Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страх потери контроля над близкими




L

Страхи

Обиды

 

 

А помнишь, как...

 

...ты обвинила меня в краже брошки, а я ее не трогала?...вы договорились со мною не разговаривать? Всем клас­сом, без причины, просто так...

... ты обещал купить мне на день рождения велосипед, а ку­пил куртку? А я делал вид, что рад....моего щенка отдали соседке......выбросили мои фантики...

...смеялись, когда я поскользнулась иупала в грязь...

 

Мы вспоминаем и смеемся, надеясь, что уже не больно. Вмес­те с нами смеются наши обидчики. Но боль вдруг вспыхивает с новой силой — детские обиды живучи.

Ну что с того: случай вроде ерундовый, да и лет прошло сколь­ко?! И ничего трагического не произошло...

 

...брошку нашли через несколько лет за подкладкой твоего пальто.

...бойкот длился всего неделю, а потом как ни в чем не бы­вало.

...великкупили через два года, но я на нем почти не катался....щенок через полгода умер от чумки....я перестала собирать фантики. И вообще больше ничего не собирала.

...я смеялась вместе с вами. И научилась прятать свою обиду.

 

Детские чувства не постигаются умом. Взрослые объяснения тонут в море боли, фразы «...и нечего тебе обижаться!», «Ты что надулся?», «На обиженных воду возят!» бьют наотмашь, и ребе­нок понимает, что он одинок. Не понят. Высмеян. Унижен. Про­должение может быть разным, но оно будет обязательно. Непро-явленные чувства найдут свой выход.

«Собирание обид». Коллекция, которая заводится вместо вы­брошенных фантиков. Ребенок становится очень внимательным


к поведению окружающих— он ждет, когда его обидят! И чув­ство начинает возникать даже по самым незначительным пово­дам — не так посмотрели, спросили последним, отрезали самый маленький кусок... Ребенок становится грустным, пассивным, безучастным. А взрослые — спектакль рассчитан именно на них — озадачены и растеряны: «Что случилось?» Ребенок не пла­чет, не требует и не просит, он даже в обиде не признается, он просто печален. И в ответ на это возникает чувство вины — мы что-то сделали не так! Если ребенку удается «обвиноватить» сво­их обидчиков, то он отомщен. Так появляются на свет Мучени­ки —люди, которые добиваются почти всего при помощи демон­страции своей печали.

«Все хорошо!» Привычка глотать обиды, делать вид, что ни­чего не произошло. До моих чувств никому нет дела, люди любят веселых детей. Проглоченные чувства чаще всего застревают в горле, оно начинает болеть. Взрослые недоумевают: от чего? Даже летом! А ребенок ходит с опухшими железками, хрипит, с трудом глотает. Потом вырастает для всех приятный, воспитанный, доб­рожелательный, слова грубого не скажет. И безотказный, и бе­зответный. Только у близких и тех, кто находится часто с ним рядом, возникает непреодолимое желание стукнуть его посиль­нее — словом ли, делом ли, поступком, взглядом. Но в ответ лишь улыбка или вообще никакого ответа. Бывают слезы, но одино­кие, тайком в подушку.

«Эффект пароварки». Накопленные обиды создают непрео­долимое внутреннее напряжение, и ребенок «взрывается». Это может быть истерика, может быть ярость. В любом случае послед­ствия ужасны. Принародная истерика моментально создает ре­путацию «псих ненормальный», а после реакции гнева еще до­бавляются разрушения, испорченные отношения, а иногда и непоправимые трагедии. Ребенок пугается своих чувств, пыта­ется их не показывать, и все идет по кругу: спрятанная обида, еще одна, и еще, а потом взрыв. С возрастом сценарий мало в чем изменяется, разве что интервалы становятся подлиннее, а последствия пострашнее: увольнения с работы, разводы, потеря друзей, одиночество.

Во всех этих сценариях одно общее—обида числится в «плохих» чувствах. Когда-то это случается в первый раз, и ребенок получает ответ от окружающих: обижаться плохо, мы тебя таким не любим.


«На день рождения Тани родители пригласили много гостей. Пришли незнакомые люди с детьми. Тане вручали подарки, гладили по голове, восторгались ее новым платьем и тем, как она выросла... А потом разом все забыли, что она име­нинница. К ней в комнату набились дети разных возрастов, они стали вытаскивать игрушки, книги, разбросали по полу карандаши, выпачкали тортом новое платье. И Таня рас­плакалась, с горькими жалобами бросилась к родителям, но тут же была выведена в прихожую и отчитана за сле­зы. "Не реви! Ничего страшного, потом все уберем. Нельзя так вести себя при гостях!" Уже много лет подряд Татья­на с ужасом ждет своего дня рождения: накормить, напо­ить, развлечь гостей, а потом разгребать последствия праздника и считать деньги до получки. А как же иначе? Что скажут люди?»

 

Мы вырастаем и начинаем поступать с собою так же, как рань­ше с нами поступали взрослые, — мы начинаем игнорировать свои чувства. Между тем обиженный ребенок никуда не делся, он совсем близко, и готов расплакаться, и даже разрыдаться, толь­ко бы нашлись уши, умеющие слушать, руки, умеющие обнимать, сердце, умеющее понимать и сочувствовать.

— Скажи, вот сейчас ты это рассказываешь, и тебе на самом деле смешно?

— Нет, не очень...

— А что на самом деле?

— Мне обидно...

— До сих пор?

— Да, да, они не имели права так поступать со мной! Пусть звучат слова, пусть текут слезы, пусть произойдет вы­плакивание, без этого невозможно.

Однажды я наблюдала по телевизору, как один психотерапевт, работая с детскими обидами, повел беседу в таком русле:

— А как ты думаешь, почему мама так поступила?

— Ей было неудобно перед людьми, она заботилась, чтобы у меня было много друзей...

— Значит, она хотела тебе добра?

— Да.

— А почему ей было это важно?


— Потому, что я ее дочь и она меня любит,

— Значит, все, что делала мама, она делала от любви к тебе?

— Да.

— Может, это повод, чтобы простить ее?

— Да...

Это был ужас: тысячи людей смотрели на это и верили, что так надо поступать с нашими душевными ранами! Замазать гнойник зеленкой и успокоиться! В очередной раз, но уже во взрослом воз­расте, и уже специалист-душевед, провозгласил: «Ты неправильно чувствуешь! Надо чувствовать любовь, а ты обижаешься!»

Еще один случай: ко мне на консультацию приходит женщина и буквально с порога заявляет:

— Только не надо расспрашивать меня про мое детство. Я уже все проработала и простила свою маму.

— А что, было чего прощать?

— Ну да, мама у меня женщина жесткая, принципиальная, и случалось всякое...

— И как же ты ее простила?

— Я в одной книжке прочитала, что надо шестьдесят раз на­писать «Мама, я тебя прощаю», и еще на стену повесить аффир-мацию на двадцать один день.

— Ну и что, полегчало?

— Да, конечно, поэтому давай не будем трогать эту тему! Через несколько дней поздним вечером у меня раздался теле­фонный звонок:

— Ира, мне надо срочно с тобой встретиться, мне очень плохо.

— Что произошло?

— Ко мне в гости приехала мама...

На следующий день у меня в кабинете, давясь слезами, она рассказывала: «Моя мама работала учительницей в нашем клас­се. И мне надо было называть ее по имени-отчеству. И она всегда спрашивала у меня то, что я не успела выучить или не поняла. Дома ничего не объясняла, считала, что я все должна, как и дру­гие, понимать в классе. Она не менялась, когда приходила до­мой, — тот же тон, те же требования, те же фразы.,. Я иногда путалась и дома ее тоже называла по отчеству...»

Так продолжалось три дня — изливание всего, что накопилось в детстве. На четвертой встрече слез уже не было, были только рассуждения:


— Почему моя мама не могла быть просто любящей и ласковой?

— А ты как думаешь?

— Не умела, наверное. Она и сейчас старается держаться стро­го. Хотя годы берут свое. Когда уезжает — плачет. Украдкой, что­бы не видели. Она ведь детдомовка, у нее родителей репрессиро­вали. Рассказывает, что дед был ученым, преподавал в универ­ситете. Она в семье всего три года жила. Как подумаю, такой ужас: маленькое дите —и от родной матери в казенный дом!

— Тебе ее жалко?

— В эти моменты очень. Когда моей дочери было три года, я вдруг вспомнила эту историю. Если бы у меня забрали ребенка, я бы просто умерла от горя.

Еще было продолжение. И много разговоров, и воспоминаний, и выводов, и вопросов. Только через несколько месяцев она смогла сказать во время консультации фразу: «Мама, я хочу тебя про­стить». И только через полгода смогла написать в письме матери «Целую. Твоя дочь». И только через год при встрече смогла об­нять и поцеловать. Прощение — это очень долгий путь. Простить быстро невозможно. Это процесс, а не результат. В конце этого пути будет освобождение от обид. И очень важно по нему идти.

Не стоит забывать, что обида — это вид злости. Иногда гово­рят «молчаливая злость». Но, в отличие от гнева, обида может длиться годами и быть незаметной для окружающих. Если дет­ское воспоминание вызывает не жалость к себе, а возмущение, значит, пришло время его проявить. Не ради того, чтобы выяс­нить отношения с обидчиком, — его вообще не должно быть ря­дом, а ради избавления от душевного напряжения.

 

Костя жил в детстве в военном гарнизоне вместе с мате­рью и младшей сестрой. Отец бросил семью и уехал, мама тянула двоих детей на зарплату почтальона. Между тем в городке было много детей офицеров, и отношения вы­страивались в зависимости от звания отца: дети стар­ших офицеров не общались со сверстниками «не своего кру­га», дети прапорщиков — с детьми гражданских. Костя по своему социальному положению относился к самым низам. Но в школеунего неожиданно прорезался музыкальный та­лант —мальчика взяли в музыкальную школу на льготных основаниях, он стал ездить по конкурсам и смотрам. Свер­


стники не могли простить «выскочку», которого ставили в примеручителя и которому хлопали на гарнизонных кон­цертах их родители. Дальнейший ход событий можно пре­дугадать: из школьного ансамбля пропала гитара, кто-то сказал, что видел ееу Кости на веранде. Пионервожатая с руководителем ансамбля действительно нашли инстру­менту Кости дома... Оправдаться он не смог, свидетеля­ми выступали дети местного начальства, и если у взрос­лых и были сомнения, то высказать их, а тем более заступиться за мальчика, они не посмели. Его выгнали из музыкальной школы, и до окончания школы за ним закре­пилась репутация вора.

 

Рассказывая эту историю на тренинге, молодой человек сжи­мал кулаки,

— А ты знал, кто тебя подставил?

— Конечно, знал, но у этой гниды отец политруком был. В слу­чае чего мать могла работы лишиться, военный городок — это государство со своими законами.

— А чем все закончилось?

—Я ушел после восьмого класса, поступил в техникум и вско­ре переехал в общежитие. А через несколько лет наша семья уеха­ла на родину матери.

—А что сейчас ты чувствуешь по поводу всего, что случилось?

— Знаешь, я до сих пор в голове план мести строю. Эти мысли помогли мне тогда справиться: вот вырасту — я-тебя достану! Одно время даже убить его хотел. Потом прошло, поумнел, но обида не отпускает.

— Это не обида, это злость. Тебе она мешает?

— Да.

— Хочешь, прямо сейчас с ней разберемся?

— Боюсь, не получится...

— А чего ты боишься?

— Я боюсь, что не смогу ее сдержать.

— Так и не надо.

Дальше проделывается психотерапевтическое упражнение с криком. Когда источник гнева — реальный человек, я предпочи­таю не брать другого на эту роль, как принято у терапевтов: счи­таю, что это небезопасно для заместителя. Кричать можно в пус­


тоту— в стену, открытое окно, стоящий стул. Чтобы спровоци­ровать злость и снять защиты, желательно организовать сопро­тивление:

— Сейчас ты встанешь напротив стула. Представь себе, что на нем сидит тот самый пацан. Он сидит и самодовольно улыбает­ся: он испортил тебе жизнь, и ему все сошло с рук. Ты можешь кричать, даже орать, можешь выкрикивать любые слова— не стесняйся в выражениях! Ты можешь рваться к стулу, но дотро­нуться до воображаемого обидчика тебе не удастся — ребята бу­дут тебя удерживать.

Упражнение обычно длится 4-5 минут, дольше кричать невоз­можно: заканчиваются силы. Наступает опустошенность, а вме­сте с нею приходит и облегчение.

Через полгода Костя позвонил мне:

— Знаешь, а я ездил в свою школу на встречу с одноклассни­ками. Они собираются каждые пять лет, а я поехал впервые.

— Ну, и как впечатления?

— Разные. Я хотел рассказать по поводу наших «царьков»: се­ренькие, неприметные, ничего не добившиеся, разговоры толь­ко вокруг квартир и машин. Сын политрука стал толстым и лы­сым, как его папаша, дослужился до какого-то звания, считает годы до пенсии. Тоскливый такой, мне его было даже жалко... Сколько раз я в уме рисовал эту встречу, готовил для нее слова, а на деле оказалось, что они мне уже все безразличны.

Гнев трансформировался в презрение, и может быть, со вре­менем оно растворится и останется безразличие. Воспоминания есть, а чувств нет. Я подозреваю, что Костя позвонит еще раз и расскажет мне о том, что за урок он прошел в детстве:

• Зачем все это с ним приключилось?

• Зачем была послана эта ситуация?

• Куда она повернула жизнь и какие качества сформировала? А может быть, и не позвонит, но ответы на вопрос все равно

будут — для думающего человека это свойственно. И здесь мож­но поставить точку: урок пройден, жизнь его зачла. Внутренний Ребенок вырос и прикоснулся к мудрости.


Упражнение «Письмо человеку,

на которого я обижался в детстве»

 

 

Возьми лист бумаги и ручку. Устройся поудобнее и позаботься о том, чтобы тебе ничто и никто не помешал. Можно затемнить ком­нату, включить тихую, спокойную музыку и зажечь свечу. Сядь или ляг, закрой глаза... Представь себя ребенком. Вспомни какую-ни­будь детскую обиду. Не торопись: перебирай в памяти до тех пор, пока обида не отзовется в твоем сердце. Позволь своим воспомина­ниям всплыть на поверхность твоей памяти. Представь, что это про­исходит с тобой прямо сейчас. Где ты находишься? Что ты делаешь? Кто находится с тобой рядом? Пусть картинки всплывают перед то­бой со всеми подробностями и деталями. Вспомни своего обидчи­ка: как он выглядит, во что одет, что говорит, какие слова... Воспро­изведи в памяти интонации и фразы. Что ты ему отвечаешь? Что происходит с твоими чувствами? Когда обида станет такой явной, как будто это произошло прямо сейчас, открой глаза.

Возьми бумагу и ручку и напиши письмо человеку, который тебя обидел в детстве. Пусть тебя не смущает, если это письмо адресо­вано близкому и любимому человеку. Постарайся не обдумывать слова и фразы, просто пиши то, что приходит тебе на ум...

Перечитай свое письмо. Какие чувства оно вызывает? Поду­май, что тебе хочется с ним сделать. Ты можешь спрятать его и, когда захочется, перечитать. Ты можешь позже вернуться к нему и дописать. Может, тебе захочется сжечь или разорвать письмо и вместе с этим проститься со своей обидой. А может быть, ты ре­шишь, что оно должно попасть в руки адресату: но уверен ли ты, что он тебя поймет?!

 

Упражнение «Комок обид»

Ритуальное упражнение, которое подойдет для любого лич­ностного тренинга. Суть работы — «избавление от обид» — по­нимают многие, но претворить это в жизнь подчас нелегко. Груп­повая атмосфера, ритуальные действия, метафора, положенная в основу этого упражнения, помогут участникам почувствовать и пережить «колючесть и неудобство» от ношения обид и радость избавления. Упражнение должно быть завершающим.


Цель. Способствовать формированию желания и возможнос­тей избавиться от негативных переживаний.

Организация. Обычная — сидя в кругу. Листы бумаги в боль­шом количестве и мусорная корзина.

Длительность. 10-15 мин.

Ход

1. Предложите участникам сформулировать и записать на от­дельных листочках названия обид, мучающих их. Необходимо за­писать чувства, которые они вызывают. Например: «Я обижаюсь, что подруга мне не звонит»; «Я не могу простить свою маму за то, что она рассталась с отцом»; «Ненавижу своих одноклассни­ков: они причинили мне столько боли!»

2. Все записки надо скомкать. У каждого участника должно быть несколько бумажных комков.

3. Комки прячутся под одежду— так, чтобы они соприкаса­лись с голым телом.

«Почувствуйте на себе свои обиды и переживания... Почув­ствуйте, какие они доставляют вам неудобства... Обратите вни­мание, куда, в какое место вы запрятали комки своих обид...»

4. «А теперь я предлагаю вам походить по этой комнате. Как только вам на пути встретится человек, задайте ему вопрос: "Ка­кую обиду ты носишь на себе?" и выслушайте ответ. После этого он тоже спросит вас об этом. Постарайтесь встретиться как мож­но с большим числом собеседников».

5. Все участники возвращаются на свои места. В середину кру­га ставится открытая мусорная корзина. Каждый желающий мо­жет выбросить в нее свои «обиды», предварительно еще раз озву­чив их: «Я выбрасываю свою обиду на отца»...

6. При желании можно обсудить чувства и выводы.

 

Упражнение «Тумба-Юмба»

Ни одно поведение не вызывает так много противоречи­вых мнений, как агрессия. Одни осуждают любое проявление агрессивности, считают его недостойным, другие боятся и стараются избежать, третьи рады любой возможности под­раться и показать свою силу. Но, поскольку чувство злости осуждается социумом, агрессивность проявляется неосознан­но и неконтролируемо. Это упражнение дает возможность


исследовать не только хорошо известное, но и вытесняемое поведение.

Цель. Исследование индивидуальных стратегий агрессивно­го поведения.

Организация. Для работы понадобятся покрывала. В поме­щении должно быть достаточно места. Длительность. 15-20 мин. Ход

1. Предложите участникам разделиться на две группы и встать в шеренгу напротив друг друга. Все участники из покрывал дела­ют скатки (скатывают их в валик).

2. Инструкция: «Жили два первобытных племени — Тум­ба и Юмба. Неплохие в целом были ребята, но дикари. И вре­мя от времени выходили на поле битвы за раздел террито­рии...

Сейчас вы будете изображать эту битву. Биться можно тем, что у вас в руках, и при этом обязательно говорить. Представите­ли племени Тумба будут говорить: "Вот тебе, Юмба!", и наобо­рот. Бить можно противника по нижней части туловища. Нельзя наносить удары по лицу и голове. Готовы? Начали!»

3. «Битва» длится полторы-две минуты. За это время, как правило, участники забывают, где свои, где чужие, и битва перерастает в массовую потасовку. Тренеру желательно на­блюдать за поведением участников и запоминать, кто как дей­ствует.

4. Подать сигнал «Стоп!» и задать вопросы:

 

• Что я чувствовал в процессе битвы?

• Как я себя вел?

• Выполнял ли инструкции? (не бить своих, бить против­ника по нижней части туловища, приговаривать во вре­мя удара).

5. Все участники спонтанно делятся на пары и отвечают друг другу на прозвучавшие вопросы.

Вопросы к шерингу

• Каковы стратегии моего поведения?

• Какие выводы я сделал о себе и как это отражается на моей жизни?

• Где и с кем я веду себя по жизни подобным образом?

• Является ли это для меня проблемой?


Обратите внимание участников, что в упражнении демонст­рировалась и физическая, и вербальная агрессия. Проявления в жизни могут быть иными, но суть от этого меняется мало.

Избегайте оценочных суждений!


 

 

Принято думать, что ребенок должен всего бояться. Он мал, неопытен, и все, с чем он сталкивается в жизни, вызывает у него естественный страх. В этих рассуждениях есть доля истины, но страх страху рознь. Если малыш боится залетевшей в дом мухи — она сильно жужжит и кружит по комнате, или боится остаться с незнакомой тетей-воспитательницей потому, что он впервые пришел в детский сад, то это действительно те страхи, которые являются естественными и со временем проходят. Они стирают­ся из памяти или остаются в виде забавных эпизодов:

 

«Мама ушла к соседке, а мы с подружками играли в комна­те. Вдруг на кухне закипел чайник, и вода стала стекать прямо на горячую печку. Был такой ужасный звук, шипе­ние, крышка на чайнике подпрыгивала и гремела. А мы по­чему-то подумали, что сейчас начнется пожар, и раздетые, прямо в тапочках побежали на улицу, и, через двор, по сне­гу— к соседке. Потом все вместе смеялись...»

 

В этих переживаниях и в этих воспоминаниях тоже есть смысл: они учат смеяться над тем, что пугало. Это самое действенное оружие в борьбе со страхом. И если рядом оказался взрослый че­ловек, который объяснил, успокоил и сделал ситуацию комич­ной, то для ребенка она компенсируется. Еще один способ — это идти на страх.

 

«Была такая игра— в пограничников. Я уже не помню, в чем она заключалась, но было правило приема в погранич­ный отряд: проверка на смелость. Зимним вечером, когда было уже совсем темно, надо было пройти в одиночку во­круг кладбища. Я испытание прошла, до сих пор помню, как шла в темноте и говорила себе: «Смотри только под ноги», а потом, в самом конце пути, припустила бегом. Ребята встретили меня, как героя... Очень радостное чувство».


Страхи



 

 

Детских эпизодов преодоления страхов должно быть много — тогда закладываются ощущение бесстрашия, вера в свои силы и оптимистический взгляд на жизнь.

Но существует другая категория страхов и ситуаций, с ними связанных. По своему опыту работы детским психологом могу сказать, что в большинстве случаев робости как черты характера и невротических нарушений, вызванных страхами, виноваты взрослые. Почему-то принято, что запугивание — приемлемый способ воспитания и контроля над ребенком. Взрослые, родные люди, которым ребенок привык полностью доверять, использу­ют самые разные «страшилки»:

• «Не ходи туда, там тебя злой дядька заберет»;

• «Не лезь на горку — упадешь и сломаешь позвоночник»;

• «В городе завелся маньяк...»;

• «Все бездомные собаки — бешеные...»;

• «Попадешь в милицию — там тебе покажут...»

Знакомо? Если ваши родители применяли подобные мето­ды воспитания, то неудивительно, что весь мир для вас напол­нен опасностью. Взрослые не понимают, что почти любой страх для ребенка — это страх смерти. И пугая чем-то, они пугают смертью. Вспомните, когда вы поняли, что все люди смертны, и осознали, что с вами тоже это когда-то случится? В учебни­ках по детской психологии указывается, что эта информация доходит до ребенка в старшем дошкольном возрасте, в 5-6 лет. Но по своему опыту, по опыту своих клиентов и детей, с кото­рыми я работала, могу сказать, что это осознавание случается намного раньше. И дальше все зависит от того, как ребенок поступит с этой информацией, и как отреагируют взрослые на его вопросы:

• Мама, а я что, умру?

• А когда умирают, что потом?

• А ты когда умрешь?

Каждый ребенок переживает страх смерти, и очень важно, чтобы он нашел сам или с подсказки взрослых какой-то оптими­стический выход и пояснение:

• после смерти люди превращаются в кого-то другого и рож­даются еще раз;

• когда люди умирают, они попадают на небо и там живут в раю;


• после смерти люди остаются привидениями, они живут так же, но их никто не видит;

• я, когда умру, стану кошкой или щенком...

Не важно, что это будет за пояснение, важно, чтобы ребенок в него поверил. Не навсегда, но на какой-то период. Позже тема смерти будет переосмыслена, и этот детский опыт ляжет в осно­ву принятия смертности. Если же пояснение найдено не было, то надо сыграть роль того самого мудрого родителя, которого у вас не было в детстве.

Дети лечатся самостоятельно. Игры и ритуалы, основная цель которых —доказать существование загробного мира, не что иное, как компенсация страха смерти. Кто не знает такую разновидность детского фольклора, как рассказы-ужастики? Их героями стано­вятся «Черная Рука» и «Летающий Гроб», «Красный Глаз» и другие представители нечисти. Ни одно лето, проведенное в пионерском лагере, не обходилось без таких «прививок от страха».

 

«В школе была кладовка, внизу, под лестницей. Мы специ­ально оставались после уроков, залезали в эту кладовку, чтобы вызвать Пиковую Даму. Для этого нужны были зер­кало и свеча. Зеркало держали в руках и направляли в пото­лок. Потом все вместе шепотом говорили три раза "Пико­вая Дама, появись!". И кто-то обязательно видел ее отражение в зеркале... Было жутко страшно, но мы повто­ряли все это по многу раз».

 

Позже, в подростковом возрасте, страх смерти может выражать­ся в вызове: «Я рискую своей жизнью, и я не боюсь!» И начинают­ся походы на железную дорогу и на стройку, залезание на чердаки, ныряние с большой высоты в воду и другие «трюки». При этом важ­но, чтобы ребенка не подвел инстинкт самосохранения: вызов смерти бросается, но дети отказываются от того, что действитель­но опасно и не по силам. Это не имеет ничего общего с попытками самоубийства и саморазрушающим поведением. Цель поступка — победить страх и противостоять запретам.

 

«Вечером мы пошли прыгать с балкона в сугроб. Мы подни­мались на балкон по пожарной лестнице и все по очереди спрыгивали. А я не смог. Пацаны меня уговаривали, демон­


стрировали, что ничего опасного нет, ауменя, кактолько я подходил к краю, начиналась тошнота и все внутри хо­лодело. Так и не прыгнул. Надо мной никто не смеялся, но мне все равно было стыдно. Я не спал потом всю ночь, а рано утром встал и пошел туда. Сиганул с первого же раза — просто не дал себе ничего почувствовать, действовал как робот. Больше не повторял, мне хватило. Я это делал для себя, а не напоказ».

 

Что остается после детства в виде непережитых страхов? Ког­да я называю клиентам их страх и объясняю его природу проис­хождения, связь с детством, многие искренне удивляются: они и не думали, что корни уходят так глубоко...

 

• Муж задержался на работе и не позвонил.

• Няня с ребенком ушли гулять и не вернулись в положенное время.

• Вы звоните поздно вечером своей маме, а ее нет дома.

• Родственники уезжают в отпуск в то место, с которым нет связи.

• Ребенок ушел гулять с друзьями и не сказал, куда и когда вернется...

Нам свойственно беспокоиться за наших родных и близких людей, когда мы не обладаем информацией о них, то есть теряем контроль. Иногда это беспокойство перерастает в неконтроли­руемый страх, а иногда — в фобию. Мы не можем справиться с переживанием, все валится из рук, невозможно отвлечься. В го­лову лезут только дурные мысли, воображение рисует трагиче­ские картины, вспоминаются вдруг эпизоды аварий, катастроф, убийств и других трагедий. Чтобы избежать этого, человек стре­мится постоянно контролировать своих родных. В наше время проблему частично решила сотовая связь. Каждый первокласс­ник шагает в школу с мобильником на шее. И все администра­тивные запреты на пользование телефонами разбиваются в прах перед натиском родительского контроля: «Я должна знать, где он и что с ним, — так мне спокойнее». Но это лишь один из спосо­бов снизить тревожность. В глобальном масштабе проблему он


не решает. А родилась эта проблема, скорее всего, в очень ран­нем возрасте, иногда даже младенческом. Для ощущения безо­пасности ребенок должен постоянно видеть в поле зрения свою мать. Она видна — значит, она есть. И значит, со мной все будет в порядке. Но как только мать уходит из поля зрения, с точки зре­ния младенца, она умирает. И значит, полагает он, я тоже погиб­ну. Опыта, указывающего на то, что человек может пребывать в другом пространстве, еще нет, и потеря контроля равносильна смерти. Вот почему сразу лезут в голову самые страшные предпо­ложения, вот почему мы не способны порой рационально объяс­нить себе ситуацию и успокоиться: «не контролирую — теряю — умираю». Между тем вам, наверное, встречались люди, которым этот страх неведом. Они начинают беспокоиться только тогда, когда действительно происходит что-то необъяснимое.

 

Однажды я ездила на встречу с журналистом. Мы догово­рились встретиться в кафе, я должна была дать ему ин­тервью. Но на момент нашей встречи мне было не до это­го: мой двенадцатилетний сын с утра был «вне зоны доступа». Вначале я звонила каждый час, потом чаще, про­бовала обзванивать его друзей, позвонила классному руко­водителю. Из школы он ушел вовремя, но связи с ним не было, а на улице уже темнело. Я сидела за столиком и нерв­но постукивала по трубке. Разговор не клеился. Наконец журналист спросил: — У вас что-то случилось?

—Да, вот сына никак не могу найти, все «вне зоны»... —Хотите, я, как отец четырнадцатилетнего подростка, назову вам множество причин... Первая: трубка разряди­лась, вторая — поставлена на виброрежим и лежит в рюк­заке, третья — оставлена в другой одежде... На десятой причине мой телефон зазвонил: сын сказал, что трубка разрядилась и он забыл ее поставить на зарядку... А журналист стал для меня примером рационального под­хода к переживаниям — иногда помогает.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.