КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристики поведения
Пример Урок рисования в школе. Всем детям было сказано принести в этот день краски и альбом для рисования. Учитель стоит перед классом. Справа, глядя на него ясными глазами, к нему подходит Светочка Солнышко. Он поворачивается к ней (открывающимся движением), и Светочка сообщает ему, что принадлежности для рисования она, к сожалению, забыла дома. Учитель гладит ее по головке с аккуратно причесан-
ными светлыми локонами и утешает: «Ничего страшного, попроси соседа по парте поделиться с тобой». Какой милый и чуткий учитель, как он идет навстречу ребенку, подумаете вы. Но вот слева к учителю подходит растрепанный и расхристанный, с выбивающейся из штанов рубашкой, Петька Неслух. Нехотя, в душе уже ожидая неприятностей, он сообщает учителю то же самое. Учитель так и остается стоять, глядя в сторону, с Петькой он строг: замечание в дневник и предупреждение о грозящем наказании - еще бы, ведь речь идет о «рецидивисте». Петьке не меньше, чем Светочке, а пожалуй, и больше, хочется чуткости и знаков внимания (в том числе выражающихся жестами). За свою короткую жизнь он уже успел понять, что для достижения цели годятся и негативные стимулы. Он переходит к вербальному наступлению. Ему не приходится долго добиваться того, чтобы учитель развернулся к нему, хотя бы для того, чтобы громко отчитать за хамство. Громкая речь для Петьки - это кинестетический раздражитель, воздействующий на слух. Поскольку Пете не хватает информации для базовых ощущений, он берет то, что может получить, любой ценой. Замкнутый круг! Именно Петьке Неслуху необходима помощь, доброе отношение, чтобы освободиться от установившихся шаблонов, обусловленных отрицательным опытом. Детям с таким опытом сложно устанавливать с людьми прямой контакт. Справедливо ли считать, что этот мальчик нарочно забыл рисовальные принадлежности дома? Что он специально раздражает учителя?
Для того чтобы делать что-то нарочно, нужно это действие спланировать, продумать заранее. А для этого требуется более или менее хорошая сенсорная интеграция.
Справедливо ли упрекать учителя в том, что ему недостает определенной интеграции чувств? Ведь он считает типичным, что Петька Неслух опять что-то забыл. Какие меры предпри-
нял учитель, чтобы помочь ребенку избежать этой ситуации? Знает ли он, что мама Петьки забыла купить новый альбом, а старшему брату как раз в этот день понадобились краски и он первым схватил единственный оказавшийся дома набор? Я не хочу обвинять учителей, но прошу вас представить себе на этом примере, насколько сложным может оказаться стечение обстоятельств.
Во время наблюдающей диагностики возникают следующие вопросы: - Каков контакт между родителями и ребенком? - Кто сначала входит в помещение, родители или ребенок? - «Липнет» ли ребенок к родителям? - Прижимает ли мать ребенка к себе, избегая всякого лишнего движения? - Врывается ли ребенок в помещение? - Проявляет ли он гиперактивность? - Проявляет ли ребенок особое недоверие? - Обращается ли он сразу к педагогу (терапевту) или же к терапевтическому материалу? - Двигается больше вдоль стены или идет через комнату? - Как (качественно) он двигается? - Как (качественно) он держится? - Каков мышечный тонус: слабый, сильный или нормальный? - Говорит ли ребенок? Внятно или нет? Громко или тихо? С живой интонацией или с интонацией робота? - Слышит ли ребенок? - Не много ли он ходит на цыпочках? - Не реагирует ли остро на громкие звуки (гиперакузия)? - Видит ли ребенок? Останавливает ли он взгляд на предметах? - Есть ли у него проблемы с кожей? - Как он ходит по комнате: шумно или тихо? - Смотрит ли на мать, на педагога? - Ребенок бодрый, внимательный, усталый, задумчивый, апатичный, унылый?
- Отмечаются ли двигательные стереотипии, проявляется ли стереотипность в движениях глаз, в обращении с предметами? - Как реагирует на вербальное обращение? - Есть ли асимметрии? - Больше использует правую или левую руку? - Что ему больше всего нравится в помещении, какая игрушка? - Не избегает ли прикосновения к овечьей шкуре? - Не проявляет ли потребность в особом, педантичном порядке? - Ответы на эти вопросы позволяют оценить, как работает сенсорное восприятие у ребенка. Эти наблюдения определяют мои дальнейшие действия.
Нередко мне приходилось слышать, как родители с оттенком гордости в голосе говорили: «Наш малыш не ползает, он сразу пойдет! Пока что он все рассматривает». Таких детей мы называем «глазными детьми». Они сидят с широко открытыми глазами и не двигаются. Некоторые из них становятся детьми-ползающими-на-попе. Сидя, они соединяют подошвы ног, прижимают их к полу и подтягивают попку вперед. Потом они снова вытягивают ноги вперед и т.д. Видела я и терапевтов, которые предпринимают все для того, чтобы ребенок как можно скорее встал с пола и начал ходить. Я хочу еще раз подчеркнуть, насколько важны достаточные предпосылки для развития навыков на каждой отдельной стадии. Перепрыгивание отдельных этапов развития «оставляет дыры» и не создает надежной основы, например, для последующего школьного обучения. В наблюдательной диагностике мы постоянно сталкиваемся с такими «дырами». Они искажают общую картину нормального развития, вызывают видимые нарушения. Сегодня ребенок может считать, а завтра - нет. Айрес пишет: «Нарушения сенсорной интеграции нельзя "перерасти". В результате многочисленных усилий и длитель-
ной практики ребенок может приобрести негенерализованные (фрагментарные) навыки*, которые компенсируют плохую обработку сенсорных сигналов и замаскируют проблему. Ребенок с неорганизованными постуральными реакциями или неупорядоченной работой глазодвигательных мышц может научиться играть в бейсбол и рисовать карандашом, но будет это делать, постоянно преодолевая трудности, которые никуда не исчезнут. Приобретение негенерализованных навыков - слишком тяжкий путь обучения, почти не оставляющий сил на что-либо другое. Мы стараемся облегчить ребенку выполнение действий, и это становится возможным, если сенсорная интеграция улучшается».
Если ребенку еще нет пяти лет, я поначалу наблюдаю, как он играет сам. Насколько качественно он прошел различные ступени развития в первый и второй год жизни? Какие движения получаются у него хорошо, насколько это соответствует его реальному возрасту? Совпадают ли мои наблюдения с тем, что заботит его мать?
Инге Флемиг осматривает младенцев и маленьких детей только в безопасном положении на коленях у матери или на полу. У нее я научилась проводить различные проверки, описанные ниже.
Чтобы проверить работу вестибулярной системы, я сажусь напротив матери и прошу ее убрать руки, не придерживать
* В норме при обучении чему-либо человек последовательно проходит несколько стадий - от понимания стоящей перед ним задачи до выбора необходимых для ее выполнения действий. В конечном счете освоение навыка характеризуется тем, что человек может успешно его использовать в условиях меняющейся среды. Происходит так называемая генерализация навыка, т.е. перенос способности успешно выполнять определенное действие в любые новые условия. При отсутствии генерализации навыки формируются фрагментарно: в этом случае человек вынужден как бы заново осваивать навык в новой обстановке, не используя предшествующий опыт либо частично, либо полностью. - Примеч. науч. ред.
ребенка. Одновременно я беру ребенка за ножки, чтобы установить контакт и проверить тонус. Я медленно тяну его к себе таким образом, что ребенок, оставаясь на коленях у матери, сползает в положение лежа на спине. Дети с повышенной чувствительностью ощущают нарушение равновесия уже в тот момент, когда мать убирает руки, и пытаются защититься, дети со сниженной или нормальной чувствительностью визжат от удовольствия. Готовность матери убрать руки тоже говорит о многом. Большинство матерей, имеющих детей с повышенной чувствительностью, вначале колеблются.
Я слегка оттопыриваю малышу большой палец ноги и осторожно провожу ногтем большого пальца руки по голой подошве. Реакция ребенка показывает, воспринимает ли он этот раздражитель и как он его обрабатывает. Пока ребенок находится в положении полулежа, я проверяю тонус приводящих мышц. Для этого я развожу его согнутые в коленях ножки в стороны. Трудно выразить словами то, что понимают руки, что для меня соответствует норме, а что - нет. В случае неуверенности я рекомендую сделать УЗИ или рентген тазобедренных суставов. Чтобы исключить нарушения осанки и сколиоз, младенца сажают голой спинкой к осматривающему. Слегка наклоняя вперед и при этом придерживая плечи, проверяют позвоночник. Смотрит ли ребенок на предмет и следит ли за ним взглядом? Прислушивается, пытаясь определить, откуда идет звук? Как реагирует кожа на прикосновение? Оставляют ли легкие прикосновения пальцев на ней красные пятна? Множество критериев диагностики не поддается записи, поскольку в большинстве случаев осматривающий опирается на свой личный опыт. Многие годы работы с сотнями детей и с самим собой складываются в сложную картину единого диагностического подхода.
Если ребенок старше пяти лет и согласен исполнять то, что его просят сделать, я провожу осмотр по методу Инге Флемиг:
Сначала я прошу ребенка снять обувь, длинные штаны и колготки (для детей старшего возраста я заранее прошу родителей взять с собой спортивные шорты). 1. Ребенок стоит спокойно, вес распределен между обеими нога Если в этом положении свод стопы не виден или виден слабо, я прошу ребенка приподняться на цыпочки. У двигательно незрелого ребенка в этом положении свод стопы виден хорошо. В случае генетического плоскостопия свод стопы виден не будет. Плоскостопие - это костное изменение, его нельзя исправить. Что же касается незрелой стопы (незрелым, конечно, является весь ребенок, «незрелая стопа» всегда связана с «незрелым бедром»), то она целиком и полностью корректируется в процессе движения и улучшения телесного восприятия в целом, а не с помощью ортопедических стелек, от которых на ногах остаются вмятины! У большинства незрелых детей в положении стоя на цыпочках виден великолепный свод стопы. Нога просто еще не сформировалась полностью. В то же время о том, насколько активно ребенок пользуется ногами, можно судить по их строению и цвету кожи. Мускулистая, тренированная нога или бело-розовая, пухлая ножка производят абсолютно разное впечатление. Некоторым детям сложно даже просто стоять на цыпочках. Если ребенок раскачивается из стороны в сторону, размахивает руками, весьма вероятно, что у него есть проблемы с вестибулярной системой.
2. Затем я прошу ребенка попрыгать по комнате на одной нож- Качество прыжков свидетельствует об уровне общего развития. Пятилетний ребенок должен осилить примерно десять слегка пружи-
нящих прыжков подряд по комнате. Все отклонения -остановки, падения, размахивание руками, сбивчивая линия прыжков, жесткое и шумное приземление (топание), гримасы -нормальному координированному движению не свойственны. (Резкие, угловатые движения, например, указывают на сниженную способность обрабатывать кинестетическую информацию.) 3. Упражнение «тип-топ»*- пройти, ставя одну стопу перед дру- Отклонения от воображаемой прямой линии, неточная постановка ног, размахивание руками и гримасы (экстрапирамидные движения), фиксация взгляда на одной точке свидетельствуют о дефицитах в области обработки базовых ощущений. Инге Флемиг давала это задание перед тем, как перейти к более сложным упражнениям для вестибулярной системы. Это позволяет оценить, сколько времени нужно ребенку после воздействия вестибу-лярного раздражителя, чтобы заново отрегулировать равновесие и снова проделать упражнение «тип-топ». 4. Ребенок становится в центр комнаты, разводит руки в стороны Многие дети с нарушениями восприятия не могут выполнить даже эти десять оборотов. Некоторые отказываются (не заставлять!), другие падают. Кто-то компенсирует свою неспособность, начиная шалить и кривляться, поворачивается слишком медленно или слишком быстро. Здесь снова следует оценивать качество движения. Каким образом ребенок справляется с задачей, каким стратегическим арсеналом он располагает?
* Немецкий язык позволяет перевернуть это название, превра-щая «тип-топ» в «пис-пот», т.е. «ночной горшок», что дети и делают с огромным удовольствием, провоцируя взрослых. По-русски такое упражнение обычно называют «муравьиный шаг». - Примеч. пер Если голова у ребенка не кружится вовсе, это говорит не о хорошей вестибулярной системе, а о ее чрезвычайно низкой чувствительности. Ребенку с хорошей организацией сенсорных систем достаточно пятнадцати-двадцати секунд, чтобы заново отрегулировать равновесие (на взрослых это не распространяется).
5. Сразу после вращения ребенка просят снова проделать упражнение «тип-топ», глядя при этом на ноги. Если ребенку удается пройти не хуже, чем перед вращением, это значит, что вестибулярная система с задачей справилась. В этом упражнении мы обращаем внимание на время, необходимое ребенку для того, чтобы отрегулировать равновесие, и на то, насколько хорошо ему это удается.
6. Я прошу ребенка сесть на пол и развести вытянутые ноги, а руки поднять к потолку. При хорошо развитых тазобедренных суставах колени остаются лежать на полу, спина прямая, позвоночник и таз находятся под прямым углом к бедрам. Отклонения указывают на проблемы с тазобедренными суставами или недостаточную подвижность таза. 7. Ребенок стоит посреди комнаты и делает обеими руками вра- К 11-12 годам дети, благодаря растущей интеграции движений, научаются параллельно вращать обеими руками. Если при выполнении этого упражнения выявляются отклонения от нормы, следует провести более подробный тест на мануальное предпочтение. Несформировавшееся мануальное предпочтение может порождать симптомы нарушения восприятия. Генетическая ле-
ворукость также нередко ведет к проблемам в развитии (пример Пауля). Таким детям в учебе нужен более крупный «кредит». Их мозг работает, так сказать, «в обход», требуя больших затрат энергии и времени. Если мозг лучше справляется с обработкой ощущений, налаживается и «порядок» в мозгу, вырабатывается предпочтение той или иной руки для определенных действий. Леворуким детям нужно помочь разобраться, какие действия у них лучше получаются правой, а какие - левой рукой (например, письмо - левой, бросок - правой). Левша совсем необязательно во всех действиях (с крупной и мелкой моторикой) предпочитает левую руку. Найти решение ему помогают советы или вспомогательные приспособления, например ножницы для левшей и т.п. Статистика показывает, что леворукие дети, окончив школу, демонстрируют большие творческие и художественные способности.
8. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами. Ребенок не закрывает глаз, пока не установит равновесия (фото 21). (Этот тест описан в главе «Основы сенсорной интеграции в диалоге»).
9. Я прошу ребенка проползти по комнате на четвереньках. На фотографиях 22 и 23 Финн и Иоханн демонстрируют признаки незрелого ползания: опираются на пальцы рук или на кулаки, пальцы повернуты внутрь или наружу, стопы «в воздухе», с подобранными или вытянутыми пальцами, положение ног - как при низком старте, голова зажата между плеч, движение неритмичное, шумное. (Физиологически правильное ползание: вытянутые ноги, тыльная сторона стопы касается пола, пальцы смотрят вперед, движение ритмичное, свободное положение головы.) Инге Флемиг рекомендует при выполнении ребенком этих заданий наблюдать прежде всего за качеством движения. Поскольку нам, терапевтам, чаще приходится иметь дело с нарушениями движения, зрительный образ «нормального», эталонного движения может поблекнуть. Устанавливаемая обществом норма «сползает» к движениям более низкого качества. Формируется новая норма. Наш мозг развивался на протяжении тысячелетий, осваивая все более мелкие и интегрированные движения. Что будет, если наши дети, прекрасно владея командой «опасность, внимание, беги, спасайся!» в компьютерной игре, сами окажутся уже не в состоянии осуществить ее? Тело - не «средство передвижения головы», тело человека и его мозг составляют единое целое. Человек не состоит из отдельных частей, он представляет собой единое Я.
Для теста важно, чтобы ребенок проделывал задания охотно и с растущим доверием. Постороннее давление заставляет организм напрягаться, а это искажает результат. Тот факт, что ребенок в присутствии матери испытывает напряжение, выполняя соответствующие его возрасту задачи, говорит сам за себя. Если отказ выполнять упражнения в специально подготовленном для ребенка помещении нельзя объяснить недомоганием или другими помехами, то он, скорее всего, свидетельствует о нарушениях в работе вестибулярной системы; разумеется, при том условии, что тестирующий знает правила ведения диалога.
Если ребенок саботирует тест, я начинаю терапевтическую игру: сенсорную интеграцию в диалоге. В процессе терапевтической игры становится ясно, каким из базовых ощущений присуща повышенная или пониженная чувствительность, на какой качественной стадии развития находится ребенок. В случае трудностей в обучении и отдельных проблем, связанных с учебой в школе, можно опираться на другие стандартные тесты интеллектуального развития (К-АВС*, с 3 до 12,5 лет и HAWIK-R**, от 6 лет) и тесты восприятия (PET***). Среди двигательных тестов наиболее информативными я считаю тест университета Оснабрюка на развитие моторики (МОТ****, от 4 до 6 лет), тест на координацию движений (КТК*****, от 5 до 14 лет) и тест на координацию движений на батуте (ТКТ******, от 5 лет). Моя оценка качества двигательного развития сформировалась на основе регулярного тестирования сотен детей в течение многих лет. Почему во всем мире среди 100 детей с отклонениями от нормы разной степени тяжести часто оказываются 80% мальчиков и только 20% девочек? Здесь можно высказать следующие предположения. На 100 младенцев в среднем приходится 51% мальчиков и 49% девочек. Существуют законы природы, обеспечивающие
* Оценочная батарея Кауфман для детей (Kaufman Assessment Battery for Children, К-ABC; 1983). -Примеч. пер. ** Гамбургский текст интеллекта для детей Векслера (Hamburg-Wechsler-Intelligenztest für Kinder). - Примеч. пер. *** Психолингвистическое тестирование развития (Psycho-linguistischer Entwicklungstest). - Примеч. пер. **** Motoriktest für vier- bis sechsjahrige Kinder (также МОТ 4-6 ). -Примеч. пер. ***** Körper-Koordinationstest für Kinder, по Эрнсту Кипхарду. (E.J. Kiphard) и Ф. Шиллинг (F. Schilling). - Примеч. пер. ****** Trampolin-Körperkoordinationstest, по Эрнсту Кипхарду (E.J. Kiphard). - Примеч. пер.
сохранение вида. В половом акте мужчина более чувствителен к помехам. Может быть, таким образом природа возмещает 2% разницы между полами? В дикой природе выживает сильный, только сильные сперматозоиды во враждебной, кислотной среде могут пробиться к яйцеклетке. Во внутриутробном периоде развития мальчику с его мужским гормональным балансом приходится утверждаться в теле женщины, обладающем соответственно женским гормональным балансом. Среди выкидышей больше мальчиков. Развитие мальчиков в младенческий период протекает медленнее. Они позже начинают ходить и говорить, как правило, позже приучаются к горшку. Если в самый важный период, в первые три года жизни, случаются задержки, мальчикам не хватает времени, чтобы восполнить дефициты позднее. Может быть, потому и нужны эти лишние 2%? Ответа на этот вопрос нет.
Жалобы, постоянно встречающиеся описания: Младенец:
Я никак не могу успокоить своего ребенка, он кричит круглые сутки, ночью часто просыпается, не дает нам, родителям, спать либо, наоборот, не требователен, вял, слишком много спит, сонный, плохо ест, плохо фокусирует взгляд (но видит), плохо слушает (но слышит), слишком мало лепечет для своего возраста, хмурый, плаксивый, очень напряжен, его постоянно приходится носить на руках, у него повышенный мышечный тонус, постоянно проявляются тонические рефлексы.
Ребенок дошкольного возраста:
Развитие движений не соответствует возрасту, задержка в развитии речи, симметричное повышение или снижение мышечного тонуса, ребенок не может сосредоточиться, беспокоен, с трудом успокаивается, непоседлив, угрюм, у него повышенная двигательная активность, ограничение зрительного и слухового восприятия (не связано с конкретными нарушениями зрения или слуха), он «цепляется» за мать, избегает пользоваться руками, кажется ленивым, вялым, ходит на цыпочках, наблюдаются стереотипии и самоповреждающее поведение.
Ребенок школьного возраста:
Трудно сосредотачивается, отвлекается, стремится быть в центре внимания, быть больше всех и лучше всех, не может занять себя сам, шалит, кривляется, ломает вещи, не соотносит силу
своих движений на уровне крупной моторики и/или мелкой моторики, бросается в слезы по самому незначительному поводу, легко впадает в отчаяние, припадки ярости, подвержен стрессу, избегает новых ситуаций и новых требований, саботирует просьбы, угрюм, ноет, агрессивен вербально или физически, командует, эгоцентричен, с трудом обзаводится друзьями, кажется ленивым и вялым, очень шумный, постоянно в движении, непоседлив, у него повышенная чувствительность к слуховым стимулам, повышенная или пониженная чувствительность к телесной и душевной боли, отсутствие ощущения схемы тела (восприятия собственного тела), ригидность, особенно в новых ситуациях, диспраксия а) рта, б) рук, в) всего тела, замедленные действия, замедленная реакция на раздражители (слух/зрение), плохая успеваемость при хорошем интеллекте, крупные проблемы в общении, с ним не хотят дружить, у него нет чувства времени, нет чувства пространства, плохая кратковременная память, нарушения внимания, он постоянно опаздывает, не чувствует дистанции в общении, пренебрегает дистанцией, легко отвлекается, если в комнате больше одного человека (отсутствие «эффекта вечеринки*»), постоянно нуждается в близком телесном контакте, прикосновениях, внимании, неловок, боязлив вплоть до психоза, не способен структурно мыслить, не распознает связей между явлениями, не распознает следствий, не допускает прикосновений, избегает тактильного контакта со многими материалами, у него мышечная гипертония, гипотония (регуляция тонуса), плохой зрительный контроль, неясное представление о собственном теле, стереотипии, самоповреждающее поведение, нарушения сна, отсутствие ритма сна, вегетативные нарушения (в том числе головные боли), гиперкинезия/гиперактивность, каждую ночь он приходит спать к родителям и/или не может уснуть один, поздно или совсем не приучается пользоваться туалетом, отказывается говорить (но может).
* Способность вычленять и слушать только один источник из множества одновременно звучащих. - Примеч. пер.
В своем докладе 3 декабря 1991 года Инге Флемиг подчеркивала, что этот список ни в коем случае не претендует на полноту и является простым перечнем тех жалоб и опасений, которые высказывают родители детей с нарушениями восприятия, приходя к ней на прием. Инге Флемиг постоянно говорит в своих докладах о том, как важно всерьез воспринимать то, что заботит мать. Только так мы сможем не упустить решающего момента для начала терапевтических занятий в раннем возрасте. Чем нам помогут те три ребенка на сотню, у которых все «пришло со временем»?
Здесь мне вспоминается такой пример. Мать Мартина получила два направления. Одно, путем настойчивых усилий, - для Мартина, к детскому неврологу, другое, в качестве бесплатного приложения, - для самой себя, к психиатру. Выписавший направления врач считал, что мать страдает истерией. Флемиг осмотрела Мартина и нашла его осторожным, тщательно оценивающим новую ситуацию, приветливым ребенком двух с половиной лет. Он был немного вял, но во время осмотра проявил неплохой интеллект. С первого момента ее волновал не столько ребенок, сколько глубоко озабоченная мать. Она настаивала на том, что Мартин не такой, как другие дети, и им чрезвычайно трудно управлять. Недолго думая, Инге Флемиг позвонила мне и сказала: «Ул-ла, ко мне пришла очень озабоченная мать с мальчиком, проблемы которого я своими средствами выявить не могу. Пожалуйста, осмотрите ребенка в условиях терапии». Меня каждый раз трогала эта открытость и великолепная интуиция Инге Флемиг. Видели ли вы когда-нибудь врача, который вот так, не боясь повредить своему авторитету, стремится найти решение проблемы? (Ко мне лишь однажды обратился врач-педиатр из Шенефельда под Гамбургом с просьбой помочь ему установить диагноз ребенка с нарушениями восприятия.) Придя ко мне, Мартин после короткого периода привыкания продемонстрировал педантичное, отчасти стереотипное поведение, которое позволило предположить у него начальные проявления
аутизма при высокой одаренности в избранных областях. (В описаниях конкретных примеров я расскажу о Мартине более подробно.) После того как я сказала матери Мартина, в чем я вижу проблемы и как они должны проявляться дома и особенно в новых ситуациях, она расплакалась и ответила: «Наконец-то кто-то признает, что с моим ребенком не все в порядке!» Можете мне поверить, эта мать вовсе не хотела, чтобы у ее сына были проблемы. Но она чувствовала это, и ее приводило в отчаяние, что никто не хотел разобраться, в чем, собственно, дело. Она была права! Проблемой Мартина, среди прочего, была его высокая одаренность
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |