КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и типы текстов
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например, по видам выделяют тексты устные и письменные, диалогические и монологические; по типам имеют место тексты – описания, повествования, рассуждения; по стилистическим особенностям деловые, научные, публицистические, разговорные и художественные. По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной. Свойства устной речи – это быстрота её порождения, неподготовленность, отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций. Ситуативная устная речь содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов, сравнительно часты лексические и синтаксические повторы. Также необходимо отметить, что в устной речи существенную роль играют невербальные средства общения: интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр. Ситуативную устную речь мы можем наблюдать в телепередача. На устную речь влияют такие физические факторы, как ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени; ограниченность дыхания, ограниченность нашейкратковременной памяти. Следствия этих ограничений таковы: - в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты; - ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создаётся сразу в устной форме; наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы); в устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание; - малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (то есть не вставлять придаточные внутри главного, ограничивать число обособленных конструкций) (например, в предложении: И мне эта перспектива показалась очень радужной / что я буду такую жизнь вести письменный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастающей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после главного). Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики. «Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию». Письменная речь возникла, чтобы преодолеть ограниченность устной речи, она отрицает качества последней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, снижается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружающих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письменной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возможность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независимость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с величины и степени сложности предложения. Объединение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число которых постоянно увеличивается.
По своей структуре тексты делятся на монологические и диалогические. Монолог, как отмечает В.В. Виноградов, имеет следующие особенности: монолог есть продукт индивидуального построения; он характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями; монолог характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц; отличительная черта монолога – его непрерывность. По мнению Н.Б. Сиговой, «монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными».
В монологической речи активным является только говорящий. Адресат не всегда принимает непосредственное участие в речевом акте: он может быть отделен, отстранен в пространстве или во времени; его реакция на речь говорящего не предусмотрена этой формой речи. Например:
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце — солнце бесконечного летнего дня. Так мы живём в палатке на лесных озёрах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой — этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спёртом воздухе асфальтовых улиц (Пауст.).
В монологе говорящий является полновластным распорядителем языковых средств, их выбора, соединения. Как правило, в тексте преобладают повествовательные предложения, не предполагаются «вопросы и ответы. Но если они и используются, то выступают как средства «оживленной» манеры речи или отражают ход рассуждений говорящего. Например:
Я снова попытался вступить в беседу с бригадиром; но он, видимо, устал, опустился, кряхтя, на лежанку и, простонав: «Ой, ой, косточки, косточки», развязал свои подвязки. Помнится, меня тогда удивило, как это у мужчины могли быть подвязки? Я не сообразил, что в прежнее время все их носили. Бригадир принялся зевать продолжительно и откровенно, не спуская с меня отупелых глаз: так зевают очень маленькие дети. Бедный старик, казалось, не совсем даже понимал мои вопросы... И он брал Прагу! Он, со шпагой наголо, в дыму, в пыли — в челе ['впереди'] суворовских солдат, простреленное знамя над головой, обезображенные трупы под ногами... Он... он? Не удивительно ли? Но мне всё-таки сдавалось, что в жизни бригадира происходили события ещё более необыкновенные. Огурец принёс белого квасу в железном ковшике; бригадир напился с жадностью — руки его тряслись. Огурец поддерживал дно ковшика. Старик старательно отёр свой беззубый рот обеими ладонями — и снова, уставившись на меня, зажевал и зачмокал губами. Я понял, в чём дело, раскланялся и вышел из комнаты. (Т.)
В диалогической речи активно участвуют и говорящий, и адресат, причем они меняются ролями. При этом один говорящий может пользоваться речевым материалом другого, строя свою реплику с опорой на речь собеседника, который в этот момент является адресатом: — Медаль по этому случаю получил. — За что? — За спасение утопшего (А. С.)
Задание:
Прочитайте в Приложении 8 материал Л.В. Анпилоговой «Понятие диалога» из книги «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста».
Чтобы овладеть навыками свободного монологического высказывания на определенную тему, необходимо овладеть умениями создавать речевое произведение, то есть микромонологи: повествование, описание, рассуждение. Приведем примеры указанных текстов из газет:
Текст – описание
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |