КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение спроса потребителей и методы его прогнозирования
Исследование покупательского спроса направлено на определение объема, структуры, тенденций и динамики его развития. Аналитические материалы, полученные в результате исследования спроса, обеспечивают организации качественной информацией о состоянии и возможных направлениях развития одной из наиболее важных экономических категорий рыночной экономики. Исследование покупательского спроса осуществляется на основе обработки большого объема экономической, демографической, социальной и другой информации о его структуре, объеме, причинах изменений и возможных перспективах развития. Информация, используемая в процессе исследования рынка, должна отвечать требованиям достоверности, полноты, непрерывности, точности и своевременности. Организация системы сбора информации о покупательском спросе основана на следующих принципах: - минимум исходной информации и максимум производной информации; - возможность использования первичной информации о спросе на всех уровнях управления; соответствие содержания исходной информации задачам и функциям регулирования и управления; - обеспечение получения необходимого объема сведений для выявления и измерения взаимосвязей отдельных элементов системы; - возможность получения исходных данных для расчетов других показателей, которые нельзя получить путем прямого наблюдения. Исследование покупательского спроса проводят методами сплошного и выборочного обследования. Метод сплошного обследования предполагает организацию наблюдения за всей совокупностью объектов исследования. Метод выборочного обследования спроса предусматривает, что информация собирается от части целого, отобранной на основе научно разработанных принципов, и обеспечивает получение достаточно достоверных данных для характеристики целого. Объем выборки n при исследовании спроса покупателей вычисляют по формуле:
, где - коэффициент доверия; - дисперсия; - предельная ошибка выборки для среднего значения выборки; - объем генеральной совокупности. Предельную ошибку выборки для среднего значения и дисперсию признака определяют по следующим формулам: , . где х - значение изучаемого признака по каждой единице наблюдения; - среднее арифметическое значение изучаемого признака по единицам наблюдения. Для сбора информации о покупательском спросе используют первичные и вторичные исследования. К первичным исследованиям относят: интервью, наблюдение, эксперимент, «панель». Интервью проводят на основе устных и письменных опросов, т.е. посредством выяснения позиций людей или получения от них справки по определенному вопросу. Опросы могут проводиться в следующих формах: личная беседа, беседа по телефону, в письменном виде, по комплексным темам, групповое интервью. Благодаря опросам можно получить сведения: об обеспеченности семей различными товарами; наиболее явных причинах замены имеющихся изделий новыми; отношении покупателей к новым товарам и товарам данной фирмы; причинах и структуре неудовлетворенного спроса по конкретным товарам; причинах отказа от покупки; мнениях и оценке покупателями потребительских свойств и ассортимента товаров; выводах покупателей относительно модных тенденций; местах покупок товаров и намерениях населения относительно приобретения товаров в предстоящем периоде. Опросы классифицируют по нескольким признакам: - по форме проведения (устные, письменные, телефонные), - в зависимости от формы общения с опрашиваемым (очные и заочные),
- в зависимости от адресности вопросов (опросы населения (семей, покупателей, потребителей), опросы работников торговли, опросы экспертов)), - по частоте проведения (разовые, периодические, «панельные»). Важным моментом в проведении опросов является разработка оптимальных по содержанию вопросов, к формулировке которых предъявляются следующие требования: понятность; отражение наиболее существенных аспектов информации; исключение двусмысленного толкования; исключение у опрашиваемого нежелания отвечать; формирование у опрашиваемого положительной реакции при ответе; соответствие содержания вопросов уровню подготовки опрашиваемых; наличие принципиальной возможности ответить на вопросы. Наблюдени е - это способ получения информации о покупательском спросе, который более полно соответствует определенной цели исследования; характеризуется планомерностью и систематичностью; является основой для обобщающих суждений; подлежит постоянному контролю на надежность и точность. Наблюдение может проводиться в следующих формах: с участием респондента, без участия респондента, методом моментных наблюдений (с помощью наблюдателя), в полевых или лабораторных условиях. Эксперимен т представляет собой метод исследования спроса, устанавливающий влияние изменения одной (или нескольких) независимой переменной на одну (или несколько) зависимую переменную. Эксперимент позволяет изолировать изменения исследуемого объекта, обеспечивает постепенное вмешательство исследователя в процесс изменения данных, устанавливает причинно-следственные связи в развитии спроса (например, воздействие имиджа фирмы на реализацию товара). «Панель» предусматривает получение информации посредством неоднократного опроса интересующей группы покупателей через заданные промежутки времени либо путем наблюдения за сбытом в определенной группе магазинов. Различают торговую «панель» («панель» розничной и оптовой торговли), потребительскую (граждане, семьи, специалисты), специальные формы «панели» (врачей, адвокатов, банкиров), промышленную «панель». Вторичные исследования покупательского спроса проводят на основе данных, которые были получены при исследованиях, проведенных ранее.
Аналитические данные по исследованию спроса оформляют в описательной и наглядной формах с помощью графиков (в виде диаграмм, картограмм, гистограмм, линейчатых графиков) и таблиц. В процессе анализа информации о состоянии покупательского спроса наиболее эффективными считаются методы регрессионного, вариационного, дискриминантного анализа, кластер анализа, факторного анализа, многомерного шкалирования. Регрессионный анализ представляет собой статистический метод анализа данных при определении зависимости одной переменной от одной (простая регрессия) или нескольких (многофакторная регрессия) независимых переменных. Вариационный анализ как метод анализа спроса предназначен для проверки степени влияния изменения независимых переменных на зависимые. Дискриминантный анализ позволяет разделить заранее заданные группы объектов с помощью комбинации независимых переменных и тем самым объяснить различия между группами, дает возможность отнести новый объект к определенной группе на основе его характеристик. Кластер-анализ позволяет разделить совокупность объектов на отдельные, относительно однородные группы. Факторный анализ предназначен для исследования взаимосвязей между переменными с целью сокращения числа факторов, оказывающих влияние на исследуемый объект. Многомерное шкалирование дает возможность получить пространственное отображение отношений, существующих между объектами.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |