Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следы транспортных средств




Следы транспортных средств имеют важное доказательственное значение как делам об автотранспортных происшествиях, так и по другим категориям уголовных дел, при которых использовался автомобиль (например, когда автомобиль использовался как средство для перевозки похищенных грузов). Большую часть среди них занимают следы шин, а также следы и повреждения на автомобиле.

Значение следов транспортных средств

Изучение следов транспортных средств позволяет:

1. идентифицировать транспортное средство или установить его групповую принадлежность по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям;

2. установить вид транспортного средства (автомобиль, трактор, мотоцикл, мотороллер);

3. определить механизм события происшествия и обстоятельства, которые с ним связаны (например, какая часть автомобиля контактировала с пешеходом во время наезда, какова была скорость автомобиля, направление движения автомобиля, взаимное расположение транспортных средств при их столкновении и т.д.).

В широком смысле, следы – это любые изменения окружающей обстановки, причинно связанные с расследуемым событием. С таких позиций под следами транспортных средств нужно понимать:

1) отображения внешнего строения отдельных деталей и частей транспортного средства на различных объектах в результате контакта с ними;

2) отображения внешнего строения различных объектов, образовавшиеся в ходе происшествия на самом транспортном средстве;

3) части, составлявшие с транспортным средством ранее единое целое и отделившиеся от него при происшествии;

4) вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (моторные масла, тормозная жидкость, антифриз и т.д.);

5) вещества, попавшие на транспортное средство в результате происшествия (пятна крови, наслоения грунта и т.д.).

В настоящей лекции мы в основном рассмотрим следы, имеющие трасологическое значение, т.е. следы-отображения внешнего строения транспортных средств, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Классификация следов транспортных средств

1. По механизму образования следы могут быть:

- статическими – они образуются вследствие давления либо удара;

- динамическими – образуются в результате скольжения одного объекта вдоль другого;

2. По характеру образования различают два вида следов:

- объемные – чаще всего отображаются на мягком грунте или деталях транспортного средства;

- поверхностные – образуются на твердом покрытии дороги, на деталях транспортного средства, на одежде и теле потерпевшего.

Поверхностные следы, в свою очередь, подразделяются на следы наслоения и отслоения.

3. По событиям, обусловившим их возникновение, различают следы столкновения, следы переезда, следы наезда и следы качения.

Следы столкновения образуются при встречном, боковом или одностороннем движении участвующих в столкновении транспортных средств либо при ударе транспортного средства о неподвижный объект.

Следы переезда образуются в результате качения колес по лежащему предмету.

Следы наезда как бы объединяют следы столкновения и неполного переезда.

Следы качения возникают при поступательно-вращательном движении колеса и представляют собой развертку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса происходит в виде статического контакта. Однако колеса при прокатывании по следовоспринимающей поверхности слегка проскальзывают, (особенно ведущие), тем самым внося в процесс следообразования элементы динамики.

4. По объекту происхождения можно выделить:

- следы ходовых частей (т.е. колес) и неходовых частей (например, бампера, кузова, капота и т.д.).

Типичными примерами следов ходовых частей являются следы юза и заноса. Следы юза (торможения) возникают при полной блокировке колес, образуя следы скольжения, называемые тормозным путем. Длина тормозного пути зависит от ряда факторов, и прежде всего от скорости движения в тот момент, который предшествовал торможению, от исправности тормозной системы, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия и др.

5. Следы автотранспортных средств подразделяются также на следы-предметы, следы-вещества и следы-отображения.

Следы-предметы – это различные осколки (фар и т.п.) и обломки (кузова и иных частей), образовавшиеся в результате транспортного происшествия. Их обнаружение и фиксация подчиняются общим правилам обращения с вещественными доказательствами.

Следы-вещества возникают в результате протечки горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости, антифриза и т.п. и образуют пятна, потеки, капли и брызги, прежде всего, на дорожном покрытии или месте стоянки. В зависимости от размеров (площади) осколки стекла и чешуйки лакокрасочного покрытия могут быть отнесены не только к следам-предметам, но и к следам-веществам.

Многочисленные следы-отображения автотранспортного происхожде-ния подразделяются на следы, оставляемые одним транспортным средством на другом; следы, оставляемые на теле и одежде потерпевшего; следы, оставляемые на дорожном покрытии и прилегающих к дороге предметах.

На транспортных средствах в результате столкновения могут образоваться следующие виды повреждений:

- вмятины – повреждения различной формы, размера, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, возникающие вследствие ее остаточной деформации;

- задиры – следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности, образующиеся при контакте жесткой поверхности одного транспортного средства с менее жесткой поверхностью другого;

-пробой – сквозное повреждение шины, размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее какого-либо предмета (например, гвоздя, камня, болта и т.п.);

-прокол – сквозное повреждение шины, размером до 10 мм, образующееся от внедрения в нее тонкого предмета (например, куска проволоки, осколка стекла и др.);

-царапина – неглубокое, поверхностное повреждение, длина которого больше ширины, образующееся при наезде на преграду и при столкновении транспортных средств.

Следы на теле и одежде потерпевшего могут быть оставлены как частями и деталями автомобиля, так и его колесами. Обычно они имеют характер повреждений или поверхностных наслоений различных веществ (грунта, грязи, ГСМ и прочее).

На дорожном покрытии остаются, как правило, следы шин.

Необходимо отметить, что дифференциация грузовых и легковых автомобилей по следам шин проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.

Ширина колеи – это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств при прямолинейном движении отображаются в основном шины задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. Следы передних колес изучают в местах поворота или разворота транспорта.

База автомобиля – это расстояние между осями передих и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (это расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (это расстояние между 2-й и 3-й осью). Базу автомобиля замеряют по следам остановки на мягком грунте (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где транспортное средство разворачивалось с применением заднего хода.

Обнаружение следов транспортных средств на месте происшествия требует особого внимания и тщательности при осмотре.

По следам транспортного средства, обнаруженным на месте происшествия, в ряде случаев можно определить направление его движения.

Основные признаки, указывающие на направление движения транспортного средства:

-при переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи брызги от передних колес отлетают вперед в сторону по направлению движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в сторону движения, постепенно будет сходить на нет;

- при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движению транспортного средства;

-капли жидкости (моторного масла, тосола и т.п.) падающие с автомобиля на ходу, образуют на дороге пятна грушевидной формы, узкий конец которых обращен в сторону движения;

-при переезде транспортного средства через тонкую ветку, отдельные небольшие палочки, соломинки они переламываются и образуют угол, раскрытый в сторону движения;

-при движении транспортного средства по траве стебли растений будут наклонены в сторону движения;

-при переезде через твердый предмет, находящийся в грунте (например, камень), он сдвигается вперед, в результате чего со стороны, противоположной направлению движения, образуется небольшой зазор между поверхностью предмета и грунтом;

-в месте поворота между следами передних и задних колес образуются углы. Более острый угол показывает направление движения.

-при движении по рыхлой поверхности (глина, мокрый снег и т.п.), на дне объемного следа образуются выступы треугольной формы, пологие края которых обращены в сторону движения.

Фиксация следов транспортных средств на месте происшествия производится по правилам фиксации других видов следов-отображений (например, следов низа обуви).

Некоторую специфику имеет фиксация следов и повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Фиксация следов и повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия производится путем описания в протоколе осмотра места про­исшествия, фотосъемки, зарисовок, составления схем, копирования и моделирования следов.

В протоколе осмотра места происшествия должно быть отмече­но следующее:

- тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, брусчатка, глина, пе­сок, снег и т.п.);

- состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, снегом, гололедица и т.п.);

- равномерность покрытия (если неравномерно, то на каких участках, их протяженность);

- состо­яние поверхности проезжей части (например, наличие ям, выбоин, предметов, затрудняющих движение транспортного средства);

- размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочины, ширина проезжей части и т.п.);

- наличие дорожных знаков, разметки проезжей части, пешеходных переходов, светофоров и т.д.;

- дата и время суток дорожно-транспортного происшествия;

- наличие следов транспортного средства на проезжей части, их вид, характер, расположение и протяженность по ширине проезжей части (при наличии следов торможения необходимо указать, от ка­ких колес оставлены следы, и длину следа торможения).

Описание следов колес на одежде и теле потерпевшего, а также на дорожном покрытии должно содержать информацию о количестве отображений колес, ширине колеи (по расстоянию между продольными осями или одноименными краями следов беговой дорожки протектора одинарных колес или между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес), ширине беговой дорожки шины каждого из колес, длине окружности колес по двум последовательным отображениям одной и той же особенности шины, количестве, форме и размерах продольных рядов выступов и канавок рисунка протектора, наличии, количестве, форме, размерах и расположении особенностей рисунка протектора.

Кроме того, механические повреждения на автомобиле, теле и одежде потерпевшего, прилегающих к дороге предметах, иных транспортных средствах описываются по месту расположения на предмете-следоносителе, форме и размерам, характеру краев и дна следа, наслоения посторонних веществ.

В протоколе указывается, производилось ли фотографирование, составлялись ли схемы, изготавливались ли слепки, способ изъятия поверхностных следов и упаковка изъятых объектов.

Фотографирование на месте дорожно-транспортного происше­ствия осуществляется по правилам судебной фотографии.

Следы шин фиксируются с помощью ориентирующей и обзорной фотосъемки, способом линейной панорамы. Затем выполняются обзорная и узловая фотосъемка, детальные масштабные снимки каждого четкого следа. Поверхностные следы фотографируются с помощью рассеянного света, объемные следы - с использованием косопадающего света для высвечивания деталей рельефного рисунка.

Несмотря на технические трудности (сопряженные с невозможностью занять достаточно высокую позицию для съемки), необходимо постараться запечатлеть расположение следов колес относительно предметов окружающей обстановки. Обязательно фотографируются следы передних и задних колес. Съемка производится вдоль следов с некоторого возвышения (например, из кузова грузового автомобиля). Фотографирование следов торможения рекомендуется производить с глубинным масштабом. Значительные участки следа каждой покрышки (не менее длины окружности колеса) необходимо фотографировать по методу линейной панорамы для запечатления строения рисунка протектора и его особенностей, отобразившихся в следе. Отдельные особенности рисунка протектора должны быть сфотографированы в более крупном масштабе. Обе последние съемки должны быть измерительными – с использованием масштабной линейки.

В ряде случаев, когда в объемных следах отобразились индивидуальные особенности протектора, изготавливаются их копии с помощью гипса (методика изготовления аналогична изготовлению слепков со следов обуви).

Поверхностные следы и повреждения, образовавшиеся на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на другом объекте, по возможности изымаются с предметом-следоносителем.

Следы-наслоения или отслоения частиц пыли, тонкого слоя грязи и т.п. переносят на следокопировальные пленки, ошкуренную резину, фотобумагу с влажным эмульсионным слоем. Недостаточно устойчивые (пылевые) следы протектора на одежде трупа, перед транспортировкой в морг, рекомендуется закрепить бесцветным лаком с помощью аэрозольного распылителя (например, женского лака для фиксации прически).

Следы-предметы (детали автомобиля, осколки стекла, чешуйки краски) необходимо изъять для приобщения к материалам уголовного дела. Микроскопические осколки стекла и частицы лакокрасочного покрытия изымаются в соответствии с правилами работы с микроследами.

Все изъятые с места происшествия объекты, в том числе детали транспортных средств, упаковываются отдельно друг от друга, чтобы исключить их случайное взаимодействие между собой при транспортировке.

Обнаруженные на месте происшествия следы транспортных средств, в дальнейшем должны быть исследованы.

Экспертиза следов транспортного средства решает две группы задач – идентификационные и диагностические.

Идентификационная трасологическая экспертиза следов шин транспортного средства производится с целью установления конкретного транспортного средства, оставившего след. Как и в других идентификационных экспертизах, на исследование предоставляют разные виды объектов. Во-первых, подвергаются изучению объекты со следами шин (например, одежда потерпевшего) или их копии в виде слепков, оттисков, фотоснимков и, во-вторых, транспортное средство или шина. Если представить на экспертизу транспортное средство или шину невозможно или нецелесообразно, то эксперт должен выполнить необходимую часть исследования на месте происшествия или изготовить экспериментальные образцы следов шин для дальнейшего лабораторного исследования.

Помимо идентификационных экспертиз в последнее время важное значение приобретает и диагностическая транспортно-трасологическая экспертиза. К основным задачам данной экспертизы относятся: установление места столкновения (наезда); определение взаимного расположения транспортных средств в момент происшествия; распределение удара при столкновении, перемещение транспортных средств после него; взаимное положение транспортного средства и пешехода в момент наезда и ряд других задач.

 

 


Заключение

Таким образом, в данной лекции раскрыты понятие и содержание криминалистической трасологии, дана подробная классификация следов-отображений и рассмотрены наиболее распространенные виды следов, порядок их обнаружения, фиксации и изъятия. Особое внимание уделено следам рук, обуви, транспортных средств, орудий взлома, следам биологического происхождения – наиболее часто встречающимся при производстве осмотра места происшествия. Также по каждому виду следов рассмотрен порядок их обнаружения, фиксации и изъятия, правила работы со следами, а также вопросы, разрешаемые различными экспертизами в зависимости от вида обнаруженных следов.

 

 

Лекцию подготовил: А.В. Чурсин




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 8885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.