Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История гонений в африканской провинции 4 страница




(III, 10) Итак, мы докажем, что Отец и Сын и Святой Дух имеют единую сущность вначале на основании книг Ветхого Завета, а после — Нового; вот как начинается книга Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю; земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами»40. Он — начало, и когда иудеи спросили его, кто он, ответил: «От начала сущий, как и говорю вам»41. Ибо Дух Божий, носившийся над водами, и есть создатель, всемогуществом власти своей совершивший творение, ибо, намереваясь создать все живое из неупорядоченных элементов, он из самого себя предоставил материю подлинного света, и уже тогда, по слову его, природа приняла благодать освящения великим таинством омовения, и первым одушевленным телам была дана жизнь. Об этом Давид, вдохновленный Богом, свидетельствует: «Слово Божие породило небо и в дуновении от уст его вся сила его»42. Представь же, как наполнено краткое время и какое величие он обрел в залог единства: ибо Отец в Господе, Сын рожден объявлением слова, Дух Святой вызван из «уст Всевышнего»43. И не объявление желаемого заключалось в слове, но сказал, и через это возникли небеса; и не один лишь порыв заключен в Духе, но через него явлено нам всемогущество

божественной силы. А где сила, там необходимо возникает и лицо, ею обладающее; и тогда вся она не отделена от Отца и Сына, но соединенно выражена в Святом Духе, не потому, что он сохраняет свою особенность, ибо это присуще и Отцу и Сыну, но потому, что составляет целое и с тем и с другим.

(III, 11) И далее, когда Господь возвещал о призвании народов, то в имени единого божества назвал Святой Дух, говоря: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»44. И далее, в послании к коринфянам апостол завершает молитву такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и общение Святого Духа со всеми вами»45. И чтобы еще более ясным стало для нас, что эта Троица обладает единой сущностью, а это и есть то, во что мы должны твердо верить, а также по какому замыслу Бог создал и мир и человека, — все это Господь открыл нам через таинство Троицы, говоря: «сотворим человека по образу и подобию нашему»46. И когда сказал «нашему», выразил, несомненно, что не единственен; когда же произнес «образу и подобию», указал на сходство отдельных лиц, так что в одних и тех же словах содержится ясное указание на Троицу, и суть ее при этом отнюдь не в абстрактной множественности и не во внутреннем противоречивом подобии, и еще она проявляет себя в такой последовательности, когда говорят: и сказал Бог, и совершил Бог, и благословил Бог. Ибо неизбежно творцом всего сущего является единый Бог.

Этот вопрос веры еще в древности был раскрыт и подтвержден через благословение Моисея, так как Господом было велено благословлять народ таинством тройного призывания. Вот что сказал Бог Моисею: «Да благословишь ты народ мой так, как и я благословляю их: и тогда благословит тебя Господь и защитит тебя; озарит Господь лик свой перед тобой и смилостивится над тобой; обратит Господь к тебе лик свой и даст тебе мир»47. Что это так, подтверждает сам пророк Давид, говоря: «Да благословит нас Бог, Бог наш, да благословит нас Бог и да устрашатся гнева его во всех пределах земли»48. Ибо единую Троицу славит песнопением и воинство небесных ангелов, и три раза «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф»49 неустанно повторяют поющие голоса, вознося славу к единому престолу царства его. И чтобы еще более прочно эта истина запечатлелась в умах верующих, мы приводим слова причастного божественным таинствам Павла. Он же говорит: «Дары различны, но дух один

и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всем»50. Павел учит нас, что Святой Дух совершает эти различия, разделяя всех приобщенных по природе и по справедливости: когда сам раздает различные свои милости вплоть до последних из нас — так внушает нам апостол, говоря: «Все же сие производит один и тот же дух, разделяя каждого особо, как ему угодно»51. Это место не содержит никакой двусмысленности, но объясняет нам, что и Святой Дух и Бог — сами творцы своей воли, и ими же все совершается, во-вторых, нам совершенно ясно указано, что они даруют различные щедроты свои по собственной воле в соответствии со своей божественной властью; и так как сказано о даровании милостей по собственной воле, никак невозможно усмотреть в том подчинение одного другому: во всем, созданном Богом, заложено подчинение ему, в Троице же лишь власть и свобода. И чтобы еще ярче стал свет нашего учения о единой божественной сущности Отца и Сына и Святого Духа, приведем слова Иоанна евангелиста. Ибо так говорит он: «Трое тех, которые свидетельствуют на небе, Отец, слово и Святой Дух, и сии три суть едины»52. Разве сказал он: «Три, различные по природе своей или разделенные присущими каждому из них глубокими различиями по положению и достоинству?» — «Нет, но три, — говорит, — суть едины».

(III, 12) Но помимо этого мы все снова и снова получаем подтверждения, что Святой Дух, составляющий с Отцом и Сыном единое божество, причастен к созданию всего сущего; так, в Библии Иов называет Святой Дух творцом: «Дух, — говорит он, — Божий тот, кто создал меня, и Дух всемогущий, который наставляет меня»53. И Давид возвещает: «Ниспошли дух твой и совершится и повторится лик земли»54. А если воссоздание и обновление исходит от Духа, то, несомненно, без Духа не могло быть и начала творения. В таком случае нам становится ясно, что после сотворения мира Святой Дух так же воскрешает, как Отец и Сын.

Истинно о Боге-Отце говорит апостол: «Я свидетельствую перед лицом Бога, который оживляет все»55. Жизнь, несомненно, дает и Христос: «Овцы, — говорит он, — мои слушают глас мой, и я даю им жизнь вечную»56. Подлинно, податель жизни для нас — Святой Дух, как об этом говорит сам Господь: «Дух есть тот, кто животворит»57. Итак, несомненно доказано, что Отец и Сын и Святой Дух — единая животворящая сила.

(III, 13) О предвидении грядущих событий, присущем Господу, и постижении сокровенного, о чем не может знать никто из христиан, ясно сказано в книге Даниила: «Ты есть Бог, — говорит он, — сохраняющий тайное, который предвидит все, прежде чем совершится»58. Этот же самый дар предвидения свойственен и Христу, как об этом сообщает евангелист: «С самого начала Иисус уже видел, кто намерен предать его, и знал тех, кто не уверует в него»59. То, что ему ведомо сокровенное, становится совершенно очевидным, когда он, изобличая тайные замыслы иудеев, говорит: «Что нечестивое замыслили вы в сердце своем?»60 Кроме того, сам он открывает нам, что знать все заранее точно так же свойственно и Святому Духу, говоря апостолам: «Когда придет дух правды, то научит вас всему и возвестит вам грядущее»61. А когда говорят, что он прорицает будущее, то без сомнения признают, что он все предвидит, ибо сам он постигает все глубины Бога и знает все, что составляет суть Бога, как вспоминает Павел, говоря: «Дух же все проницает, даже глубины Бога»62. Также и в другом месте: «Как никто из людей не знает, что есть в человеке, кроме духа, живущего в нем самом, так и сущности Бога никто не знает, а только Дух Божий»63.

(III, 14) Чтобы возможно было постичь всю истинную силу Духа Святого, мы скажем кратко о наводящем священный трепет. Некий лукавый ученик, как об этом сказано в деянии апостолов, продав имение, утаил часть денег, и, выдав оставшееся за целое, положил их к ногам апостолов: тем же, что задумал утаить, он оскорбил Дух Святой. Но что же тотчас сказал ему блаженный Петр? «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?»64 И далее: «Не людям солгал ты, а Богу»65. Тогда внезапно пожелавший солгать был поражен силой его и испустил дух. Совершенно очевидно это означает, что блаженный Петр подразумевает Святой Дух, когда говорит: не людям солгал ты, но Богу. Итак, это доказано, ибо кто лжет Духу Святому, лжет Богу, и кто верит в Святой Дух, верит в Бога. То же самое, и даже еще более бесспорно, Господь открыл нам в Евангелии: «Всякий грех и неправда простится людям; но кто хулит Дух Святой, не простится тому ни в сем мире, ни в грядущем»66. Вот суровый приговор, который он выносит за непростительный грех тому, кто злословит о Духе Святом.

Сравни же это изречение с тем, что записано в книге Царств: «Если совершит грех муж против мужа, найдутся ему защитники; если же против Бога согрешит, кто станет

молить за него?»67 Следовательно, если злословить о Духе Святом и грешить против Бога — одно и то же, то есть ничем не искупимая вина, тогда каждому открыто, сколь велик Святой Дух.

(III, 15) О том, что Бог вездесущ и все собой наполняет, мы узнаем из уст Исайи: «Я, — говорит он, — Бог приближающийся и не из далека. Если скроется человек в потаенных местах, разве я не увижу его? Не я ли наполняю и небо и землю?»68 Какие же слова в Евангелии убеждают нас в вездесущности Спасителя? «Где соберутся, — говорит он, — двое или трое во имя мое, там и я буду среди них»69. Равным образом о Духе Святом, о том, что он вездесущ, нам сообщает пророк от лица Бога: «Я в вас и дух мой пребывает среди вас»70. И Соломон говорит: «Дух Господень наполняет собою круг земель, и он, который заключает в себе все сущее, обладает знанием слова»71. Также Давид возвещает: «Куда спрячусь я от Духа твоего и где скроюсь я от лика твоего? Вознесусь ли на небо, ты там пребываешь; спущусь ли в недра земли, и там ты; если же обрету рыбьи плавники и окажусь прямо в глубине морской, то и туда ведь протянется рука твоя и возьмет меня десница твоя»72.

(III, 16) Бог обитает в тех, кто его почитает, согласно обещанию, которое он дал, сказав: «Пребуду в них»73. Истинно Господь Иисус так говорит в Евангелии: «Пребудьте во мне и я в вас»74. И Павел признает это, вопрошая: «Не знаете ли, что Иисус Христос в вас самих?»75 Но, с другой стороны, все находится во власти духа, как вспоминает Иоанн: «Из этого, — говорит он, — мы заключаем, что он в нас, ибо от духа своего он дал нам»76. Так же точно и Павел свидетельствует: «Разве не знаете, что вы и есть храм Божий и дух Божий жив в вас?»77 И еще говорит: «Славьте и имейте Бога в образе вашем»78. Какого Бога? Как бы то ни было, Духа Святого, который, как это очевидно для нас, и есть храм сей.

(III, 17) Что судит Отец, судит Сын, судит Святой Дух — следует признать совершенно очевидным: в псалме сорок девятом сказано: «Грешнику же говорит Бог»79; и далее: «Изобличу тебя и представлю пред лицо твое грехи твои»80. Подобным образом и Давид, молясь, взывает к Христу: «Господи, да не осудишь ты меня во гневе своем»81, ибо сам он намерен судить всякую плоть. Какую же истину изрек Спаситель в Евангелии о Духе Святом? «Когда придет, — говорит он, — заступник, то станет судить мир по грехам его, по благочестию и по справедливости»82. И предвидя это, Давид взмо-

лился к Богу: «Куда спрячусь я от духа твоего и где скроюсь я от лика твоего?»83

(III, 18) Что благ Отец и благ Сын и благ Святой Дух — тому имеются следующие подтверждения. Говорит пророк: «Благ ты, Господи, и в благодати своей яви мне милости свои»84. Также о себе самом свидетельствует единородный: «Я есть пастор добрый»85. Равным образом и о Духе Святом возвещает в псалме Давид: «Дух твой добрый привел меня в обетованную землю»86.

(III, 19) Кто же может обойти молчанием это достоинство Духа Святого? Истинно восклицали древние пророки: так сказал Господь. Это восклицание Христос, придя в мир, повторил от своего лица, утверждая: «Я же говорю вам»87. А новые пророки что возвещали? Как пророк Ахав в деяниях апостолов изрек: «Так сказал Святой Дух»88, и Павел Тимофею: «Дух, — говорит он, — ясно сказал»89: эта речь, бесспорно, указывает на отсутствие различий внутри троицы. И Павел свидетельствовал о себе самом, когда был он Богом-Отцом и Христом призван и послан: «Павел, — говорит он, — апостол, избранный не людьми и не через человека, но Иисусом Христом и Богом-Отцом»90. Кроме того, в деяниях апостолов о тех, кто был Духом Святым избран и послан, написано поистине следующее: «Так сказал Святой Дух: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я призвал их»91. И немного дальше: «Сии, — говорит он, — будучи посланы Духом Святым, пришли в Селевкию»92. И еще, в той же книге: «Пекитесь же о себе самих и обо всем стаде, потому как Дух Святой поставил вас епископами»93.

(III, 20) Дух же Святой вовсе не птица, ибо назван заступником, а кто же сочтет таковым нечто жалкое. Заступника же призывают, или, лучше сказать, утешителя, как более принято в латинском языке; точно так же принято именовать и Сына Божьего, как наставляет нас Иоанн: «Вот вам, — говорит он, — слово мое, да не согрешите; если же кто согрешит, то имеем мы заступника перед Отцом, Иисуса Христа»94. Еще и сам Господь уверяет апостолов: «Другого заступника пошлет вам Отец»95; без сомнения, когда говорит он «другого заступника», также объявляет заступником и себя самого. И не от Отца получил он это имя заступника, ибо имя сие от доброты его, а не от природы.

Наконец, Павел так пишет к коринфянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, который утешает нас»96.

И когда утешителем зовется Отец, утешителем зовется и Сын, утешитель также и Святой Дух, ибо одно утешение подает нам Троица, как и одно прощение грешникам; апостол же так утверждает: «Очищены вы, — говорит он, — и оправданы, и освящены вы во имя Господа нашего Иисуса Христа и духа Бога нашего»97. Мы могли бы привести большее число доказательств, взятых из Святого Писания, которые прямо подтверждают, что у святой Троицы единая слава крещения, деяния и власти; но так как и от всего вышесказанного разум исполнен мудрости, многое мы опустили, стремясь к краткости.

(III, 21) Итак, проведем рекапитуляцию всего, сказанного нами. Если Дух Святой возник от Отца, если освобождает, если он Господь и освящает, если создает вместе с Отцом и Сыном все сущее и если животворит, если обладает знанием будущего как Отец и Сын, если он вездесущ и наполняет все, если живет в избранных, если судит мир и выносит приговор, если он благ и справедлив, если о нем восклицают: «Так говорит Святой Дух», если пророков избирает, если апостолов посылает, если епископов назначает, если он утешитель, если владеет всем как пожелает, если очищает и оправдывает, если противников своих поражает, если тот, кто хулит его, не получит прощения ни в сем мире, ни в грядущем, если он во всяком случае неотъемлем от Бога: когда все это так, как же можно сомневаться в отношении него, что он Бог, если сам он свидетельствует о себе множеством дел своих: несомненно, не чужд величию Отца и Сына тот, кто равен им совершенством трудов. Тщетно отказывать ему в имени божества, ибо силу его нельзя отрицать; тщетно стану я избегать почитания его вместе с Отцом и Сыном и тем самым откажусь славить его как Отца и Сына. Если он вместе с Отцом и Сыном несет мне прощение, как и другим грешникам, если дарует освящение и жизнь вечную, чрезмерно неблагодарен я и нечестив, если не вознесу ему хвалу как Отцу и Сыну. Или если он не тот, кого должно почитать наравне с Отцом и Сыном, следовательно, и не тот, кого нужно славить в крещении; если же, напротив, ему следует всемерно возносить хвалу в соответствии с тем, как велел Господь и как учат апостолы, то не мала ли вера того, кто станет отвращать меня от его почитания? Но в кого приказано мне верить, тому буду я молиться как можно усерднее. Итак, стану молиться Отцу, молиться Сыну, молиться и Духу Святому, с равным к каждому из

них почтением. Если же кто считает сие тягостным, пусть услышит, как Давид повелевает праведным чтить Бога: «Поклоняйтесь подножию его»98. Если должно поклоняться подножию его, сколь более исполнена благочестия молитва, если возносится она Духу Святому! Ибо он дух, о чем блаженный Петр поведал в столь возвышенных словах, говоря: «Когда Дух Святой послан был с небес, ангелы жаждали взглянуть на него»99. Если ангелы страстно желали узреть его, то тем более нам, смертным людям, не должно презирать его, не то и нам скажут, как сказано было иудеям: «Вы всегда противились Духу Святому, как и отцы ваши»100.

(III, 22) Если столь многие и убедительные доказательства не преклонят душу к почитанию Духа Святого, то узнай еще более бесспорные. Ибо так поистине Павел наставлял пророков церкви, в которых и через которых, несомненно, говорил Святой Дух: «Если, — утверждает он, — все станут пророчествовать, и войдет некто, неверующий или незнающий, то уличен будет всеми и повержен всеми, скрытое же в сердце его станет явным; и тогда, пав ниц, восславит он Бога, благовествуя, ибо поистине в вас Бог»101. И непременно Дух Святой пребывает в тех, которые пророчествуют. Итак, если уж и неверующие падают ниц и, устрашенные, славят Духа Святого, и противящиеся исповедуются, сколь более ревностно должно поступать так верующим, ибо по собственной воле и с любовью почитают они Духа Святого! Дух же Святой чтят не так, словно он один, как это в обычае у язычников, ведь и Сына не почитают отдельно, ибо он в деснице Отца своего: но мы, когда славим Отца, верим, что тем самым славим и Сына и Святого Духа, потому что и когда призываем Сына, верим мы, что и Отца призываем, и когда молим Отца, уверены, что услышаны будем и Сыном, как сказал сам Господь: «Все, что испросите у Отца во имя мое, я дам вам, чтобы возвеличивался Отец в Сыне»'02; и если кто почитает Духа Святого, непременно почитает и того, кого есть дух сей. И это никто не может отрицать, ибо никто не властен человеческими молениями ни лишить, ни добавить что-либо совершенству Бога, но, несомненно, всякий исполнит свое желание и стяжает себе славу преданным служением или упорным сопротивлением вечному соблазну: ибо, бесспорно, Господь страсть и гордыню отвергает, почитание же, поистине плод благочестия, приветствует. Почему же тогда верующим не чтить неизменно

Троицу, о вере в которую они ревнуют, чьим именем они возродились, чьими рабами они, хвалясь, именуются? И еще, как по имени Бога-Отца люди именуются «божьими», так что и Илия был назван божьим человеком, и Моисей объявлен божьим человеком, и как по Христу мы именуемся христианами, так же и от духа называют нас «духовными». Так, если кто зовется божьим человеком и он не христианин, то он ничто; и если кто зовется христианином, не будучи, однако, духовен, то, значит, недостаточно тверда его вера в Спасителя.

(III, 23) Итак, спасительно для нас крещение и исповедание веры в нерушимую Троицу, ибо един обет благочестия, и, следовательно, мы не признаем различий значения, как это в обычае у язычников, и не предполагаем, кто более совершенен в Троице. Да не поддадимся мы соблазну иудеев, которые отвергают Сына Божьего, которые не чтят Духа, но еще более почтим и возвеличим божественную Троицу, подобно тому как во время таинств наши уста славословят, так повторяя согласно: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Три раза произнося «свят», мы тем самым утверждаем единство всевластия, ибо одна вера, одно прославление, о чем узнаем мы от апостолов и о чем услышали коринфяне: «Благодать Господа Бога нашего Иисуса Христа и любовь Бога-Отца и общение Святого Духа со всеми вами»103. Это наша вера, согласно преданиям апостолов и евангелистов, и все сущее в мире сем рождено в лоне католических церквей, в котором и мы милостью Бога всесильного пребываем вплоть до конца жизни, и в это мы верим и надеемся.

Составлено за двенадцать дней до Майских Календ Яну-арием Заттаренским, Виллатиком из Казы Медианы, епископами Нумидийскими; Бонифацием Форацианским и Бонифацием Грацианским104, епископами Бизаценскими.

КНИГА ТРЕТЬЯ

(IV, 1) Когда появилась и была прочитана наша книга, те, чьи незрячие очи никак не могли вынести свет правды, обезумев, громкими голосами возмущенно кричали, как мы посмели в окружении своих называть себя правоверными. И тотчас стали клеветать на нас царю, так что мы подняли шум, стараясь заглушить их речи; но царь, в тот же час воспламенившись и поверив лжи, поспешил сделать то, что хотел. Имея уже написанный декрет и тайно разослав с этим декретом по разным провинциям своих людей, он, в то время как епископы находились в Карфагене, закрыл в один день все церкви в Африке и все имущество католических епископов и церквей передал в ведение своих епископов. И он даже не знал, о чем гласит и что утверждает закон, изданный некогда нашими христианскими императорами против них и других еретиков во славу католической церкви1; ариане же не постыдились обернуть его против нас, добавив многое от себя, ибо так было угодно тиранической власти.

Итак, вот серия изданных и обнародованных законов.

(IV, 2) «Гунерих, царь вандалов и аланов, всем народам, нам подвластным. Общепризнанно, что направлять дурные советы против самих злоумышленников — в этом достоинство торжествующей и державной власти: ведь кто бы ни задумал что-либо дурное, против себя оборачивает свое же зло. В этом наше милосердие следует указанию божественной воли и, невзирая на лица, судит людей в соответствии с их поступками — добрыми или дурными — одних при этом заставляет поплатиться, а других не оставляет без вознаграждения. Итак, отвечая на вызов решивших презреть повеление светлой памяти нашего отца и нашу кротость, прибегнем к строгому суду. Ведь мы довели до сведения всего населения распоряжения о том, чтобы в пределах владений

вандалов2 католические священники не устраивали никаких собраний и не смели притязать на исполнение таинств, которые и так уже сильно осквернили. Однако мы видели, что это осталось в пренебрежении, и многие, будучи застигнутыми, утверждали, что сохранили основу веры неприкосновенной; далее известно, что всем напомнили заранее о необходимости прийти без какого бы то ни было страха к Февральским Календам восьмого года нашего царствования, и было дано предварительно девять месяцев на согласование: могут ли какие-либо из их предложений быть приняты. Известно также, что пока они стекались сюда, в город Карфаген, им была предоставлена вторая отсрочка на несколько дней после того, как окончился срок первой. И когда они собрали своих сторонников, готовых к обсуждению, как известно, нашими достопочтенными епископами в первый же день было сделано заявление, что 6p.oiK7i.ov3, выводимый католиками из самого Божественного Писания, отвергнут множеством священников, что он единодушно обойден молчанием понтификами на Ариминском соборе4 и отброшен в Селевкии5, поэтому их увещевали от него отказаться. Однако они никоим образом не пожелали сделать это и призвали бывший с ними возбужденный народ к мятежу. Так что даже и на второй день, когда мы предложили им, как было заранее установлено, дать ответ о вере, было ясно, что они, поведя себя опрометчиво, возбудили всех и побудили к немедленному столкновению».

«Из-за такого их поведения мы вынуждены распорядиться, чтобы их церкви были закрыты, и так будет продолжаться до тех пор, пока они будут стремиться к открытому конфликту: однако они не желают останавливаться с упорством, которое, очевидно, восприняли от дурных советов. И тем более необходимо и справедливо обернуть против них то, что составляет содержание их собственных законов, которые, хотя императоры были введены вместе с ними в заблуждение в разное время, только теперь случилось обнародовать. Очевидно, что совокупность этих законов стремится к тому, чтобы ни одна церковь не была открыта отпавшим от их суеверия священникам и чтобы нигде нельзя было другим ни основать монастырь или устроить собрание, ни открыть и освятить церкви в городах или каких-нибудь маленьких местечках страны, а все уже существующие должны быть отданы в казну, то есть средства всех находящихся в их веде-

нии церквей и всех священников их веры. У них не должно быть права оставаться в каком-либо месте, но они должны быть изгнаны из всех городов и мест; у них вообще не должно быть возможности крестить или спорить о вере, и у них не должно быть права рукополагать епископов, пресвитеров и других, имеющих отношение к клиру; они заслуживают столь строгое наказание, ибо позволяли себе принимать такие почетные дары, что даже сами устроители подвергнутся штрафу на десять фунтов6 золота каждый; кроме того, ни одно место не должно быть им предоставлено для проповеди; если же они будут выступать как частные лица, то лишатся всякого влияния; и если они продолжат упорствовать в своем гибельном заблуждении, то из-за собственного упрямства будут под надежной охраной отправлены в изгнание. Вот так упомянутые ранее императоры свирепствовали среди народа7, так что в пользу тех не было позволено ни дарить, ни завещать или принимать, ни передавать бескорыстно от других; средства также не могли быть переданы ни на основании фидеикомисса8, ни по завещанию, ни дарениями или оставлением по случаю смерти, ни каким бы то ни было приложением к завещанию или на основании любого другого письменного документа; это распространялось даже на тех, кто служил в их дворцах, на виновных они налагали штраф, размер которого соответствовал высоте занимаемого положения; кроме того, все те лишались подобающих им по закону привилегий и подвергались бесчестью, сами императоры преследовали в судебном порядке тех лиц, которые подлежали публичному обвинению. Служащим из числа судей разного ранга угрожал штраф в размере 30 фунтов серебра; если же пребывающим в заблуждении случалось платить пять раз, то после этого виновные, подгоняемые бичами, отправлялись в изгнание. Далее, все книги священников, признанных неблагонадежными, они велели предавать огню; мы, в свою очередь, с такого рода книгами, так как содержащаяся в них ошибка представляется опасной, приказываем сделать то же самое. Меры, о которых было сказано, императоры велели применять соответственно положению каждого из обвиняемых лиц; так, каждый из сиятельных9 вносил по пятидесяти фунтов золота, высокородные10 по сорок фунтов золота, сенаторы по тридцать фунтов золота, принципалы" по двадцать фунтов золота, бывшие жрецы по тридцать фунтов золота, декурионы12 по пять

фунтов золота, торговцы по пять фунтов золота, плебеи по пять фунтов золота, циркумцеллионы13 по десять фунтов серебра; и если они в столь гибельных обстоятельствах продолжали упорствовать, то карались конфискацией всего имущества и изгнанием. Не только сословия городов, но и прокураторы и арендаторы имений14 могли быть подвергнуты такому наказанию, поэтому они по возможности стремились утаить свое состояние и сделать так, чтобы о нем знало как можно меньше людей, а будучи присужденными к штрафу, не спешили отдать сохраненное судебной власти; неоднократно также было объявлено арендаторам земель царской резиденции15: какую сумму они выплачивали царскому дому16, такую же обязаны были вносить в качестве штрафа в казну; мы же распорядились выслеживать всех вообще арендаторов и землевладельцев17, которые будут продолжать исповедовать это суеверие; судьи же, не дающие законного хода этому опаснейшему делу, будут наказаны объявлением вне закона и конфискацией имущества; что же касается влиятельнейших должностных лиц18, то они будут подвергнуты штрафу в троекратном размере, прочие присуждаются к уплате двадцати фунтов золота».

«Поскольку необходимо этими постановлениями обуздать всех омоусиан, чтобы, как это безоговорочно решено, ослабить и лишить основания склонность к такого рода пагубным заблуждениям, мы приняли решение относительно всех вышеназванных, что они не будут допущены к богослужению, а продолжающие упорствовать подвергнутся преследованию среди сословий всех городов19; но также и судей, которые не будут судить их должным образом, ожидает суровое наказание. Все, введенные в заблуждение упомянутой ошибочной верой в b\iovcn.ov, уже осужденной общим решением великого множества священнослужителей, как мы повелеваем на основании всех вышеперечисленных постановлений и договоров, должны устраниться, и чтобы никто из них не осмелился самовольно вернуть себе право богослужения, но пусть устрашатся они кары, назначенной за подобное ослушание, если ко дню Июньских Календ восьмого года нашего царствования20 они не будут обращены в истинную веру, которую мы чтим и охраняем. Наше милосердие выбрало именно этот день на том основании, чтобы осужденным за ересь не было отказано в прощении, а непреклонные души да постигнет заслуженное наказание.

Если же они будут упорствовать в своем ошибочном убеждении, или дома их будут заняты нашими воинами, или, возможно, при необходимости против них будут применены другие законные меры, так что чем более высок их статус, тем более значительные подати они будут принуждены платить; кроме того, никто из влиятельных лиц, которые, быть может, достигли своего высокого положения посредством какого-либо обмана, не заслуживает снисхождения. Что же касается частных лиц, какой бы ранг и место они ни занимали, обнародованное нами постановление предписывает им соблюдать то, к чему, очевидно, принуждают виновных вышеупомянутые законы, чтобы наказание соответствовало достоинству каждого. К судьям же из провинций, о которых станет известно, что они нерадиво карают нечестивцев, мы постановили применять более суровое наказание, предусмотренное для подобных случаев. Мы также доводим до сведения всех наставников истинной божественной святости, то есть наших священников, что статус всех церквей, в каких бы землях и регионах они ни были основаны, и всего клира определяется вышеназванным указом, так как божьим соизволением все они подчиняются нашей верховной царской власти и, следовательно, находятся в одинаковом положении, этим декретом мы указываем, как должно поступать: без промедления необходимо увеличить содержание нуждающимся в средствах, ибо нашим святым понтификам должно быть отдано то, что положено им по праву. Итак, мы решили обнародовать этот закон, являющийся источником всяческой справедливости, чтобы никто не мог, сославшись на незнание о том, что было предписано, таким образом оправдать себя. Желаем вам всем быть в добром здравии. Издано в VI день до Мартовских Календ21, в Карфагене».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.