КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировоззрение
Один педагогический журнал провел опрос среди родителей дошкольников. Их спрашивали, в чем они видят основную задачу воспитания. Большинство опрошенных заявили, что это научение чему-то: рисовать, играть, аккуратно кушать, самостоятельно одеваться, и передача знаний: о живом и неживом, о природе и технике, быте, искусстве и различных науках. С таким же мнением я столкнулась, когда работала в детском саду психологом: родители настроены на обучение своих детей, передачу им знаний. Между тем важны не сами знания об окружающем мире, а отношения — то есть чувства. Иными словами, не столь важно, названия каких деревьев знает ребенок, сколь то, что деревья — тоже живые, они растут и нуждаются в уходе, их нельзя ломать. И при взгляде на больное, засыхающее растение у малыша должно возникнуть чувство и желание что-то сделать, чтобы оно не погибло. Мировоззрение — это совокупность чувств и мыслей, оно включает в себя эмоциональный, оценочный компонент, делит все суждения о мире на «правильные» и «неправильные». И именно это позволяет ребенку ориентироваться в окружающей жизни. И именно это позже становится причиной кризиса и душевных терзаний.
«Меня всегда учили, что мнение старшего неоспоримо и непререкаемо. Нашим семейным авторитетом был дед — как он решит, так все и будет. Помню, как стал свидетелем ссоры отца с дедом: отец решил менять работу, ему предложили пойти в море. Дед кричал: "Это позор —уходить с завода, вся династия наша связана с этим трудом!" Отец послушался, остался. И настоял, чтобы я выучился на инженера. Я тоже не сопротивлялся, хотя в душе мечтал о другом. Но мне даже в голову не приходило — как можно заявлять о своих желаниях?! Мои одноклассники говорили: "Я пойду в мореходное, мне нравится море..." или "Выучусь на парикмахера, люблю стричь людей"... Да мало ли что ты любишь! Теперь мой сын засобиралсяучиться на художника. Слава Богу, дед не дожил, было бы крику. Вот и не знаю — с одной стороны, стабильность и традиция, с другой — а может, не имеем мы права решать за другого, чем ему заниматься?! Я для своего сына — авторитет, как скажу, так и будет... Но вот правильно ли это?»
Строители коммунизма полагали, что мировоззрение можно сформировать при помощи лозунгов, речевок, литературы по нравственному воспитанию, поучений и примера передовиков. Кое-что у них получалось: многие из нас в детстве верили, что мы живем в самой прекрасной и справедливой стране, что общественное превыше личного и что у нас секса нет. Но при этом видели несовпадение того, что декларируется, с тем, что мы имеем. Для поколения, выросшего при социализме, естественный возрастной кризис мировоззрения усилился кризисом, который произошел в стране. Но, какие бы ни случились катаклизмы в обществе, существуют особенности мировосприятия, сформированные в детстве. Именно от них зависит, насколько сможет ребенок быть гибким в своем мировоззрении, как адаптируется к изменяющейся действительности, сумеет ли удержаться на основополагающих взглядах и принципах. Работая с детскими установками своих клиентов и участников тренингов, я выделила две крайности восприятия и поведения. Назову их «благодаря» и «вопреки».
«Благодаря родителям» • «Они научили меня доводить начатое дело до конца»; • «Я, как и мама, не терплю беспорядок в доме»; • «Надо быть скромнее в своих желаниях — мои родители научили меня довольствоваться тем, что есть, и не требовать большего»; • «Женщина — прежде всего мать и жена: такой была моя мать»; • «Мужик должен уметь постоять за себя — отец учил меня быть сильным. Ненавижу хлюпиков»; • «Деньги счет любят: в моей семье все доходы и расходы учи тывались. Я десять раз подумаю, прежде чем потратить деньги»; • «Образование — залог хорошей жизни. Мои родители сделали все, чтобы я стал образованным человеком». Стратегия «благодаря» предполагает перенесение в свою взрослую жизнь тех мировоззренческих принципов, на которых строилась жизнь родителей. Не имея этого опыта, очень сложно выстраивать отношения с миром. Так, дети из неблагополучных семей и выросшие в детских домах оказываются беспомощны и наивны — у них нет взглядов на жизнь, которые усвоены от родителей как «правильные». И напротив, ребенок, которого вырастили родители, имеющие четко выстроенные взгляды на мир, взрослея, их присваивает. Основное коварство этой стратегии заключается в том, что с течением жизни меняются условия. И очень трудно подвергнуть сомнению то, что казалось незыблемым. Однажды я консультировала мужчину. Он пришел ко мне с вопросом: «Почему от меня ушла жена?» Его негодованию и недоумению не было предела: образцовый мужи отец, без вредных привычек и умеющий обеспечить семью... А она забрала ребенка и ушла к матери. Сейчас ютятся в однокомнатной квартире, живут втроем на одну зарплату. Ситуация действительно была не очень понятной — мужчина утверждал, что они любили друг друга, и воспринимал свою семейную жизнь как идеальную. Тогда я попросила его рассказать об укладе их жизни — как они строили свой день, чем занимались, как отдыхали, как воспитывали ребенка, на что тратили деньги. В процессе рассказа у меня возникло чувство возмущения: он периодически озвучивал принципы, с которыми я не могла согласиться. И дело было даже не в том, что он говорит, а как. Я попросила разрешения по ходу записывать его фразы. Делала это фломастером, крупными буквами — каждая фраза на отдельном листе. Под конец разговора передо мной лежала целая стопка «лозунгов»: «Жена обязана держать дом в чистоте и порядке», «Жена должна уметь вкусно и разнообразно готовить», «Женщина не может распределять бюджет — это мужское дело», «Ребенок должен жить по режиму», «В воспитании сына решающее слово за отцом» и т. д. Я разложила листы перед своим клиентом и увидела в его глазах удивление. Он не производил впечатление тирана, его горе было искренним и желание вернуть жену очень сильным. Но факт налицо: все эти «должна» и «обязана» — это не просто фразы, а мировоззрение, которое подкреплялось поведением. — Скажи, а откуда у тебя появилось это знание жизни — что твоя жена и твой сын должны вести себя именно так? — А ты считаешь, что это неправильно? — Вовсе нет, просто хочется узнать источник... — Ну, у меня родители так жили. И живут счастливо уже почти тридцать лет. Мама — идеальная хозяйка, у нас всегда дом сиял чистотой, и пахло вкусной едой. Она никогда не работала, растила нас с братом. А отец всегда, даже в самые трудные времена, обеспечивал семью. Он, конечно, бывал очень строг, и, мне казалось, иногда несправедлив... Однажды мама, не посоветовавшись с отцом, купила у соседки блузку. Отец заставил вернуть покупку и забрать деньги. А потом сам, через несколько дней, дал ей деньги и велел что-то себе купить. Но соседка блузку уже продала, а в магазине ничего не было. Мне было жаль маму, но я понимал, что отец имеет на это право: он зарабатывает деньги и он решает, когда и что покупать. — А ты сам как считаешь? — Ну ведь они же живут счастливо вот уже много лет! —А твой брак распадается, хотя ты все стараешься делать так же. — Моя жена выросла в другой семье, и у нее другие понятия... — Вот именно! Может, пора перестать оглядываться на родителей и начать вырабатывать свои семейные принципы?
«Вопреки родителям» • «Я никогда не буду жить с пьяницей, как моя мать»; • «Я буду всегда рядом со своим ребенком. Достаточно того, что я все детство провела в садах, лагерях, интернатах»; • «Ни за что не опущусь до неквалифицированного труда: это удел неудачников, как мой отец»; • «Сомневаюсь, что у меня будут дети. Мне хватило в детстве младших сестер и братьев»; • «Животные в доме — это здорово. Мои родители ненавидели любую живность, они были озабочены чистотой»; • «Я стремлюсь нравиться мужчинам, и моя мама меня за это осуждает». Детский опыт указывает на то, что взгляды родителей и их образ жизни приносили ребенку боль, разочарование, стыд. Или перед глазами был идеал, которому родители не соответствовали,
«Моя мама три раза была замужем и осталась одна с детьми. Она не могла ужиться с мужчиной, считала, что одной легче, что надо полагаться только на себя. Надо сказать, что и мужчины ей попадались соответствующие. В общем, жили мы женской компанией —мама, бабушка и я с сестрой. Но классе в пятом я подружилась с девочкой, у которой был прекрасный папа. Я раньше такого никогда не видела: папа везде ее водил, брал с собою на рыбалку и за грибами, учил ее играть на баяне. Однажды она предложила поехать с ними за клюквой, и я согласилась. Помню, как мы сидели в лесу и ели бутерброды с чаем, и родители очень просто, на равных с нами разговаривали. Олин папа расспрашивал меня про учебу, про семью, стал рассказывать про свое детство. Я тогда подумала —хочу, чтобы у меня, когда я вырасту, был бы такой муж. А до этого я вообще думала, что замуж выйду, только чтобы ребенка родить. Когда я познакомилась с Лешей и мы решили пожениться, мама сказала: «Это ненадолго». А я решила, что у меня все будет по-другому И вот мы уже шестой год вместе, но мама Леше не доверяет, все ждет какого-то подвоха».
Иногда кажется, что, поступая вопреки опыту родителей, который мы оцениваем как неудачный, можно добиться положительного результата. Но отвергнуть — значит впасть в другую крайность. Это протест, а не попытка самостоятельно обдумывать и принимать решение. Борьба с родительскими взглядами оборачивается пленом других установок. В протесте человек не может критически оценить свои взгляды и очень долго не замечает их бесполезности или даже вреда. Это характерно для подростков, но зачастую, вырастая, мы остаемся все теми же протестующими детьми. Почти на каждом тренинге я узнаю историю «битвы взглядов», которую ведут взрослые люди со своими родителями. Очень часто «противник» (то есть родители) находится далеко, иногда его уже нет в живых, но выросший ребенок продолжает бороться. Психологи называют этот феномен «присвоением внешнего агрессора». — Я не знаю, что мне делать. Дети постоянно болеют. В садике им плохо, я это вижу. Мы пробовали нанимать няню, но я ей не доверяю. Посторонний человек не может дать ребенку той заботы, которую дает мать... —У меня такое ощущение, что ты сама не хочешь расставаться с детьми и с удовольствием сидела бы с ними дома? — Нет, ну что ты, у меня работа, я должна строить свою карьеру, меня ценят... — Это «должна», а что ты хочешь? — Когда дети заболевают, у меня возникает чувство облегчения: я могу остаться дома и быть с ними. — Ну, вот видишь — зачем же заставлять себя и мучить детей? — Тогда я стану как моя мама: всю жизнь у плиты! — Но речь-то идет не о всей жизни, а о том, что сейчас происходит в твоей семье. Мировоззрение не тождественно логической, продуманной, оформленной в систему картине мира. Оно включает в себя неосознаваемые структуры мировосприятия. Очень давно — многие исследователи утверждают, что еще в младенчестве, — появляется ощущение того, безопасен ли этот мир, желанны ли мы в нем, любят ли нас и надо ли нам любить себя. Позже, от взрослых, мы узнаем, что есть добро и что зло, что такое красота и что есть истина и справедливость. Еще позже мы начинаем задумываться о том, зачем мы живем. Детство и вся наша «зависимая» жизнь наложили свой отпечаток на наши нынешние взгляды. Наверное, нельзя все переписать с чистого листа, да и надо ли? Но, как бы ни был несправедлив и жесток мир «тогда», есть шанс изменить его «сейчас». Известно, что выработка нового мировоззрения идет на базе прошлых достижений и содержит позитивные моменты прежнего. Работа с мировоззренческими ловушками прошлого сложна тем, что: • очень часто они не осознаются. Человек не замечает, что за каким-то проблемным поведением или чертой характера стоит установка; • человек всеми силами отстаивает убеждение, которое принесло ему уже немало неприятностей. Речь идет об упрямстве и стремлении настаивать на своем; • человек понимает, что установка связана с детством и любимыми людьми, и ее смена рассматривается как предательство. Я не буду описывать последовательность работы с ограничениями — это материал прекрасно изложен, к примеру, Альбертом Эллисом. Скажу лишь, что я верю в силу разума и логики. И если нас сумели когда-то убедить в чем-то, то мы в силах найти контраргументы и, подключив эмоции, можем создать свою картину мира. Во что верим — так и живем.
Упражнение «Детская тюрьма» Тюрьма — это символ, метафора несвободы и зависимости. В контексте этого упражнения — зависимости от установок, позиций, сложившихся в жизни. Мы зачастую не отдаем себе отчета в том, как образ жизни наших родителей, их слова и поступки продолжают влиять на нашу настоящую жизнь. Нельзя однозначно говорить, что это плохо: опыт детства во многом полезен и нет причин сомневаться в правильности того, чему учили родители. В этом случае мы имеем дело с рациональными установками. Но встречается и другой вариант, когда установки детства не соответствуют действительности и наносят вред развитию. Цель. Исследование мировоззренческих установок, вынесенных из детства, их анализ. Работа с иррациональными установками. Организация. Несколько этапов, которые будут по-разному организованы. Кроме этого, понадобятся листы бумаги — по два на человека, фломастеры, скотч. Длительность. 1-1,5 часа. Ход. 1. Организовать работу в двух кругах по типу «Карусели» — внутренний и внешний круг, разговор в парах (2-3 мин), смена пар. Темы бесед: • Как в моей детской семье родители относились к своей работе? •...к деньгам? •...к старшим (старикам) и младшим? •... к любви и сексу? •...к дружбе? •...к порядку в доме?
2. Предложить каждому участнику составить список утверждений «Моя мама меня учила, что...». Объясните, что эти утверждения могли не звучать из уст родителей, но их поведение и образ жизни свидетельствовали именно об этом. На этом этапе анализировать утверждение и определять их правильность не следует. 3. Анализ утверждений: • Как эти мировоззренческие установки влияют на вашу жизнь? • Какие из них являются рациональными (субъективно верными) или иррациональными (неверными)? • Выявите ту установку, которая иррациональна для вас, но вам очень трудно от нее отказаться. Сформулировать и записать крупными буквами на листе одну установку, с которой хочется поработать. Необходимо, чтобы формулировка была очень конкретной: «Всегда помогай слабым», «Порядок в доме — обязанность женщины», «Деньги зарабатываются тяжелым трудом» и т. д. 4. Все участники садятся на пол в круг. Их огораживают стульями, спинками внутрь. На каждую спинку приклеиваются скотчем листы с написанными на них установками. Дайте возможность участникам молча посидеть в кругу и ощутить влияние написанного. Напомните про метафору тюрьмы — установки стали для нас решетками, которые ограничивают свободу. 5. Попросите ответить на вопрос: «К каким последствиям приводит соблюдение этой установки?» («Всегда помогай слабым» — люди садятся на шею, просьбы превращаются в требования, не остается времени на себя...) 6. Сформулировать новое утверждение, которое будет являться рациональным. При необходимости объясните людям, чем отличаются иррациональные установки от рациональных: обычно это установки долженствования, отличающиеся своей категоричностью. Помогите перевести их в установки предпочтения или заменить на противоположные. («Всегда помогай слабым». — «Я предпочитаю помогать тому, кто просит о помощи, если это не вредит моим интересам».) 7. Новая установка записывается на лист бумаги, и она является для участника «пропуском на свободу». Старая установка уничтожается. Таким образом, участники по одному будут выходить из круга, пока он не опустеет. По ходу этого упражнения делается много аналитической работы и звучат выводы. Поэтому шеринг можно ограничить одним вопросом: • Какой опыт я получил в этом упражнении и как он может отразиться на моей жизни?
Упражнение «Наследие» Тема семейного наследия может возникнуть на тренингах детско-родительских и семейных отношений. Поднимая ее, надо помнить, что у участников могут проявиться тяжелые чувства и воспоминания: обиды, непонимание, боль. Этой визуализации предшествует работа по переосмыслению детского опыта, терапия переживаний. Кроме того, тема рода для многих является сложной в связи с недостатком информации. Я в этом случае предлагаю накануне дома составить генеалогическое дерево. Это стимулирует поиск материала и подготавливает к работе с семейным наследием. Цель. Переосмысление семейного наследия как передачи ценностей, носителем которых ты являешься. Формирование ощущения общности со своим родом, восприятия родительской функции как миссии. Организация. Лежа на полу. Текст читается под музыку. Длительность. 25-30 мин. Ход. Текст визуализации: «Представь себе, что ты листаешь семейный альбом. В этом альбоме собраны фотографии твоих предков и родственников. Может быть, этот альбом существует на самом деле и тебе надо лишь вспомнить эти снимки. А может быть, ты придумаешь его в своем воображении. Пусть тебя не смущает, что ты не помнишь или не знаешь, как выглядели твои прабабушка или дед, — это не важно. Можешь придумать им любую внешность. Главное — это понять, что они существовали. Ты смотришь на их изображения и вспоминаешь их имена. На фотографиях отражены вехи их жизни. Их внешность, одежда, позы отражают их характеры, привычки, образ жизни, слабости... А теперь представь, что у тебя очень большой праздник: день рождения, юбилей или празднование достижения в твоей жиз ни. Это праздник, на котором не будет посторонних людей, и сюда не придут твои друзья и знакомые — соберутся только родственники. По этому случаю накрыт большой стол, и вот уже гости заняли свои места, и ты сидишь во главе стола... Люди, которые пришли тебя поздравить, — те, кто передал тебе частицу своей крови; и твоя внешность, и твой характер подобно мозаике созданы из частичек их личностей. Возможно, многих из этих людей тебе уже никогда не увидеть: они ушли в мир иной. Но в своем воображении ты можешь воспроизвести их лица и представить их гостями на твоем празднике. Внимательно осмотри всех присутствующих, встреться взглядом с каждым, каждому вырази свое почтение. Может быть, кто-то из этих людей сейчас присутствует в твоей жизни, но ваши отношения далеки от родственных? Посади и их за свой стол, почувствуй, что вы ветви одного рода. Итак, необычное торжество начинается. И как положено, ты услышишь здесь много приятных и важных слов и получишь необычные, значимые для тебя подарки. Первым говорит самый старший и самый почитаемый представитель вашего рода. Может быть, это твой прадед, а может быть, бабушка — представь себе того, кого тебе хочется увидеть в этой роли. Послушай, о чем слова этого человека? Какое напутствие он дает тебе? Этот человек дарит тебе свой подарок: предмет, в котором есть тайный смысл, талисман, который будет помогать тебе на жизненном пути. А теперь выслушай слова кого-то из своих родителей. Твоя мама (или отец) тоже хочет сказать что-то очень важное. Эта речь не похожа на обычный тост — в этих словах сконцентрирована мудрость их жизни. О чем эти слова? Какой подарок ты получаешь от своих родителей? Настала очередь говорить тому из твоих родственников, кто близок с тобой по возрасту: брат, сестра или дядя, которого ты воспринимаешь как ровесника... Выслушай его слова и прими то, что он хочет тебе подарить. А теперь дошел черед до самого младшего за этим столом — твоего ребенка. Он тоже хочет сказать свое слово: о том, за что он тебе благодарен и что еще ждет от тебя. И у него тоже есть что подарить тебе. Ваш праздник продолжается. Гости за твоим столом, как им и положено, едят, веселятся, ведут неспешные беседы. Ты обводишь взглядом всех присутствующих и понимаешь, что эта встреча — лишь плод твоего воображения. Но с каждым из этих людей у тебя существует незримая связь: кровное родство. На протяжении многих лет, десятилетий создавались различные комбинации характеров и судеб — собиралось лучшее и особенное, а неважное и дурное отметалось. И ты сейчас, как эстафетную палочку, передаешь своему ребенку ценности своего рода. В чем они состоят? Что является вашим родовым наследием? Ответы на эти вопросы тебе еще предстоит найти... А сейчас мысленно попрощайся со своими родственниками... Мысленно захлопни семейный альбом... И возвращайся в свое настоящее». Вопросы к шерингу • Какие чувства и переживания вызвало упражнение? • Какой дар оказался для вас самым ценным? • Какие слова и кем произнесенные для вас сейчас очень значимы? Возможно, участники смогут обойтись и без вопросов — предложите им поделиться самым важным, что они увидели и поняли во время визуализации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |