Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кинестетическое восприятие и язык




Пример

Пример

Сядьте ближе к краю стула, слегка разведя в стороны колени и расположив стопы на одной вертикальной оси с коленями (то есть не вытягивая ноги и не поджимая их под себя). Закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в правой и левой стопе и в ногах. Похожи ли они? Теперь приподнимите одну ногу и десять раз топните по полу всей стопой.

Поставьте стопы в прежнее положение и с закрытыми глаза­ми попробуйте ощутить различия между правой и левой стороной тела.

Да, вы подтвердите, что одну сторону вы теперь ощущаете сильнее. Вы скажете: «логично». Вот именно! Когда человек ощу­щает себя слабо или вовсе плохо, ему приходится привлекать все органы чувств, чтобы почувствовать себя лучше и полнее. В такие дни мы говорим: сегодня я чувствую себя хорошо.

 

Наши «проблемные» дети ощущают свое тело недостаточно отчетливо, дети с повышенной возбудимостью ощущают себя слишком остро. Им не хватает того порядка в мозгу, который позволяет быстро обрабатывать и распределять по соответст­вующим отделам захлестывающие их впечатления.

Айрес сравнивает мозг с большим городом. При зеленом свете светофоров мы (то есть наши нервные импульсы) быстро и уверенно достигаем цели (мозга, вычислительного центра). По вечерам, когда работа закончена, дорога может отнимать больше времени, идти в обход или вообще не достигать цели. Айрес сравнивает нарушения сенсорной интеграции с чем-то вроде автомобильной пробки.

Можно привести и другой пример. Помните игру «Испор­ченный телефон»? Мы играли в нее, когда были детьми: шеп-

 

 

чешь слово на ухо соседу, а он должен повторить его следую­щему участнику игры. Замыкающий цепочку всегда произ­носит совсем другое слово под всеобщий громкий смех.

То, что доставляло нам так много удовольствия, у детей с нарушениями сенсорной интеграции вызывает скорее вспыш­ки гнева или уход в себя.

Вспомните наш небольшой эксперимент с равновесием и зрительным контролем в позе стоя на одной ноге. Когда глаза закрыты, на первый план выходит кинестетическое восприя­тие, замещающее визуальный контроль. В суставах стопы, как в командном центре, вы почти «слышали» приказы восстано­вить равновесие. Попробуйте проделать все это еще раз и при­слушайтесь к суставам стопы. Чем грубее приказы продолжить или остановить движение, дернуться вправо или влево, тем больше вы начинаете качаться. Чем точнее приказы, тем более твердо и легко вы стоите на одной ноге с закрытыми глазами. Это свидетельствует о хорошей кинестетической информиро­ванности.

Чем лучше развита наша кинестетическая информирован­ность, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по от­ношению к другим людям и предметам. (Разумеется, в тесной связи с тактильной и вестибулярной системами.) Мы ни на что не наталкиваемся.

Наверняка вам знакома такая ситуация: вы уже вполне созрели для отпуска и начинаете регулярно ударяться о знако­мый угол стола. Или ключи все чаще падают из рук при по­пытке отпереть дверь.

Еще один пример - парковка машины. Если мы недоста­точно четко ощущаем свое собственное тело, мы никогда не научимся парковать машину. Каждый раз это будет требовать больших усилий или вовсе не будет удаваться. Машина не ста­новится продолжением нашего тела, и только путем мысли­тельной компенсации, к примеру, с помощью логической фор­мулы, нам, может быть, удастся добиться успеха. Чтобы авто­матизировать этот процесс, почувствовать его, нужно улучшить телесное восприятие, в особенности - кинестетическое. (Не­сколько месяцев назад мне прислали двух учеников из школы

 

 

вождения, чтобы с моей помощью они научились лучше водить машину.) (Фото 12).

Подобным образом происходит и обучение письму. Нам нуж­но уметь ориентироваться в пространстве, различать соотно­шение линий, чтобы составить из них букву и перенести ее на бумагу, поместив в нужном месте между другими буквами (фо­то 13). Распознавание образа тесно связано с кинестетической информацией. Важным условием для этого является уравно­вешенное положение сидя, а не постоянное шатание в разные стороны, провоцируемое жаждой движения и более полного ощущения своего тела.

фото 12: «Парковка в коробке (фото Имке Кордтс)

Фото 13: Ориентация в пространстве, распознавание линий и форм – это условия обучения письму

 

Было бы неправильно делать из этого вывод, что если за­претить непоседе дергаться, он станет лучше писать. Непоседе придется - в угоду вам или от страха быть наказанным - со-

 

 

средоточивать все свое внимание на том, чтобы сидеть смирно. На письмо его уже не хватит. Попытка сделать его движения ритмичными с помощью стула-мяча (или подушки-мяча) дает результаты получше, но этого хватает лишь на несколько за­нятий. Для того чтобы добиться постоянного улучшения, этим детям нужна терапия базовых ощущений.

С помощью кинестетической информации мы можем раз­бивать движение на так называемые промежуточные ступени. Здесь нам также нужна возможность исключать из движения те или иные части тела.

Поставьте стул и попробуйте очень медленно сесть на него. Приостановитесь в процессе движения, снова приподниметесь, задержитесь на минуту. В группе всегда находится кто-то, кто в последний момент «роняет» себя на стул.

Для того чтобы остановиться в ходе движения, повернуть его вспять и снова остановиться, требуется напряжение всех базовых видов чувствительности. Те же элементы присутствуют в письме от руки, да, собственно, и в любом хорошо скоординированном движении.

 

В фильме «Исчезновение чувств»* Инге Флемиг называет ходьбу и бег постоянно прерывающимся падением. При каждом новом шаге нам приходится восстанавливать равновесие.

Гиперактивный ребенок «обманывает» свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, по­стоянно используя скорость и центробежную силу. Внезапное торможение при этом часто приводит к синякам у окружаю­щих. Бьется посуда, ломаются вещи. Гиперактивный ребенок из-за нехватки кинестетической информации не может гармо­нично развернуть движение вспять. Его мышечный тонус ко­леблется между очень высоким и очень низким. Ему не хвата­ет золотой середины.

 

*Das Schwinden der Sinne - документальный фильм, выпущенный немецким телевизионным каналом NDR в 1991 году. - Примеч. пер.

 

В немецком языке есть много понятий с двойным смыслом, на­пример: greifen (хватать) - begreifen (понимать, схватывать), fassen (охватывать, вмещать) - erfassen (овладевать, уяснять), drücken (нажимать) - sich ausdrücken (выражать себя, свои мысли), stehen (стоять) - verstehen (понимать). Все это глаголы движения, в широком смысле относящиеся к мышлению.*

В терапии, ориентированной на восприятие собственного тела, мы нередко ясно осознаем эту связь.

Сначала «взять в руку», «ухватить», потом «понять» и т.д.

Сначала «ощутить», потом «выразить» - с этим нам постоян­но приходится сталкиваться в процессе становления речи. Как много детей после занятий со мной вдруг начинали говорить, при этом первым словом, которое слышали их родители, оказы­валось слово нога - неудивительно, ведь я так много работаю с кинестетической информацией, передаваемой через ноги. По­нятия сначала схватывают, осознают, усваивают и только потом выражают в речи. Для этого нужна организация пространства, которая дает возможность испытывать разнообразные ощуще­ния, среда, в которой можно набираться опыта движения.

В вестибулярной системе и в системе кожной чувствитель­ности мы выделяем два вида нарушений: пониженную и повы­шенную чувствительность. В области кинестетического воспри­ятия нам до сих пор встречалась только пониженная чувстви­тельность с переходом к разным вариантам нормы. По-видимому, повышенной чувствительности здесь просто не существует.

Кроме этого, у ребенка с нарушением восприятия очень важ­но проверить зрение и слух. Часто проверка не выявляет ни­чего определенного, и все же остается впечатление, что ребенок видит или слышит не вполне хорошо. В таких случаях речь идет, как правило, о нарушении обработки звуковых или зри­тельных стимулов. Увиденное или услышанное может «попасть в пробку» как на пути к цели, так и на обратном пути.

 

* В немецком языке подобные пары распространены гораздо шире, чем в русском. - Примеч. пер.

Различные тесты могут дать более конкретные результаты.

Некоторым аутичным детям, с которыми мне доводилось заниматься, был поставлен диагноз частичной или полной глу­хоты. Но и родители, и я замечали, что глухота эта проявляет­ся не постоянно. Довольно часто мы наблюдали, как дети упор­но вытаскивали слуховые аппараты.

Мой знакомый врач-отоларинголог в работе с одним из ау-тичных детей, ходивших на мои занятия, пришел к выводу, что дети, склонные к аутизму, могут развить в себе способность отключать слух внутренним усилием.

Обычные люди могут закрыть глаза, тогда они ничего не видят.

Закройте себе уши - вы все равно будете продолжать слы­шать.

Ко мне на занятия часто приходят дети, косящие на один или на оба глаза. Поскольку сенсорная интеграция в диалоге способствует в том числе регуляции мышечного тонуса, тера­певтические занятия иногда затрагивают и глазные мышцы. Нередко занятия могут положительно повлиять на легкое или непостоянное косоглазие, иногда, при достаточной продолжи­тельности занятий, даже полностью скоррегировать ситуацию. В каждом конкретном случае необходима консультация с опыт­ным офтальмологом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.