Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития церковно-христианского искусства Киевской Руси




А) Период преемственности.

Первый период развития церковного искусства Киевской Руси в современной историографии соотносят с концом Х века и до начала XII века – периода раздробленности Руси. Это было время ученичества, когда, не имея собственных мастеров, князь вынужден был приглашать византийских (именуемых греками). Итак, особенностью первого периода в истории церковного искусства Киевской Руси было то, что оно создавалось при непосредственном участии византийских мастеров и в подражании византийским образцам.

 

 

Рисунок 52. Десятинная церковь. Реконструкция Х века.

 

Первым каменным храмом, который построили византийские мастера константинопольской школы по просьбе князя Владимира, была Десятинная Церковь (989-996), получившая свое название в связи с тем, что на ее строительство, содержание и дальнейшее развитие Православной Церкви князь Владимир давал десятую часть своих доходов. Возведена она была, как полагают, на месте принесения в жертву языческому богу в 983 году христиан-мучеников варягов (отца и сына) Феодора и Иоанна. Это был трехнефный, шестистолпный (на шести опорных столпах), крестово-купольный храм. О количестве куполов этого храма определенно сказать не можем. По известным источникам их было 25, но современные ученые склоняются к мысли, что вероятнее всего куполов было только 5. В западной части храма располагалось книгохранилище, там же

53. 54.

 

Рисунок 53. Софийский собор. Реконструкция XI века.

Рисунок 54. Софийский собор. Современный вид.

 

были и широкие хоры, где молились члены княжеской семьи. В Десятинной церкви находились святыни земли Русской: мироточивая глава священномученика Климента, с 1044 года здесь находились мощи равноапостольной княгини Ольги, и здесь же было совершено погребение равноапостольного князя Владимира. Храм был построен по византийскому образцу из плинфы (тонких кирпичей), скрепленных известковым раствором, с использованием для украшения интерьера большого количества мрамора. Стены были расписаны фресками, а в алтаре использовалась мозаика. Сочетание мозаики и фрески в одном пространстве не было характерно для Византии, но стало особенностью церковного искусства Киевской Руси. Здесь же находились иконы, привезенные князем Владимиром из Корсуня.

 

55 56

 

Рисунок 55. Св. Иоанн Златоуст Мозаика в апсиде 1043-1046 гг. Киев. Собор Св. Софии

Рисунок 56. Деисус. Христос. Мозаика в арке конхи апсиды.1043-1046 гг. Киев. Собор Св. Софии.

 

Особенностью храмовой архитектуры этого периода было то, что первая его часть (притвор или нартекс в греческом варианте) была значительно больше, чем это было принято в Византии. Дело в том, что к тому времени Киевская Русь, только открывшись христианству, имела достаточно большое количество оглашенных, которые только собирались принять истинную веру и доступ им в наос, где собирались христиане, согласно уставу был запрещен. С достаточно большим притвором были построены и другие храмы: собор Святой Софии Премудрости Божьей (1017-1037), построенный константинопольскими мастерами по указу князя Ярослава Мудрого на месте победы над печенегами, Спасо-Преображенский Собор в Чернигове (1030-1036), построенный князем Мстиславом, и другие.

 

 

Рисунок 57. Софийский собор. Оранта.

Собор Святой Софии Премудрости Божьей в Киеве строился как главный кафедральный храм государства в подражании собора Святой Софии в Константинополе. Тем более что на 1037 год приходилась годовщина (500-летие) окончания его строительства. Это пятинефный, трипрестольный крестово-купольный храм с двумя рядами галерей, которые делали его еще более внушительным в размерах (29,5 на 29, 3 м. и с галереями – 41,7 на 54,6 м.). Грандиозный центральный купол, окруженный 12-ю поменьше, символизируют образы Иисуса Христа и 12 апостолов. Наличие двойных галерей, двух угловых башен и активное использование растительной орнаментики во фресковых росписях храма не было типичным для византийской традиции и больше демонстрирует наличие первых признаков формирования собственной киевской архитектурной школы. Храм был украшен мозаиками и фресками. Иизначальная площадь мозаичной декорации собора, согласно современным исследованиям, составляла 639,86 кв. м. (в том числе: фигуры – 144,51 кв.м., орнаменты – 157,61 кв.м., декоративный фон – 337,74 кв.м.). (Г.Н. Логвин Собор Святої Софії в Києві. Мистецтво. К. 2001, -с.74). В центральном куполе Святой Софии Киевской расположено мозаичное изображение Христа Пантократора, вокруг которого на парусах находятся изображения четырех Апостолов. В центральной апсиде находится монументальное мозаичное изображение Богородицы (около 5 метров), получившее название «Нерушимая стена». Несколько ниже ее находится мозаичная композиция «Евхаристия». Мозаики выполнены в присущей для константинопольской школы этого периода манере, когда изображение располагается на золотом фоне. Фресковые росписи, которыми украшены не только стены, но и столбы, хоры храма, расписывались греческими мастерами с привлечением первых русских мастеров, которые у них учились этому искусству. Существует точка зрения, согласно которой в работах над фресковыми росписями Собора св. Софии и главного храма Киево-Печерского монастыря Успенского Собора принимал участие преподобный Алипий Печерский, написавший икону Богородицы «Великая Панагия», «Свенско-Печерскую» икону Богородицы и последнюю икону «Успения Богородицы». Согласно Киево-Печерскому Патерику эта икона была написана чудесным образом посредством ангела, который помогал больному пр. Алипию, лежащему на смертном одре.

Рисунок 58. Плинфа.

 

При строительстве храмов использовалась техника, получившая название «смешанной кладки», где камень чередовался с плинфой (тонким кирпичом). Следует также отметить, что для церковной архитектуры этого периода притягательным стало строительство во многих городах Руси соборных храмов именно Святой Софии. Ярким примером тому могут быть храмы Святой Софиив Новгород е, построенном сыном Ярослава Мудрого Владимиром (1045-1050 г.) и в Полоцке (около 1044-1066 г.).

 

Рисунок 59. Устюжское благословление. XI в.

 

Не менее значительным в храмовом строительстве этого периода стало возведение храмов в честь свв. Бориса и Глеба. Сначала первый храм свв. Бориса и Глеба был построен в Вышгороде князем Ярославом Мудрым. Он был деревянным, и там находились мощи этих святых. В 1073 году князь Святослав на месте деревянного построил каменный, но в 1115 году его своды рухнули, и князю Олегу Святославичу пришлось его отстраивать снова. Так этот храм стал пятибанным крестово-купольным. В 1120-1123 годах князь Давид (Глеб) в Чернигове строит однобанный трехнефный храм с открытыми галереями также в честь свв. Бориса и Глеба. Особенностью этого храма, который стал, как и Спасо-Преображенский Собор, усыпальницей князей Чернигово-Северского княжества, было использование в качестве декоративных частей резных капителей мраморных полуколонн с изображениями сымаргла-сенмурва (языческого мифологического образа, который использовался в декоративных целях, в том числе, и на сохранившихся колтах). Впрочем, такой тип храмового строительства был присущ и следующему периоду – эпохе раздробленности Руси.

 

 

Рисунок 60. Успенская церковь в Киеве, получившая название «Богороцицы Пирогощи» (1131-1136)

в) Церковно-христианское искусство периода феодальной раздробленности Киевской Руси.

Второй период развития церковно-христианского искусства (с середины XII века и по 1240 г.), известный как период феодальной раздробленности Киевской Руси. В своих особенностях он был обусловлен наличием постоянных междоусобных противостояний, имевших место среди князей после известного съезда в Любече. Тогда каждый князь должен был свою «вотчину держать» передавая ее в наследство старшему сыну, а на чужое не претендовать. Таким образом, постепенно Киев теряет свое главенствующее значение, и каждый князь заботится, прежде всего, о своем уделе с присущим ему местными особенностями и колоритом. Время строительства грандиозных монументальных храмов прошло и на его смену приходит камерное искусство.

Уже в конце XI века формируется новая тенденция храмового строительства: это трехнефный, шестистолпный с трема апсидами, притвором и хорами храм, имеющий только одну главу и позакомарное покрытие. Принимая к вниманию местные традиции и колорит, русские мастера начинают формировать местные архитектурные и иконописные школы, проявляя интерес к западным образцам (романского и готического стиля). Так начинают определяться индивидуальный облик зодчества Волыни, Галича, Владимира на Клязьме и других школ. Наиболее выразительными стали три архитектурных школы: юго-западная (Киев, Чернигов, Полоцк и Смоленск), Северо-восточная (Владимир и Суздаль) и Северная (Новгород, Псков). Яркими примерами юго-западного направления в церковном искусстве могут быть: Успенская церковь в Киеве, получившая название «Пирогощи» (1131-1136), шестистолпный, однокупольный храм св. Кирилла Александрийского как главный храм Кириллова монастыря в городе Киеве (середина XII века), церковь Св. Параскевы Пятницкой в Чернигове (конец XII века). Храм Св. Параскевы («Пятницкой») был построен с использованием системы ступенчатого возвышения арок одной над другой (система называлась еще «в ящик») известным к тому времени киевским архитектором Петром Милонегом.

 

61. 62 (а,б).

 

Рисунок 61. Церковь Спаса Преображения в Переяславле Залесском 1152-1157.

Рисунок 62 (а,б). Покрова Богородицы на Нерли. Северный фасад. 1165-1166.

 

Другой важнейшей особенностью этого периода стало то обстоятельство, что храмы украшаются исключительно фресковой росписью при полном отсутствии мозаик. Искусство мозаики довольно дорогое и хлопотное, да и хороших местных мастеров, судя по всему, не было, а делать заказ для иностранцев удельные князья не считали необходимым. К тому же в отличие от классической технологии, когда фреска пишется еще по не высохшей штукатурке для того, чтобы она не осыпалась и долго сохраняла свежесть цвета, с середины XII века пренебрегают этим условием и пишут по сухой (техника «сухой фрески»). Ярким тому образцом могут служить фресковые росписи церкви св. ап. Иоанна Богослова в Смоленске. Стилистической особенностью этого периода называют и наличие подчеркнутой экспрессивности в передаче образа.

Поскольку Владимиро-Суздальская земля к XII веку активно осваивалась и расширялась, возникала необходимость в строительстве новых сооружений и в том числе церковного предназначения. Яркими образцами могут быть: одноглавый Спасо- Преображенский храм в Переяславе-Залесском, белокаменный Успенский собор во Владимире, храм св. Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском с каменной резьбой, покрывавшей всю поверхность внешних стен его от основания и до купола как дань романскому влиянию, имевшему место в это время.

Рисунок 63. Икона св. Николая Чудотворца.

 

Наиболее выразительно византийская манера письма сохранила свой отпечаток в Новгородской иконописной школе. Существенной особенностью этой школы стало наличие подчеркнуто декоративного начала, утонченности, вытянутости изображаемых фигур, более выраженная композиционная свобода и активное обращение к использованию темно-красного средника (фона). Именно в этой манере были написаны «Белозерская» икона Пресвятой Богородицы, «Успение Пресвятой Богородицы», икона св. Николая Чудотворца.

 

Литература к теме 13.

 

Боборов Г.Ю. Малая история культурыюОсновы иконографии древнерусской живописи. Мифрил С.-Пб. 1995.

Логвин Г.Н. Собор Святої Софії в Києві. Мистецтво. К. 2001

Історія української культури. Т.1. К.: Наукова думка. 2001.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.