и барокко для классицизма характерно обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима), в котором видели норму и идеальный образец для подражания. В некотором роде рассудочный и холодный классицизм противопоставляется роскошному, динамичному и чувственному барокко, а впоследствии рококо. В отличие от барокко, классицизм обращен к рационализму, желанию установить четкие правила создания произведения, уравновешенности композиции, симметричности, ясности логики замысла и лаконизму. Классицизм еще называют стилем противопоставлений. Его идеология провозглашает превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями. Сформировав строгую иерархию (соподчинение) видов и жанров в искусстве, идеологи классицизма разделили все жанры на высокие и низкие. К «высоким жанрам» в живописи относили историческую, религиозную и мифологическую картины, которые способны были дать зрителю героические примеры для подражания, а «низшими» считались портрет, пейзаж, натюрморт и бытовая картина. В области литературы к «высоким жанрам» относили - трагедию, эпопею, оду, исторический и мифологический сюжет. К «низким» - комедию, сатиру, басню. Каждому жанру предписывались строгие границы и чётко обозначенные формальные признаки. Строго запрещалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным.

В архитектуре, которая занимала ключевую позицию в концепции синтеза искусств, все было основано на принципах строгости форм, симметричности, прямолинейности и подчиненности «естественному разуму» - гармонии человека с природой. Обращение к мотивам античной архитектуры способствует к активному использованию античной ордерной системы. Но предпочтение отдавалось дорическому стилю. В отличии от барочного стиля здесь стены гладкие, окрашены в спокойные тона и лишены присущей для барокко чрезмерности в украшениях декора. Яркими представителями в архитектуре классицизма были: француз Ф. Мансар (дворец Мезон-Лаффит, 1642-51 и несколько церквей, построенных по его проекту во Франции), творчество Л. Лево ( Во-ле-Виконт, 1656-61, Версаль, 1661-68), Ф. Блонделя (ворота Сен-Дени в Париже, 1672). Церковь Св. Женевьевы возведённая Ж. Ж. Суффло (1758–90), которая в конце 18 в. превращена в Пантеон, имея в плане греческий крест увенчанный огромным куполом, все же более сухо воспроизводит античные формы.

В живописи признавалось главенство линии над цветом, ценились чёткий рисунок и статуарность форм. Разработка сюжетов и аллегорий, которая сложилась в Королевской академии живописи и скульптуры, должна была служить прославлению французского монарха («король-солнце» ассоциировался с богом света и покровителем искусств Аполлоном). Возросшая роль эпически величественного пейзажа способствовала раскрытию идеи о золотом веке – эпохе счастливой гармонии человека и природы. Яркими представителями классической живописи были Н. Пуссен и К. Лоррен. Так предназначением картины становится возвеличение и прославление. Эта же идея привносится и в церковное искусство. Безэмоциональность, триумф воли и долга с ярко выраженным просветительски-этическим подтекстом характеризуют изобразительное искусство этого периода в целом и на религиозную тематику в том числе.

48. 49.

Рисунок 50. Антонио Гауди. Церковь Саграда Фамилия (Святое Семейство). Барселона. 1884-1926.

Рисунок 51. Завершение одной из башен собора Саграда Фамилия.

 

Во второй половине 19 века ситуация в искусстве несколько меняется. Ощущается ностальгия за средневековьем, получившая свое выражение в искусстве романтизма и модерна. Эклектичное искусство (в том числе и в архитектуре, живописи) обращается к стилистике ушедших эпох и в том числе к готике. Фантасмагорических характер модерна раскрыл себя наиболее выразительно в творчестве Гауди (храм Святого Семейства в Испании в Барселоне). Конструктивизм, как стиль начала 20 века, в основании которого находятся идеи функциональности и прагматичности, активно использует такие материалы, как стекло и бетон. Яркий пример – творчество Ле Корбюзье.

Литература к теме 12. 2.

Вёльфлин Генрих Ренессанс и Барокко. С.- Пб.: Азбука и классика. 2004. -288 с.

Грубе Г.-Ф., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М. Стройиздат. 2003.

Дасса Фредерик Барокко. Архитектура между1600-1750 годами. М.: Астрель.Аст. 2002.


 

  1. Характерные особенности церковно-христианского искусства Киевской Руси.
  2. Этапы развития церковно-христианского искусства Киевской Руси.

a) Период преемственности. Становление церковно-христианского искусства Киевской Руси.

b) Церковно-христианское искусство периода феодальной раздробленности Киевской Руси.

 

  1. Характерные особенности церковного искусства Киевской Руси.

Важную роль в формировании и дальнейшем развитии древнерусского государства имел Киев – центр славянского племени полян. Согласно летописи «Повести временных лет» первым Полянским князем был Кий, который вместе со своими братьями Щеком, Хорывом и сестрой Лыбидь основали этот город. На протяжении VIII -IХ веков сформировался племенной союз, в который вошли поляне, древляне, углычи и северяне, получивший название «Русская земля». Впоследствии количество племен, вошедших в Киевскую Русь, достигло 14. В 880 году князь Олег, прибыв из Новгорода, захватил Смоленск кривичей, потом Любеч северян и, наконец, убив киевских князей Аскольда и Дира, обманом стал князем Полянским и регентом малолетнего князя Игоря сына Рюрика. Так были заложены основы будущего государства Киевская Русь.

Однако политическая и культурная консолидация восточнославянских племен завершилась только в конце IХ века, когда князь Владимир Святославич в 988 году крестил Русь. Неудавшаяся языческая реформа 980 года, когда во главе пантеона был поставлен бог грома Перун, не решала ни накопившихся в государстве проблем и не была целительна для души жаждущих истины славян к тому времени уже знавших о христианском исповедании веры. Как известно первая христианская община появилась на Руси еще во времена константинопольского патриарха Фотия («Фотиева крещения»). К тому же равноапостольная княгиня Ольга (бабушка князяВладимира), приняв около 957 года христианство восточного обряда, строит деревянные храмы (при ее муже Игоре уже была построена церковь пророка Ильи, а она строит церковь св. Софии), заказывает иконы и богослужебную литературу, заботится о распространении истинной веры в своем государстве.

Таким образом, у истоков формирования древнерусского государства был сделан выбор в пользу православного исповедания веры, что подтолкнуло, соответственно, к влиянию византийской традиции на формирование церковного искусства Киевской Руси. Показательно и то обстоятельство, что в период наметившегося византийско-русского политического конфликта, когда княгиня Ольга отправила посольство к германскому королю Оттону I с просьбой прислать епископа, священников и они прибыли в Киев, их миссия продлилась недолго. Киевляне выгнали их довольно быстро. Конечно, не последнюю роль в этом событии сыграло и то обстоятельство, что большая часть населения Киевской Руси было языческим. Как известно из летописных источников, все попытки равноапостольной княгини Ольги обратить в христианство сына своего Святослава не увенчались успехом. В то время язычество еще было влиятельно и сильно. Более того, даже после принятия христианства в качестве государственной религии язычество прорастало в мировоззрении и культуре славян, что и дало основание ученым назвать культуру периода Киевской Руси как культуру двоеверья. Этим же объясняется и то обстоятельство, что византийский патриархат очень внимательно следил за состоянием дел в этой эпархи и среди всех митрополитов этого периода только два имели киеворусское происхождение, а все остальные были либо болгары, либо греки. К тому же митрополит Илларион был избран на поместном соборе без санкции Константинополя и как только князь Ярослав Мудрый подписал договор с Византией, он с кафедры был смещен. Вот почему первый период в культуре и, тем более в церковном искусстве Киевской Руси, в современной литературе часто называют периодом преемственности, поскольку строили, писали, создавали фрески и мозаики при непосредственном участии и под влиянием византийских мастеров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.