Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые особенности порядка слов в простом предложении




Неправильным порядком слов в предложении

Речевые ошибки, связанные с

Речевые ошибки могут быть связаны с неправильным порядком слов и предложении.

Например:

Космодром согревает теплыми лучами солнце.

Фраза получилась двусменной. Не заменяя самих слов, следует лишь первое и последнее слова поменять местами:

Солнце согревает теплыми лучами космодром.

Возможен и второй правильный вариант:

Космодром согревается теплыми лучами солнца.

Еще примеры:

Сделанный доклад Сережей о развитии портретной живописи все слушали с большим интересом.

Правильный вариант: Доклад о развитии портретной живописи, сделанный Сережей, все слушали с большим интересом.

Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова (из изложения школьника).

Правильный вариант: Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших у него дрова.

 

Для того, чтобы таких ошибок не делать следует знать некоторые особенности порядка слов в предложении.

 

I.В русском языке широко распространены предло­жения с прямым порядком главных членов, когда подлежащее (или группа подлежащего, т. е. под­лежащее с зависимыми от него словами) стоит впереди сказуемого (или группы сказуемого, т. е. сказуемого с зависимыми от него словами).

Например:

Костер догорел... Лагерь проснулся (Г. Ф.);

Сюжет романа всецело раскрывает его идейную направленность (Посп.).

 

Примечания:

1. Подлежащее всегда стоит на первом месте в предложениях с составным именным сказуемым при нулевой связ­ке.

Например:

Мой братврач

В таких предложениях при измене­нии места главных членов изменяется смысл предложения: Врач мой брат.

2. На первом месте в предложении подлежащее стоит и тогда, когда только порядок слов помогает отличить его от прямого до­полнения.

Например:

Троллейбус обогнал автобус (т.е. троллейбус двигался быстрее автобуса);

при изменении места существительного меняется смысл предложения.

Например:

Автобус обогнал троллейбус (т. е. автобус двигался быстрее троллейбуса).

II.Сказуемое стоит впереди подлежащего (обратный порядок главных членов) в предложе­ниях, которые сообщают о лице, предмете, времени и сказуемыми которых выступают глаголы бытия, возник­новения, течения действия/

Например:

Жили-были Сима с Петей (М.);

Наступил день спектакля (Ф. Ш.);

Шла последняя попытка в метании диска у женщин (газ.).

 

В таких предложениях глаголы имеют ослабленное лексическое значение.

 

III. В составных сказуемых глагол-связка или вспо­могательный глагол предшествует именной части или неопределенной форме глагола.

Например:

Жизнь является выс­шим мерилом искусства (А. Н. Т.);

«Борис Годунов» был закончен 7 ноября 1825 г. (А. Н. С);

Гагин начал копаться в своих рисунках (Т.).

IV. Внутри групп подлежащего и сказуемого распо­ложение второстепенных членов связано со способом их морфологического выражения.

Так, согласованное определение стоит впереди определяемого слова.

Например:

Тихий ветер дует с мутной реки (М. Г.)

 

При наличии нескольких неоднородных определений, выраженных прилагатель­ными, ближе к определяемому слову стоит относитель­ное прилагательное.

Например:

Желтые дубовые за­росли стояли в росе (Пауст.)

 

Несогласованное определение стоит пос­ле определяемого слова.

Например:

Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов (Бел.)

 

Впереди определяемого слова стоят при­тяжательные местоимения его, ее, их.

Например:

Звук его голоса также изумил меня (Т.)

 

Дополнение стоит обычно после слов, к которым относится.

Например:

Я прекратил свои вопросы и велел поставить чайник (П.)

 

При наличии прямого и косвен­ного дополнений прямое обычно ставится перед косвен­ным.

Например:

Пантелей ел кашу из деревянной чашеч­ки (Ч.)

 

Однако при обозначении лиц косвенное допол­нение в дательном падеже обычно помещается перед прямым.

Например:

Он прочел мне повесть наизусть (П.);

Я тотчас сообщил кучеру его [Касьяна] пред­ложение (Т.)

 

Обстоятельства образа действия, выра­женные качественными наречиями на -о, -е, и обстоя­тельства степени обычно стоят перед словом, к которому относятся.

Например:

Приезд его сильно не понравился Савельичу (П.);

Анатоль искренне любил Долохова (Л. Т.);

Инсаров казался очень грозным (Т.)

 

Другие обстоятельства чаще употребляются после тех слов, к которым относятся.

Например:

Человечество идет вперед (Ч.);

Ручеек поворачивал направо и струил­ся вдоль оврага (Сол.);

Плавание по реке было опас­но вследствие быстроты течения (Арс.).

 

V. Первое место в предложении могут занимать обстоятельства или дополнения, которые в таком слу­чае приобретают большую самостоятельность, относясь ко всему предложению в целом.

Например:

В период южной ссылки Пушкина его литературная слава все растет (А. Н.С);

Через несколько минут они подошли к развалинам крепости (Пауст.);

В ее голосе слыша­лось удивление (Ч.)

 

VI.Выше были рассмотрены основные случаи по­рядка слов в предложении, отражающие современные нормы. Как видно, размещение слов в предложении от­носительно свободно, что и позволяет пишущему изме­нять их обычный порядок, чтобы добиться большей выразительности, экспрессивности речи. Особое расположение слов в предложении, не совпадающее с их обычным порядком, называется инверсией (от лат. inversio — перестановка, переворачивание). Чаще всего к приему инверсии прибегают писатели и публицисты. Отметим некоторые ее случаи.

Вынесение подлежащего в конец предложения.

Например:

Вдали появляется противник. Брута... играл я (Станисл.). (Ср. обычный порядок: Я играл Брута.)

 

Расположение согласованного определения после определяемого слова, а несогласованного — перед ним.

Например:

Следует говорить о текущей литературе Союза Советов как о работе коллективной (М. Г.) (Ср. обычный порядок: Следует говорить о текущей ли­тературе Союза Советов как о коллективной работе.);

Он изучал истории законы. (Ср. обычный порядок: Он изучал законы истории.)

 

Вынесение на первое место в предложении имен­ной части составного сказуемого.

Например:

Широки знойные степи (С.-М.). (Ср. обычный порядок: Зной­ные степи широки.)

 

Разъединение, размещение на расстоянии синтак­сически связанных членов предложения.

Например:

Успех я имел огромный (Ф.Ш.) (Ср. обычный порядок: Я имел огромный успех.);

Широкие открывались взору пространства (С.-М.) (Ср. обычный порядок: Взору открывались широкие пространства.);

Ночевать мы отправились на протоку (Наг.). (Ср. обычный порядок слов: Мы отправились ночевать на протоку.)

 

VII.При построении предложений следует обращать серьезное внимание на порядок слов. В частности, не­оправданное разъединение синтаксически связанных слов, неудачное их расположение могут привести к за­труднениям в восприятии текста, к нежелательной двусмысленности.

Например:

В основе сюжета пьесы «Гроза» лежит с жестоким «темным царством» траги­ческий конфликт главной героини (подлежащее неоправ­данно отделено от сказуемого: следовало сказать: В осно­ве сюжета пьесы «Гроза» лежит трагический конфликт главной героини с жестоким «темным царством» или Трагический конфликт главной героини с жестоким «темным царством» лежит в основе сюжета пьесы «Гро­за»);

После слов Софьи моментально присутствующие узнают о сумасшествии Чацкого (обстоятельство обра­за действия неправомерно поставлено перед подлежа­щим присутствующие вместо сказуемого узнают, поэто му возникло комически звучащее сочетание моменталь­но присутствующие; следовало сказать: После слов Софьи присутствующие моментально узнают о...).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.