КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кинестетическое восприятие и язык
Пример Пример Сядьте ближе к краю стула, слегка разведя в стороны колени и расположив стопы на одной вертикальной оси с коленями (то есть не вытягивая ноги и не поджимая их под себя). Закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в правой и левой стопе и в ногах. Похожи ли они? Теперь приподнимите одну ногу и десять раз топните по полу всей стопой. Поставьте стопы в прежнее положение и с закрытыми глазами попробуйте ощутить различия между правой и левой стороной тела. Да, вы подтвердите, что одну сторону вы теперь ощущаете сильнее. Вы скажете: «логично». Вот именно! Когда человек ощущает себя слабо или вовсе плохо, ему приходится привлекать все органы чувств, чтобы почувствовать себя лучше и полнее. В такие дни мы говорим: сегодня я чувствую себя хорошо.
Наши «проблемные» дети ощущают свое тело недостаточно отчетливо, дети с повышенной возбудимостью ощущают себя слишком остро. Им не хватает того порядка в мозгу, который позволяет быстро обрабатывать и распределять по соответствующим отделам захлестывающие их впечатления. Айрес сравнивает мозг с большим городом. При зеленом свете светофоров мы (то есть наши нервные импульсы) быстро и уверенно достигаем цели (мозга, вычислительного центра). По вечерам, когда работа закончена, дорога может отнимать больше времени, идти в обход или вообще не достигать цели. Айрес сравнивает нарушения сенсорной интеграции с чем-то вроде автомобильной пробки. Можно привести и другой пример. Помните игру «Испорченный телефон»? Мы играли в нее, когда были детьми: шеп-
чешь слово на ухо соседу, а он должен повторить его следующему участнику игры. Замыкающий цепочку всегда произносит совсем другое слово под всеобщий громкий смех. То, что доставляло нам так много удовольствия, у детей с нарушениями сенсорной интеграции вызывает скорее вспышки гнева или уход в себя. Вспомните наш небольшой эксперимент с равновесием и зрительным контролем в позе стоя на одной ноге. Когда глаза закрыты, на первый план выходит кинестетическое восприятие, замещающее визуальный контроль. В суставах стопы, как в командном центре, вы почти «слышали» приказы восстановить равновесие. Попробуйте проделать все это еще раз и прислушайтесь к суставам стопы. Чем грубее приказы продолжить или остановить движение, дернуться вправо или влево, тем больше вы начинаете качаться. Чем точнее приказы, тем более твердо и легко вы стоите на одной ноге с закрытыми глазами. Это свидетельствует о хорошей кинестетической информированности. Чем лучше развита наша кинестетическая информированность, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по отношению к другим людям и предметам. (Разумеется, в тесной связи с тактильной и вестибулярной системами.) Мы ни на что не наталкиваемся. Наверняка вам знакома такая ситуация: вы уже вполне созрели для отпуска и начинаете регулярно ударяться о знакомый угол стола. Или ключи все чаще падают из рук при попытке отпереть дверь. Еще один пример - парковка машины. Если мы недостаточно четко ощущаем свое собственное тело, мы никогда не научимся парковать машину. Каждый раз это будет требовать больших усилий или вовсе не будет удаваться. Машина не становится продолжением нашего тела, и только путем мыслительной компенсации, к примеру, с помощью логической формулы, нам, может быть, удастся добиться успеха. Чтобы автоматизировать этот процесс, почувствовать его, нужно улучшить телесное восприятие, в особенности - кинестетическое. (Несколько месяцев назад мне прислали двух учеников из школы
вождения, чтобы с моей помощью они научились лучше водить машину.) (Фото 12). Подобным образом происходит и обучение письму. Нам нужно уметь ориентироваться в пространстве, различать соотношение линий, чтобы составить из них букву и перенести ее на бумагу, поместив в нужном месте между другими буквами (фото 13). Распознавание образа тесно связано с кинестетической информацией. Важным условием для этого является уравновешенное положение сидя, а не постоянное шатание в разные стороны, провоцируемое жаждой движения и более полного ощущения своего тела. фото 12: «Парковка в коробке (фото Имке Кордтс) Фото 13: Ориентация в пространстве, распознавание линий и форм – это условия обучения письму
Было бы неправильно делать из этого вывод, что если запретить непоседе дергаться, он станет лучше писать. Непоседе придется - в угоду вам или от страха быть наказанным - со-
средоточивать все свое внимание на том, чтобы сидеть смирно. На письмо его уже не хватит. Попытка сделать его движения ритмичными с помощью стула-мяча (или подушки-мяча) дает результаты получше, но этого хватает лишь на несколько занятий. Для того чтобы добиться постоянного улучшения, этим детям нужна терапия базовых ощущений. С помощью кинестетической информации мы можем разбивать движение на так называемые промежуточные ступени. Здесь нам также нужна возможность исключать из движения те или иные части тела. Поставьте стул и попробуйте очень медленно сесть на него. Приостановитесь в процессе движения, снова приподниметесь, задержитесь на минуту. В группе всегда находится кто-то, кто в последний момент «роняет» себя на стул. Для того чтобы остановиться в ходе движения, повернуть его вспять и снова остановиться, требуется напряжение всех базовых видов чувствительности. Те же элементы присутствуют в письме от руки, да, собственно, и в любом хорошо скоординированном движении.
В фильме «Исчезновение чувств»* Инге Флемиг называет ходьбу и бег постоянно прерывающимся падением. При каждом новом шаге нам приходится восстанавливать равновесие. Гиперактивный ребенок «обманывает» свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, постоянно используя скорость и центробежную силу. Внезапное торможение при этом часто приводит к синякам у окружающих. Бьется посуда, ломаются вещи. Гиперактивный ребенок из-за нехватки кинестетической информации не может гармонично развернуть движение вспять. Его мышечный тонус колеблется между очень высоким и очень низким. Ему не хватает золотой середины.
*Das Schwinden der Sinne - документальный фильм, выпущенный немецким телевизионным каналом NDR в 1991 году. - Примеч. пер.
В немецком языке есть много понятий с двойным смыслом, например: greifen (хватать) - begreifen (понимать, схватывать), fassen (охватывать, вмещать) - erfassen (овладевать, уяснять), drücken (нажимать) - sich ausdrücken (выражать себя, свои мысли), stehen (стоять) - verstehen (понимать). Все это глаголы движения, в широком смысле относящиеся к мышлению.* В терапии, ориентированной на восприятие собственного тела, мы нередко ясно осознаем эту связь. Сначала «взять в руку», «ухватить», потом «понять» и т.д. Сначала «ощутить», потом «выразить» - с этим нам постоянно приходится сталкиваться в процессе становления речи. Как много детей после занятий со мной вдруг начинали говорить, при этом первым словом, которое слышали их родители, оказывалось слово нога - неудивительно, ведь я так много работаю с кинестетической информацией, передаваемой через ноги. Понятия сначала схватывают, осознают, усваивают и только потом выражают в речи. Для этого нужна организация пространства, которая дает возможность испытывать разнообразные ощущения, среда, в которой можно набираться опыта движения. В вестибулярной системе и в системе кожной чувствительности мы выделяем два вида нарушений: пониженную и повышенную чувствительность. В области кинестетического восприятия нам до сих пор встречалась только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы. По-видимому, повышенной чувствительности здесь просто не существует. Кроме этого, у ребенка с нарушением восприятия очень важно проверить зрение и слух. Часто проверка не выявляет ничего определенного, и все же остается впечатление, что ребенок видит или слышит не вполне хорошо. В таких случаях речь идет, как правило, о нарушении обработки звуковых или зрительных стимулов. Увиденное или услышанное может «попасть в пробку» как на пути к цели, так и на обратном пути.
* В немецком языке подобные пары распространены гораздо шире, чем в русском. - Примеч. пер. Различные тесты могут дать более конкретные результаты. Некоторым аутичным детям, с которыми мне доводилось заниматься, был поставлен диагноз частичной или полной глухоты. Но и родители, и я замечали, что глухота эта проявляется не постоянно. Довольно часто мы наблюдали, как дети упорно вытаскивали слуховые аппараты. Мой знакомый врач-отоларинголог в работе с одним из ау-тичных детей, ходивших на мои занятия, пришел к выводу, что дети, склонные к аутизму, могут развить в себе способность отключать слух внутренним усилием. Обычные люди могут закрыть глаза, тогда они ничего не видят. Закройте себе уши - вы все равно будете продолжать слышать. Ко мне на занятия часто приходят дети, косящие на один или на оба глаза. Поскольку сенсорная интеграция в диалоге способствует в том числе регуляции мышечного тонуса, терапевтические занятия иногда затрагивают и глазные мышцы. Нередко занятия могут положительно повлиять на легкое или непостоянное косоглазие, иногда, при достаточной продолжительности занятий, даже полностью скоррегировать ситуацию. В каждом конкретном случае необходима консультация с опытным офтальмологом.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |