КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма
КЛЮЧ Ответы
Если Вы угадали ответ, дайте себе 5 баллов, если Ваш ответ удален от правильного на 1 балл, дайте себе 4 балла, если на 2 балла - дайте 3, и т.д. Пример: Если у Вас:
By Jan - Posted on 18 Октябрь 2007 Авторы: Карпов А. В., Петровская А. С. Источник: журнал «Вестник интегративной психологии» выпуск 4 (2006 г.) В настоящее время в психологической науке наблюдается интеграция различных психологических направлений, различных психологических явлений. Долгое время в науке доминировала аналитико-когнитивная парадигма изучения психических процессов, выделяющая когнитивные, эмоциональные, волевые и мотивационные процессы, как относительно независимо и автономно функционирующие системы. Постепенно назрела необходимость ее дополнения регулятивно-синтетической парадигмой. В активно развивающемся в психологии метакогнитивном направлении очевиден процесс трансформации от аналитического подхода к синтетическим установкам на изучение процессов, являющихся одновременно и когнитивными и регулятивными. Проблема эмоционального интеллекта, возникшая на стыке психологии мышления и психологии эмоций, свидетельствует о возрастающей необходимости исследования взаимодействия психических процессов между собой и влияния этого взаимодействия на функционирование личности. В свете разрабатываемой нами концепции интегральных процессов психической регуляции деятельности, помимо основных традиционно выделяемых процессов первого порядка (микроуровень), дифференцируются интегральные процессы регуляции деятельности и поведения, выступающие в качестве промежуточного звена между основными процессами и целостной структурой деятельности и поведения (мезоуровень) [2]. Третий (макроуровень) включает рефлексию как процесс, дифференцирующийся на систему операциональных средств ее реализации и базирующийся на синтезе интегральных процессов. Разрабатывая проблематику эмоционального интеллекта, мы сформировали предположение, согласно которому эмоциональный интеллект целесообразно интерпретировать как результативное проявление системы метапроцессуальных процессов личности. Понятие «эмоциональный интеллект» возникло относительно недавно, в начале 1990-х гг. Предположения о взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики высказывались великими учеными Античного мира (Платон, Аристотель). В дальнейшем о единстве интеллекта и аффекта писал Л. С. Выготский. Отечественными и зарубежными психологами проводились исследования взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики, но по-настоящему активное внимание к данной проблеме появилось в последнее десятилетие. Интерес к эмоциональной составляющей регуляции возник в связи с несостоятельностью традиционных тестов на интеллект в качестве предикторов успешности деятельности, а в более общем контексте, адаптации. Другой причиной взрыва «эмоциональной революции» стало формирование управления нематериальными активами компаний, в результате возникли методы управления эмоциями как части интеллектуального капитала [3]. Предложенный в качестве альтернативы IQ коэффициент эмоционального интеллекта EQ, по мнению сторонников теории эмоционального интеллекта, достоверно предсказывает успех людей и в будущем полностью заменит измерение интеллекта в образовании, в диагностике и коррекции психопатологии, при приеме на работу, обучении и аттестации сотрудников [6]. Конструкт «эмоциональный интеллект» принимает самые многообразные формы и содержание в зависимости от взглядов исследователей. И все же можно выделить две общие альтернативные модели эмоционального интеллекта. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются тесно связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания (R. Bar-On, D. Goleman, R. Cooper). Эти модели предполагают измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, основанных на самоотчете, подобных традиционным личностным опросникам. Модели способностей определяют эмоциональный интеллект как набор способностей, измеряемых с помощью тестов, состоящих из заданий, имеющих правильные и ошибочные ответы (J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey) К смешанным моделям можно отнести представления Д. Гоулмена об эмоциональном интеллекте, который популяризовал этот конструкт и повлиял на всемерное распространение этого понятия и внес значительный вклад в использование эмоционального интеллекта в бизнесе для обучения руководителей, приема персонала, изменения организационной культуры компаний и т. д. Согласно Д. Гоулмену эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей» [1]. Конкретная структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулмену, включает набор разнокачественных и даже разнонаправленных параметров: во-первых, понимание собственных эмоций, целей и результатов своего поведения, и вместе с тем понимание эмоций и поведения других людей; во-вторых, умение регулировать свои эмоции и поведение и влиять на поведение других людей. Эти качества, хотя и относятся к одной сфере, но разнонаправлены и потому представлены различным образом у одного и того же индивида. Другим примером смешанной модели является концепция Р. Бар-Она. Он предлагает следующее определение эмоционального интеллекта: «множество некогнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения» [5]. Бар-Он создал опросник на измерение эмоционального интеллекта, который включает следующие компоненты:
Смешанные модели эмоционального интеллекта подвергаются критике по нескольким причинам. Во-первых, за чрезмерное расширение понятия эмоционального интеллекта, в которые включаются самые разнообразные личностные характеристики, такие, как эмпатия, мотивация, настойчивость, навыки общения и т. д. Во-вторых, смешанные модели эмоционального интеллекта предполагают, что эти переменные обладают предсказательной силой относительно многих жизненных ситуаций. Но в действительности, под новым именем скрываются известные исследования личности, разработанные конструкты. В-третьих, в популярной литературе встречаются слишком завышенные притязания на то, что люди с высоким эмоциональным интеллектом обладают несравненными преимуществами перед остальными. Научные исследования показывают, что эмоциональный интеллект обладает такой же предсказательной силой, как и другие личностные переменные (например, расхождения могут составить от 2 до 25 %). Критике подвергаются методики, разработанные в рамках смешанных моделей, в связи с сомнениями в адекватности оценки испытуемыми своих способностей в области понимания и управления эмоциями [4]. Хотя имеются достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валидностью, требуются дальнейшие эмпирические исследования для подтверждения того, что опросники измеряют характеристики, имеющие отношение к интеллекту. К моделям способностей относится концепция эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мэйером, Д. Карусо и П. Сэловеем [7]. Они определяют эмоциональный интеллект как способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания, и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Эмоциональный интеллект представляет собой комбинацию 4-х способностей:
По мнению авторов, эмоционально интеллектуальный человек должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным. Используемые для измерения эмоционального интеллекта объективные тесты, по сравнению с опросниками, обладают большей надежностью и удовлетворительной критериальной валидностью. Хотя открытыми остаются вопросы подсчета баллов, вероятной подмены оценки эмоциональных способностей испытуемых их конформности к социальным нормам, соотнесения конструкта эмоционального интеллекта и других способностей Итак, в настоящее время происходит процесс формирования научных основ эмоционального интеллекта. Требуется четкое и теоретически обоснованное определение самого понятия эмоционального интеллекта. Необходимо обозначить единый подход к его измерению, исследовать нейропсихологические основы эмоционального интеллекта. Не менее важным является изучение связи между эмоциональной компетентностью и профессиональной успешностью. Нам представляется возможным рассматривать проблему эмоционального интеллекта в рамках более общего направления метакогнитивизма. Как уже было отмечено выше, согласно нашим представлениям, эмоциональный интеллект является метапроцессуальным феноменом. Это образование является одновременно когнитивным (с точки з рения познания индивидом своих эмоций и чувств других людей) и регулятивным (позволяющим субъекту регулировать собственные эмоциональные процессы и контролировать эмоции окружающих). На основании принципа гетерархичности представляется возможным влияние первичных процессов не только как обращенность на «самих себя» (мышление о мышлении, память о памяти), но и их обращенность друг на друга (мышление об эмоциях, эмоциональный интеллект). В настоящее время нами проводится цикл исследований, направленный на верификацию сформулированного подхода к пониманию эмоционального интеллекта, а также определение его места в общей системе психических процессов, на изучение наличия реальной причинно-следственной связи между эмоциональным интеллектом и практической деятельностью. В качестве последней была выбрана деятельность руководителя. Этот выбор обусловлен несколькими причинами. Во-первых, до сих пор остается до конца не выясненными составляющие успешности деятельности руководителя, нет достаточно эффективных методов диагностики, отбора и прогноза личностного потенциала лидеров. Во-вторых, практическое применение концепции эмоционального интеллекта сосредоточено именно в области организационной психологии. В-третьих, деятельность руководителя направлена прежде всего на общение, и здесь большая роль принадлежит эмоциональному интеллекту как основному регулятору взаимодействия людей. Решение поставленных задач предполагает необходимость адаптации существующих методик на измерение эмоционального интеллекта с их полной психометрической проверкой на большой выборке стандартизации. В этом плане получены предварительные результаты, показывающие наличие значимой (на уровне p=0,80) о трицательной корреляции между результатами опросника и теста на эмоциональный интеллект, что говорит об ортогональности двух конструктов, заложенных в этих разных видах тестов. И если опросники, основанные на самоотчете, направлены на измерение знания испытуемыми о своем эмоциональном интеллекте, то объективные тесты оценивают непосредственно уровень самого эмоционального интеллекта. Эти предварительные соображения нуждаются в дальнейшей эмпирической проверке и теоретическом анализе. Литература:
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |