КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страх потери контроля над близкими
L Страхи Обиды
А помнишь, как...
...ты обвинила меня в краже брошки, а я ее не трогала?...вы договорились со мною не разговаривать? Всем классом, без причины, просто так... ... ты обещал купить мне на день рождения велосипед, а купил куртку? А я делал вид, что рад....моего щенка отдали соседке......выбросили мои фантики... ...смеялись, когда я поскользнулась иупала в грязь...
Мы вспоминаем и смеемся, надеясь, что уже не больно. Вместе с нами смеются наши обидчики. Но боль вдруг вспыхивает с новой силой — детские обиды живучи. Ну что с того: случай вроде ерундовый, да и лет прошло сколько?! И ничего трагического не произошло...
...брошку нашли через несколько лет за подкладкой твоего пальто. ...бойкот длился всего неделю, а потом как ни в чем не бывало. ...великкупили через два года, но я на нем почти не катался....щенок через полгода умер от чумки....я перестала собирать фантики. И вообще больше ничего не собирала. ...я смеялась вместе с вами. И научилась прятать свою обиду.
Детские чувства не постигаются умом. Взрослые объяснения тонут в море боли, фразы «...и нечего тебе обижаться!», «Ты что надулся?», «На обиженных воду возят!» бьют наотмашь, и ребенок понимает, что он одинок. Не понят. Высмеян. Унижен. Продолжение может быть разным, но оно будет обязательно. Непро-явленные чувства найдут свой выход. «Собирание обид». Коллекция, которая заводится вместо выброшенных фантиков. Ребенок становится очень внимательным к поведению окружающих— он ждет, когда его обидят! И чувство начинает возникать даже по самым незначительным поводам — не так посмотрели, спросили последним, отрезали самый маленький кусок... Ребенок становится грустным, пассивным, безучастным. А взрослые — спектакль рассчитан именно на них — озадачены и растеряны: «Что случилось?» Ребенок не плачет, не требует и не просит, он даже в обиде не признается, он просто печален. И в ответ на это возникает чувство вины — мы что-то сделали не так! Если ребенку удается «обвиноватить» своих обидчиков, то он отомщен. Так появляются на свет Мученики —люди, которые добиваются почти всего при помощи демонстрации своей печали. «Все хорошо!» Привычка глотать обиды, делать вид, что ничего не произошло. До моих чувств никому нет дела, люди любят веселых детей. Проглоченные чувства чаще всего застревают в горле, оно начинает болеть. Взрослые недоумевают: от чего? Даже летом! А ребенок ходит с опухшими железками, хрипит, с трудом глотает. Потом вырастает для всех приятный, воспитанный, доброжелательный, слова грубого не скажет. И безотказный, и безответный. Только у близких и тех, кто находится часто с ним рядом, возникает непреодолимое желание стукнуть его посильнее — словом ли, делом ли, поступком, взглядом. Но в ответ лишь улыбка или вообще никакого ответа. Бывают слезы, но одинокие, тайком в подушку. «Эффект пароварки». Накопленные обиды создают непреодолимое внутреннее напряжение, и ребенок «взрывается». Это может быть истерика, может быть ярость. В любом случае последствия ужасны. Принародная истерика моментально создает репутацию «псих ненормальный», а после реакции гнева еще добавляются разрушения, испорченные отношения, а иногда и непоправимые трагедии. Ребенок пугается своих чувств, пытается их не показывать, и все идет по кругу: спрятанная обида, еще одна, и еще, а потом взрыв. С возрастом сценарий мало в чем изменяется, разве что интервалы становятся подлиннее, а последствия пострашнее: увольнения с работы, разводы, потеря друзей, одиночество. Во всех этих сценариях одно общее—обида числится в «плохих» чувствах. Когда-то это случается в первый раз, и ребенок получает ответ от окружающих: обижаться плохо, мы тебя таким не любим. «На день рождения Тани родители пригласили много гостей. Пришли незнакомые люди с детьми. Тане вручали подарки, гладили по голове, восторгались ее новым платьем и тем, как она выросла... А потом разом все забыли, что она именинница. К ней в комнату набились дети разных возрастов, они стали вытаскивать игрушки, книги, разбросали по полу карандаши, выпачкали тортом новое платье. И Таня расплакалась, с горькими жалобами бросилась к родителям, но тут же была выведена в прихожую и отчитана за слезы. "Не реви! Ничего страшного, потом все уберем. Нельзя так вести себя при гостях!" Уже много лет подряд Татьяна с ужасом ждет своего дня рождения: накормить, напоить, развлечь гостей, а потом разгребать последствия праздника и считать деньги до получки. А как же иначе? Что скажут люди?»
Мы вырастаем и начинаем поступать с собою так же, как раньше с нами поступали взрослые, — мы начинаем игнорировать свои чувства. Между тем обиженный ребенок никуда не делся, он совсем близко, и готов расплакаться, и даже разрыдаться, только бы нашлись уши, умеющие слушать, руки, умеющие обнимать, сердце, умеющее понимать и сочувствовать. — Скажи, вот сейчас ты это рассказываешь, и тебе на самом деле смешно? — Нет, не очень... — А что на самом деле? — Мне обидно... — До сих пор? — Да, да, они не имели права так поступать со мной! Пусть звучат слова, пусть текут слезы, пусть произойдет выплакивание, без этого невозможно. Однажды я наблюдала по телевизору, как один психотерапевт, работая с детскими обидами, повел беседу в таком русле: — А как ты думаешь, почему мама так поступила? — Ей было неудобно перед людьми, она заботилась, чтобы у меня было много друзей... — Значит, она хотела тебе добра? — Да. — А почему ей было это важно? — Потому, что я ее дочь и она меня любит, — Значит, все, что делала мама, она делала от любви к тебе? — Да. — Может, это повод, чтобы простить ее? — Да... Это был ужас: тысячи людей смотрели на это и верили, что так надо поступать с нашими душевными ранами! Замазать гнойник зеленкой и успокоиться! В очередной раз, но уже во взрослом возрасте, и уже специалист-душевед, провозгласил: «Ты неправильно чувствуешь! Надо чувствовать любовь, а ты обижаешься!» Еще один случай: ко мне на консультацию приходит женщина и буквально с порога заявляет: — Только не надо расспрашивать меня про мое детство. Я уже все проработала и простила свою маму. — А что, было чего прощать? — Ну да, мама у меня женщина жесткая, принципиальная, и случалось всякое... — И как же ты ее простила? — Я в одной книжке прочитала, что надо шестьдесят раз написать «Мама, я тебя прощаю», и еще на стену повесить аффир-мацию на двадцать один день. — Ну и что, полегчало? — Да, конечно, поэтому давай не будем трогать эту тему! Через несколько дней поздним вечером у меня раздался телефонный звонок: — Ира, мне надо срочно с тобой встретиться, мне очень плохо. — Что произошло? — Ко мне в гости приехала мама... На следующий день у меня в кабинете, давясь слезами, она рассказывала: «Моя мама работала учительницей в нашем классе. И мне надо было называть ее по имени-отчеству. И она всегда спрашивала у меня то, что я не успела выучить или не поняла. Дома ничего не объясняла, считала, что я все должна, как и другие, понимать в классе. Она не менялась, когда приходила домой, — тот же тон, те же требования, те же фразы.,. Я иногда путалась и дома ее тоже называла по отчеству...» Так продолжалось три дня — изливание всего, что накопилось в детстве. На четвертой встрече слез уже не было, были только рассуждения: — Почему моя мама не могла быть просто любящей и ласковой? — А ты как думаешь? — Не умела, наверное. Она и сейчас старается держаться строго. Хотя годы берут свое. Когда уезжает — плачет. Украдкой, чтобы не видели. Она ведь детдомовка, у нее родителей репрессировали. Рассказывает, что дед был ученым, преподавал в университете. Она в семье всего три года жила. Как подумаю, такой ужас: маленькое дите —и от родной матери в казенный дом! — Тебе ее жалко? — В эти моменты очень. Когда моей дочери было три года, я вдруг вспомнила эту историю. Если бы у меня забрали ребенка, я бы просто умерла от горя. Еще было продолжение. И много разговоров, и воспоминаний, и выводов, и вопросов. Только через несколько месяцев она смогла сказать во время консультации фразу: «Мама, я хочу тебя простить». И только через полгода смогла написать в письме матери «Целую. Твоя дочь». И только через год при встрече смогла обнять и поцеловать. Прощение — это очень долгий путь. Простить быстро невозможно. Это процесс, а не результат. В конце этого пути будет освобождение от обид. И очень важно по нему идти. Не стоит забывать, что обида — это вид злости. Иногда говорят «молчаливая злость». Но, в отличие от гнева, обида может длиться годами и быть незаметной для окружающих. Если детское воспоминание вызывает не жалость к себе, а возмущение, значит, пришло время его проявить. Не ради того, чтобы выяснить отношения с обидчиком, — его вообще не должно быть рядом, а ради избавления от душевного напряжения.
Костя жил в детстве в военном гарнизоне вместе с матерью и младшей сестрой. Отец бросил семью и уехал, мама тянула двоих детей на зарплату почтальона. Между тем в городке было много детей офицеров, и отношения выстраивались в зависимости от звания отца: дети старших офицеров не общались со сверстниками «не своего круга», дети прапорщиков — с детьми гражданских. Костя по своему социальному положению относился к самым низам. Но в школеунего неожиданно прорезался музыкальный талант —мальчика взяли в музыкальную школу на льготных основаниях, он стал ездить по конкурсам и смотрам. Свер стники не могли простить «выскочку», которого ставили в примеручителя и которому хлопали на гарнизонных концертах их родители. Дальнейший ход событий можно предугадать: из школьного ансамбля пропала гитара, кто-то сказал, что видел ееу Кости на веранде. Пионервожатая с руководителем ансамбля действительно нашли инструменту Кости дома... Оправдаться он не смог, свидетелями выступали дети местного начальства, и если у взрослых и были сомнения, то высказать их, а тем более заступиться за мальчика, они не посмели. Его выгнали из музыкальной школы, и до окончания школы за ним закрепилась репутация вора.
Рассказывая эту историю на тренинге, молодой человек сжимал кулаки, — А ты знал, кто тебя подставил? — Конечно, знал, но у этой гниды отец политруком был. В случае чего мать могла работы лишиться, военный городок — это государство со своими законами. — А чем все закончилось? —Я ушел после восьмого класса, поступил в техникум и вскоре переехал в общежитие. А через несколько лет наша семья уехала на родину матери. —А что сейчас ты чувствуешь по поводу всего, что случилось? — Знаешь, я до сих пор в голове план мести строю. Эти мысли помогли мне тогда справиться: вот вырасту — я-тебя достану! Одно время даже убить его хотел. Потом прошло, поумнел, но обида не отпускает. — Это не обида, это злость. Тебе она мешает? — Да. — Хочешь, прямо сейчас с ней разберемся? — Боюсь, не получится... — А чего ты боишься? — Я боюсь, что не смогу ее сдержать. — Так и не надо. Дальше проделывается психотерапевтическое упражнение с криком. Когда источник гнева — реальный человек, я предпочитаю не брать другого на эту роль, как принято у терапевтов: считаю, что это небезопасно для заместителя. Кричать можно в пус тоту— в стену, открытое окно, стоящий стул. Чтобы спровоцировать злость и снять защиты, желательно организовать сопротивление: — Сейчас ты встанешь напротив стула. Представь себе, что на нем сидит тот самый пацан. Он сидит и самодовольно улыбается: он испортил тебе жизнь, и ему все сошло с рук. Ты можешь кричать, даже орать, можешь выкрикивать любые слова— не стесняйся в выражениях! Ты можешь рваться к стулу, но дотронуться до воображаемого обидчика тебе не удастся — ребята будут тебя удерживать. Упражнение обычно длится 4-5 минут, дольше кричать невозможно: заканчиваются силы. Наступает опустошенность, а вместе с нею приходит и облегчение. Через полгода Костя позвонил мне: — Знаешь, а я ездил в свою школу на встречу с одноклассниками. Они собираются каждые пять лет, а я поехал впервые. — Ну, и как впечатления? — Разные. Я хотел рассказать по поводу наших «царьков»: серенькие, неприметные, ничего не добившиеся, разговоры только вокруг квартир и машин. Сын политрука стал толстым и лысым, как его папаша, дослужился до какого-то звания, считает годы до пенсии. Тоскливый такой, мне его было даже жалко... Сколько раз я в уме рисовал эту встречу, готовил для нее слова, а на деле оказалось, что они мне уже все безразличны. Гнев трансформировался в презрение, и может быть, со временем оно растворится и останется безразличие. Воспоминания есть, а чувств нет. Я подозреваю, что Костя позвонит еще раз и расскажет мне о том, что за урок он прошел в детстве: • Зачем все это с ним приключилось? • Зачем была послана эта ситуация? • Куда она повернула жизнь и какие качества сформировала? А может быть, и не позвонит, но ответы на вопрос все равно будут — для думающего человека это свойственно. И здесь можно поставить точку: урок пройден, жизнь его зачла. Внутренний Ребенок вырос и прикоснулся к мудрости. Упражнение «Письмо человеку, на которого я обижался в детстве»
Возьми лист бумаги и ручку. Устройся поудобнее и позаботься о том, чтобы тебе ничто и никто не помешал. Можно затемнить комнату, включить тихую, спокойную музыку и зажечь свечу. Сядь или ляг, закрой глаза... Представь себя ребенком. Вспомни какую-нибудь детскую обиду. Не торопись: перебирай в памяти до тех пор, пока обида не отзовется в твоем сердце. Позволь своим воспоминаниям всплыть на поверхность твоей памяти. Представь, что это происходит с тобой прямо сейчас. Где ты находишься? Что ты делаешь? Кто находится с тобой рядом? Пусть картинки всплывают перед тобой со всеми подробностями и деталями. Вспомни своего обидчика: как он выглядит, во что одет, что говорит, какие слова... Воспроизведи в памяти интонации и фразы. Что ты ему отвечаешь? Что происходит с твоими чувствами? Когда обида станет такой явной, как будто это произошло прямо сейчас, открой глаза. Возьми бумагу и ручку и напиши письмо человеку, который тебя обидел в детстве. Пусть тебя не смущает, если это письмо адресовано близкому и любимому человеку. Постарайся не обдумывать слова и фразы, просто пиши то, что приходит тебе на ум... Перечитай свое письмо. Какие чувства оно вызывает? Подумай, что тебе хочется с ним сделать. Ты можешь спрятать его и, когда захочется, перечитать. Ты можешь позже вернуться к нему и дописать. Может, тебе захочется сжечь или разорвать письмо и вместе с этим проститься со своей обидой. А может быть, ты решишь, что оно должно попасть в руки адресату: но уверен ли ты, что он тебя поймет?!
Упражнение «Комок обид» Ритуальное упражнение, которое подойдет для любого личностного тренинга. Суть работы — «избавление от обид» — понимают многие, но претворить это в жизнь подчас нелегко. Групповая атмосфера, ритуальные действия, метафора, положенная в основу этого упражнения, помогут участникам почувствовать и пережить «колючесть и неудобство» от ношения обид и радость избавления. Упражнение должно быть завершающим. Цель. Способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных переживаний. Организация. Обычная — сидя в кругу. Листы бумаги в большом количестве и мусорная корзина. Длительность. 10-15 мин. Ход 1. Предложите участникам сформулировать и записать на отдельных листочках названия обид, мучающих их. Необходимо записать чувства, которые они вызывают. Например: «Я обижаюсь, что подруга мне не звонит»; «Я не могу простить свою маму за то, что она рассталась с отцом»; «Ненавижу своих одноклассников: они причинили мне столько боли!» 2. Все записки надо скомкать. У каждого участника должно быть несколько бумажных комков. 3. Комки прячутся под одежду— так, чтобы они соприкасались с голым телом. «Почувствуйте на себе свои обиды и переживания... Почувствуйте, какие они доставляют вам неудобства... Обратите внимание, куда, в какое место вы запрятали комки своих обид...» 4. «А теперь я предлагаю вам походить по этой комнате. Как только вам на пути встретится человек, задайте ему вопрос: "Какую обиду ты носишь на себе?" и выслушайте ответ. После этого он тоже спросит вас об этом. Постарайтесь встретиться как можно с большим числом собеседников». 5. Все участники возвращаются на свои места. В середину круга ставится открытая мусорная корзина. Каждый желающий может выбросить в нее свои «обиды», предварительно еще раз озвучив их: «Я выбрасываю свою обиду на отца»... 6. При желании можно обсудить чувства и выводы.
Упражнение «Тумба-Юмба» Ни одно поведение не вызывает так много противоречивых мнений, как агрессия. Одни осуждают любое проявление агрессивности, считают его недостойным, другие боятся и стараются избежать, третьи рады любой возможности подраться и показать свою силу. Но, поскольку чувство злости осуждается социумом, агрессивность проявляется неосознанно и неконтролируемо. Это упражнение дает возможность исследовать не только хорошо известное, но и вытесняемое поведение. Цель. Исследование индивидуальных стратегий агрессивного поведения. Организация. Для работы понадобятся покрывала. В помещении должно быть достаточно места. Длительность. 15-20 мин. Ход 1. Предложите участникам разделиться на две группы и встать в шеренгу напротив друг друга. Все участники из покрывал делают скатки (скатывают их в валик). 2. Инструкция: «Жили два первобытных племени — Тумба и Юмба. Неплохие в целом были ребята, но дикари. И время от времени выходили на поле битвы за раздел территории... Сейчас вы будете изображать эту битву. Биться можно тем, что у вас в руках, и при этом обязательно говорить. Представители племени Тумба будут говорить: "Вот тебе, Юмба!", и наоборот. Бить можно противника по нижней части туловища. Нельзя наносить удары по лицу и голове. Готовы? Начали!» 3. «Битва» длится полторы-две минуты. За это время, как правило, участники забывают, где свои, где чужие, и битва перерастает в массовую потасовку. Тренеру желательно наблюдать за поведением участников и запоминать, кто как действует. 4. Подать сигнал «Стоп!» и задать вопросы:
• Что я чувствовал в процессе битвы? • Как я себя вел? • Выполнял ли инструкции? (не бить своих, бить противника по нижней части туловища, приговаривать во время удара). 5. Все участники спонтанно делятся на пары и отвечают друг другу на прозвучавшие вопросы. Вопросы к шерингу • Каковы стратегии моего поведения? • Какие выводы я сделал о себе и как это отражается на моей жизни? • Где и с кем я веду себя по жизни подобным образом? • Является ли это для меня проблемой? Обратите внимание участников, что в упражнении демонстрировалась и физическая, и вербальная агрессия. Проявления в жизни могут быть иными, но суть от этого меняется мало. Избегайте оценочных суждений!
Принято думать, что ребенок должен всего бояться. Он мал, неопытен, и все, с чем он сталкивается в жизни, вызывает у него естественный страх. В этих рассуждениях есть доля истины, но страх страху рознь. Если малыш боится залетевшей в дом мухи — она сильно жужжит и кружит по комнате, или боится остаться с незнакомой тетей-воспитательницей потому, что он впервые пришел в детский сад, то это действительно те страхи, которые являются естественными и со временем проходят. Они стираются из памяти или остаются в виде забавных эпизодов:
«Мама ушла к соседке, а мы с подружками играли в комнате. Вдруг на кухне закипел чайник, и вода стала стекать прямо на горячую печку. Был такой ужасный звук, шипение, крышка на чайнике подпрыгивала и гремела. А мы почему-то подумали, что сейчас начнется пожар, и раздетые, прямо в тапочках побежали на улицу, и, через двор, по снегу— к соседке. Потом все вместе смеялись...»
В этих переживаниях и в этих воспоминаниях тоже есть смысл: они учат смеяться над тем, что пугало. Это самое действенное оружие в борьбе со страхом. И если рядом оказался взрослый человек, который объяснил, успокоил и сделал ситуацию комичной, то для ребенка она компенсируется. Еще один способ — это идти на страх.
«Была такая игра— в пограничников. Я уже не помню, в чем она заключалась, но было правило приема в пограничный отряд: проверка на смелость. Зимним вечером, когда было уже совсем темно, надо было пройти в одиночку вокруг кладбища. Я испытание прошла, до сих пор помню, как шла в темноте и говорила себе: «Смотри только под ноги», а потом, в самом конце пути, припустила бегом. Ребята встретили меня, как героя... Очень радостное чувство». Страхи
Детских эпизодов преодоления страхов должно быть много — тогда закладываются ощущение бесстрашия, вера в свои силы и оптимистический взгляд на жизнь. Но существует другая категория страхов и ситуаций, с ними связанных. По своему опыту работы детским психологом могу сказать, что в большинстве случаев робости как черты характера и невротических нарушений, вызванных страхами, виноваты взрослые. Почему-то принято, что запугивание — приемлемый способ воспитания и контроля над ребенком. Взрослые, родные люди, которым ребенок привык полностью доверять, используют самые разные «страшилки»: • «Не ходи туда, там тебя злой дядька заберет»; • «Не лезь на горку — упадешь и сломаешь позвоночник»; • «В городе завелся маньяк...»; • «Все бездомные собаки — бешеные...»; • «Попадешь в милицию — там тебе покажут...» Знакомо? Если ваши родители применяли подобные методы воспитания, то неудивительно, что весь мир для вас наполнен опасностью. Взрослые не понимают, что почти любой страх для ребенка — это страх смерти. И пугая чем-то, они пугают смертью. Вспомните, когда вы поняли, что все люди смертны, и осознали, что с вами тоже это когда-то случится? В учебниках по детской психологии указывается, что эта информация доходит до ребенка в старшем дошкольном возрасте, в 5-6 лет. Но по своему опыту, по опыту своих клиентов и детей, с которыми я работала, могу сказать, что это осознавание случается намного раньше. И дальше все зависит от того, как ребенок поступит с этой информацией, и как отреагируют взрослые на его вопросы: • Мама, а я что, умру? • А когда умирают, что потом? • А ты когда умрешь? Каждый ребенок переживает страх смерти, и очень важно, чтобы он нашел сам или с подсказки взрослых какой-то оптимистический выход и пояснение: • после смерти люди превращаются в кого-то другого и рождаются еще раз; • когда люди умирают, они попадают на небо и там живут в раю; • после смерти люди остаются привидениями, они живут так же, но их никто не видит; • я, когда умру, стану кошкой или щенком... Не важно, что это будет за пояснение, важно, чтобы ребенок в него поверил. Не навсегда, но на какой-то период. Позже тема смерти будет переосмыслена, и этот детский опыт ляжет в основу принятия смертности. Если же пояснение найдено не было, то надо сыграть роль того самого мудрого родителя, которого у вас не было в детстве. Дети лечатся самостоятельно. Игры и ритуалы, основная цель которых —доказать существование загробного мира, не что иное, как компенсация страха смерти. Кто не знает такую разновидность детского фольклора, как рассказы-ужастики? Их героями становятся «Черная Рука» и «Летающий Гроб», «Красный Глаз» и другие представители нечисти. Ни одно лето, проведенное в пионерском лагере, не обходилось без таких «прививок от страха».
«В школе была кладовка, внизу, под лестницей. Мы специально оставались после уроков, залезали в эту кладовку, чтобы вызвать Пиковую Даму. Для этого нужны были зеркало и свеча. Зеркало держали в руках и направляли в потолок. Потом все вместе шепотом говорили три раза "Пиковая Дама, появись!". И кто-то обязательно видел ее отражение в зеркале... Было жутко страшно, но мы повторяли все это по многу раз».
Позже, в подростковом возрасте, страх смерти может выражаться в вызове: «Я рискую своей жизнью, и я не боюсь!» И начинаются походы на железную дорогу и на стройку, залезание на чердаки, ныряние с большой высоты в воду и другие «трюки». При этом важно, чтобы ребенка не подвел инстинкт самосохранения: вызов смерти бросается, но дети отказываются от того, что действительно опасно и не по силам. Это не имеет ничего общего с попытками самоубийства и саморазрушающим поведением. Цель поступка — победить страх и противостоять запретам.
«Вечером мы пошли прыгать с балкона в сугроб. Мы поднимались на балкон по пожарной лестнице и все по очереди спрыгивали. А я не смог. Пацаны меня уговаривали, демон стрировали, что ничего опасного нет, ауменя, кактолько я подходил к краю, начиналась тошнота и все внутри холодело. Так и не прыгнул. Надо мной никто не смеялся, но мне все равно было стыдно. Я не спал потом всю ночь, а рано утром встал и пошел туда. Сиганул с первого же раза — просто не дал себе ничего почувствовать, действовал как робот. Больше не повторял, мне хватило. Я это делал для себя, а не напоказ».
Что остается после детства в виде непережитых страхов? Когда я называю клиентам их страх и объясняю его природу происхождения, связь с детством, многие искренне удивляются: они и не думали, что корни уходят так глубоко...
• Муж задержался на работе и не позвонил. • Няня с ребенком ушли гулять и не вернулись в положенное время. • Вы звоните поздно вечером своей маме, а ее нет дома. • Родственники уезжают в отпуск в то место, с которым нет связи. • Ребенок ушел гулять с друзьями и не сказал, куда и когда вернется... Нам свойственно беспокоиться за наших родных и близких людей, когда мы не обладаем информацией о них, то есть теряем контроль. Иногда это беспокойство перерастает в неконтролируемый страх, а иногда — в фобию. Мы не можем справиться с переживанием, все валится из рук, невозможно отвлечься. В голову лезут только дурные мысли, воображение рисует трагические картины, вспоминаются вдруг эпизоды аварий, катастроф, убийств и других трагедий. Чтобы избежать этого, человек стремится постоянно контролировать своих родных. В наше время проблему частично решила сотовая связь. Каждый первоклассник шагает в школу с мобильником на шее. И все административные запреты на пользование телефонами разбиваются в прах перед натиском родительского контроля: «Я должна знать, где он и что с ним, — так мне спокойнее». Но это лишь один из способов снизить тревожность. В глобальном масштабе проблему он не решает. А родилась эта проблема, скорее всего, в очень раннем возрасте, иногда даже младенческом. Для ощущения безопасности ребенок должен постоянно видеть в поле зрения свою мать. Она видна — значит, она есть. И значит, со мной все будет в порядке. Но как только мать уходит из поля зрения, с точки зрения младенца, она умирает. И значит, полагает он, я тоже погибну. Опыта, указывающего на то, что человек может пребывать в другом пространстве, еще нет, и потеря контроля равносильна смерти. Вот почему сразу лезут в голову самые страшные предположения, вот почему мы не способны порой рационально объяснить себе ситуацию и успокоиться: «не контролирую — теряю — умираю». Между тем вам, наверное, встречались люди, которым этот страх неведом. Они начинают беспокоиться только тогда, когда действительно происходит что-то необъяснимое.
Однажды я ездила на встречу с журналистом. Мы договорились встретиться в кафе, я должна была дать ему интервью. Но на момент нашей встречи мне было не до этого: мой двенадцатилетний сын с утра был «вне зоны доступа». Вначале я звонила каждый час, потом чаще, пробовала обзванивать его друзей, позвонила классному руководителю. Из школы он ушел вовремя, но связи с ним не было, а на улице уже темнело. Я сидела за столиком и нервно постукивала по трубке. Разговор не клеился. Наконец журналист спросил: — У вас что-то случилось? —Да, вот сына никак не могу найти, все «вне зоны»... —Хотите, я, как отец четырнадцатилетнего подростка, назову вам множество причин... Первая: трубка разрядилась, вторая — поставлена на виброрежим и лежит в рюкзаке, третья — оставлена в другой одежде... На десятой причине мой телефон зазвонил: сын сказал, что трубка разрядилась и он забыл ее поставить на зарядку... А журналист стал для меня примером рационального подхода к переживаниям — иногда помогает.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |